Детско-юношеский спорт и его медико-биологическое обеспечение

Участковый педиатр №04 2014 - Детско-юношеский спорт и его медико-биологическое обеспечение

Номера страниц в выпуске:22-23
Для цитированияСкрыть список
А.С.Самойлов, С.О.Ключников*. Детско-юношеский спорт и его медико-биологическое обеспечение. Участковый педиатр. 2014; 04: 22-23
Происходившие значительные структурные и, соответственно, финансовые сокращения негативно отразились на кадровом, медицинском, научно-методическом потенциале и других важных составляющих детско-юношеского спорта. Итог: в настоящее время при общей положительной динамике в виде увеличения числа спортсменов в возрасте до 18 лет наблюдается ряд негативных тенденций. В частности, растут показатели заболеваемости и инвалидности детей, интенсивно занимающихся спортом, ухудшается качество их жизни, участились случаи внезапной смерти у спортсменов. Имеют тенденцию к росту хронические болезни, в том числе связанные со снижением защитных сил детского организма при интенсивных занятиях спортом. И подобных негативных фактов можно привести множество. При этом необходимо учитывать и общие тенденции в состоянии здоровья детского населения России.
Сложившуюся на сегодня ситуацию по медико-биологическому обеспечению (МБО) несовершеннолетних спортсменов (НС) можно резюмировать следующим образом:
  • медицинские осмотры юных спортсменов проводятся нерегулярно и не в полном объеме, а 30% детей, занимающихся спортом, вообще не проходят углубленный медицинский осмотр; у достаточно большой части НС (от 15 до 30%), прошедших осмотры, имеются не только отклонения в состоянии здоровья, но и противопоказания к занятию спортом;
  • не развита система постоянного контроля за здоровьем юных спортсменов во время тренировочного периода. Далеко не во всех ДЮСШ в штате имеется постоянный врач по спортивной медицине, тем более педиатр;
  • не полностью оснащены медицинские центры, осуществляющие контроль за состоянием здоровья детей-спортсменов. Отсутствует постоянное прикрепление ДЮСШ к конкретным медицинским центрам;
  • отсутствуют четкие медико-биологические критерии отбора детей с учетом специфики видов спорта. Отбор юных спортсменов проводится по устаревшим нормативам без учета существенно изменившейся антропофункциональной структуры детской популяции;
  • не развита система педагогической и психологической помощи спортсменам и их родителям;
  • нет специалистов по спортивной медицине, владеющих педиатрией;
  • наблюдается бесконтрольный прием юными спортсменами фармакологических средств и биологически активных добавок.
Тем не менее сегодня в России спорт вновь в эпицентре внимания государства. Практическим подтверждением пристального внимания руководства страны является «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» и принятая «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которой одной из стратегических целей государственной политики провозглашается повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.17_1.jpg
Ранее изложенное свидетельствует о необходимости создания и реализации новой концепции, определяющей основные направления развития МБО НС как незаменимого фактора повышения уровня здоровья детей и подростков.
Оптимальное решение проблем по охране здоровья НС возможно только при совокупности мер политического, экономического, социального, правового, медицинского, научного и иного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого ребенка.

Основные принципы для МБО в детско-юношеском спорте

К основным направлениям МБО в первую очередь необходимо отнести следующие:
  1. Охрана здоровья НС является приоритетным направлением государственной политики.
  2. Охрана здоровья детей и подростков, в том числе НС, реализуется на основе законодательно закрепленных и финансово обеспеченных механизмов межотраслевого взаимодействия органов государственного управления.
  3. Наилучшее обеспечение интересов НС является важнейшим ориентиром при выборе стратегических направлений развития общества.
  4. Обеспечение, гарантированное государством, квалифицированной и доступной медицинской помощью НС.
  5. Недопустимость принятия любых федеральных или региональных законодательных актов, административных и иных решений, касающихся детей, заведомо или согласно прогнозам, ухудшающим их положение, особенно в области охраны здоровья НС.
  6. Обеспечение медицинских, экономических, социальных, правовых, культурных и иных государственных гарантий по охране здоровья НС как в благоприятных условиях общественного прогресса, так и в ситуациях нестабильности (колебания экономики, социальные, военные и иные конфликты и т.п.).
  7. Семья и родители или законные представители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, соблюдение его интересов, в том числе в сохранении и укреплении здоровья; государство оказывает родителям и законным представителям необходимую поддержку в выполнении ими своих обязанностей.
  8. Недопустимость дискриминации НС по любому признаку при осуществлении его права на охрану здоровья.
  9. Обеспечение приоритетности научного обоснования комплекса мер, реализуемых в рамках государственной политики в области МБО в детско-юношеском спорте.

