Массаж и гимнастика для ребенка от 0 до 12 месяцев

Массаж. Эстетика тела №02 2015 - Массаж и гимнастика для ребенка от 0 до 12 месяцев

Номера страниц в выпуске:8-9
Для цитированияСкрыть список
В.Михайлов – врач ЛФК и СМ, Москва. Массаж и гимнастика для ребенка от 0 до 12 месяцев. Массаж. Эстетика тела. 2015; 02: 8-9

У вас в семье радостное событие – родился ребенок. Малыш с первых дней своей жизни окружен любовью и заботой взрослых. Родители готовы создать для маленького человека все условия, лишь бы он вырос здоровым и счастливым.

r3-1.jpgЛучшее, какое может позволить семейный бюджет, и разнообразное питание, игрушки, одежда, коляски, кроватки... Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, к сожалению, многие родители недооценивают значение массажа и гимнастики для развития ребенка. «Зачем нашему малышу массаж, если доктор сказал, что ребенок развивается вполне нормально?» – рассуждают они и глубоко заблуждаются. На вопрос о том, где ребенок проводит большую часть времени бодрствования чаще всего можно получить ответ: в кроватке, манеже, детском кресле. Безусловно, родителям удобно, когда ребенок тихонько лежит в кроватке, мирно занят своими делами в манеже, спокойно сидит в детском креслице. Но ограничение подвижности малыша и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятно сказываются не только на физическом, но и на психическом развитии ребенка.

Массаж и гимнастика с успехом могут восполнить недостаток двигательной активности. При регулярном проведении процедур массажа и гимнастики происходит гармоничное развитие всех органов и систем организма ребенка. Дети, особенно маленькие, испытывают постоянную потребность в прикосновении ласковых родительских рук. Игровые занятия доставляют большое удовольствие малышу, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми. От прикосновений, испытываемых малышами в первые месяцы жизни, во многом зависит их умственное и физическое развитие.

r3-2.jpgПри исследовании группы недоношенных детей профессором биопсихологии Шенбергом из Университета Дыока совместно с доктором Филдом из Университета Майами (США) были получены очень интересные результаты: при одном и том же количестве калорий в рационе новорожденные, которых ежедневно в течение 10 дней нежно поглаживали, прибавили в массе на 47% больше в сравнении с детьми из контрольной группы, не подвергавшимися такому воздействию.

Во время Великой Отечественной войны медиками одного из роддомов в блокадном Ленинграде невольно был поставлен эксперимент. Они старались выходить как можно больше новорожденных, все усилия были сосредоточены на уходе за недоношенными детьми: их чаще брали на руки, гладили, ласкали, проводили с ними значительное количество времени. В итоге родившиеся недоношенными дети стали опережать в психическом и физическом развитии своих сверстников, родившихся в срок, но лишенных такого тактильного контакта.

У детей первых 2–3 мес жизни отмечается повышение тонуса мышц сгибателей конечностей, являющееся своего рода формой упражнений скелетной мускулатуры, обеспечивающей теплопродукцию, необходимую для поддержания температуры тела на постоянном уровне (так как механизм терморегуляции у детей этого возраста еще весьма не совершенен) и высокого уровня энергетических процессов.

r3-3.jpgПо мере выравнивания баланса мышечного тонуса между мышцами сгибателями и разгибателями происходит одновременное развитие центральной нервной системы ребенка, что способствует развитию движений в горизонтальном положении, хватания, поз стояния и сидения.

Скелетная мускулатура начинает выполнять не только двигательную функцию. Работающая мускулатура ребенка потребляет значительно больше питательных веществ и кислорода, чем находящаяся в спокойном состоянии, что ведет к активизации работы практически всех органов и систем малыша, усилению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и центральной нервной системы. Достигается оптимальная возбудимость коры головного мозга, происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения, что является важным условием хорошего психического и физического развития ребенка.

Оптимальная возбудимость коры головного мозга во многом зависит от двигательной активности ребенка,  совершенства двигательного анализатора. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга у детей играют положительные эмоции, как правило, сочетающиеся с двигательной активностью. Достаточно вспомнить так называемую реакцию оживления, проявляющуюся у малыша в улыбке, пока еще хаотичных движениях рук и ног, гулении, возникающих при разговоре с ребенком, при виде лица улыбающегося ему взрослого.

t3-1.jpgСроки появления двигательных навыков у детей имеют довольно широкие временные рамки и индивидуальны для каждого ребенка, они зависят не только от генетических особенностей малыша, но и от условий, в которых он растет и воспитывается, от правильности режима сна и бодрствования, питания и, конечно, от того, насколько регулярно и методически правильно взрослые занимаются с ним массажем и гимнастикой.

Ниже приведены примерные сроки овладевания моторными навыками для детей до одного года, для того чтобы родители сами могли правильно оценить, насколько развит их ребенок в двигательном плане и насколько ему необходим массаж.

 В.Михайлов – врач ЛФК и СМ, Москва

Список исп. литературыСкрыть список
В избранное 0
Количество просмотров: 951
Предыдущая статьяТрадиционная китайская медицина в эстетике тела
Следующая статьяПодбор и обоснование методов, применяемых в массаже для беременных