Этапы развития Южно-Уральской педиатрической службы К 100-летию со дня рождения основоположника педиатрической службы на Южном Урале Н.С.Тюриной

Педиатрия №04 2018 - Этапы развития Южно-Уральской педиатрической службы К 100-летию со дня рождения основоположника педиатрической службы на Южном Урале Н.С.Тюриной

Номера страниц в выпуске:85-86
Для цитированияСкрыть список
Этапы развития Южно-Уральской педиатрической службы К 100-летию со дня рождения основоположника педиатрической службы на Южном Урале Н.С.Тюриной. Consilium Medicum. Педиатрия. (Прил.) 2018; 04: 85-86
Для цитирования: Этапы развития Южно-Уральской педиатрической службы. К 100-летию со дня рождения основоположника педиатрической службы на Южном Урале Н.С.Тюриной. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2018; 4: 85–86. DOI: 10.26442/24138460.2018.4.000005

Classical Article

South Ural Pediatric Service development stages. On the 100th anniversary of the birth of N.S.Tyurina, the founder of the pediatric service in the South Urals

For citation: South Ural Pediatric Service development stages. On the 100th anniversary of the birth of N.S.Tyurina, the founder of the pediatric service 
in the South Urals. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2018; 4: 85–86. DOI: 10.26442/24138460.2018.4.000005

Screenshot_40.pngКогда-то много лет назад, давая клятву Гиппократа,
Мы начинали врачевать, одевшись в белые халаты.
И медицина нас влекла, как в космос звездная стихия,
И наша жизнь переросла в одну судьбу – педиатрия…

