22 сентября, 2016. Африканская компания вылечит половину населения Земли

Тренд последнего времени - попытка российского бизнеса вырваться из изоляции и выйти на мировые рынки. Фармацевтическая компания из ЮАР служит ярким примером того, как это можно сделать. Aspen Pharmacare стала одной из немногих компаний из стран БРИКС, которой удалось завоевать полмира.

В 1997 году три инвестора приобрели небольшую фармацевтическую компанию в Дурбане, которая была создана еще в 1850 году и сейчас известна как Aspen Pharmacare Holdings Ltd. Одним из инвесторов был Стивен Саад (Stephen Saad), бывший бухгалтер, работавший в медицинских стартапах "черных" пригородов Дурбана, который сейчас и возглавляет компанию Aspen Pharmacare. Миллионером он стал в 1993 году в возрасте 29 лет, а в 2004 году его состояние стало уже миллиардным. Чтобы вложиться в новое приобретение Стивен продал за 2,85 миллионов долларов в том же 1997 году свою долю акций (50%) в фармацевтической компании Covan Zurich (кстати, в рамках этой группы под его руководством компания по производству глазных капель увеличила свой оборот вдвое и провела ряд выгодных слияний и поглощений). Вместе с партнерами в новую компанию Стивен вложил около 7 миллионов долларов, а также сразу взял в кредит дополнительные 350 тысяч долларов под развитие бизнеса.

Уже в 1998 году Aspen Pharmacare котировалась на бирже ЮАР. А через два года компания Стивена с помощью кредита от поверивших в нее инвесторов купила за 340 миллионов долларов, прибегнув к агрессивному поглощению, крупнейшего фармацевтического производителя ЮАР компанию SA Druggists. Сразу избавились от непрофильных активов приобретенной компании, оставив только производственные мощности, которые можно было использовать для выпуска лекарств, необходимых при лечении HIV/Aids, туберкулеза и тропических болезней по госконтрактам правительства ЮАР. Хотя это решение пришло не сразу.

Стивен Саад (Stephen Saad), CEO компании Aspen Pharmacare:

"Одним из наших планов была продажа производств компании. Но я осознал, что это было бы как продажа сердца и легких".

Aspen Pharmacare наоборот инвестировала в модернизацию своих новых производств (четыре объекта в ЮАР и одно в Индии). Компания росла в среднем на 40% в год, сделав в первую очередь ставку на производство дешевых дженериков по лицензиям западных фармацевтических гигантов и концентрируясь на лекарствах от болезней типичных для развивающихся стран. Например, курс лечения одного пациента антиретровирусными препаратами в 2001 году обходился в ЮАР в 428 долларов в месяц. Уже через несколько лет Aspen Pharmacare могла обеспечить лекарствами троих пациентов в месяц за 39 долларов.

Девизом комании стало "качество и доступность" лекарств. Помимо дженериков компания развернула производство пенициллина, контрацептивов, гормональных лекарств, нутрицевтиков, диетических продуктов, косметической продукции FMCG.

Стратегия роста

В целом успех компании заложили 11 решений, которые были реализованы еще на ранних этапах.

Решение 1. Aspen Pharmacare сразу осознала важность экономики масштаба и стремилась создать крупное произвоство дженериков в ЮАР, замещая импорт из Великобритании.

Решение 2. Aspen Pharmacare смогла доказать состоятельность своей идеи перед государством и получить ряд привилегий и финансовых льгот под строительство своих мощностей.

Решение 3. Aspen Pharmacare активно работала по госконтрактам, доведя до 50% их долю в сбыте продукции. Нельсон Мандела присутствовал при открытии одного из объектов компании.

Решение 4. Aspen Pharmacare удалось заключить целый ряд выгоднейших договоров с западными компаниями по скидочной цене о покупке лицензий на производство дженериков, аппелируя опять же к экономике масштаба.

Решение 5. Aspen Pharmacare вошла в прочный союз с фармацевтическим гигантом Glaxosmithkline, которому принадлежит 6,2% компании, и сразу получила доступ к целому портфелю лекарственных средств (40 брендов).

Решение 6. Aspen Pharmacare создала совместные предприятия с индийскими производителями дженериков Matrix и Lupin, что обеспечило ей бесперебойные поставки сырья для выпуска своей продукции.

Решение 7. Aspen Pharmacare для этих же целей купила крупнейшее производство чистых химикатов в ЮАР, обеспечив себя сырьем.

Решение 8. Aspen Pharmacare с самого начала стремилась стать глобальной компанией, развернув свою деятельность для начала помимо ЮАР в соседних странах Африки и в Индии, а затем сфокусировалась на развивающемся мире.

Решение 9. Aspen Pharmacare и по сей день придерживается стандартного подхода к экспансии в новых странах: зайти по-маленькому, размещаясь в арендованных офисах, освоиться и расти на локальных рынках, приобретая компании и заключая союзы. Собственные отделы продаж не создаются, пока не появляются гарантии бесперебойных поставок, до этого момента дистрибуцией занимаются локальные компании. Особое внимание уделяется созданию или привлечению партнерских производственных мощностей, которые можно стремительно нарастить.

Решение 10. Aspen Pharmacare уделяет внимание налаживанию быстрого, гибкого и четкого канала поставок продукции в стратегически важные регионы. Вертикальная интеграция – важнейший фактор.

