Тренировка мозга в домашних условиях – помощь детям с аутизмом

Первостольник №04 2018 - Тренировка мозга в домашних условиях – помощь детям с аутизмом

Для цитированияСкрыть список
Тренировка мозга в домашних условиях – помощь детям с аутизмом. Первостольник. 2018; 04: 
Дом для нас – это место, где мы живем. Для многих семей теперь это еще и место, где можно тренировать мозг с помощью метода биологической обратной связи (Connectivity-Guided Neurofeedback). Используя эту методику, родители успешно помогают своим детям улучшать внимание и умение концентрироваться, а также развивать разговорную речь, социальные навыки и навыки общения.

Помощь
На первый взгляд, Максим – обычный 11-летний ребенок, который любит играть, занимается баскетболом, плаванием и борьбой. Но жизнь не такая уж простая и беззаботная для мальчика, у которого есть проблемы обучения и развития речи по причине аутизма. Он учится в специализированной школе для детей с такого же рода проблемами. «Впервые мы заметили, что Максим отличается от своих сверстников, к двум годам его жизни, – вспоминает его мама Мэри, – ему было трудно установить зрительный контакт. Он использовал свой собственный язык, и его способ общения был не понятен для окружающих». Семья активно изучала проблемы аутизма и методы его лечения. Многие годы Мэри и ее муж Джон искали возможность помощи сыну в развитии социальных навыков и разговорной речи. Разные специалисты по детскому развитию работали с Максимом с раннего детского возраста. В детском саду мальчик выделялся своей неусидчивостью. Воспитателей беспокоило, что он не понимает обращенной к нему речи. Мэри впервые услышала о методике использования неврологической обратной связи на одной из конференций по аутизму. «На конференции мы услышали доклад о новейшем типе тренировки мозга Connectivity-Guided Neurofeedback. В докладе говорилось, что с помощью этого метода удавалось улучшить существующие или восстановить нарушенные связи между отдельными участками мозга при аутизме и любых других состояниях с симптомами нейрофизиологических нарушений мозга», – вспоминает Мэри. Вскоре она узнала, что в пригороде Чикаго – Напервиле – работает наш центр по тренировке мозга на основе цифрового картирования (QEEG) с последующим созданием протокола лечения и возможности проведения сеанса на дому.
Следуя рекомендациям, мальчик со своей семьей приехали в Напервиль для вступительного обследования, записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с последующей компьютерной обработкой, созданием индивидуального протокола и обучением родителей, как проводить занятия на дому. Дома родители устанавливали на голову Максима сенсоры, с помощью которых обеспечивалась связь с программой в компьютере, параллельно из офиса осуществлялся мониторинг сеансов. Родители мальчика и учителя в школе заметили положительные изменения примерно через 10 занятий. Ребенок научился устанавливать зрительный контакт, стал спокойнее, у него улучшилась внимательность, и он начал участвовать в семейных обсуждениях. Следующие 10 занятий привели к еще более позитивным результатам.

Как это работает
Данная методика является неинвазивной, безболезненной и безмедикаментозной интервенцией. Она направлена на улучшение нейрорегуляции и приводит к оптимальному функционированию мозга. Наш мозг постоянно продуцирует волны различной частоты. Любая наша деятельность – это результат множества взаимодействий в коре головного мозга. Во время сеансов мозг ребенка функционирует в обычном для него режиме, но программа в компьютере в настоящем времени определяет все параметры этой активности. В тот момент, когда случайно или неслучайно различные участки мозга связываются между собой, программа позволяет ребенку набирать очки в компьютерной игре или смотреть мультфильм по выбору ребенка. Если ребенок двигается или отвлекается, то он теряет очки в компьютерной игре или мультфильм прерывается, и звук затихает. Таким образом поддерживается работа мозга ребенка в рамках заданного индивидуального протокола.
В поиске звуковых и зрительных сигналов мозг начинает чаще продуцировать заданные волны и образовывать заданные связи. Это – обусловленная реакция мозга, со временем происходят изменения в его активности, и мозг начинает функционировать в оптимальном режиме. Изменения в мозге, возникающие в результате работы по этой методике, позволяют повысить эффективность всех других видов терапии. Дети становятся более внимательными на занятиях, возрастает эффект от проводимой с ними речевой терапии и занятий с репетиторами, развивается потребность в общении со сверстниками и возникает необходимость в посещении различных кружков по интересам.
Среди прочих результатов наблюдаются улучшение адаптации к новым условиям, улучшение фокуса и ускорение обработки информации, развитие социальных навыков и прогресс в развитии речи, уменьшение беспокойного поведения и повторных движений.
Тренировка мозга с помощью метода обратной связи может быть очень эффективной при аутизме. Особенно эффективен метод обратной связи, основанный на кросскорреляционном анализе ЭЭГ – Сonnectivity-Guided Neurofeedback. При этом тренируется способность различных участков мозга связываться между собой. С помощью этой методики удается сформировать связи в различных отделах мозга, которые не были сформированы ранее по причине экогенетической природы аутизма.
Пациенты с аутизмом получают в среднем 60 сессий, и, как показывает практика, эффект от таких сессий сохраняется надолго. Навыки, полученные в результате сеансов, подобны другим навыкам, которые ребенок приобретает в детстве (чтение, рисование, катание на велосипеде и т.п.). В силу своей пластичности мозг может изменяться и формировать новые связи в любом возрасте, поэтому есть возможность помогать пациентам в возрасте от 3 до 77 лет.
Благодаря возможности проводить сессии в домашних условиях эта методика с помощью технологии Skype стала доступной для тех, кто живет далеко от офиса клиники.

Технические детали метода Connectivity-Guided Neurofeedback
Процесс неврологической обратной связи включает в себя запись ЭЭГ мозга на оборудовании «Мицар», разработанном в российском Санкт-Петербурге, затем производится компьютерная обработка полученных данных с использованием различных программ. Одна их таких програм (NeuroRep) была разработана доктором Хадспетом (Dr. William J. Hadspeth, PhD).
С помощью этой программы производятся статистические вычисления степени связности между различными участками мозга и графически отображаются их результаты.
После снятия ЭЭГ и программной обработки полученных данных выявляются конкретные частотные характеристики волн, степень связности центров головного мозга между собой и эти данные сравниваются с нормативной базой данных с учетом пола, возраста и других характеристик.
На основе полученных результатов создается строго индивидуальный протокол, который адаптируется каждые 10–15 сеансов.
В основе метода кросскорреляционной обратной связи (Connectivity-Guided Neurofeedback) лежат исследования нейрофизиолога доктора Роберта Кобена
(Dr. Robert Coben, PhD). По данным исследований 2009 г. в экспериментальной группе из 85 детей, страдающих аутизмом, в результате тренировки мозга этим методом на 57% снизилась выраженность проявлений аутизма.

Анн Ригби
Иллинойс, США


Об  авторе
Анн Ригби, президент совета Обществa помощи аутичным детям в штате Иллинойс (Ann Rigby, The President of the Board of The Autism Society of Illinois), член Международного общества по неврологической обратной связи и исследований (ISNR), член Общества прикладной психофизиологии и обратной связи (AAPB).
Имеет сертификат от Американского института по обратной связи (BCIA), более 25 лет работает в сфере психического здоровья и с 2001 г. возглавляет частный центр по неврологической обратной связи (Connectivity-Guided Neurofeedback, The Neuroconnection, Illinois, USA).
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 72
Предыдущая статьяМинздрав России рекомендовал регионам сформировать запас обезболивающих лекарств
Следующая статьяАллергия: сезон открыт

Поделиться ссылкой на выделенное