Правовые аспекты охраны психического здоровья в Европейском союзе (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации1 №03 2016

Психиатрия Дневник психиатра (психиатрическая газета) - Правовые аспекты охраны психического здоровья в Европейском союзе (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации1

Номера страниц в выпуске:9-10
Для цитированияСкрыть список
Е.О.Пазына ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия. Правовые аспекты охраны психического здоровья в Европейском союзе (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации1 . Дневник психиатра. 2016; 03: 9-10
5r.jpg
Охрана психического здоровья населения является одной из важнейших и актуальных задач любого государства. Успешное ее выполнение во многом предопределяет дальнейшее поступательное развитие соответствующей страны. Напротив, отсутствие должного внимания к указанной проблеме порождает значительные экономические и социальные трудности.
По данным исследования, проведенного группой ученых под руководством представителей Гарвардской школы общественного здравоохранения и Всемирного экономического форума, совокупный ущерб, причиненный психическими заболеваниями мировой экономике в 2010 г., составил 2500 млрд дол. США; к 2030 г. прогнозируется увеличение указанного значения до 6000 млрд дол. США. Эти цифры превышают соответствующие экономические потери 2010 и 2030 г. от рака (290 и 458 млрд дол. США), сердечно-сосудистых заболеваний (863 и 1040 млрд дол. США) и диабета (500 и 745 млрд дол. США). При этом совокупные расходы на здравоохранение в мире в 2009 г. составили 5100 млрд дол. США2.
Комплексный характер задач по охране психического здоровья обусловливает целесообразность интеграции в ее рамках усилий разных элементов механизма государственного управления, разработки межведомственных подходов по их решению, вовлечения в данные процессы представителей частного сектора.
Изучение систем охраны психического здоровья, функционирующих в рамках Европейского союза и его признанных государств-лидеров в данной сфере – ФРГ и Великобритании, их правовых, организационных и финансовых наработок представляет несомненный интерес для совершенствования соответствующей деятельности в нашей стране. Учет европейского опыта поможет Российской Федерации эффективнее обеспечить высокий уровень психического здоровья ее населения, что будет способствовать улучшению экономической и демографической ситуации в нашей стране.
Анализ правового регулирования охраны психического здоровья в государствах Евросоюза (на примере ФРГ и Великобритании) и РФ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, психические заболевания являются серьезной проблемой для исследуемых европейских государств, наносящей многомиллиардный ущерб их экономикам (порядка 3–4% валового внутреннего продукта Евросоюза). Несмотря на предпринимаемые в данной сфере меры, существует тенденция к увеличению указанного ущерба в будущем. Эти факторы делают необходимым консолидацию государственных и частных усилий в сфере охраны психического здоровья.
Во-вторых, в соответствии с учредительными договорами Евросоюз обладает весьма ограниченными полномочиями в области охраны психического здоровья, дополняющими национальную политику его государств. В то же время, осознавая важность развития указанной сферы, он разработал ряд правовых и организационных инструментов, отражающих вектор развития и координирующих соответствующие усилия его государств-членов. Стратегическое значение в области охраны психического здоровья в Европе приобрел Европейский пакт о психическом здоровье и благополучии 2008 г. Он обозначил 5 приоритетных направлений деятельности и необходимые меры для решения наиболее актуальных проблем в данной сфере: профилактика депрессии и суицида; психическое здоровье молодежи и образование; психическое здоровье на рабочем месте; психическое здоровье пожилых людей; борьба со стигмой и социальной изоляцией. Основным инструментом, аккумулирующим информационные базы о ходе исполнения Европейского пакта, стал Компас Евросоюза для действий по охране психического здоровья и благополучия – интернет-портал, созданный в 2009 г. К одной из последних организационных инициатив Евросоюза в рамках реализации и развития положений Европейского пакта относится «Совместное действие по психическому здоровью и благополучию», функционировавшее в период с 1 февраля 2013 г. до 31 января 2016 г. Оно объединяло 51 партнера из 28 государств-членов Евросоюза, а также 11 европейских организаций.
В-третьих, ФРГ и Великобритания демонстрируют высокий уровень охраны психического здоровья населения, являясь лидерами среди европейских государств. Они выделяют значительные финансовые средства на решение соответствующих проблем и обладают разветвленной организационной системой, акцентированной на деинституциализацию и осуществление общинного ухода. Первое из указанных государств в 2013 г. потратило на охрану психического здоровья порядка 35 млрд евро, или 11% расходов на здравоохранение; второе – 21 млрд фунтов стерлингов (примерно 25 млрд евро по кросс-курсу октября 2013 г.), или 14%. При этом в Великобритании указанный уровень финансирования, особенно направляемого на проведение соответствующих научных исследований, отмечается как недостаточный. В РФ объем средств, выделенных на расходы в области охраны психического здоровья в 2014 г., составил примерно 46,6 млрд руб. (примерно 1 млрд евро по курсу июня 2014 г.), или 1,84% от общих бюджетных расходов на здравоохранение. В нашей стране так же, как и в Европе, активно ведутся процессы деинституциализации в сфере охраны психического здоровья.
В-четвертых, в ФРГ центральное место в системе финансирования охраны психического здоровья занимают средства, привлекаемые за счет обязательного социального страхования. В Великобритании основным источником доходов является общее налогообложение, а поддержка указанной сферы ведется за счет бюджета. Осуществляемый в России переход на систему одноканального финансирования по многим признакам схож с немецкой системой. В то же время следует принимать во внимание гораздо меньший объем средств, который возможно привлечь в рамках отечественной системы обязательного медицинского страхования с учетом сложной экономической ситуации в нашей стране. В данной ситуации представляется целесообразным осуществлять дополнительную бюджетную поддержку охраны психического здоровья в РФ для обеспечения необходимых объемов финансирования нужд пациентов и субъектов, задействованных в процессах профилактики, лечения и реабилитации, в том числе для поддержки научных исследований, повышения квалификации персонала и совершенствования материальной базы, включая закупку новейшего оборудования и препаратов.
В-пятых, удачными примерами правового регулирования сферы охраны психического здоровья в условиях меньшего объема средств (по сравнению с ФРГ) служат специализированные государственные стратегии, разработанные правительством Великобритании и широко применяемые для решения основных проблем, существующих в данной области. Они обеспечили необходимый уровень сотрудничества государственного и частного секторов, повысив уровень осведомленности и позволив консолидировать усилия соответствующих субъектов. Важными компонентами при разработке указанных стратегий являются межведомственное взаимодействие и вовлечение частных заинтересованных лиц, включая пациентов и их близких, в данный процесс для наилучшего учета и удовлетворения их потребностей. В РФ в настоящее время вопросы охраны психического здоровья затрагиваются в документах, посвященных вопросам здравоохранения в целом.
В-шестых, важную функцию в Европе в области повышения осведомленности и информированности заинтересованных лиц в сфере охраны психического здоровья выполняют интернет-порталы, аккумулирующие информацию о поставщиках психиатрических услуг, удачных медицинских практиках, соответствующей правовой базе, а также разветвленная сеть телефонов доверия и онлайн-ресурсов оказания помощи и консультирования. Указанные инструменты в последние годы начинают развиваться и в нашей стране.
В-седьмых, система общинного ухода в сфере психического здоровья, активно применяемая в ФРГ и Великобритании, показала большую эффективность, в том числе экономическую, по сравнению с оказанием медицинской помощи лишь в рамках психиатрических стационаров. В то же время следует отметить, что процесс деинституциализации должен сопровождаться адекватным развитием общинных услуг, иначе он может привести к необоснованно долгому ожиданию получения необходимой помощи и усугублению негативных явлений, связанных с соответствующими заболеваниями. При этом даже в ФРГ и Великобритании указанные проблемы до сих пор не решены полностью.
В-восьмых, Евроcоюз, в том числе ФРГ и Великобритания, а также РФ демонстрируют схожие приоритетные направления в сфере охраны психического здоровья. Это позволяет сделать вывод о возможности заимствования наиболее эффективных европейских наработок в области профилактики депрессии и суицида, психического здоровья молодежи и образования, психического здоровья на рабочем месте, психического здоровья пожилых людей, а также борьбы со стигмой и социальной изоляцией.
В-девятых, учет европейского опыта в организационно-правовой и финансово-правовой сферах охраны психического здоровья поможет нашей стране разработать новые высокоэффективные инструменты, позволяющие своевременно и качественно оказывать необходимую помощь нашему населению.
1 Работа выполнена при поддержке «Союза охраны психического здоровья» в рамках научного исследования «Правовое регулирование охраны психического здоровья в государствах Европейского союза (на примере ФРГ и Великобритании) и Российской Федерации: организационные и финансовые аспекты» и является сокращенной версией статьи, представленной в материалах Конгресса «Психическое здоровье в ХХI веке».
2 Все цифры в данном абзаце приведены в ценах 2010 г.
Список исп. литературыСкрыть список
В избранное 0
Количество просмотров: 154
Предыдущая статьяЛекция: Уроки прошлого и взгляд в будущее: современные концепции улучшения терапии психических заболеваний. Часть 2 (расширенный реферат, подготовленный А.В.Павличенко)
Следующая статьяПриглашаем Вас принять участие в работе VI Международной научной конференции «Душевное здоровье населения на границе Европы и Азии» Конференция состоится 26–30 октября 2016 г. в Оренбурге