Покой нам только снится

Первостольник №03 2015 - Покой нам только снится

Номера страниц в выпуске:20-21
Для цитированияСкрыть список
Покой нам только снится. Первостольник. 2015; 03: 20-21
Среди советов психологов, как успокоиться, если вас вывели из себя, есть много полезного. К примеру, пойти прогуляться в момент гнева. К сожалению, когда дело касается профессии фармацевта, многие советы применить невозможно. Поговорим о том, как себя вести в такой ситуации.

Далеко не каждый первостольник готов признать, что львиную долю неудобств на работе ему доставляют посетители. Это равносильно тому, как если учитель скажет, что все его беды от детей, – такое признание могут расценить как проявление непрофессионализма. Однако от правды никуда не деться: именно посетители способны вывести из себя даже самого спокойного фармацевта и заставить его усомниться в правильности выбора профессии.
Стоп! Не вините себя при появлении таких мыслей. Это вовсе не проявление непрофессионализма. Умение справляться с собой, если вас вывел из себя покупатель, приходит с опытом. И этому вполне можно научиться!

Скажи, кто ты…

Универсальный совет, как успокоиться, когда посетители довели до точки кипения, сложно дать потому, что для каждого понятие «быть выведенным из себя» индивидуально. Кому-то быть выведенным – это с трудом сдерживать дрожь рук и желание перейти на крик, а кто-то считает себя раздраженным, когда перестает «на автомате» мурлыкать веселую песенку и радостно улыбаться каждому клиенту. Все дело в различиях темпераментов.
Флегматика достаточно сложно вывести из себя. Можно только поучиться у него спокойствию и самообладанию. Эти люди уравновешенны, внешне редко проявляют эмоции, услышать от них фразу: «Как же я рассержен!» – весьма трудно. Людям с флегматичным складом характера можно посоветовать не держать скопившиеся негативные эмоции в себе. Молча впитывая раздражение покупателя, вы оказываете сами себе медвежью услугу. Накапливая злобу и плохое настроение окружающих, вы рискуете рано или поздно попасть к врачу с нервным срывом. Дабы не допустить этого, позволяйте себе выпускать пар. Спокойно и вежливо скажите посетителю, что тот говорит в неприемлемом тоне. Поставьте на работе фоном негромкую спокойную музыку, пусть она «выносит» вместе со звуками всю негативную энергию. После работы или в перерыв, если есть возможность, пройдитесь несколько минут самым быстрым шагом, на какой только способны.
Холерик – полная противоположность флегматику. Вывести его из себя ничего не стоит. Нервная система постоянно находится на грани истощения; настроение ежеминутно меняется; для него характерно поведение резкое, страстное, руководимое эмоциями. Такому человеку, если он не умеет «усмирять» себя, нелегко придется на должности фармацевта. Холерику надо освоить «правило десяти» и стараться применять его во всех сферах жизни, не только на работе, чтобы довести до автоматизма. Счет про себя можно дополнить правилами-аффирмациями. Это своеобразные самовнушения, которые поначалу могут вам показаться несколько глупыми или никчемными, но которые, однако, работают, если серьезно к ним отнестись. Это могут быть следующие фразы, которые вы будете повторять про себя: «Никто и ничто не сможет сегодня вывести меня из себя», «Настроение посторонних людей не может меня разволновать и уж тем более разозлить», «Я могу справиться с гневом, злостью и раздражением», «Я наполнен спокойствием и умиротворен».
Помните, что любая мысль материальна; если вы будете регулярно повторять аффирмации, всецело веря в них, ситуация не замедлит измениться.
Сангвиник реагирует живо и эмоционально, однако в отличие от холерика значительно легче успокаивается и не копит в себе горечь и обиду. Он достаточно просто относится к обидам и оскорблениям покупателей, мудро не принимая их на свой счет. Сангвинику может даже быть интересно общаться с таким «небанальным» клиентом: это вносит разнообразие в рутину обычного рабочего дня. Собственно, если рассматривать недовольного посетителя как «разнообразие» вашей работы, а не как личное оскорбление, относиться к такому человеку становится гораздо проще и легче. Попробуйте.
Наконец, меланхолик. Легкоранимый, обидчивый человек, тяжело переживающий любую, даже самую незначительную обиду. Меланхолику стоит понять, что посетитель не пришел обидеть или оскорбить именно его. На его месте мог быть другой фармацевт и вообще другая аптека. Покупателю не важно, кто стоит перед ним. У него могут быть личные неприятности, плохое самочувствие, дотошный характер и еще тысяча и одна причина, по которой ему сейчас необходимо «выпустить пар». Проявите к нему сочувствие: уверенные в себе и счастливые люди не приходят поскандалить в аптеку. Против лично вас он ничего не имеет. А значит, вам ни к чему переживать по поводу его действий.

Правило десяти

Звучит оно просто: как только вы испытываете гнев или злость, начинайте глубоко и медленно дышать, считая про себя до десяти. Не говорите ничего собеседнику прежде, чем дойдете до конца счета. Возможно, именно простота этого правила является причиной, по которой его мало используют. Ну как может такая ерунда, как счет, помочь справиться с гневом? Механизм между тем прост: слыша обидные слова, мозг получает мгновенный разряд, который является толчком к выбросу в кровь гормонов. Последние и побуждают вас вести себя сгоряча: вы начинаете говорить и действовать «на автомате», не думая. Вами руководят эмоции. Медленный счет, сочетаемый с глубоким дыханием, призван как раз отвлечь мозг, насытить его кислородом. Все это вместе взятое отключит эмоции, и вы начнете мыслить трезво. Пользование «Правилом десяти» значительно сократит количество необдуманно сказанных обидных слов.

