Инновационное образование в системе среднего профессионального образования на современном этапе

Массаж. Эстетика тела №01 2018 - Инновационное образование в системе среднего профессионального образования на современном этапе

Номера страниц в выпуске:33-35
Для цитированияСкрыть список
М.Г.Бондаренко. Инновационное образование в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Массаж. Эстетика тела. 2018; 01: 33-35
В Кисловодском медицинском колледже по специальности «Медицинский массаж» обучаются студенты c ограниченными возможностями по зрению. Работа с этой категорией лиц требует от преподавателя не только высокой профессиональной и методической подготовки, но и учета специфики восприятия незрячими учащимися учебного теоретического и практического материала, уровня их физического, психического, нравственного и социального развития и здоровья. Поэтому внедрение и использование инновационного образования, освоение новых методик медицинского массажа, лечебной гимнастики, основ рефлекторной терапии, обучение этому студентов – основа и залог будущей успешности и конкурентоспособности молодых специалистов по медицинскому массажу.
Учитывая современные требования к подготовке специалистов по физической реабилитации и физиотерапии, наши выпускники за 3 года обучения углубленно изучают костно-мышечную систему и суставы, нейрофизиологию и биомеханику, а также детально познают основные разделы своей специальности: медицинский массаж, лечебную физическую культуру, основы мануальной и аппаратной физиотерапии. Это соответствует аналогичным учебным заведениям в западных странах, где специалиста по физиотерапии со средним образованием готовят также 3–4 года, а затем он может продолжить образование на медицинском факультете университета. В других средних медицинских учебных заведениях нашей страны специалистов такого уровня не готовят, и по окончании медицинского колледжа или училища они могут пройти первичную специализацию в течение 2,5 мес (сравните с 3 годами обучения в нашем колледже) по медицинскому массажу, физиотерапии или получить специальность инструктора лечебной физкультуры. Подготовка специалистов со средним образованием по физической терапии требует в нашей стране серьезной реформы!
В настоящее время значение рефлекторной физической терапии в комплексном лечении заболеваний внутренних органов и опорно-двигательного аппарата существенно возрастает, потому что она использует наиболее физиологические методы коррекции функциональных и морфологических нарушений в организме человека.
Последнее десятилетие показало неизбежность интеграции различных видов физической рефлексотерапии, основанных на принципе движения. Эта проблема ставит перед медицинской наукой задачу создания инновационных методик лечения, самолечения соответственно клиническим особенностям нарушений в организме при конкретном заболевании для ускорения саногенеза, укрепления здоровья, гармоничного развития и активного долголетия.
Милосердие – основное качество медицинского работника. В данной работе крайне важно уметь сочувствовать чужой боли, сопереживать.
Доброжелательность, внимательность, тактичность, аккуратность необходимы при выполнении любой деятельности.
Ответственность – брать на себя инициативу, отвечать за свои действия, даже за ошибки, и исправлять их. Не ошибается тот, кто не работает, не берет на себя ответственность.
Внутренняя мотивация к профессии чаще всего обусловлена интересом к наукам, связанным с медициной, в процессе работы развиваются любовь к профессии, когда специалист видит положительные результаты своего труда, радость и благодарность пациентов.
Призвание – более редкое качество, но из этих людей выходит много выдающихся деятелей и ученых.
Вербальная и логическая долговременная память связаны с необходимостью много запоминать (анатомия, фармакология, медицинская терминология), с другой стороны, для развития клинического мышления требуются логика, анализ, синтез самых различных знаний.
Психоэмоциональная стабильность и устойчивость к стрессам формируются в процессе учебы и работы как психологическая подготовка, большую роль здесь играет жизненный опыт, чувство меры. Медицинский работник постоянно связан с чужой болью, его «грузят своими проблемами пациенты», в этой ситуации важно сохранить самообладание, но не потерять сострадание к человеку, не очерстветь душой.
Специальные качества массажиста основаны на навыках осязательной пальпации. Сразу оговорюсь, что это качество развиваемое, хотя способности у всех разные. Массажист, утверждающий, что обладает особым талантом осязания и «сверхчувственными» способностями, либо заблуждается и переоценивает свои возможности, витая в фантазиях, либо он шарлатан и обманщик.
Бесспорно, каждый специалист обладает разными способностями, но здесь прежде всего важна работа над самим собой. Причем не только на практическом уровне, но и теоретическом – необходимо знать, что можно прочувствовать, что это? – анатомические особенности строения или патологические изменения в тканях.
Хочется развеять еще один миф о незрячих массажистах. Миф, что, якобы, все слепые обладают повышенной сенсорикой. Причина заблуждения заключается в том, что незрячие вынуждены иначе адаптироваться к окружающей среде, поэтому они невольно лучше развивают слух и осязание, изначальные способности у всех разные независимо от состояния органов зрения.
Когда дело касается профессии массажиста, то у незрячих людей к ней зачастую больше мотивации, высок престиж, желание стать высококлассным специалистом, они старательно развивают осязание. Это в первую очередь приобретенные навыки, а не врожденные.
Психомоторная и сенсомоторная координация, стереогнозис (пространственное, трехмерное восприятие) у незрячих массажистов нарушены, особенно у тех, кто потерял зрение в раннем возрасте. Однако этот вопрос разрешим, главное – тренировка, совершенствование навыков и опыт. Крайне полезно мысленно представлять движения позвоночника и конечностей по различным направлениям и плоскостям.
Специалисты по мануальным методам лечения (зрячие и незрячие) обязаны владеть навыками послойной пальпации и кинезиологического исследования (прежде всего изучение пассивных функциональных движений и игры суставов).
Сила и выносливость важны, но это не самое главное, это, как говорят, – «дело наживное», не требующее больших интеллектуальных усилий.
Стремление к самосовершенствованию – не требует комментариев.
Инновации в медицинский массаж – это логически продуманный и клинически подтвержденный комплекс мануальных лечебных мероприятий при конкретной патологии. При этом не изобретается нечто принципиально новое, а рационально, комплексно используются известные методы.
Студентам наглядно демонстрируется возможность комплексного инновационного подхода в лечении пациентов на практических занятиях в колледже и учебно-производственной практике в лечебных учреждениях города. Совместно с опытными врачами-преподавателями они творчески сочетают сегментарный, классический, соединительнотканный массаж и акупрессуру, миофасциальный релиз, постизометрическую релаксацию, специальные лечебно-гимнастические упражнения для терапии и реабилитации как своих пациентов, так и коллег по учебе и работе. Стиль работы специалиста максимально адаптирован к деятельности массажного кабинета, не требуется никаких дополнительных приспособлений и особых условий.
Каждому специалисту, творчески работающему в мануальной медицине, сегодня ясно, что достигнуть высокого лечебного результата можно, только разумно сочетая классический, сегментарный, соединительнотканный массаж, акупрессуру, элементы мануальной терапии (мобилизация, постизометрическая релаксация), дифференцированной лечебной гимнастики, упражнений на тренажерах.
Перспектива инноваций в медицинском массаже заключается в дальнейшем исследовании и научном обосновании на современном уровне патоморфологических, патофизиологических, патобиомеханических, клинических проявлений заболеваний и синдромов; создании на основе обобщения медицинских знаний и опыта инновационных методик лечения, синтезирующих в единую процедуру мануальное воздействие на мягкие ткани, рефлекторные зоны, суставы; воспитании и формировании у пациента рационального стереотипа движений и поз, экономичной психомоторной деятельности.
Особое внимание уделяется отработке диагностических и лечебных мануальных навыков кинестезической пальпации, что вырабатывает у незрячих студентов проприоцептивное чувство послойного изучения состояния мягких тканей, пассивного движения в суставе пациента, моторно-координационных функций, способствует развитию стереометрического мышления (стереогнозиса), усиливает интерес к своей профессии, особенно у массажистов с полной потерей зрения. Студентам наглядно демонстрируются возможность и практическая реализация комплексного инновационного подхода в лечении пациентов с творческим сочетанием сегментарного, классического, соединительнотканного массажа и акупрессуры, миофасциального релиза, постизометрической релаксации со специальными лечебно-гимнастическими упражнениями, направленными на достижение гармоничных, координированных, экономичных движений и поз.
Обучаемые с полной потерей зрения получают возможность реализовать себя практически, что имеет большое значение в психотерапевтическом аспекте.
Студенты-инвалиды по зрению I и II группы, и особенно с полной потерей зрения, а это 15–20% от общего числа, страдают гиподинамией, кинезофобией, имеют достаточно выраженные нарушения двигательно-координационных функций, у 60–70% отмечаются деформации опорно-двигательного аппарата в виде нарушений осанки, кифосколиоза, плоскостопия. Это дает мне возможность параллельно с обучением заниматься лечением и психофизической реабилитаций учащихся, способствует проведению занятий на высоком эмоциональном подъеме, кроме этого, больные студенты выполняют определенные индивидуальные домашние задания, что создает условия и практическое применение реабилитации и самореабилитации инвалидов по зрению непосредственно в процессе трехгодичного обучения в колледже.
Такой творческий метод работы способствует созданию высокопрофессионального коллектива единомышленников преподавателей и врачей для подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов по медицинскому массажу, лечебной гимнастике из числа лиц с ограниченными возможностями по зрению, помогает повысить эффективность лечебной работы специалистов среднего звена в системе практического здравоохранения.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 89
Предыдущая статьяФормирование профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами по специальности «Медицинский массаж»
Следующая статьяПрофессиональные конкурсы и чемпионаты по массажу – трамплин в большую профессиональную среду

Поделиться ссылкой на выделенное