Обучение пациентов с сахарным диабетом

Участковый педиатр №02 2018 - Обучение пациентов с сахарным диабетом

Номера страниц в выпуске:9
Для цитированияСкрыть список
Обучение пациентов с сахарным диабетом. Участковый педиатр. 2018; 02: 9
Из интервью с доктором медицинских наук, заведующим отделом прогнозирования и инноваций диабета ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России Александром Юрьевичем Майоровым*.

– Александр Юрьевич, что входит в понятие обучения?
– В 1998 г. Всемирная организация здравоохранения выпустила документ «Терапевтическое обучение больных». В нем речь идет о целом ряде хронических заболеваний, в том числе и сахарном диабете (СД). В этом документе обучение пациентов позиционируется как метод лечения, равноправный с фармакотерапией и хирургией. К сожалению, в нашей стране такой статус у обучения еще не сформирован. Терапевтическое обучение включает не только информирование больного, в рамках которого он получает сведения о препаратах и правильном питании, но и внедрение пациента в лечебный процесс, окончательная цель которого – сделать больного грамотным участником лечения, способным самостоятельно вносить коррективы, например, менять дозы инсулина. В соответствии с этим мировоззрением нами для школ диабета были разработаны структурированные программы с учетом законов педагогики, психологии, были проведены клинические рандомизированные исследования, которые отобразили оптимальные схемы лечения. Все это было разработано, исходя из требования логической последовательности, были смоделированы отдельные программы для больных СД 1-го типа (СД 1), для больных СД 2-го типа (СД 2), получающих таблетированные сахароснижающие препараты, для больных СД 2, получающих инсулинотерапию, для беременных и т.д. Эти методические программы являются нашим предметом гордости, однако их применение во многом зависит от организационных и финансовых возможностей. Грамотное выполнение ряда определенных условий является краеугольным камнем при организации школы диабета. Несоблюдение этих условий приводит к резкому снижению качества учебного процесса. Например, опыт показывает, что для результативной работы школы диабета в группе должно быть не более 10 больных СД 1 и менее 10 человек с СД 2, потому что эту группу обычно составляют пожилые люди, имеющие ряд сопутствующих заболеваний. Обучение должно проводиться в форме постоянного диалога, в рамках которого проверяется уровень знаний больного, выясняется применимость рекомендаций для конкретного пациента. Если это не так – необходимо искать альтернативные пути, иные подходы. Подобное обучение может считаться полноценным, если занимает определенное количество времени, при СД 1 – это 25 ч, т.е. фактически полных 5–6 рабочих дней. Кроме работы в группе, должна проводиться и индивидуальная работа с каждым пациентом. К концу цикла обучения он должен уметь самостоятельно оценивать свое состояние и корректировать дозу инсулина. 
Подавляющее большинство больных СД 2 имеют избыточную массу тела. С такими пацентами занятия могут проводиться 1 раз в неделю, а в остальное время пациент ведет дневник питания, который затем тщательно разбирается на следующем занятии, отслеживается положительная или отрицательная динамика. В большой степени речь идет о психологической работе, потому что, разумеется, взрослому человеку с его устоявшимися привычками питания трудно принять новую модель пищевого поведения. Но объяснить и донести до пациента важность компенсации СД необходимо, важно настроить его на новый образ жизни с диетой и самоконтролем, включающим в том числе и контроль уровня гликемии. В настоящий момент пациентам с СД зачастую приходится самостоятельно обеспечивать себя глюкометрами и тест-полосками. Новая статья расхода в личном бюджете больным часто воспринимается негативно, в связи с чем врачу стоит доступно разъяснять необходимость применения средств самоконтроля и эффекты от контроля уровня гликемии. Важно достучаться до пациента, а это возможно при постоянном диалоге, и в процессе обучения, и затем в процессе курации. 

– По Вашему опыту, есть ли некие действенные слова, которые могут убедить пациента, например с предиабетом или СД 2, в смене образа жизни? 
– Универсальных слов, к сожалению, нет, к каждому пациенту необходим индивидуальный подход, важен поиск индивидуальной мотивации. Поскольку это достаточно сложная задача, требующая определенной подготовки, врачей также нужно обучать. Так, для эндокринологов на базе ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» проходят специальные семинары по этой теме. 
Существует так называемая внешняя мотивация, в рамках которой врач в императивной форме дает указания пациенту, но успех дает прежде всего внутренняя мотивация. Такая мотивация появляется только тогда, когда больной понимает, что формирование нового образа жизни необходимо не врачу, а ему лично. Для кого-то важна опасность прерывания карьеры, для кого-то важна семья, возможность воспитывать внуков и т.д. Для молодых пациентов побуждением может служить спорт, и пример спортсменов – участников Олимпийских игр, больных СД 1, может быть очень действенным. 
Пациент должен понимать, что при хронических заболеваниях ответственность за эффективность лечения разделяется между ним и его врачом. Это не всегда бывает просто донести до больного, часто менталитет пациента сформирован таким образом, что лечение он ассоциирует исключительно с работой врача. Следует объяснять, что подобная точка зрения верна лишь при острых состояниях, при хронических же врач несет ответственность за здоровье пациента не в большей степени, чем он сам, а успех терапии СД будет нейтрализован несоблюдением требуемого образа жизни. 
Здоровье как таковое редко служит мотивацией. Абстрактная информация о важности контроля уровня глюкозы в крови и его регуляции, так же как и колоритные описания возможных осложнений, транслируемые врачом пациенту, редко убеждают людей изменить отношение к своему заболеванию. К сожалению, приоритет здоровья, по данным социологов и психологов, стоит очень низко. В результате больной не соблюдает данные ему рекомендации, что негативно отражается не только на эффективности лечения, но и на эмоциональном фоне лечащего врача, начинающего ощущать свою беспомощность. 

– Есть ли доступные электронные ресурсы, разработанные для врачей и пациентов?
– Для подготовки врачей достаточно много ресурсов. Проводятся разнообразные веб-семинары, например в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» еженедельно проходят 1–2 веб-семинара, и у врачей есть возможность, никуда не уезжая, не отпрашиваясь у администрации и не тратя денег, прослушать лекции об актуальных вопросах разных эндокринных заболеваний, в том числе и СД. Для пациентов есть ресурс shkoladiabeta.ru, на котором представлено много полезной информации, однако важно помнить, что информация в чистом виде не заменяет процесс обучения. Все электронные ресурсы следует рассматривать только как дополнительные. Ликвидация базовой неграмотности необходима, однако и веб-семинары для пациентов, и тематические сайты представляют собой лишь теоретическую форму обучения. Таким образом не удастся научить пациента, например, самостоятельно менять дозу инсулина, поэтому очное обучение на данный момент незаменимо. 

*Полная версия интервью: Школа диабета как элемент терапии сахарного диабета. Интервью с А.Ю.Майоровым. Consilium Medicum. 2017; 19 (5): 72–4.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 30
Предыдущая статьяПитание детей, больных сахарным диабетом Что рекомендуют эндокринологи?1,2 *
Следующая статьяСколько можно ждать: предельные сроки оказания услуг в медицинских учреждениях, работающих в системе ОМС

Поделиться ссылкой на выделенное