Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в практике педиатра и невролога

Участковый педиатр №05 2017 - Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в практике педиатра и невролога

Номера страниц в выпуске:7
Для цитированияСкрыть список
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в практике педиатра и невролога. Участковый педиатр. 2017; 05: 7
Интервью с доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой неврологии детского рис 5-1.jpgвозраста ФГБОУ ДПО РМАНПО Валерием Петровичем Зыковым


– Валерий Петрович, на Ваш взгляд, является ли в настоящее время синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) серьезной проблемой или его значение преувеличено?
– Действительно, в настоящее время этот диагноз начинает звучать все чаще. По отечественным данным в России детей с СДВГ до 18%. Последние популяционные исследования в Дании и Швеции 2014–2015 гг. показали, что у 50% взрослых сохраняются симптомы СДВГ; мало того – у больных СДВГ в 2 раза выше смертность и суицидальные попытки. Проблема настолько актуальна, что Американская академия педиатрии разработала клинические рекомендации для врачей общей практики и педиатров для диагностики и лечения СДВГ, так как это самое частое поведенческое и когнитивное расстройство у детей. Из рекомендаций следует, что врач должен инициировать диагностику СДВГ при жалобах на академическую неуспеваемость, и уровень такой рекомендации отнесен к средневысоким. 
Таким образом, вопросы своевременной диагностики и правильно подобранной терапии для детей с СДВГ остаются актуальными для неврологической и педиатрической практик.

– Как врач может понять на приеме, а родитель дома, что у ребенка есть проявления СДВГ?
– Диагноз СДВГ, согласно критериям, ставится по наблюдению за ребенком в 2 сферах – в школе и дома; симптомы невнимательности и гиперактивности должны проявляться в течении 6 мес в 2 сферах. 1-я сфера – дом, по критериям диагностики разработанным Американской ассоциацией психиатров, поведение ребенка оценивается родителями, данные заносятся в специальную анкету* (см. таблицу). 2-я сфера – школа. Оценка делается на основании характеристики, данной педагогом или врачом; может исследовать кратковременную память пробой на запоминание 10 слов**, практически это модель задания на уроке. Проба может выполняться за 5–7 мин на приеме у врача, но на первые 10 исследований будет уходить по 10–12 мин. 
В российских реалиях зачастую у врача недостаточно времени на приеме для проведения более глубокой диагностики. В этом случае врач может попросить родителя заполнить диагностические анкеты дома и оценить результаты на следующем приеме.
При совпадении всех симптомов мы ставим диагноз вероятного СДВГ и назначаем лечение при выраженных симптомах заболевания.

– Валерий Петрович, в настоящее время лечением детей с СДВГ, как правило, занимается невролог, в то же время сначала родители обращаются к педиатру. Расскажите, пожалуйста, как Вы видите взаимодействие педиатра и невролога в терапии таких пациентов?
– Этот вопрос обсуждается в рекомендациях, работа невролога и педиатра должна быть совместной, высокая роль отводится беседе с членами семьи, разъяснению проявлений этого состояния, актуальности педагогической помощи и дополнительных занятий. При отсутствии адекватной помощи есть опасность того, что ребенок не освоит средней школы и получит ограниченный доступ к профессии.
Педиатр может назначить медикаментозную терапию, за исключением психотропных средств, например, ноотропные препараты.

– Какой терапевтический алгоритм Вы используете в своей практике, когда у ребенка наблюдается нарушение внимания и гиперактивность?
– Лечение включает психолого-педагогическую коррекцию, медикаментозную терапию, использование различных тренингов, направленных на улучшение когнитивных функций.
Если говорить про медикаментозную терапию, после установки диагноза у детей 6–8 лет препаратом первой линии на наш взгляд в России стала гопантеновая кислота в дозе 50 мг/кг курсами по 4–6 мес. В своей практике среди препаратов гопантеновой кислоты мы успешно применяем Пантокальцин®. По результатам проведенных исследований и нашим наблюдениям максимальный эффект развивается после 2 мес приема препарата Пантокальцин®. У детей отмечается повышение уровня кратковременной памяти, улучшение самоорганизованности и самоконтроля, что способствует улучшению успеваемости.
Для оценки эффективности терапии врач контролирует эффект, проводя пробу на запоминание 10 слов, а родителей целесообразно привлекать для анкетирования 1 раз в 2–3 мес.
рис 5-т1.jpg

– Валерий Петрович, благодарим Вас за интервью.

Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 150
Предыдущая статьяЧто нам говорит о профилактике проект национальной программы «Недостаточность витамина D у детей и подростков Российской Федерации: современные подходы к коррекции»
Следующая статьяСыпь у ребенка при инфекционных заболеваниях