Новые возможности. Нейрореабилитация №01 2015

Неврология Газета невролога - Новые возможности. Нейрореабилитация

Номера страниц в выпуске:6-7
Для цитированияСкрыть список
Новые возможности. Нейрореабилитация. Неврологическая газета. 2015; 01: 6-7
Алексей Борисович Данилов, доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней ФППОВ ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрава России, исполнительный директор Ассоциации междисциплинарной медицины, руководитель проекта «Экология мозга»

«Нервные клетки не восстанавливаются» – еще совсем недавно это заблуждение было аксиомой. Однако в последние годы наука опровергла это мнение, доказав, что мозг вполне способен восстанавливать утраченные функции. Более того, теперь специалистам под силу «научить» видеть слепого и ходить парализованного.


Долгое время считалось, что у взрослых людей новые нейроны не образуются и что восстановление нервной системы возможно лишь в той степени, в которой оставшиеся в живых клетки могут заместить функции погибших. Но в 1990-х годах исследования показали, что в головном мозге взрослых людей постоянно появляются новые нейроны. Это явление было названо нейропластичностью, то есть способностью мозга изменяться под действием опыта.
Такое революционное открытие дало толчок к разработке новых уникальных методов нейрореабилитации, позволяющих достигать результатов, еще полвека назад казавшихся фантастическими. Одной из новых технологий восстановления утраченных функций нервной системы является методика BrainPort («окно в мозг»), разработанная в 1960-х годах Полом Бач-и-Ритой (Paul Bach-y-Rita) и в настоящее время дошедшая до клинической реализации.
Цель применения инновационных устройств заключается в том, чтобы, влияя на механизмы нейропластичности, расширять возможности восстановления функций нервной системы. Так, устройство BrainPort balance device, зарегистрированное для клинического использования в России, Европейском Союзе, Канаде и Бразилии, применяется для помощи пациентам, пережившим инсульт, черепно-мозговую травму, мозжечковую атаксию, менингоэнцефалит, страдающих болезнью Паркинсона и др. Дело в том, что у таких пациентов нередко нарушена вестибулярная функция, то есть человек не в состоянии свободно передвигаться в пространстве. Раньше помочь таким пациентам не представлялось возможным. При использовании устройства BrainPort наблюдаются выраженные улучшения. Так, после всего 20-минутной терапевтической сессии человек самостоятельно встает и ходит, и эффект может сохраняться в течение 4–24 ч. Более того, у некоторых больных наблюдается стойкое, длящееся неделями улучшение, даже у пациентов со сроком повреждения в десятки лет.
 
Второе устройство BrainPort помогает слепым видеть через язык. Принцип работы BrainPort vision device тот же, что и у вестибулярного устройства. Источником информации, посылаемой на язык, служит портативная цифровая видеокамера, которую закрепляют у пациента на голове. Устройство используется у слепых людей, в том числе при врожденной слепоте, а также у тех больных, у которых сохранено только светоощущение. После 2–10-часовой тренировки пациенты научаются «видеть» контрастные объекты. Они могут правильно оценивать направление движения и скорость катящегося шарика, ловить его, распознавать лица [2]. Интересно, что при использовании устройства у слепых от рождения людей получается различать препятствия и уклоняться от них даже лучше, чем у зрячих людей с завязанными глазами. Одни испытуемые рассказывают о том, что чувствуют объекты нарисованными на языке пузырьками шампанского. Другие сообщают, что «зрение», которого удается достичь с помощью BrainPort vision device, похоже на обычное.
Другой мир
 Новейшие технологии, воздействующие на нейронные связи, помогают не только восстановить утраченные функции, но и справиться с сильной болью.
Так, лечение разных заболеваний нередко сопряжено с болезненными процедурами, порой требующими применения сильнодействующих обезболивающих препаратов. Но иногда даже сильные анальгетики не устраняют боль полностью. Уже в течение многих лет ученые пытались найти способы немедикаментозного обезболивания. Неплохие результаты демонстрировали методы «отвлечения внимания», когда пациентам во время процедуры давали слушать приятную музыку или смотреть интересный фильм. Однако американский профессор Хантер Хоффман (Hunter G. Hoffman), заведующий лабораторией виртуальной реальности Вашингтонского университета (Сиэтл, США), решил не останавливаться на достигнутом и пошел дальше.
Х.Хоффман придумал и создал сложную систему иммерсивной виртуальной реальности (immersive virtual reality). Эта система не просто отвлекает пациента, она погружает в виртуальный мир, вызывая полное ощущение присутствия в ином пространстве. Подобное погружение, создающее визуальную иллюзию нахождения в другом мире, позволяет пациенту расслабиться, сконцентрировать внимание на приятных впечатлениях, помогая намного легче перенести болезненную процедуру.
Эффекта полного погружения в виртуальную реальность удается достичь за счет конструкции с широким дисплеем и наушниками, которая охватывает голову пациента, исключая визуальный и звуковой контакт с окружающей средой.
Действие виртуальной реальности было изучено при ее применении в разнообразных клинических процедурах: при смене повязок у пациентов с сильными ожогами кожных покровов, проведении послеоперационной физиотерапии, трансуретральной радиочастотной термодеструкции простаты и др.
Объективно оценить действие обезболивающих средств и процедур позволяют исследования мозговой активности с использованием методов нейровизуализации. В разных исследованиях с использованием позитронной эмиссионной томографии и магнитно-резонансного сканирования были определены участки мозга, которые активизируются при болезненном тепловом воздействии на кожу: передний пояс, центральная доля, таламус, первичная и вторичная соматосенсорная кора, составляющие «болевую матрицу» мозга.
Основываясь на этих данных, Х.Хоффман с коллегами провел исследование воздействия опиоидных анальгетиков, виртуальной реальности и сочетания этих методов на здоровых добровольцев, на которых искусственно воздействовали болезненными тепловыми раздражителями. Результаты исследования подтвердили субъективные ощущения пациентов, которым проводили болезненные процедуры. При воздействии виртуальной реальности снижение активности «болевой матрицы» мозга было сопоставимо с уровнем, который обеспечивают опиоидные анальгетики, а сочетание терапии опиоидными анальгетиками с виртуальной реальностью дает еще более впечатляющий результат.
Разработка Х.Хоффмана настолько эффективна, что применяется не только при медицинских манипуляциях, но и для облегчения состояния пострадавших после серьезных травм, например после ожогов.
Так, давно замечено, что пациентам с ожогами значительное облегчение приносят мысли о холоде. Поэтому в университетском госпитале Лойола (Loyola University Hospital, Мэйвуд, Иллинойс, США) во время лечебной физкультуры и очистки ран стали применять технологии виртуальной реальности, погружая пациентов в «Снежный мир» (Snow World), имитирующий северные пейзажи.
 