Научно-методические принципы формирования системы МБО в детско-юношеском спорте

Основополагающими принципами системы МБО НС должны быть:
  • отказ от фармакологической стимуляции организма ребенка;
  • углубленное медицинское обследование детей, занимающихся спортом;
  • совершенствование профилактических и реабилитационных программ.
При объективной оценке здоровья несовершеннолетних, занимающихся спортом, необходимо учитывать единый континуум переходных состояний – от физиологических процессов жизнедеятельности организма до граничащих с патологией. Исходя из этого, концепция МБО детско-юношеского спорта должна учитывать становление и развитие разных систем организма, контролировать их индивидуальные характеристики в соответствии со спецификой отдельных видов спорта.
На основе взаимодействия педиатрических, спортивно-медицинских и других отраслей медицины необходимо создать комплекс мероприятий по оптимизации МБО НС, который должен включать:
1) изучение морфофункциональных и психологических особенностей НС;
2) определение факторов риска внезапной сердечной смерти и экстракардиальных жизнеугрожающих состояний, а также создание научно-методической системы индивидуальной оценки риска фатальных медицинских ситуаций;
3) создание программы индивидуальной и объективной оценки состояния сердечно-сосудистой системы на разных этапах занятий спортом с использованием современных диагностических методов;
4) оценку индивидуальных особенностей опорно-двигательного аппарата детей разного возраста, их скрининг и мониторинг;
5) создание программ анализа индивидуальных характеристик клеточного метаболизма с определением риска развития энергодефицитных состояний и тканевой гипоксии для объективной оценки адаптационного потенциала детей, необходимой при планировании нагрузок, коррекции питания, ранней диагностике, лечении и профилактике заболеваний;
6) создание программ оценки риска соматической заболеваемости, в том числе респираторных, гематологических, эндокринных, инфекционных и других заболеваний;
7) особое внимание должно быть направлено на выявление и предупреждение признаков угнетения иммунной системы;
8) создание программ оценки индивидуальных особенностей состояния нервной системы и предупреждения развития разных патологических состояний – от головных болей до эпилепсии и инсульта;
9) создание программы оценки высшей нервной деятельности НС и психологической реабилитации в условиях воздействия специфических стрессов;
10) создание программ выявления медицинских проблем, характерных для девушек-спортсменок, например, нарушения питания, менструального цикла, остеопороза, железодефицитной анемии.
При составлении медико-биологических программ для НС необходимо учитывать следующие рекомендации Международного олимпийского комитета (МОК):
  1. Оценка здоровья спортсменов должна быть основана на научно обоснованных и подтвержденных в ходе клинических испытаний критериях.
  2. Оценка здоровья должна учитывать первоочередные интересы спортсмена, т.е. его здоровье должно оцениваться в тесной взаимосвязи с практическими требованиями и особенностями конкретного вида спорта.
  3. При принятии решения об объеме и параметрах медицинского освидетельствования необходимо учитывать индивидуальные факторы, такие как условия данного географического региона, особенности каждого конкретного вида спорта, уровень соревнований, возраст и пол спортсмена.
  4. Периодическую оценку здоровья спортсмена следует рассматривать как непрерывный динамичный процесс.
  5. При проведении медицинского освидетельствования должны быть созданы условия, с одной стороны, максимально обеспечивающие эффективность и точность проводимого осмотра, и, с другой – гарантирующие конфиденциальность его результатов.
  6. Врач должен проводить обследование только на условиях полной информированности и согласия со стороны юридических представителей спортсмена.
  7. Если при проведении обследования обнаруживается патология, представляющая серьезный риск для состояния здоровья спортсмена, врач должен настоятельно рекомендовать ему и его юридическим представителям воздержаться от дальнейшего участия в тренировках или соревнованиях вплоть до принятия надлежащих медицинских мер.
  8. При выявлении любого вида травмы или болезненного состояния их лечение должно осуществляться в соответствии с существующими стандартами оказания медицинской помощи.

Нормативно-правовое обеспечение охраны здоровья в области детско-юношеского спорта

