Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета)
№01 2017

Профессор Макс Гамильтон, его шкала депрессии, и не только №01 2017

Номера страниц в выпуске:13-15
Макс Гамильтон родился 9 февраля 1912 г. в г. Оффенбах-на-Майне, недалеко от Франкфурта-на-Майне, в Германии, в семье Генри Химмельшайна и его жены Сары Клейнберг (R.Rollin, 2004). 
рис 8-1.jpgМакс Гамильтон родился 9 февраля 1912 г. в г. Оффенбах-на-Майне, недалеко от Франкфурта-на-Майне, в Германии, в семье Генри Химмельшайна и его жены Сары Клейнберг (R.Rollin, 2004). 
В 1915 г., когда М.Гамильтону было всего 3 года, его семья (еще под фамилией Химмельшайн) эмигрировала в Англию, после переезда поселившись в восточной части Лондона. М.Гамильтон получил среднее образование в школе с математическим уклоном, что дало ему солидный опыт в области математики, и в будущем это очень пригодилось ему при статистическом анализе. После окончания средней школы он начал изучать медицину в Университетском колледже медицинской школы Лондонского университета. После получения медицинского образования в 1934 г. он вернулся в Ист-Энд, работая врачом в одном из самых бедных районов Лондона (известно, что в течение нескольких лет после окончания Университета М.Гамильтон работал врачом общей практики, обслуживая престарелых пенсионеров). Когда в 1939 г. Вторая мировая война пришла в Великобританию, он поступил на службу в ВВС страны и был назначен полковым врачом в инженерное подразделение. В этом подразделении часть военнослужащих проходили службу именно в связи с тем, что наличие у них тех или иных психоэмоциональных проблем вынудило воинские власти счесть их непригодными для службы в более традиционных боевых воинских частях и направить их на службу в инженерное подразделение, более «легкое» по нагрузкам и не имеющее доступа к оружию. Считается, что именно там в процессе оказания медицинской помощи этим солдатам у М.Гамильтона зародился интерес к психическим болезням и прежде всего к депрессивным расстройствам.
По окончании военных действий, в 1946 г., М.Гамильтон начал свою клиническую психиатрическую практику в больнице Модсли в Лондоне. Оттуда ему вскоре пришлось уволиться из-за сильных разногласий с руководством больницы, негативные воспоминания о которых остались с ним на всю оставшуюся жизнь.
рис 8-2.jpgПосле этого он непродолжительное время работал в больнице Университетского колледжа в Лондоне в должности аспиранта. Там он познакомился и подружился с Сирилом Бертом, уже хорошо известным на тот момент исследователем и статистическим психологом. Он стал учеником Сирила Берта и перенял у него интерес к клинической психологии и медицинской статистике, научился у него многим приемам работы и, в частности, применению шкал-опросников. Таким образом, именно во время своей работы в больнице Университетского колледжа М.Гамильтон заложил прочную основу для своей будущей карьеры. Именно там у него первоначально и возник интерес к использованию методов психологии, статистики и психометрии в клинической психиатрии. В этот период М.Гамильтон начал понимать важность психометрии в исследовании психиатрической патологии. В этом отношении он был далеко впереди своего времени, поскольку использование статистических методов и методов экспериментальной и клинической психологии в психиатрии тогда еще было совершенно новым делом. 
С самого того момента, когда М.Гамильтон только начал свою психиатрическую карьеру в Университетском колледже, он считал что психометрия должна быть строгой научной дисциплиной, важность которой в области клинических исследований и клинической практики должна признаваться на одном уровне с важностью биохимии или фармакологии. Его исследования по применению методов психометрии и клинической психологии в психиатрии начались в 1947 г. с изучения личностных особенностей пациентов, страдающих от язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Его диссертация на звание PhD по психологии была посвящена именно на этой теме. В дальнейшем М.Гамильтон продолжил разрабатывать эту тему, изучая психометрическими и психологическими методами статистические корреляции между различными типами личностей и психосоматическими расстройствами. То, что М.Гамильтон получил прекрасное математическое образование в школе, и его врожденные математические таланты в совокупности дали ему толчок для изучения методов математической статистики и способов применения их в медицине (так называемой медицинской статистике, дисциплине, только-только начавшей зарождаться в то время). В конечном счете М.Гамильтон стал инновационным статистом, и одна из его инноваций состояла именно в применении методов математической статистики к психиатрии, к той области медицины, где математическая статистика до того практически не применялась.
Позже М.Гамильтон перешел на работу в больницу Королевского колледжа в Лондоне в качестве старшего помощника заведующего психиатрическим отделением Денниса Хилла, известного в Британии психиатра. Затем работал старшим психиатром в больнице имени королевы Виктории, где он приобрел ценный клинический опыт. Впоследствии М.Гамильтон часто гордился тем, что он был одним из немногих профессоров психиатрии в Англии, кто не только преподавал, но и действительно работал, что называется, «в поле» (in the field), непосредственно в психиатрических госпиталях и больницах, и наработал там большой практический опыт.
В 1953 г. М.Гамильтон перешел на работу в Университет Лидса и переехал в Лидс. Там он получил должность старшего преподавателя кафедры психиатрии и сосредоточился на изучении депрессивных расстройств (которые, напомним, интересовали его давно, еще со времен военной службы) и составлении шкалы для оценки выраженности этих нарушений. Начал он эту работу с того, что в соавторстве с Г.Харгрейвсом разработал первую пробную шкалу для оценки уровня тревоги, для того чтобы иметь возможность математически измерить и документально отследить эффективность изучавшегося тогда нового потенциального транквилизатора, бензацина, при лечении тревожных нарушений. Первая версия шкалы Гамильтона для оценки депрессий (Hamilton Rating Scale for Depression – HRSD) была опубликована им в 1959 г. в соавторстве с Джеком Уайтом. Уже год спустя М.Гамильтон выпустил усовершенствованную версию своей шкалы для измерения тяжести симптомов депрессии. Именно эту шкалу мы знаем сегодня как классическую шкалу депрессии Гамильтона (HAM-D). Эта шкала с 1960 г. и до настоящего времени остается наиболее широко используемой и популярной из всех известных современных шкал в психиатрии. Интересно отметить, что в предисловии к своей пионерской статье от 1960 г., где он представил усовершенствованную версию шкалы HRSD, ставшую известной под названием «шкалы депрессии Гамильтона», М.Гамильтон говорил о возможности и вероятности появления еще одной, более доработанной и усовершенствованной версии этой шкалы, поскольку сам он считал как свою первоначальную версию шкалы, так и ее обновленную версию неидеальными, недоработанными. Однако время показало, что эти опасения М.Гамильтона были необоснованными, так как вскоре после своего появления эта шкала завоевала широчайшее признание и популярность в качестве общепризнанного стандартного инструмента измерения тяжести депрессии, и нужда в ее пересмотре и редактировании у него никогда не возникала. Статистическая валидность шкалы Гамильтона подтверждена десятками независимых исследований. На протяжении многих последующих лет шкала Гамильтона была переведена на многие языки мира, валидирована в национальных версиях и стала широко использоваться во всем мире при оценке эффективности лечения депрессивных нарушений (например, в клинических испытаниях антидепрессантов критерием терапевтического ответа обычно является редукция показателей шкалы 
HAM-D ниже 50% от исходного уровня до начала исследования, а критерием достижения ремиссии – нормализация показателей шкалы HAM-D, т.е. ее снижение до уровня ниже среднепопуляционного). М.Гамильтон был одним из первых, кто понял важность и необходимость объективных оценочных шкал для измерения тяжести различных психических патологий.
Первое исследование с применением этой шкалы, похоже, исходит от австралийских специалистов, которые в 1962 г. попытались количественно, с использованием HAM-D, оценить эффективность амитриптилина при лечении депрессии. В 1963 г. Джей Ти Роуз опубликовал первоеисследование о влиянии электросудорожной терапии (ЭСТ) на депрессию с применением этой шкалы (собственно, именно с тех пор строго математически известно, что ЭСТ эффективнее антидепрессантов, до той поры такое утверждение базировалось лишь на общем клиническом впечатлении от применения ЭСТ и антидепрессантов). Однако, несмотря на эти одиночные сообщения, как пишет М.Рот в своей краткой биографии М.Гамильтона, «потребовалось более десяти лет, прежде чем масштаб и значение изобретения М.Гамильтоном шкалы HRSD были поняты и оценены, и признаны в качестве его основного вклада в науку и клиническую практику». Даже спустя более чем 55 лет после введения шкалы Гамильтона в клиническую практику она является одним из наиболее цитируемых в психиатрической литературе о депрессии источников.
Шкала Гамильтона по депрессиям доказала свою полезность и состоятельность в психофармакологических исследованиях. Его рейтинговая шкала измерения тяжести тревоги (HAM-A) тоже оказалась весьма полезной в клинической практике, наряду со шкалой измерения тяжести депрессии, хотя она и реже используется в клинических исследованиях. Помимо своего участия в психофармакологических исследованиях и изобретения шкал, М.Гамильтон опубликовал две книги, в 1955 г. – первую, под названием «Психосоматика», а в 1974 г. еще одну, «Лекции по методологии клинических исследований».
В 1959 г. М.Гамильтон провел год в исследовательском центре в больнице Святой Елизаветы (Вашингтон, округ Колумбия), где он повышал свою квалификацию под руководством доктора медицины ДжоэлаЭлькеса. Затем он 2 года, в период 1959–1960 гг., проработал приглашенным ученым (советником) в Национальном институте психического здоровья, расположенном в Бетесде, штат Мэриленд, США. После своего возвращения М.Гамильтон проработал несколько лет в качестве члена Совета медицинских исследований в Йоркшире.
В 1963 г., в возрасте 51 года, он был назначен на должность заведующего кафедрой психиатрии Университета Лидса. Во время своего заведования он изменил программу обучения студентов и молодых врачей на кафедре, введя в программу клиническую психологию, медицинскую статистику и разделы, касающиеся социальной работы, что было весьма прогрессивным изменением (биопсихосоциальная модель психических заболеваний тогда только начинала получать признание, важность не только биологических, но и социальных и психологических факторов в патогенезе психических расстройств тогда недопонималась многими биологическими психиатрами, а психиатрическая и психологическая школы развивались в изоляции друг от друга и часто относились друг к другу с неприязнью). Это привело к тому, что на кафедре психиатрии, руководимой М.Гамильтоном, были созданы дополнительные курсы по клинической психологии, а кафедра получила право присвоения степеней и выдачи дипломов по социальной психиатрии. 
В течение всего своего срока полномочий в качестве заведующего кафедрой психиатрии М.Гамильтон особое внимание уделял качеству академического обучения психиатров, донесению до них понимания значимости клинических исследований и обучению их правильно оценивать качество исследований с позиций доказательной медицины, в том числе с применением методов математической статистики. Кроме того, М.Гамильтон считал, что социальные работники вносят важный вклад в заботу о психически больных, их социализацию и становление качественных ремиссий, и стремился повысить квалификацию социальных работников в области психиатрии и улучшить академическую составляющую в их обучении. К сожалению, открытые М.Гамильтоном на кафедре психиатрии Университета Лидса курсы по социальной работе в психиатрии, клинической психологии, математической статистике в психиатрии были позднее, в 1981–1982 гг., закрыты в результате запущенной университетским руководством программы экономии бюджетных средств университета. 
М.Гамильтон был первым президентом Британской ассоциации психофармакологии, почетным членом Королевской коллегии психиатров и одним из немногих президентов Британского психологического общества, которые были по образованию психиатрами, а не психологами (1972 г.). Он также был многолетним главным редактором журнала «Психофармакология». В 1980 г. он был награжден премией Пола Хоха от Американской психологической ассоциации за выдающиеся психиатрические исследования. А в 1983 г. М.Гамильтон был отмечен Университетом Лидса специальной премией за лучшую диссертацию на соискание ученой степени доктора медицины. 
Кроме того, М.Гамильтон был очень популярным преподавателем и лектором. Его часто приглашали читать лекции как в Великобритании, так и за рубежом. Он был прекрасно образован, знал немецкий и французский языки и часто читал свои лекции в немецкоязычных и франкоязычных странах на родных языках слушателей. М.Гамильтон был частым гостем в Соединенных Штатах, где проводил длительные периоды времени после своего выхода на пенсию. Он часто представлял свои краткие, но четкие отчеты с особой критикой по многим проблемам психиатрии. Ученый обладал особым даром формулировать очень острые, проницательные и актуальные вопросы, и если чувствовал, что прав (а обычно он в итоге оказывался прав), то очень упорно и настойчиво отстаивал свою точку зрения, вступая в жаркие дискуссии с учеными с мировыми именами, невзирая на их статус, заслуги и звания. 
В свою очередь, критики в свой собственный адрес М.Гамильтон никогда не боялся и не избегал.
По воспоминаниям современников, М. Гамильтон был очень строгим и требовательным, но при этом справедливым преподавателем, чем произвел неизгладимое впечатление на многих своих учеников и повлиял на их становление как профессионалов. При этом он был убежденным сторонником концепции гуманистической психиатрии и прав пациента. В качестве гуманистического психиатра ученый всегда подчеркивал ведущую роль именно пациента, как в клинической работе, так и в научных исследованиях, и то, что все должно делаться в конечном счете ради блага пациента, а не, например, ради защиты неких абстрактных «интересов общества» или ради удовлетворения научного интереса. Несмотря на то, что о строгости М.Гамильтона как преподавателя ходили легенды, так же известно, что он был по-человечески очень добр к своим студентам и ученикам и охотно оказывал им разнообразную помощь (в том числе нередко даже материальную). М.Гамильтон был очень демократичен в общении и часто устраивал у себя дома вечеринки для широкого круга студентов и коллег, как из Великобритании, так и из других стран. 
За пределами сферы профессиональных интересов большим вниманием М.Гамильтона пользовалась политика, где он всегда выступал в защиту прав обездоленных и угнетенных. Он придерживался левых (в западном, некоммунистическом понимании слова), либеральных и гуманистических взглядов. Кроме того, он также увлекался фотографией и достиг больших успехов в освоении фотоискусства. Он очень любил садоводство, занимался разведением нарциссов и орхидей, которые самолично высаживал в своем саду возле дома в Лидсе. М.Гамильтон страдал хронической бессонницей, поэтому он любил заставлять некоторых своих наиболее умных учеников проводить с ним ночь рядом со старой школьной доской, вместе с ними разбирая лекционный материал.
М.Гамильтон был дважды женат. У него были два сына от первого брака, который состоялся в 1933 г., и две дочери и сын от второго брака с Дорин Маргарет Муди в 1947 г. Известно, что он поддерживал регулярные контакты со всеми своими детьми. М.Гамильтон умер 6 августа 1988 г. в возрасте 76 лет. 
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 2272
Предыдущая статьяО Максе Гамильтоне
Следующая статьяУшел из жизни выдающийся греческий психиатр Костас Стефанис
Прямой эфир