«Тяжелые ожоги – одно из самых болезненных состояний.
И если имеются средства, которые способны хотя бы немного уменьшить эту страшную боль, мы непременно должны их использовать», – говорит доктор Ричард Гамелли, главный врач хирургического отделения университетского госпиталя Лойола.
Лечение сильных ожогов чрезвычайно мучительно для пациентов и включает ежедневные перевязки, очистку ран, удаление отмершей ткани. Более того, обожженные участки кожи требуется растягивать для минимизации атрофии мышц. Для этого пациенты проходят курс лечебной физкультуры. Все эти процедуры и упражнения крайне болезненны, а виртуальная реальность существенно снижает интенсивность боли.
 
Исследования по применению компьютерной игры «Снежный мир» проводились в США, Австралии и Израиле. Они показали, что у пациентов, вовлеченных в игру, значительно снижается восприятие боли во время ежедневных болезненных процедур. А последнее исследование, проведенное на базе Вашингтонского университета, показало, что погружение в виртуальную реальность «Снежного мира» сокращает интенсивность передачи болевых сигналов в мозг.

Компьютерная система «Снежного мира» состоит из стереоочков, в которых пациент видит виртуальный мир трехмерной графики, наушников и мышки, с помощью которой он может бросать снежки. Помимо звуковых эффектов игра имеет музыкальное сопровождение, при этом пациент сам может выбрать наиболее приятные ему мелодии.
После запуска игры пациент оказывается в мире снеговиков, пингвинов, эскимосских иглу и полярных медведей. Снеговики бросают снежки в пациента, который может отклонить их нажатием на мышь. Повторное нажатие позволяет пациенту бросить снежки в снеговика. При удачном попадании снеговики и иглу превращаются в снежную пыль, а пингвины начинают кружить поблизости с характерными криками. Все игровые системы оснащены дополнительными мониторами, которые отображают картинку, которую видит пациент.
 
«Молодые люди очень чувствительны к боли и часто начинают кричать еще до того, как к ним прикасается врач, – говорит Мелисса Дроуз, специалист по лечебной физкультуре отделения ортопедической хирургии и реабилитации. – Компьютерная система блокирует все внешние сигналы и звуки, перенося их из окружения неприятного кабинета в мир развлечений».
Помимо обезболивания пациентов с ожогами игра «Снежный мир» имеет и другие показания. Она используется для преодоления фобии и синдрома посттравматического стресса, а также во время урологических процедур, физиотерапии у пациентов с церебральным параличом и в стоматологии.
Список исп. литературыСкрыть список
1. US National Library of Medicine National Institutes of Health. Neuropsychopharmacol. Cost of disorders of the brain in Europe 2010. 08.08. 2011.
2. Bach-Y-Rita P, Danilov YP, Tyler ME, Grimm RJ. Late human brain plasticity: vestibular substitution with a tongue BrainPort human-machine interface. Intellectica 2005; 40: 115–22.
Количество просмотров: 2537
Предыдущая статьяО причинах инвалидизации больных с острым нарушением мозгового кровообращения
Следующая статьяБолезнь Альцгеймера: автопортреты до и после

Поделиться ссылкой на выделенное