В соответствии с международными актами одной из основополагающих задач государств провозглашается борьба с насилием над детьми (Конвенция ООН о правах ребенка). По инициативе ЮНИСЕФ был поднят вопрос и в 2010 г. подготовлен доклад, в котором проблема медицинского обеспечения детско-юношеского спорта рассмотрена в контексте борьбы с насилием над детьми. В настоящее время в России отсутствуют нормативные правовые акты, посвященные исключительно вопросам развития детско-юношеского спорта, при этом существует объективная потребность в выработке механизмов регламентации участия детей в физкультурно-спортивной деятельности с учетом особенностей их возрастного развития.17_2.jpg
Нормативное правовое регулирование деятельности по медицинскому обеспечению детско-юношеского спорта включает ряд норм международного права и российского законодательства. Среди международных документов можно выделить несколько, заслуживающих особого внимания:
  • Медицинский кодекс МОК;
  • Олимпийская хартия МОК;
  • Декларация об основных принципах оказания помощи в спортивной медицине Всемирной Медицинской Ассамблеи;
  • регламенты и руководства международных спортивных федераций;
  • Техническое руководство по медицинскому обслуживанию Олимпийских игр МОК;
  • заявление МОК о соглашении в отношении периодической оценки здоровья элитных спортсменов 2009 г.
Российское законодательство по охране здоровья юных спортсменов можно условно разделить на две большие группы: нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта и в области охраны здоровья и здравоохранения. Эти группы включают все виды актов: федеральные законы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, распорядительные документы органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, локальные акты.
Основы нормативно-правового регулирования охраны здоровья всех групп спортсменов отражены в двух федеральных законах: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В законе об основах охраны здоровья граждан содержатся нормы деятельности по медицинскому обеспечению физической культуры и спорта, охране здоровья спортсменов, формированию здорового образа жизни, проведению периодических медицинских осмотров спортсменов, в том числе несовершеннолетних.
Однако чрезвычайно актуальным остается целый ряд нерешенных вопросов. Например, не сформирована целостная и взаимосвязанная система нормативных правовых актов, содержащих требования относительно охраны здоровья НС. Это приводит не только к отсутствию системного подхода, но и к неверному выбору форм юридического закрепления тех или иных требований, например, по допуску к занятиям спортом. Практически не нашел отражения в нормативных правовых актах вопрос взаимодействия врачей и тренеров, четко не закреплены обязательства физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих деятельность в области детско-юношеского спорта, в части охраны здоровья спортсменов, наблюдаются пробелы в правовом регулировании медицинского обеспечения НС и т.д.
С целью устранения проблем подобного рода совершенствование нормативно-правового обеспечения детско-юношеского спорта должно осуществляться по двум направлениям. Первое связано с развитием правовых основ МБО и медицинского обеспечения спорта в целом. Второе направление предполагает разработку механизмов, обеспечивающих учет специфики собственно детско-юношеского спорта.
В рамках первого направления прежде всего должен быть сформирован и закреплен в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» общий запрет на участие в спортивной деятельности в качестве спортсмена в случае наличия медицинских противопоказаний. Следующий шаг в нормативно-правовом обеспечении охраны здоровья спортсменов связан с пересмотром прав тренеров и врачей при осуществлении спортивной подготовки.
Психологическая поддержка должна рассматриваться в том числе и в контексте мероприятий, направленных на предотвращение насилия над детьми в спорте. В этой связи должен быть предусмотрен особый порядок МБО спортивных сборных команд, в состав которых входят НС.
Должен быть решен вопрос о том, к какому обеспечению – материально-техническому или медико-биологическому – относится питание спортсменов. При этом врачи должны в обязательном порядке получить возможность влиять на состав диеты спортсменов, особенно несовершеннолетних.
Следует рассмотреть вопрос о специальном регулировании деятельности учреждений (государственных и негосударственных) дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Необходимо утверждение отдельного положения, определяющего особенности правового статуса таких учреждений. В этом положении должны быть более подробно отражены и вопросы охраны здоровья детей.
С целью предотвращения негативного влияния тренеров, а также родителей, которые могут быть заинтересованы в получении спортивного результата и прилагаемых бонусов финансового характера более, чем в сохранении здоровья детей, в действующем законодательстве предусматриваются определенные механизмы, однако отсутствует механизм последующего контроля со стороны органов опеки и попечительства.
Нормативно-правовое обеспечение охраны здоровья НС должно предусматривать и ужесточение ответственности (вплоть до уголовной) тренерского и медицинского штата за вовлечение юных атлетов в употребление допинговых средств и методов.
Таким образом, совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны здоровья в области детско-юношеского спорта предполагает ряд взаимосвязанных мер по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, принятие новых нормативных правовых актов, которые в конечном итоге должны сформировать систему прав детей-спортсменов, а также обязанностей государства, организаций, тренеров и врачей в части охраны здоровья юных спортсменов.


*В разработке материала наряду с авторами статьи принимали участие ведущие специалисты ряда государственных учреждений: проф. А.Д.Царегородцев, проф. В.С.Сухоруков, проф. С.П.Левушкин, проф. В.Д.Сонькин, проф. Б.А.Поляев, проф. С.А.Парастаев, проф. С.Д.Поляков, проф. И.Т.Корнеева, канд. мед. наук А.И.Крапивкин, канд. мед. наук Н.В.Тохтеева, канд. мед. наук А.С.Глотов, Т.Е.Мельник.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 899
Предыдущая статьяДетская онкология: «… дай детям жить при здравии…»
Следующая статьяИгроманы всех стран, объединяйтесь!

Поделиться ссылкой на выделенное