Инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями в Талдыкорганском медицинском колледже

Массаж. Эстетика тела №01 2018 - Инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями в Талдыкорганском медицинском колледже

Номера страниц в выпуске:20-21
Для цитированияСкрыть список
С.М.Джансенгиров (кандидат медицинских наук), В.В.Тиников. Инклюзивное обучение студентов с ограниченными возможностями в Талдыкорганском медицинском колледже. Массаж. Эстетика тела. 2018; 01: 20-21
Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для людей с инвалидностью. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции, законах РК «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 гг.
В мире 40 млн слепых людей и 124 млн плохо видящих. Сегодня в данном государстве инвалидов по зрению проживает более 22 тыс.
В РК подготовка массажистов среди незрячих проводится в Республиканском медицинском колледже с 2009 г., Актюбинском медицинском колледже – с 2014 г. В Талдыкорганском медицинском колледже проведены два набора студентов с ограниченными возможностями по зрению по специальности 0302000 «Сестринское дело», квалификации 0302022 «Массажист». Срок обучения – 1 год 10 мес. В 2017 г. осуществлен первый выпуск (7 обучающихся). Все выпускники в данное время трудоустроены: 
5 работают массажистами в государственных медицинских организациях, 2 трудятся по специальности в частных клиниках Талдыкоргана. В этом году ожидается второй выпуск – 7 человек.
Для педагогического коллектива колледжа обучение данной категории студентов стало новой задачей, так как опыта и навыков работы с ними не имелось. В процессе проведения занятий были определены приоритетные формы и методы проведения занятий, которые, по нашему мнению, имеют наибольшую эффективность и результативность и в то же время наиболее доступны.
С учетом того, что таким студентам доступна только информация, получаемая вербально и тактильно, вся методика преподавания основана на предоставлении информации, основанной на этих возможностях. По причине отсутствия навыков чтения и письма по Брайлю у большинства студентов от использования методов обучения с использованием данной азбуки мы отказались. Основными способами в освоении теоретических знаний стал лекционный метод и созданные на его основе аудиолекции для самостоятельной подготовки с широким использованием разных электронных носителей (смартфоны, плееры и т.д.). Оптимальная продолжительность аудиолекции составляла 20 мин, так как при прослушивании более длительно у студентов отмечается снижение интереса к материалу, ухудшается процесс запоминания, теряется концентрация на наиболее важные аспекты лекции. Исходя из данных наблюдений аудиолекции должны быть компактными, конкретными, структурированными и не обремененными сложными оборотами и второстепенной информацией.
Поскольку слабовидящие студенты испытывают сложности с пространственным представлением, при изучении учебных дисциплин и различных видов массажа необходимо в процессе обучения формировать у них навык «осязательного зрения», чему способствует использование на занятиях выпуклых планшетов, объемных муляжей, на которых тактильно можно усвоить расположение мышц, строение внутренних органов. На практических занятиях студенты также отрабатывают полученные знания и навыки друг на друге, что позволяет им более эффективно использовать полученные знания в дальнейшем обучении, особенно при освоении приемов и методик массажа.
При освоении приемов массажа нужно руководствоваться важнейшими правилами:
• длительность и систематичность занятий;
• активность процесса нарабатываемых навыков;
• целенаправленность формирования специфических навыков на поведенческом уровне.
При непосредственном освоении массажных приемов и методик массажа основным методом является индивидуальная работа преподавателя со студентом, при которой первый проводит массажные приемы руками обучаемого или с наложением рук студента на руки преподавателя. 
В дальнейшем закрепление навыков обучающихся осуществляется друг на друге под контролем преподавателя с исправлением имеющихся ошибок и недочетов, что позволяет самим студентам понять ощущения и механизм действия при различных приемах массажа.
Одна из проблем, с которой сталкивались преподаватели в первые недели и месяцы обучения студентов, – это преодоление некоторыми студентами определенных психологических барьеров и вовлечение их в процесс обучения, для этого использовались на занятиях различные методики и технологии.
Работать со слабовидящими студентами нелегко, к каждому необходимо найти индивидуальный подход, оказать психологическую помощь. Педагогический коллектив Талдыкорганского медицинского колледжа пока только в начале сложного пути, но мы знаем, что наш труд благородный и даст свои результаты.
После окончания колледжа наши студенты станут квалифицированными массажистами. Во все времена слепой массажист считался самым лучшим. Мы уверены, что такие специалисты будут востребованы в лечебно-профилактических организациях нашей области, возможно, займутся частной практикой.
Главное – это самореализация в профессии и как результат – в жизни!
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 86
Предыдущая статьяПо материалам Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции развития среднего профессионального образования» Кисловодск, 2018
Следующая статьяФизическая культура как средство реабилитации студентов – инвалидов по зрению

Поделиться ссылкой на выделенное