Писать о выдающихся людях всегда непросто. С позиций сегодняшнего дня трудно представить то время, когда не было мощных лабораторий, ультразвуковых аппаратов, компьютерных томографов, современных технологий медикаментозного лечения пациентов. Но были великие учителя! Не будь их – неизвестно, была бы современная педиатрия такой яркой, глубокой дисциплиной. Они заложили основы знания современной педиатрии, реализовали главное дело своей жизни – создали школы педиатров. Одним из таких столпов отечественной педиатрии была Наталья Сергеевна Тюрина – основатель педиатрической школы на Южном Урале.
История пишется современниками, а оценивается потомками. Трудно переоценить вклад Н.С.Тюриной в становление и развитие современной педиатрии.
Выпускница Казанского государственного медицинского института (1940 г.) Н.С.Тюрина стояла у истоков педиатрической службы на Южном Урале. Путь становления педиатрической службы на Южном Урале начинается в период Великой Отечественной войны. В 1941 г. был эвакуирован в Челябинск Киевский медицинский институт, включающий отдельные кафедры Московского и Харьковского медицинских институтов и Отдел материнства и детства Минздрава РСФСР.
В 1943 г. при содействии Минздрава РСФСР (Л.К.Бураковская, С.Я.Бродская и др.) и профессоров-педиатров (С.Я.Дулицкий, В.Г.Балобан) Городской отдел здравоохранения г. Челябинска (заведующая детским сектором Н.С.Тюрина) приступил к реорганизации педиатрической службы в Челябинске, и в 1944–1945 гг. впервые в России город перешел на обслуживание детского населения по принципу «единого педиатра».
На базе эвакуированного из Киева медицинского института приказом Наркомздрава СССР от 22.06.1944 №403 был создан Челябинский государственный медицинский институт. После возвращения в 1944 г. Киевского медицинского института на Украину в Челябинске остались 147 преподавателей и сотрудников института, среди них 7 докторов наук, 31 кандидат наук и 10 аспирантов. Многие из них связали свою жизнь с Южным Уралом. В мае 1946 г. Н.С.Тюрина после демобилизации (в 1943–1946 гг. Н.С.Тюрина – хирург эвакогоспиталя 17/22, преподаватель курсов Красного Креста по подготовке медицинских дружин и врач военного эшелона) вновь приступила к работе в должности заведующей детским сектором и главного педиатра Челябинского городского отдела здравоохранения.
Несмотря на важность лечебно-профилактической работы, Н.С.Тюрина всегда уделяла большое внимание обучению будущих врачей. На базе детской больницы на 100 коек (Челябинск, ул. Тимирязева) была создана кафедра педиатрии Челябинского медицинского института (заведующий кафедрой профессор И.Г.Лифшиц, ассистент Н.С.Тюрина, 1951 г.), а в 1952 г. Н.С.Тюрина была назначена заведующей кафедрой.
В ответ на возрастающие потребности практического здравоохранения в детских врачах благодаря совместной организационной работе Областного отдела здравоохранения и Челябинского медицинского института руководство медицинского института в 1970 г. получило разрешение от Минздрава РСФСР на открытие педиатрического факультета.
В 1955 г. по инициативе детского сектора Городского отдела здравоохранения и при поддержке главных врачей больниц было официально зарегистрировано Челябинское общество детских врачей (председатель – Н.С.Тюрина). Началась широкомасштабная деятельность в различных направлениях с проведением областных, городских конференций не реже 2 раз в месяц. Для обмена опытом приглашали специалистов из других городов, в Челябинск с лекциями приезжали профессора А.Ф.Тур, В.А.Таболин, Ю.Е.Вельтищев, М.Ф.Бубнова, А.И.Титова, С.Ю.Коганов и др.
К 1970 г. Челябинское общество детских врачей имело уже общероссийское призвание и получило статус филиала Всероссийского общества детских врачей. Профессор Н.С.Тюрина избрана членом правления Всероссийского общества детских врачей и председателем Челябинского общества детских врачей.
За успехи в развитии педиатрического факультета, в подготовке высококвалифицированных кадров и оказании практической помощи педиатрической службе в 1971 г. профессор Н.С.Тюрина награждена орденом Ленина.
С 1972 г. в Челябинском медицинском институте на педиатрическом факультете начали формироваться клинические кафедры. В 1974 г. был изменен профиль работы самой кафедры педиатрии, она стала кафедрой госпитальной педиатрии №1 педиатрического факультета, в составе которой были собраны удивительные, талантливые преподаватели: заведующая кафедрой профессор Н.С.Тюрина, доценты Н.Н.Русанова, Я.И.Жаков, Н.Л.Меньшикова, М.А.Празднова, А.М.Шапиро, В.П.Полтарин, А.В.Можейко, Н.С.Петрова, ассистенты – кандидаты медицинских наук Л.А.Дулькин, В.А.Романенко, Б.А.Гойхенберг, М.Ф.Телегина (1979 г.).
Под руководством профессора Н.С.Тюриной в различных медицинских учреждениях города работали кандидаты медицинских наук, подготовленные на кафедре педиатрии. Этот коллектив и явился родоначальником, основой для организации клинических кафедр педиатрического профиля. Первой была открыта кафедра пропедевтики детских болезней (заведующая доцент Ф.А.Иванова), в настоящее время – кафедра пропедевтики детских болезней и педиатрии (заведующая доктор медицинских наук, профессор А.Н.Узунова) с клинической базой ГЛПУЗ «Детская городская клиническая больница №7» (главный врач Р.А.Киселева) и ГЛПУЗ «Детская городская клиническая больница №8» (в настоящее время главный врач – доцент, кандидат медицинских наук О.В.Лопатина).
В 1973 г. открывается кафедра факультетской педиатрии (заведующая доцент А.И.Маслова), базой кафедры определяется Челябинская областная детская клиническая больница (главный врач Г.Н.Киреева) с организацией многопрофильной специализированной помощи по 13 специальностям. В 1982 г. кафедра получила новый статус – кафедра детских болезней №2 (заведующая доктор медицинских наук, профессор Н.Н.Русанова), в настоящее время – кафедра педиатрии, клинической иммунологии и аллергологии (заведующий доктор медицинских наук, профессор Д.К.Волосников).
В 1976 г. организована кафедра детских инфекционных болезней (заведующая доктор медицинских наук, профессор И.В.Чернова) с клинической базой ГЛПУЗ «Детская городская клиническая больница №8». В настоящее время кафедра объединена с кафедрой факультетской педиатрии (заведующий доктор медицинских наук И.А.Федоров).
Все кафедры педиатрического профиля работают на базах медицинских учреждений Челябинска, обеспечивая их консультативной, организационной и лечебной помощью, а также проводят научно-исследовательские работы в различных областях педиатрии.
К 1980-м годам в Минздраве СССР начала претворяться в жизнь концепция децентрализации последипломной подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения. За основу был взят региональный принцип. Постановлением Совета Министров СССР №1158 от 16.12.1980 учебное заведение для усовершенствования врачей было решено создать на Урале. Приказом Минздрава СССР 14.04.1981 начал осуществляться самый крупный проект – организация в Челябинске Уральского института усовершенствования врачей. Челябинский медицинский институт (ректор – заслуженный деятель науки РФ профессор Д.А.Глубоков) поделился кадрами преподавателей, имеющими опыт работы на факультете усовершенствования врачей.
Н.С.Тюрина большое внимание уделяла образованию медицинских работников, отмечая его как непрерывный процесс от базового медицинского образования до постоянного совершенствования знаний и умений, базирующихся на последних достижениях медицинской науки и практики. Она подготовила 200 клинических ординаторов, 12 очных и 20 заочных аспирантов, 38 кандидатов медицинских наук, 9 из них в последующем стали докторами медицинских наук.
Кафедра педиатрии Челябинского медицинского института благодаря заведующей – профессору Н.С.Тюриной – направила на организацию педиатрических кафедр Уральского института усовершенствования врачей своих талантливых учеников – кандидатов медицинских наук А.А.Гобец, В.А.Романенко, Л.А.Дулькина, А.М.Шапиро. Кафедра педиатрии была организована одной из первых (заведующий кандидат медицинских наук А.А.Гобец, с 1983 г. – профессор Л.А.Дулькин, член-корреспондент РАЕН, президент Ассоциации детских врачей Челябинской области). На протяжении первых 20 лет работы Уральского института усовершенствования врачей (ректор – заслуженный деятель науки РФ профессор Н.И.Тарасов) подготовлены 21 доктор и 77 кандидатов медицинских наук, из них на кафедре педиатрии – 1 доктор наук и 13 кандидатов наук.
В последующем в период с 1987 по 1991 г. были открыты кафедры неотложной педиатрии (заведующий профессор В.А.Романенко, член-корреспондент РАЕН, заслуженный врач России), в 1997 г. – кафедра педиатрии и детских инфекционных болезней (заведующий профессор А.А.Гобец). Высокая квалификация кадров преподавателей, научных исследований, авторитет коллектива в регионе и стране позволили ректорату получить поддержку Российской академии медицинских наук и Ассоциации медицинских вузов России, и постановление №186 от 22.02.1997 преобразовало институт в Уральскую государственную медицинскую академию дополнительного образования (УГМАДО).
К 25-летнему юбилею УГМАДО (2006 г.) являлась самым крупным учебным заведением в системе последипломного образования в Уральском федеральном округе: 27 кафедр, на которых работали и преподавали 28 докторов наук, 18 профессоров, 28 доцентов, 68 кандидатов наук. Кафедры академии обеспечивали последипломную подготовку и повышение квалификации по 54 врачебным специальностям. УГМАДО по решению Минздрава России выполняла руководящую роль по последипломному медицинскому образованию в Уральском федеральном округе, взаимодействовала с факультетами усовершенствования врачей медицинских вузов Урала, вырабатывала единые методические подходы к подготовке и повышению квалификации врачей.
В 2010 г. УГМАДО была реорганизована путем присоединения к Челябинской государственной медицинской академии в форме структурного подразделения факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В настоящее время программы дополнительного профессионального образования реализуют десятки структурных подразделения университета: 33 кафедры, медицинский колледж, аккредитационно-симуляционный центр. Факультет дополнительного профессионального образования 25.04.2016 переименован в Институт дополнительного профессионального образования на основании приказа от 25.04.2016 №131 (директор М.Г.Москвичева). На базе Института дополнительного профессионального образования была введена новая форма повышения квалификации медицинских работников – непрерывное медицинское образование.
В настоящее время реализуются идеи основоположника педиатрической службы профессора Н.С.Тюриной о формах повышения квалификации педиатров – непрерывное медицинское образование с использованием инновационных технологий (дистанционных, электронных, симуляционных), возможность выстраивания персональной траектории обучения. Это обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов.
Дело профессора Натальи Сергеевны Тюриной продолжают ее многочисленные ученики и последователи.

Текст подготовлен сотрудниками Минздрава Челябинской области, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 57
Предыдущая статьяБиохимические маркеры ишемии, сердечной недостаточности и деформация миокарда у детей с гипертрофической кардиомиопатией
Следующая статьяЗадачи по теме «Кардиология»

Поделиться ссылкой на выделенное