Решение 11. Aspen Pharmacare с самого начала сознательно шла на большие риски, агрессивно и быстро поглощая и приобретая различные фармацевтические и химические компании. По словам Стивена Саада, в мире существует огромное количество возможностей для слияний, потому что фармацевтическая индустрия находится "в состоянии потока" с большим количеством объединенных транснациональных компаний.

Основные сделки

В 2007 году Aspen Pharmacare заключает сделку с компанией Prestige Brands по поставкам глазных капель в США.

В 2008 году компания выходит на рынки Бразилии, Венесуэлы и Мексики через инвестиции в работающую там компанию Strides Arcolab.

В 2008 году выходит на рынки Кении, Танзании и Уганды через приобретение 60% компании Shelys.

В 2010 году получает полный контроль над всеми компаниями, в которые вложилась в Латинской Америке в 2008 году.

В 2011 году покупает австралийского производителя дженериков Sigma Pharmaceuticals за 806 миллионов долларов США и становится компанией номер один по производству дженериков в Австралии.

В 2012 году открывает первый филиал в Юго-Восточной Азии.

В 2013 году Aspen Pharmacare подписала соглашение с американской Merck & Co. (MSD) о покупке у нее бизнеса по производству активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), базирующегося в Нидерландах. Aspen также получила опцион на покупку 11 брендированных лекарственных препаратов. Общая сумма сделки с Merck оценивается в 1 миллиард долларов.

В 2013 году компания выходит на рынки СНГ и Восточной Европы.

В 2013 году покупает лицензию на бренд детского питания и производстенные мощности в Мексике и других странах Латинской Америки у Nestle за 180 миллионов долларов.

В 2014 году Glaxosmithkline покупает 25% в японском филиале компании.

В 2015 году покупает бренд анти-коагулянта у Novartis AG за 142 миллиона долларов.

На протяжении всей своей истории, начиная с 2003 года, компания стабильно приобретает все больше и больше брендов у партнера - компании Glaxosmithkline. Например, только в июне 2013 года Aspen направила предложение британской GSK о покупке у нее брендированных препаратов для лечения сердечных заболеваний Arixtra и Fraxiparine/Fraxodi и соответствующего производственного предприятия во Франции за 1,1 миллиард долларов.

Весной 2015 года Glaxosmithkline продала половину своих акций в Aspen и теперь владеет 6,2% акций компании. Ранее доля Glaxosmithkline доходила до 19%.

Цифры

Сегодня Aspen Pharmacare занимается поставками лекарственных средств в более чем 150 стран мира. Обеспечивают такие объемы 26 производств и более 10 тысяч сотрудников (кстати, ни один сотрудник не погиб на производствах в 2014 году, а текучка кадров упала до 13% с 18% в 2012 году). Уже 16 лет подряд компания растет двузначными темпами, а ее капитализация в 2014 году достигла 15 миллиардов долларов.

Примечательно, что Aspen котируется на бирже в ЮАР, а не в Лондоне. По мнению CEO компании, глобальный характер бизнеса Aspen Pharmacare и высокая операционная прибыль снимают с нее задачу поиска западного капитала. Тем не менее, в 2014 году компания привлекла зарубежом 2,7 миллиарда долларов, а в ЮАР - 600 миллионов долларов.

В 2014 году было запущено в производство 54 продукта в 17 странах. Согласно подсчетам IMS Health, стоимость выпускаемой продукции компании в следующие пять лет достигнет 6,7 миллиардов долларов.

Прибыль по госконтрактам в 2014 году упала на 30%, что связано в первую очередь с общим падением количества проводимых тендеров на антиретровирусные препараты, изменением требований тендеров к упаковке и дозам в ней, а также с увеличением цены на импортное сырье для дженериков из-за ослабления национальной валюты. Однако в целом это не сказалось на финансовых показателях компании.

Дело в том, что в 2014 году впервые в истории Aspen ее международный отдел (Европа, СНГ, Латинская Америка) принес более 40% выручки, еще 27%, или 719 миллионов долларов, пришлись на Азиатско-Тихоокеанский регион. В целом же более 75% выручки Aspen зарабатывает вне ЮАР, доля которой еще в 2010 году составляла 55 процентов. Рост продаж в 2014 году Aspen зафиксировала на всех рынках своего присутствия, в целом выручка компании составила 2,4 миллиардов долларов, что на 53% больше чем годом ранее. Максимальный рост показала Европа: всего за год продажи здесь увеличились на невероятные 419% до 588 миллионов долларов. Неплохие темпы у компании и в Латинской Америке: +122% за год, что принесло Aspen еще 286 миллионов долларов.

Благодаря международной экспансии операционная прибыль Aspen за 2014 год выросла на 47% и составила 604 миллиона долларов. А чистая прибыль компании достигла 408 миллионов долларов, что на 42% больше чем годом ранее.

В 2014 году Aspen заняла 10 место в рэнкинге Forbes 25 самых инновационных компаний мира (список опубликован в сентябрьском номере Forbes за 2014 год). И на сегодня она является пятой крупнейшей компанией по производству дженериков. Впрочем, Aspen не собирается останавливаться на достигнутом. Вполне вероятно, что по итогам 2015 года компания поднимется еще на несколько ступеней выше.


Источник http://fastsalttimes.com/sections/company/398.html

Поделиться ссылкой на выделенное