Предлагаем вам пройти тест, который покажет, насколько вы подвержены эмоциям.
1. Вы проявляете чувства по максимуму: «полюбить – так королеву, проиграть – так миллион» – это про вас.
А. Нет
Б. Редко
В. Да
2. Если вы чем-то возмущены или недовольны, то и не подумаете сдерживать эмоции: к чему копить недовольство в себе?
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
3. Даже онлайн-общение с незнакомым человеком способно выбить вас из колеи: всего один негативный комментарий в ваш адрес, и вы еще долго вспоминаете ситуацию, прокручиваете ее, мысленно подыскиваете ответы оппоненту.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
4. Если в Вашем присутствии ссорятся ваши близкие, друзья или просто знакомые, вы предпочитаете устраниться: ссора – дело личное, лишние участники тут ни к чему.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
5. Вы можете целый день находиться под впечатлением плохого или страшного сна. Об этом, как правило, знают все окружающие вас люди.
А. Нет
Б. Редко
В. Часто
6. Во время просмотра трогательного фильма или прочтения грустной книги вы легко можете расплакаться; то же происходит при воспоминаниях, неважно, грустные ли они или приятные.
А. Нет
Б. Редко
В. Часто
7. Вы чувствуете вину, если слишком долго что-то выбираете в магазине, а продавцу приходится вас ждать; в парикмахерской, если долго не можете решиться на форму стрижки; и в других ситуациях, когда вам кажется, что вы причиняете людям неудобства.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
8. Котята, крольчата, пушистые желтые цыплята и прочие симпатичные звери способны легко растрогать вас.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
9. Совершить внезапный поступок, поддавшись порыву, – это в вашем стиле; чаще всего вы сначала совершаете нехарактерный для вас поступок и лишь потом оцениваете его последствия.
А. Нет
Б. Редко
В. Часто
10. Ровные, нейтральные эмоции не для вас; к чему эти полумеры, если можно чувствовать по максимуму.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
11. Изменение настроения близкого человека, коллеги, друга тут же сказывается и на вас.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
12. Вы крайне обидчивы.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
13. Неудачная шутка в ваш адрес – и вы уже готовы чуть ли не расплакаться; вы крайне тяжело переносите насмешки окружающих.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
14. Вас сильно раздражает, если кто-то живет не так, как того хотелось бы вам; «правила» жизни, отличные от ваших, вам кажутся неверными.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
15. Когда вы волнуетесь, это заметно окружающим: вы попеременно краснеете и бледнеете, запинаетесь и заикаетесь, не можете подобрать нужных слов или вообще не способны ровно стоять на ногах.
А. Нет
Б. Редко
В. Всегда
Результаты теста:
Подсчитайте, каких ответов – А, Б или В – у вас набралось больше всего.

Лидирует количество ответов А

Спокойный океан

Вы крайне скупы на эмоции. Расплакаться при просмотре фильма, умилиться при виде котенка, громко рассмеяться услышанной шутке – это не про вас. Окружающие думают, что вас невозможно вывести из себя. Часто отсутствие у вас эмоций воспринимается людьми как равнодушие. Скорее всего, вы намеренно подавляете свои эмоции. Постарайтесь понять, что в эмоциях нет ничего плохого. Рассмеяться вслух удачной шутке – нормально. Улыбаться человеку, давая ему понять, что он вам симпатичен, – в порядке вещей. Вам станет гораздо легче жить, если вы будете давать хотя бы небольшой выход своим эмоциям: так окружающим не придется «расшифровывать» ваши чувства, общение станет проще и понятнее. Даже неприятные эмоции, такие как раздражение и злость, не надо подавлять полностью. Решение проблем, а не «складывание» их в глубины своего сознания повысит качество вашей жизни.

Лидирует количество ответов Б

Равновесие

Вы – золотая середина. Вы мастерски умеете ладить с эмоциями: тонко чувствуете ту грань, когда еще можно проявлять эмоции и когда надо сдержать себя. Совершить поступок, а потом уже подумать о последствиях – это совсем не про вас. Конечно, вас посещают мысли о спонтанных поступках, но вы умеете вовремя остановиться и просчитать все, как шахматист, на несколько шагов вперед. Такой разумный подход весьма похвален: наверняка в вашей жизни не было (или очень мало) ситуаций, когда вы жалеете о совершенных действиях. С такими людьми необыкновенно комфортно и легко общаться.

Лидирует количество ответов В

Точка кипения

Если в транспорте вам наступили на ногу, вы молчать не будете! Очередь на почте?
А позвать сюда заведующую! Врач не приходит на вызов быстро? Это не дело, надо оборвать телефон регистратуры, но таки заставить их там работать! Вас раздражает слишком много вещей в этой жизни, что мешает спокойно жить. Впрочем, спокойная жизнь – это же не про вас, правда?
В вас столько эмоций, что о равновесии можно только мечтать. Конечно же, это далеко не только отрицательные эмоции; вы так же ярко радуетесь, плачете от счастья, умиляетесь или восторгаетесь. Это не плохо, просто порой от чрезмерного проявления эмоций устаете в первую очередь вы сами. Попробуйте немного «снизить градус». Научитесь сдерживать себя. Помните про «правило десяти», применяйте его как можно чаще. Анализируйте последствия своих действий прежде, чем совершить их. Вот увидите, жить станет легче и проще.
Светлана Богатикова
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 668
Предыдущая статьяГлутамат натрия – призрачная безопасность
Следующая статьяМифы о здоровье глаз

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир