Открываете аптечный бизнес? Анализируем коммерческие перспективы и окупаемость

Первостольник №02 2019 - Открываете аптечный бизнес? Анализируем коммерческие перспективы и окупаемость

Для цитированияСкрыть список
Открываете аптечный бизнес? Анализируем коммерческие перспективы и окупаемость. Первостольник. 2019; 02: 
Среди тех, кто «не в теме», считается, что аптечный бизнес весьма выгоден. Обычно при этом исходят из суммарной торговой наценки товаропроводящей сети, якобы способной удвоить отпускную цену производителя при поступлении медикамента в розничную продажу. Зачастую это служит решающим аргументом в конъюнктурных, по-другому в формально убедительных технико-экономических обоснованиях, для пристраивания свободных финансовых ресурсов. Ведь очень трудно устоять перед соблазном претендовать на получение ожидаемой нормы прибыли, особенно на фоне устойчивых стереотипов  о сверхдоходах при работе с лекарствами. Хотя профессионалам хорошо известно, что «чистый профит» аптечного предприятия с учетом всех его издержек минимален.

Что касается темпов роста фармацевтической розницы, то ее совокупный оборот в среднем увеличивается примерно на 10% в год. При этом крупные аптечные сети отбирают все большую долю розничного рынка лекарственных препаратов у независимых торговцев. В настоящее время аптечные сети контролируют приблизительно 35–40% коммерческой фармацевтической розницы (в Москве величина их доминирования еще выше, до 85–90%). Правда, такой рост достигается за счет экстенсивного развития, т.е. благодаря расширению аптечных сетей, в том числе и путем проникновения в регионы. Цена входа на розничный фармацевтический рынок сопряжена с крупными вложениями, но, судя по всему, желающих туда попасть это не останавливает. Ситуация, когда в непосредственной близости друг от друга находятся сразу несколько аптек, становится уже рядовым явлением, во всяком случае для центрального региона и крупных российских городов. Видимо, пока еще места хватает всем, но высокая конкуренция закономерно снижает и прибыльность аптечного бизнеса.
Так, окупаемость аптек при стабильном состоянии рынка, по оценкам экспертов, составляет 2–3 года, а размер инвестиций в создание традиционной аптеки обходится в среднем в 70 000 дол. США (ремонт, оснащение, оргтехника, лицензирование), не считая стоимости аренды. С большим разбросом от 30 000 до 130 000 дол. США. Многое зависит от площади помещения, которая, как правило, составляет от 75 до 150 кв. м; от выбранной бизнес-модели – традиционная или премиальная (элитная) аптека, аптечный пункт или киоск, а также от формы торговли – открытой или закрытой. Соответственно, и первоначальные затраты составят в простом варианте около 500 дол. США за кв. м, а в случае с открытием элитной аптеки уже меньше чем в 1000 дол. США за кв. м не уложишься. Аптечный супермаркет (фармамаркет) обойдется дороже: одно лишь оборудование для него стоит 60 000–110 000 дол. США. Но это только стартовые расходы. А для того чтобы аптека стала приносить доход, требуется время, в течение которого приходится тратить средства на закупку товаров, оплату труда персонала, аренду. Так что полноценное выведение аптеки на рынок может обернуться удвоением суммы, изначально выделенной на ее открытие.
Примерно у 60% всех аптек месячный товарооборот не превышает 30 000 дол. США. У 1/3 аптечной розницы он варьирует от 30 000 до 50 000 дол. США. Более высокий объем продаж имеет место в аптеках крупных сетевых структур с открытой формой торговли, на долю которых приходится не более 6–7% от общего количества розничных фармацевтических предприятий. Но следует отметить, что в аптечном бизнесе увеличение оборота не всегда свидетельствует о достигнутом коммерческом успехе. Очень часто все происходит с точностью до наоборот, когда высокий товарооборот сопровождается заметным ухудшением финансового положения компании. Существуют сети с большим количеством фармамаркетов, которые полностью убыточны. Ведь аптечное предприятие с открытой выкладкой обременяет себя другими дополнительными затратами – на охрану, хранение, а также прочими издержками обращения.
В среднем рентабельность розничного сегмента составляет 4–8%, а прибыльность – порядка 2000–5000 дол. США в зависимости от месторасположения, региональных особенностей рынка, сезона, уровня конкуренции и покупательной способности населения. Зарабатывать больше на «профильных» продажах аптекам не удается, поскольку цены на многие лекарства регулируются государством. Например, в Москве предельная торговая надбавка к оптовой цене составляет 23%, а в среднем по России розничная наценка не превышает 25–30%. Поэтому, чтобы удержаться на плаву, ассортимент самых предусмотрительных аптек расширяется в сторону товаров для здоровья, т.е. им приходится торговать не только медикаментами, но и лечебной косметикой, средствами гигиены, изделиями для мам и детей, биологически активными пищевыми добавками и парафармацевтической продукцией, цена на которую регулируется исключительно рыночным спросом. Правда, и в этом случае все не так безоблачно – хоть цены и свободные, но конкурировать за шампуни и зубную пасту приходится уже на «чужом поле», как с ведущими продовольственными компаниями и парфюмерными сетями, так и с мелкооптовыми рынками и палаточной торговлей.
Иными словами, если доход от аптеки составляет 3000 дол. США в месяц, а покупатель желает, чтобы его вложения смогли окупиться за 2 года, то, скорее всего, он не заплатит за нее больше 72 000 дол. США, сколько бы ни потратил на создание искомой розничной структуры ее бывший владелец. При продаже аптеки должна отражаться только ее реальная рыночная цена, а не эмоциональная аргументация относительно стоимости помещения и имущества или величины затраченных усилий на реализацию данного бизнес-проекта. В исключительных случаях покупатель может согласиться с более высокой ценой, если у аптеки относительно большой объем продаж, а низкий уровень маржи обусловлен непрофессиональными действиями собственника в плане оптимизации издержек обращения или очевидными расходами, которых можно было бы избежать при грамотном управлении.
Таким образом, в настоящее время окупаемость аптечного проекта по самому оптимистическому варианту составляет не менее 2 лет, что, безусловно, не является таким уж заманчивым вложением финансовых ресурсов именно в аптечный бизнес. 
К тому же все лучшие места для аптечной торговли уже разобраны, а открывать аптеку там, где не будет должного количества покупателей, может себе позволить только опытный профессионал, который сумеет раскрутить бизнес в подобных экстремальных условиях, или аптечная сеть, которая будет согласна дотировать эту убыточную структуру.
Поэтому, если мотивированное желание заняться аптечным бизнесом не ослабевает, то наиболее целесообразным решением было бы приобретение уже готовой и работающей розничной структуры. В этом случае при тех же или даже меньших затратах не надо терять время на поиск помещения, получение лицензии и всех необходимых разрешительных документов. Нет и необходимости в поиске, покупке и установке аптечного оборудования, а также в подборе персонала, не говоря уже о ремонте и перепланировке коммерческой недвижимости для соответствия строгим требованиям, предъявляемым к аптекам – особенно, если мало что в этом понимаешь. Кроме того, на основании данных о среднемесячной прибыли функционирующей аптеки, рассчитанной за определенный период времени, можно с большой долей вероятности предугадать ее коммерческие перспективы. Подобная информация в совокупности с остальными параметрами позволяет более точно отследить тенденции аптечного бизнеса в данном районе, что уменьшает возможные финансовые риски. Но самое главное, что эти сведения являются основой для расчета продажной стоимости аптеки. На сегодняшний день сделки по покупке аптек совершаются не только со стандартным коэффициентом 
1–1,2 к годовому обороту, но также и исходя из уровня прибыльности аптеки. То есть по показателям чистой прибыли за год, умноженной на рыночный мультипликатор, существующий на момент сделки (поправочный коэффициент), равный, к примеру, числу 5. В последнем случае цена за аптеку может и не совпадать с величиной ее стоимости, рассчитанной по результатам объема продаж. Но зато этот способ позволяет безошибочно выделить финансово успешную аптеку среди раскрученных, но убыточных предприятий.
В принципе, возможны и иные мотивы покупки готового бизнеса. Например, как роскошный подарок или грамотный способ устранения конкурента или же как один из вариантов расширения своего присутствия на рынке; а то и просто человеку не хочется терять время, нервы и силы на создание нового бизнеса. Кстати, и у этого, последнего сценария, есть не менее убедительные доводы в свою пользу. Поэтому, чтобы решить какой из этих сценариев окажется в каждом конкретном случае наиболее оптимальным, рассмотрим все плюсы и минусы покупки готового бизнеса – «под ключ» и самостоятельного открытия аптеки – «с нуля».
Покупая бизнес, его будущий владелец приобретает помещение, оборудование, обученный персонал, действующие договора с поставщиками, сложившуюся клиентуру, отлаженные методы и технологию работы, постоянный источник доходов, лицензии, патенты, разрешения и сертификаты, торговую марку, наконец. А на создание нового бизнеса уходят месяцы, годы, тогда как готовый бизнес начинает приносить отдачу сразу же после покупки. Теоретически, создать свой бизнес, на первый взгляд, обойдется несколько дешевле, чем купить готовый, но только если не брать в расчет стоимость времени и приложенных усилий по созданию бизнеса. Готовый бизнес вполне уже может окупиться к тому моменту, когда вновь создаваемый бизнес только начнет приносить прибыль. Правда, нет никакой гарантии, что все пойдет по плану. По статистике, каждая вторая попытка создать аптечный бизнес обречена на неудачу, ведь невозможно предугадать, как пойдет процесс его становления, как изменятся факторы, влияющие на успех проекта, и чем вообще этот проект закончится. Конечно, можно попытаться все просчитать заранее, но лишь с большей или меньшей вероятностью ожидаемого результата. Готовый бизнес, наоборот, уже проверен временем. Он приносит прибыль, развивается, а положенная в его основу бизнес-идея уже доказала свою состоятельность. Другими словами, за будущего владельца своими деньгами и временем уже рискнул продавец бизнеса. Вопрос в том, почему же он тогда расстается со столь эффективным источником дохода? Фактически, рубит сук, на котором ему так вольготно сиделось? Чудес-то на свете не бывает, и об этом следует всегда помнить!
А потом хочется приобрести именно тот бизнес, который будет соответствовать вашим представлениям об успехе. И прежде всего аптека должна быть расположена на выигрышной, в вашем понимании, территории, иметь долгосрочную аренду с оптимальной фиксированной ценой, качественный ремонт и оборудование, наружную рекламу. Однако найти аптеку, хотя бы в целом отвечающую вашим обоснованным требованиям (не говоря уже о том, чтобы все устраивало до мелочей), практически нереально. Или же этот процесс затянется на очень долгий срок, а это ведь тоже упущенная выгода! Поэтому лучше уж создать свой бизнес самому, выстраивая его согласно своей бизнес-интуиции, опыту и деловым качествам. Этот набор качеств является обязательным, но недостаточным условием успеха вашей аптеки. Потребуются еще и дополнительная информация, а также помощь специалистов.
Не секрет, что при незнании всех подводных камней данной отрасли можно упустить драгоценное время и без пользы потратить дефицитные ресурсы. Так, если вы запускаете новую аптеку, вам понадобится лицензия. Минимальный срок ее получения – 1,5 мес. В реальности, если действовать самостоятельно, то при благоприятном стечении обстоятельств вы станете ее обладателем где-то через 3–4 мес. Профессионалы уложатся в отведенное законом время, но потребуют за свои услуги порядка 5000 дол. США. А теперь проведем калькуляцию расходов на лицензирование и понесенных убытков от увеличения сроков лицензирования. Например, в случае аренды помещения ваши непредвиденные расходы составят: (арендная плата + зарплата персонала + упущенная выгода) × (срок оформления лицензии – 1,5 мес). Ну а дальше, отбросив иллюзии, решайте сами, как будете поступать и что вам больше по душе. По опыту гораздо выгоднее воспользоваться услугами специализированной юридической фирмы, нежели действовать самостоятельно.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 417
Предыдущая статьяМиссис Россия 2018 Анна Телегина: «Каждая мама должна принять участие в подобных конкурсах»
Следующая статьяАвитаминоз и гипервитаминоз: две стороны одной медали?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир