Кафедра детских болезней Центра им. В.А.Алмазова: от традиций к инновациям

Педиатрия №03 2018 - Кафедра детских болезней Центра им. В.А.Алмазова: от традиций к инновациям

Номера страниц в выпуске:126-131
Для цитированияСкрыть список
И.Л.Никитина, И.А.Кельмансон, Н.Г.Устинова, Е.В.Пармон. Кафедра детских болезней Центра им. В.А.Алмазова: от традиций к инновациям. Consilium Medicum. Педиатрия. (Прил.) 2018; 03: 126-131
Ключевые слова: педиатрия, кафедра детских болезней, инновационные образовательные технологии.

Для цитирования: Никитина И.Л., Кельмансон И.А., Устинова Н.Г., Пармон Е.В. Кафедра детских болезней Центра им. В.А.Алмазова: от традиций к инновациям. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2018; 3: 126–131. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.3.126-131

Note

Almazov's Center Department of Children's Diseases: from tradition to innovation

I.L.Nikitina, I.A.Kelmanson, N.G.Ustinova, E.V.Parmon
V.A.Almazov National Medical Research Center of the Ministry of Health of the Russian Federation. 197341, Russian Federation, Saint Petersburg, ul. Akkuratova, d. 2nikitina0901@gmail.com

Key words: pediatrics, department of childhood diseases, innovative educational technologies.

For citation: Nikitina I.L., Kelmanson I.A., Ustinova N.G., Parmon E.V. Almazov's Center Department of Children's Diseases: from tradition to innovation. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2018; 3: 126–131. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.3.126-131

Кафедре детских болезней Национального медицинского исследовательского центра им. В.А.Алмазова в 2018 г. исполняется 5 лет. Конечно, это совсем еще не юбилей, а скромная дата самого начала пути, по педиатрическим понятиям – возраст активного познания окружающего мира и собственного в нем места. Но, с другой стороны, уже пройден определенный профессиональный и творческий период организации и становления нового образовательного подразделения, созданного в структуре научного многопрофильного центра. Это, несомненно, новый опыт интеграции обучения с фундаментальными и клиническими исследованиями, позволяющими в реальной практике проверять и закреплять полученные знания и навыки, равно как и принимать непосредственное участие в разработке и апробации новейших технологий и методик в области профессионального интереса.
Современный этап развития общества, происходящий в эпоху смены веков и тысячелетий, сопровождается значительными переменами требований к организации системы здравоохранения в части оказания помощи населению, что, в свою очередь, бросает вызовы и требует переосмысления большого круга вопросов, имеющих отношение к подготовке и обучению профессиональных медицинских кадров. Педиатрия как научно-практическая дисциплина, в чем-то подобно объекту своего изучения – детям, оказалась в эту переходную эпоху наиболее уязвимой с точки зрения понимания места и значимости в структуре различных систем медицинского образования. Стремление проанализировать и осмыслить собственный опыт преподавания педиатрии в неразрывной связи как с современными тенденциями развития и профессиональными требованиями, так и с фундаментальными годами формировавшимися постулатами, определить перспективные стратегии развития, а также просто, в который уже раз, низко поклониться этой гуманнейшей из профессий легло в основу и явилось целью данной публикации.
Исторически начало организации медицинской помощи детям связано с попечением подкинутых детей. Многие основоположники педиатрии получали свой первый врачебный педиатрический опыт в воспитательных домах [1]. Формирование интереса к педиатрии как к самостоятельному разделу медицинской науки относится ко второй половине XVIII в. Именно в это время вышло одно из первых руководств по педиатрии, написанное шведским врачом Н.Розен фон Розенштейном «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней» (1764 г.). Русский перевод данной книги вышел в 1794 г. В это же время в России появились публикации отечественных исследователей, посвященные вопросам педиатрии. Наиболее известными являются работы С.Г.Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775 г.), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящего в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1786 г.). Несколько позже, на рубеже XVIII и XIX вв., вышли руководство А.И.Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814 г.), переводная книга А.Генке «Руководство к познанию и лечению детских болезней» (1809 г., перевод – 1827 г.) [2].
В XIX в. педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная и клиническая дисциплина. В 1802 г. в Париже была открыта первая больница для детей. Во второй половине XIX – начале XX в. педиатрия стала самостоятельным предметом преподавания на медицинских факультетах. Первая кафедра детских болезней была организована в середине XIX в. в Германии, которая в то время занимала передовые позиции в области педиатрии [3]. Возникновение педиатрии в России как самостоятельной медицинской специальности и начало преподавания педиатрии как дисциплины тесно связаны с историей старейшего высшего медицинского образовательного учреждения – Медико-хирургической академии – МХА (ныне Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова), основанной в Санкт-Петербурге в 1798 г., и с именами выдающихся ученых, работавших в МХА [4].
Обучение студентов врачебному искусству вначале проводилось на лечебных факультетах, и первыми преподавателями, читавшими курс детских болезней, стали профессора-акушеры: профессор Повивального института Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744–1812), заведующий кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» МХА Степан Фомич Хотовицкий (1796–1885). Лекционный курс, читаемый С.Ф.Хотовицким, был первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин. Научные труды С.Ф.Хотовицкого положили начало научной педиатрии в России. В 1847 г. в Санкт-Петербурге вышел цикл его лекций «Педиятрика», ставший первым оригинальным русским руководством по педиатрии, в котором сформулирован ряд принципиальных положений, не утративших своей актуальности до сегодняшнего дня. Новаторство С.Ф.Хотовицкого заключалось в том, что он выявил необходимость особого подхода к обследованию и лечению ребенка на разных этапах индивидуального развития, сформулировав положение, согласно которому ребенка нельзя рассматривать как взрослого человека в миниатюре. С.Ф.Хотовицкий стал новатором и в области медицинского образования: в 1844 г. он самостоятельно разработал первую учебную программу по педиатрии, где большое внимание уделял лекционному курсу [5].
В 1834 г. в Санкт-Петербурге была основана вторая в Европе (и первая в России) специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек – первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская городская клиническая больница №13 им. Н.Ф.Филатова). Обе больницы содержались на благотворительные средства [3].
Первая в России самостоятельная кафедра детских болезней была создана в МХА, и ее основатель Н.И.Быстров, первый в России профессор-педиатр, приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней в 1870 г. В дальнейшем кафедрой педиатрии заведовали Н.П.Гундобин (1860–1908), обобщивший свои научные наблюдения в труде «Особенности детского возраста» (1906 г.), А.Н.Шкарин (1876–1921), М.С.Маслов (1985–1961), А.Ф.Тур (1894–1974) и другие выдающиеся ученые-педиатры, создавшие петербургскую школу отечественной педиатрии. Большой вклад в развитие педиатрической науки внесли представители московской школы. В Московском университете первая клиника детских болезней была создана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с теоретического (1861 г.), а затем практического (1866 г.) курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней, который читал Н.А.Тольский (1832–1891), и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н.Ф.Филатов [3]. Монографии Н.Ф.Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» являются золотым фондом отечественной педиатрии и переведены на основные европейские языки [6, 7]. Огромный вклад в развитие и становление отечественной педиатрии внесли А.А.Кисель (1859–1938); Г.Н.Сперанский (1873–1968), именем которого была названа одна из старейших кафедр детских болезней в связи с 85-летним юбилеем – кафедра педиатрии с курсом клинической педиатрии им. Г.Н.Сперанского Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования; организаторы педиатрических кафедр в разных городах России на рубеже XIX–XX вв.: в Казани (1881 г., профессор Н.А.Толмачев), Киеве (1889 г., профессор В.Е.Чернов), Харькове (1889 г., профессор М.Д.Пономарев), Томске (1901 г., профессор С.М.Тимашев) – и многие другие [2, 8–11].
Важным решением, во многом определившим дальнейшую стратегию обучения врачей-педиатров в нашей стране, явилось открытие в 1930–1935 г. педиатрического факультета в Москве и педиатрического института (как высшего учебного заведения) в Ленинграде. Это было, несомненно, новаторским подходом в системе подготовки педиатров: в других странах врач становится педиатром уже после получения общеврачебного диплома, т.е. со сложившимся медицинским мировоззрением, получая профессиональную переподготовку. В России была принята концепция специального высшего медицинского образования для подготовки педиатров, предусматривавшая специальную педиатрическую направленность всего обучения в высшем медицинском учебном заведении начиная с 1-го курса, что формирует именно педиатрическую направленность медицинского мышления [2]. До настоящего времени данная концепция позволяет сохранить высокий уровень и уникальность отечественной модели обучения педиатрии, совершенно при этом не исключающей последипломного обучения в форме повышения квалификации или тематического усовершенствования. В настоящее время в России функционирует несколько десятков кафедр педиатрии, где педиатры не реже чем 1 раз в 5 лет обязаны повышать свою квалификацию.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что Россия принадлежит к числу стран-пионеров в части создания системы оказания медицинской помощи детям, изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды, разработки научно обоснованных профилактических мер, направленных на повышение уровня здоровья и развития, а также является единственной страной, обоснованно внедрившей обучение педиатрии как самостоятельной специальности, т.е. одновременно с обучением собственно медицинской науке.
Отдавая дань хорошим традициям, тем не менее нельзя не признать, что медицина настоящего и будущего претерпевает значительное, во многих областях галопирующее развитие, существенно влияющее на требования к процессу и конечному результату оказания медицинской помощи населению. Целью медицины, основанной на знаниях (science-based medicine), является решение проблемы «активного долголетия» на основе смены парадигмы от лечения болезней до их максимальной превенции, внедрения принципов неинвазивной, максимальной щадящей, функциональной, основанной на новых технологиях, максимально гибких и адаптированных к особенностям пациента, медицинской помощи. Реализация данной концепции возможна при условии интеграции глубоких знаний и базы доказательств, оптимального менеджмента в части организации управления лечебным процессом, использования современных цифровых технологий, сокращающих время принятия решений, персонализации терапевтических подходов на основе анализа индивидуальных особенностей каждого пациента.
Очевидно, что наибольшая успешность в решении подобных задач возможна при условии наиболее ранней, с детского возраста, оценки персональных рисков патологии и разработки программ их максимальной превенции, что определяет особую степень ответственности педиатров – ученых и клиницистов. Следует понять и признать, что такие тенденции в экономике, как глобализация, работа в мультиязычной среде, в условиях роста конкуренции, клиентоориентированности и удаленного доступа, требуют оперативного ответа со стороны медицинского образования и перестройки системы здравоохранения. С этих позиций крайне важными представляются обучение врачей 1–2 иностранным языкам, способности использовать цифровые технологии в обмене и обработке данных; непрерывное медицинское образование становится неотъемлемой необходимостью для современного врача. Синхронизация образовательных программ в разных странах позволит стандартизировать процессы обучения и обмен информацией.
Важным фактором изменения мировоззрения врача являются обучение и внедрение принципов «ценностной» медицины, предполагающей превалирование интересов пациента над интересами системы здравоохранения, что в целом способно качественно изменить вектор оказания помощи (изменение логистики движения пациента в лечебно-профилактическом учреждении, время пребывания в стационаре, использование роботизированных систем поддержки принятия решений и др.). Таким образом, вопросы подготовки врача-педиатра в условиях вызовов изменяющихся потребностей общества требуют серьезного анализа, осмысления и выработки взвешенной тактики с точки зрения баланса в сохранении лучшего в традиционном классическом обучении педиатрии и внедрения новых технологий, направленных на решение задач, стоящих перед современным здравоохранением.
Организация 5 лет назад кафедры детских болезней, равно как и других кафедр Института медицинского образования в структуре Центра им. В.А.Алмазова, явилась во многих отношениях событием новым и экспериментальным. Предстояло серьезно обдумать и спланировать идеологию обучения педиатрии с максимальным использованием преимуществ многопрофильного научно-исследовательского учреждения, интегрирующего возможности кластера с университетами немедицинской фундаментальной направленности. Первым заведующим кафедрой был профессор Д.О.Иванов (в настоящее время – ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета), с 2015 г. по настоящее время кафедрой заведует доктор медицинских наук И.Л.Никитина.
49.jpgНемногочисленный вначале, кадровый состав кафедры с годами значительно увеличивался. Сейчас кафедра по праву может называться «профессорской», так как на ней работают 7 докторов наук, что составляет более 1/2 профессорско-преподавательского состава, при этом 70% ставок занято основными сотрудниками кафедры (рис. 1). С учетом важной роли профессиональных и личностных характеристик профессорско-преподавательского состава в обеспечении конечного результата образовательной деятельности вопросам подбора кадров на кафедре всегда уделялось особое внимание. Так, все преподаватели имеют большой клинический опыт работы в педиатрических стационарах и поликлиниках, а наряду с базовым педиатрическим образованием сертифицированы и признаны специалистами экспертного уровня по смежным специальностям, соответствующим преподаваемым на кафедре дисциплинам: «детская кардиология», «детская эндокринология», «неонатология», «педиатрия». Средний возраст профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 47 лет. Новаторским, но впоследствии вполне оправдавшим себя решением было включение в состав профессорско-преподавательского состава кафедры доктора медицинских наук, специалиста – интервенционного хирурга-аритмолога, а также педагогов-педиатров, сертифицированных по медицинской психологии, в том числе с ученой степенью по данной специальности.
50.jpgОбразовательные технологии и методики всегда являлись предметом исследовательского интереса и профессионального отбора для использования в обучении педиатрическим дисциплинам на кафедре. Сохраняются незыблемыми традиции индивидуальной работы обучающегося непосредственно с пациентом и его семьей, формирования навыков общеклинического обследования и выявления индивидуальности каждого клинического случая, общения как с пациентом, так и с его родителями. В обучении врачей широко применяются также инновационные технологии. Среди последних используется симуляционное обучение, направленное на отработку отдельных практических навыков, а также оказания неотложной помощи в ургентной ситуации (рис. 2).
Использование программного комплекса симуляторов позволило разработать ряд интерактивных задач, имеющих целью отработку командной работы в критических ситуациях, моделирование ряда клинических ситуаций с непосредственным ролевым участием обучающихся в принятии решений и этапах оказания медицинской помощи детям с различной патологией. В работу кафедры широко внедрены цифровые технологии обучения. Организовано дистанционное образование на циклах дополнительного профессионального образования (ДПО) в формах вебинаров и телемедицинских симпозиумов, созданы база электронных ресурсов для самообразования (для клинических ординаторов), система компьютерного контроля уровня знаний. Сотрудники кафедры, являясь учеными и клиницистами экспертного уровня в своей области, имеют широкое профессиональное сотрудничество как с ведущими специалистами в разных разделах педиатрии, так и с отечественными и зарубежными педиатрическими кафедрами и департаментами. С точки зрения педагогической деятельности подобное сотрудничество реализуется заключением договоров и меморандумов (с кафедрой педиатрии с курсом клинической педиатрии им. Г.Н.Сперанского ФГБОУ ДПО РМАНПО, департаментом педиатрии Государственного университета медицины и фармакологии им. Н.Тестемицану Республики Молдова), проведением совместных научных и образовательных мероприятий с международным участием, аккредитованных в системе непрерывного медицинского образования. Так, в течение последних лет были проведены симпозиумы и школы:
• «Командный подход в оказании помощи при нарушениях полового развития» с участием руководителя Европейской ассоциации Disorder of sex development and sex maturation профессором O.Hiort (Германия);
• «Проблема гендерной дисфории у молодых» с участием руководителя департамента педиатрической эндокринологии Каролинского университета профессора O.Soder (Швеция);
• «Оказание помощи при врожденном гиперинсулинизме» с участием директора департамента детской хирургии 51.jpgУниверситета Грайфсвальда профессора W.Barthlen (Германия), руководителя департамента детской эндокринологии медицинского исследовательского центра Sidra профессора Khalid Hussain (Катар); рис. 3.
В 2017 г. состоялся симпозиум с участием президента Европейской ассоциации витамина D (EVIDAS) профессора Павла Плудовски и главного педиатра Центрального федерального округа профессора И.Н.Захаровой, на котором были подробно обсуждены педиатрические аспекты диагностики и коррекции недостаточной обеспеченности витамином D (рис. 4). Позже, в 2018 г., была принята национальная программа по недостаточности и дефициту витамина D у детей Российской Федерации и методам коррекции, экспертом и соавтором которой стала заведующая кафедрой детских болезней И.Л.Никитина. Принимая непосредственное участие в школах-симпозиумах, обучающиеся (врачи, клинические ординаторы и аспиранты) имеют возможность личной встречи со специалистами экспертного уровня в соответствующих областях педиатрии, возможности участия в обсуждении наиболее актуальных вопросов.
Еще одним новым методом последипломной профессиональной подготовки, используемым кафедрой детских болезней, стало внедрение технологии «Мобильный профессор», заключающейся в обмене визитами сотрудников, заключивших договор кафедр педиатрии с целью чтения лекций по наиболее актуальным проблемам педиатрии, проведении интерактивных дискуссий в аудитории обучающихся. Подобная практика не только обогащает новыми профессиональными знаниями, но и позволяет получить уроки лекторского мастерства, равно как и удовольствие личного общения с ведущими отечественными и зарубежными специалистами.
На кафедре детских болезней проводится последипломное обучение по программам ординатуры, аспирантуры и ДПО в соответствии с обозначенными выше специальностями. Анализируя некоторые количественные показатели, следует отметить устойчивую тенденцию к ежегодному росту числа обучающихся по программам как ординатуры, так и ДПО. Так, за последние 3 года число обучающихся в ординатуре возросло в 4 раза. В настоящее время на кафедре обучаются 46 ординаторов – жителей Санкт-Петербурга и других регионов России (рис. 5).
Идеология кафедры ориентирована на тесную взаимосвязь обучения, участия в научных исследованиях и трансляции результатов в клиническую практику. Пожалуй, одной из наиболее важных отличительных черт образовательного процесса в Центре им. В.А.Алмазова является быстрое «погружение» обучающихся в научно-исследовательскую деятельность (участие в клинических исследованиях), в результате которой наряду с 52.jpgпрофессиональными компетенциями будущие врачи осваивают навыки планирования и непосредственного проведения научной работы, математического анализа и, в итоге, понимания основ медицины, основанной на доказательствах. Учитывая значительное разнообразие направлений научно-исследовательской работы на кафедре детских болезней: от экспериментальных исследований с трансляцией результатов в клиническую практику до полностью клинических работ, направленных на анализ изучаемой патологии, а также эпидемиологических исследований чисто педиатрического характера, состоящих в оценке современных трендов физиологических параметров (роста, полового развития, интеллекта), – ординаторы получают на старте большой выбор типа научного исследования, в конце обучения реализующегося написанием курсовой работы и ее устной защитой на конференции молодых ученых. Данный раздел обучения является отличительным, так как реализуется только в программах ординатуры Центра им. В.А.Алмазова.
Еще одним важным внедрением стала организация Научно-клинического общества ординаторов, обучающихся на кафедре детских болезней. Под руководством куратора группа ординаторов готовит для общества презентацию новых клинических рекомендаций (отечественных и международных), причем последние ординаторы самостоятельно переводят на русский язык, и представляют для обсуждения аудитории обучающихся на кафедре, включая врачей на циклах ДПО. Другой тематикой общества может быть клинический разбор с представлением и анализом сложных диагностически и терапевтически, или редких, пациентов детского возраста. Во всех случаях основными участниками являются сами ординаторы, а кураторы модерируют проведение заседания. На наш взгляд, работа общества имеет пользу с нескольких точек зрения, так как развивает у ординаторов и аспирантов не только клиническое мышление и анализ, но и умение представить материал в виде устного доклада, совершенствует навыки ораторского искусства, а также мотивирует на изучение иностранного языка. Несомненную пользу также несет совместное живое общение, в процессе которого значительно лучше проявляются индивидуальные качества каждого обучающегося.
Именно этому вопросу во взаимных отношениях преподавателей и курируемых ими ординаторов будет посвящена следующая часть статьи. В последние годы появляется все больше сведений о возрастании проблем эмоционального, психологического, социального характера среди обучающихся, особенно на ранних сроках обучения и в учебных заведениях крупных городов. Об этом свидетельствует статистика студенческих профилакториев, начинающих переполняться вскоре после начала учебного года, при этом большинство обращений связано с психоэмоциональными расстройствами, неврозами, социальной дезадаптацией и требует в основном психологической поддержки. В учебных заведениях мегаполисов обучаются большое число иногородних молодых студентов и ординаторов, резко сменивших образ жизни, привычное окружение и оказавшихся под прессом бытовых проблем наряду с высокой учебной нагрузкой. При этом разный уровень стрессоустойчивости может иметь различные следствия негативного характера. При поступлении в медицинские вузы абитуриента проверяют на знания химии, биологии и русского языка, но особенности его мышления, мотивации, ценностные ориентации, личностные качества не исследуются. Мы решили попробовать посмотреть, с какими личностными особенностями приходят к нам ординаторы и, в будущем, студенты, и проанализировать, какие именно особенности позволят им быть успешными в обучении врачебной специальности. Психологами кафедры подобран ряд психодиагностических методик:
• индивидуально-типологический опросник Л.Н.Собчик (оценка индивидуальных характеристик по 9 шкалам: ложь, аггравация, экстраверсия, интраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, сенситивность, лабильность);
• метод цветовых выборов – адаптированный тест Люшера, направленный на изучение бессознательных аспектов личности;
• мотивационный тест Хекхаузена, оценивающий мотивацию достижения и избегания неуспеха;
• проективная методика «Несуществующее животное», направленная на изучение психомоторной связи и состояния психики (скрытые тенденции).
Анализ результатов тестов позволит определить основные психологические особенности личности, покажет наличие личностной дисгармонии, внутренние противоречия, эмоциональную зрелость и уровень самопонимания. Тестирование целесообразно проводить ежегодно, анализируя успехи и сопоставляя с имеющимися у испытуемого личностными особенностями для понимания психологических, мотивационных, эмоциональных особенностей личности, определяющих успешность в обучении медицинской специальности. Также своевременная диагностика психологической неустойчивости позволит обеспечить своевременную помощь, в том числе психологическую, и избежать многих нежелательных последствий [12, 13].
Индивидуальное внимательное отношение к обучающимся всегда было и остается одним из основных кредо кафедры детских болезней. Особенностью современной жизни является все большее погружение в цифровой мир, а молодое поколение живет в нем круглосуточно. А это более опасный, нестабильный, сверхбыстрый, прозрачный мир с новыми рисками и вызовами. Человеку приходится выбирать между будущими возможностями и возможными опасностями. Молодое поколение общается в соцсетях, там могут быть сотни друзей, а поговорить по душам не с кем, живое общение (глаза в глаза) сведено к минимуму, навыки живого общения, важнейшие среди навыков хорошего врача, могут быть не развиты.
Понимая данные особенности, мы стремимся создать комфортную для обучения и развития студентов и ординаторов среду, ввели в практику обучения тренинги развития коммуникативных компетенций и живого общения. Так, знакомство с нашими ординаторами и студентами мы начинаем с адаптационного тренинга (welcome-тренинг), где каждый ординатор немного говорит о себе, своих ожиданиях, планах, при желании мечтах, и узнает о своих коллегах, с которыми ему предстоит учиться и взаимодействовать. Здесь же ординатор знакомится со своим наставником (mentoring) – куратором из профессорско-преподавательского состава кафедры, который на протяжении всего обучения сопровождает молодого коллегу с целью передачи опыта, контроля качества обучения, прививая ценности корпоративной культуры и культуры медицинского труда. Для повышения коммуникативной компетенции и быстрого вхождения ординатора в научно-исследовательскую и учебно-практическую деятельность кафедры мы поддерживаем следующие методы обучения:
• шедоуинг (shadowing), когда обучающийся наблюдает за процессом работы, участвует лишь косвенно, задавая вопросы, являясь «тенью» своего наставника (еженедельные профессорские обходы, участие в профессорских приемах и консультациях), получая всесторонние знания о профессии, ее особенностях, сложностях и радостях;
• обучение действием (action learning) – обучаемый решает поставленную перед ним задачу самостоятельно (научно-исследовательская работа, статья), но с серьезным обсуждением с руководителем и в группах студенческого научного общества кафедры. Самостоятельное решение реальных задач позволяет развивать у обучающегося навыки стратегического мышления и уверенность в себе;
• баддинг – это неформальное наставничество, где обучение строится на дружественных советах, подсказках равноправного товарища (buddy);
• обучающие игры и тренинги, которые развивают коммуникативные компетенции, знакомят с психологическими особенностями детей разного возраста, пола, учат разбираться в особенностях реагирования на различные жизненные ситуации (болезнь, потеря близкого, страх смерти) и понимать нужды ребенка.
Такое взаимодействие позволяет сплотить обучающихся, развивает внутреннюю мотивацию, а конкурентная среда способствует профессиональному росту и открывает доступ к новым нестандартным идеям.
Что касается обучения врачей на циклах ДПО, то ежегодно по программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации, в том числе по образовательному сертификату, стажировки на рабочем месте на кафедре обучаются педиатры, неонатологи, детские эндокринологи и детские кардиологи из разных городов РФ и ближнего зарубежья (рис. 6). Так, были обучены врачи из Казахстана, Узбекистана, Молдавии. Рекордным по числу обученных (более 70 педиатров и детских эндокринологов) оказался 2014 учебный год. Это связано с выездным сертификационным циклом в только что вошедшую в состав РФ Республику Крым – наша кафедра была первой, выдавшей сертификаты детским врачам этого региона. На кафедре успешно организовано преподавание в системе непрерывного медицинского образования, а заведующий кафедрой является экспертом Координационного совета непрерывного медицинского образования Минздрава России.
Итак, возвращаясь к началу данной статьи: врач настоящего и будущего, обучающийся на кафедре детских болезней, – кто он? Во-первых, и это главное, это профессионал высокого уровня, основывающий свою деятельность на рекомендациях медицины доказательств и умеющий постоянно обновлять свои знания в этом направлении. Это максимально психологически и эмоционально устойчивый человек, подготовленный своими наставниками – опытными педагогами кафедры, сопровождающими и поддерживающими его на протяжении всего периода обучения, к многочисленным вызовам современной жизни как в профессиональном, так и в личностном отношениях. Это специалист, хорошо ориентирующийся в цифровых технологиях, но при этом получающий основную информацию при непосредственной коммуникации с пациентом – ребенком и его родителями. Ибо основная идеология обучения врачебному мастерству на кафедре детских болезней была и остается в постоянной связи с клинической практикой, в непосредственном общении и наблюдении за больным ребенком, в принятии наиболее важных решений на основании анализа совокупности информации, значимая часть которой получена непосредственно «у постели больного». В этом отношении мы считаем абсолютно современными слова выдающегося педиатра Н.П.Гундобина, который подчеркивал, что «только клиническое наблюдение у постели больного научит вас ставить диагноз и предсказание, назначить больному правильную терапию и оценить по достоинству как главные признаки болезни, так и особенности данного случая. Химия, микроскоп, бактериология определяют болезнь, но не дают никаких указаний на ту почву, на которой развивается данное заболевание… Одно лечить болезнь, и совершенно иное лечить самого больного. А в последнем обстоятельстве и заключается вся обязанность врача и клинициста» [14].
В наши дни понятие «научно-клиническая школа» утратила прежде вкладываемый смысл, так как действия врача, независимо от его местонахождения и обучения, должны основываться на рекомендациях клинических протоколов, имеющих доказательную базу. Однако если в это понятие включить совокупность технологий обучения, психологической поддержки, индивидуального сопровождения, формирования способностей не только осуществлять медицинскую помощь, но и подвергать научному анализу сделанные наблюдения, равно как и постоянно формировать особое, педиатрическое мировоззрение, заключающееся в умении видеть и оценивать физиологию и патологию развития и взросления ребенка, быть готовым оказать любую помощь на всех этапах жизни растущего пациента, авторитетно коммуницировать с его семьей и многое другое, что, по нашему мнению, составляет целостный портрет современного врача-педиатра, то можно серьезно заключить, что на кафедре детских болезней Института медицинского образования Центра им. В.А.Алмазова заложены основы такой педиатрической школы.

Сведения об авторах
Никитина Ирина Леоровна – д-р мед. наук, зав. каф. детских болезней, зав. НИЛ детской эндокринологии ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова». E-mail: nikitina0901@gmail.com
Кельмансон Игорь Александрович – д-р мед. наук, проф. каф. детских болезней ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова»
Устинова Надежда Геннадьевна – канд. психол. наук, ассистент каф. детских болезней ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова»
Пармон Елена Валерьевна – дир. Института медицинского образования ФГБУ «НМИЦ им. В.А.Алмазова»
Список исп. литературыСкрыть список
1. Власова Н.Л., Захарова И.Н., Михеева О.В. Наука, овеянная любовью. М.: Тритон, 2017. / Vlasova N.L., Zakharova I.N., Mikheeva O.V. Nauka, oveiannaia liubov'iu. M.: Triton, 2017. [in Russian]
2. Шабалов Н.П. История отечественной педиатрии (краткий очерк). В кн.: Детские болезни. Учебник для вузов. Т. 1. Под ред. Н.П.Шабалова. СПб.: Питер, 2012; с. 43–62. [in Russian]
3. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, 2008. / Sorokina T.S. Istoriia meditsiny. M.: Akademiia, 2008. [in Russian]
4. Шабалов Н.П., Арсентьев В.Г. 150 лет старейшей в России кафедре детских болезней Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова. Педиатрия. 2015; 94 (3): 213–6. / Shabalov N.P., Arsent'ev V.G. 150 let stareishei v Rossii kafedre detskikh boleznei Voenno-meditsinskoi akademii im. S.M.Kirova. Pediatriia. 2015; 94 (3): 213–6. [in Russian]
5. Маркова Т.С., Тимакова В.А., Шерстнев Г.Е. и др. 220 лет педиатрической науки и практики. Вестн. Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016; 4 (15): 56–8. / Markova T.S., Timakova V.A., Sherstnev G.E. i dr. 220 let pediatricheskoi nauki i praktiki. Vestn. Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Cheliabinskoi oblasti. 2016; 4 (15): 56–8. [in Russian]
6. Геппе Н.А., Лыскина Г.А., Черниченко М.Ю. От учебного курса Императорского Московского университета – к кафедре детских болезней Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Педиатрия. 2011; 90 (3): 157–60. / Geppe N.A., Lyskina G.A., Chernichenko M.Iu. Ot uchebnogo kursa Imperatorskogo Moskovskogo universiteta – k kafedre detskikh boleznei Pervogo MGMU im. I.M.Sechenova. Pediatriia. 2011; 90 (3): 157–60. [in Russian]
7. Коростелев Н. Все мы, педиатры, вышли из филатовского белого халата. Мед. курьер. 1998; 1: 57. / Korostelev N. Vse my, pediatry, vyshli iz filatovskogo belogo khalata. Med. kur'er. 1998; 1: 57. [in Russian]
8. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Шер С.А. Г.Н.Сперанский – основатель и руководитель первого Государственного научного института охраны материнства и младенчества (к 140-летию со дня рождения). Вопр. соврем. педиатрии. 2013; 12 (2): 145–8. / Baranov A.A., Al'bitskii V.Iu., Sher S.A. G.N.Speranskii – osnovatel' i rukovoditel' pervogo Gosudarstvennogo nauchnogo instituta okhrany materinstva i mladenchestva (k 140-letiiu so dnia rozhdeniia). Vopr. sovrem. pediatrii. 2013; 12 (2): 145–8. [in Russian]
9. Арсентьев В.Г., Шабалов Н.П. К 130-летию со дня рождения академика Михаила Степановича Маслова. Педиатрия. 2015; 94 (3): 216–9. / Arsent'ev V.G., Shabalov N.P. K 130-letiiu so dnia rozhdeniia akademika Mikhaila Stepanovicha Maslova. Pediatriia. 2015; 94 (3): 216–9. [in Russian]
10. Микиртичан Г.Л. Школа Михаила Степановича Маслова. Вопр. соврем. педиатрии. 2009; 8 (1): 150–6. / Mikirtichan G.L. Shkola Mikhaila Stepanovicha Maslova. Vopr. sovrem. pediatrii. 2009; 8 (1): 150–6. [in Russian]
11. Щербак В.А. и др. Детские болезни. Учебник для врачей первичного звена здравоохранения. Под ред. В.А.Щербак. Чита, 2008. / Shcherbak V.A. i dr. Detskie bolezni. Uchebnik dlia vrachei pervichnogo zvena zdravookhraneniia. Pod red. V.A.Shcherbak. Chita, 2008. [in Russian]
12. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. М.: Боргес, 2007. / Sobchik L.N. Psikhodiagnostika v meditsine. Prakticheskoe rukovodstvo. M.: Borges, 2007. [in Russian]
13. Люшер М. Цвет вашего характера. Пер. с англ. М.: Рипол-классик, 1997. / Liusher M. Tsvet vashego kharaktera. Per. s angl. M.: Ripol-klassik, 1997. [in Russian]
14. Гундобин Н.П. Особенности детского возраста. СПб.: Практическая медицина, 1906. / Gundobin N.P. Osobennosti detskogo vozrasta. SPb.: Prakticheskaia meditsina, 1906. [in Russian]
Количество просмотров: 55
Предыдущая статьяПоказатели сывороточных иммуноглобулинов в зависимости от наличия структурных изменений головного мозга и длительности эпилепсии у детей
Следующая статьяЗадачи по теме «Пульмонология»*

Поделиться ссылкой на выделенное