Когнитивные функции и их нарушения №01 2018

Неврология Газета невролога - Когнитивные функции и их нарушения

Для цитированияСкрыть список
Когнитивные функции и их нарушения. Газета невролога. 2018; 01: 
Под когнитивными функциями принято понимать наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется рациональное познание окружающего мира.
Когнитивные функции: память, внимание, восприятие (гнозис), двигательные навыки (праксис), речь, аналитические способности (исполнительные функции).
Когнитивные нарушения (КН) значительно варьируют по выраженности, но всегда существенно снижают качество жизни пациентов, затрудняют их взаимодействие с родственниками и окружающими людьми, негативно влияют на лечение сопутствующих заболеваний.
Синдром легких КН. При разных церебральных заболеваниях, например дисциркуляторной энцефалопатии или болезни Паркинсона, проведение тщательного нейропсихологического исследования может выявить легкие когнитивные расстройства, которые, тем не менее, выходят за пределы нормы (табл. 1).
11.jpgУмеренные КН. В 1997 г. американским неврологом R.Petersen предложен термин «умеренные когнитивные нарушения» (УКН), диагностические критерии которого приведены в табл. 2.
  УКН – полиэтиологический синдром, который может отмечаться на ранних стадиях разных заболеваний головного мозга. При УКН проявления заболевания уже заметны как для самого пациента, так и для окружающих его лиц. В силу небольшой выраженности нарушений для качественного анализа особенностей когнитивных расстройств требуется проведение подробного нейропсихологического исследования. К сожалению, в рутинной клинической практике это не всегда возможно, и точный нозологический диагноз при УКН иногда можно поставить только в процессе динамического наблюдения. В 55–70% УКН в течение 5 лет развивается клинически очерченная картина болезни Альцгеймера. Таким образом, пациенты с УКН представляют собой группу высокого риска данного заболевания.
Деменция. Наиболее тяжелые когнитивные расстройства, включающие нарушение памяти, которые вызывают дезадаптацию пациента в повседневной жизни, обозначаются термином «деменция». Деменция – полиэтиологический синдром, описываемый при нескольких десятках неврологических заболеваний (табл. 3).
Самая распространенная причина деменции – болезнь Альцгеймера, отмечающаяся не менее чем у 5% лиц старше 65 лет. Наиболее характерное проявление болезни Альцгеймера – нарушения памяти на текущие события, развивающиеся исподволь без видимой причины и постепенно нарастающие по выраженности. Со временем забывчивость распространяется на все более отдаленные события жизни, присоединяются нарушения других когнитивных функций, что в результате приводит к формированию зависимости от посторонней помощи.
Очаговая неврологическая симптоматика при болезни Альцгеймера отсутствует вплоть до наиболее поздних стадий болезни. Компьютерная или магнитно-резонансная томография головы (КТ и МРТ) при болезни Альцгеймера либо не выявляет патологических изменений, либо обнаруживает церебральную атрофию, наиболее значительную в глубинных отделах височных долей.
Особую настороженность в отношении вероятных когнитивных расстройств следует иметь при работе с пациентами, перенесшими острое нарушение мозгового кровообращения, при наличии артериальной гипертензии, хронической сердечной недостаточности.
К развитию когнитивных расстройств предрасполагает также наличие сахарного диабета, гиперлипидемии, абдоминального ожирения. Риск когнитивных расстройств велик при малоподвижном образе жизни, низком уровне образования или низкой интеллектуальной активности, а также у лиц, злоупотребляющих алкоголем или другими психоактивными веществами.
12.jpg
Диагностика когнитивных нарушений
О нарушении когнитивных функций говорят в тех случаях, если в результате приобретенного заболевания центральной нервной системы происходит снижение когнитивных показателей по сравнению с исходным более высоким уровнем. Таким образом, одним из основных условий диагностики КН является адекватно собранный объективный анамнез заболевания. Грамотная оценка когнитивных функций, качественный и количественный анализ клинических особенностей расстройств высших психических функций важны для диагностики и построения программы терапевтического ведения пациента.
Нейропсихологическое тестирование. Оценка состояния когнитивных функций осуществляется с помощью специальных нейропсихологических тестов – единственного объективного диагностического инструмента.
Важно! Ни жалобы пациента, ни свидетельства родственников, ни собственное впечатление врача не являются основанием для констатации когнитивных расстройств и начала терапии.
Дополнительные методы исследования, такие как, например, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга, помогают уточнить этиологию когнитивных расстройств, но не оценивают когнитивные функции как таковые. Поэтому при подозрении на наличие нарушений со стороны высших психических функций использование нейропсихологических тестов обязательно. Простейшим скрининговым инструментом оценки когнитивных функций, который может быть рекомендован для широкого применения в амбулаторной практике, является методика Мини-Ког.
Невозможность, несмотря на подсказку, припомнить хотя бы одно слово или существенные ошибки при рисовании часов свидетельствуют о наличии у пациента клинически значимых КН. Будучи вполне достаточной для диагностики деменции, краткая шкала оценки психического статуса может оказаться недостаточно чувствительной для диагностики менее тяжелых когнитивных расстройств. В этих случаях требуется более углубленное нейропсихологическое исследование.
15.jpg14.jpgДиагноз КН – синдромальный!
Следующий этап диагностического поиска – поиск причины когнитивных расстройств и определение нозологического диагноза.
В первую очередь необходимо исключить так называемые «вторичные» когнитивные расстройства, которые требуют особого лечения (табл. 4). Для исключения этих патологических состояний необходимы проведение лабораторно-инструментального скрининга, включая нейровизуализацию, оценка анамнеза и психического статуса пациента.
1. Инструкция: «Повторите три слова: лимон, ключ, шар». Слова должны произноситься максимально четко и разборчиво, со скоростью 1 слово в секунду. После того, как пациент повторил все три слова, просим: «А теперь запомните эти слова. Повторите их еще один раз». Добиваемся того, чтобы пациент самостоятельно вспомнил все три слова. При необходимости предъявляем слова повторно – до 5 раз.
2. Инструкция13.jpg: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате и стрелками. Все цифры должны стоять на своих местах, а стрелки должны указывать на 13.45». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, расставить цифры и изобразить стрелки. Подсказки не допускаются. Больной также не должен смотреть на реальные часы у себя на руке или на стене. Вместо 13.45 можно просить поставить стрелки на любое другое время (рис. 1).
3. Инструкция: «Теперь давайте вспомним три слова, которые мы учили вначале». Если больной самостоятельно не может припомнить слова, можно предложить подсказку. Например, «Вы запоминали еще какой-то фрукт… инструмент… геометрическую фигуру».
Интерпретация: существенные трудности рисования часов или трудности воспроизведения с подсказкой хотя бы одного слова свидетельствуют о наличии клинически значимых КН.
 









По материалам журнала «Consilium Medicum»
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 287
Предыдущая статьяСпонтанное рецидивирующее головокружение: вопросы дифференциальной диагностики
Следующая статьяОсобенность терапии когнитивных нарушений у больных с артериальной гипертензией

Поделиться ссылкой на выделенное