Аптека: открытие

Первостольник №10 2016 - Аптека: открытие

Для цитированияСкрыть список
Аптека: открытие. Первостольник. 2016; 10: 
Аптечный бизнес – тот вид предпринимательства, которому кризис не так страшен: люди могут перестать покупать предметы роскоши, меньше тратить на одежду и предметы интерьера, но здоровье всегда останется в приоритете. Помимо прочего, сейчас наблюдается отчетливая тенденция к усилению внимания людей к своему здоровью, а это означает, что спрос на медицинские препараты и сопутствующие товары растет.
Рассмотрим первый вариант, аптеку готовых лекарств как предприятие с самым широким спектром функций, в том числе и с правом продажи лекарств по рецептам. Ваш первый шаг – регистрация юридического лица и получение пакета нормативных документов на открытие  предприятия.
Основной документ, который вам потребуется, это лицензия на ведение фармацевтической деятельности. Документ выдается на 5 лет с правом продления или переоформления. Учитывайте следующий момент: получить лицензию может только специалист с профильным образованием, соответственно, если предприниматель не является по образованию провизором, ему следует нанять такого специалиста и оформить лицензию на него.
Помимо лицензии нужно будет получить разрешение от пожарной службы, а также санитарный паспорт помещения (выдается в СЭС), оформляемый на определенный период. Отдельно заключаются договоры с организациями, которые будут осуществлять дезинфекцию и дезинсекцию помещений, вывоз и утилизацию медицинских, твердых бытовых и прочих отходов. Ну и, разумеется, у вас должен быть полный комплект документации, регламентирующей деятельность вашей аптеки.

Главный фактор
Пожалуй, основным фактором, определяющим успех вашего предприятия, будет подходящее помещение. Требований к помещению под аптеку много, среди них как формальные, так и «выстраданные» на собственном опыте.
Итак, отраслевые стандарты требуют от аптечного помещения следующего:
● минимальная площадь не менее определенного размера, в зависимости от выполняемых функций (скажем, для аптеки с правом производства лекарственных средств – это 22 м2, а для изготовления препаратов, требующих асептических условий – 30 м2);
● помещение должно обеспечивать условия сохранности ТМЦ, санитарно-гигиенические условия труда;
● в помещении должны быть актуальные системы освещения, кондиционирования и вентиляции;
● помещение должно быть оснащено торговым оборудованием, аптечной мебелью, инвентарем, в том числе кассовым аппаратом, холодильником для хранения лекарственных средств, стеллажами для хранения лекарственных средств и сопутствующих товаров.
Что касается личного опыта провизоров, то на первое место выходит проходимость. Разумеется, этот фактор зависит от густоты населенности города, в котором вы открываете аптеку, и варьирует в широких пределах. Вам очень пригодится маркетинговое исследование (проведенное самостоятельно или с помощью специалистов), которое поможет понять дневную проходимость, наличие аптек-конкурентов, а также состав основной целевой аудитории. Скажем, если вы планируете открыть аптеку в районе со старыми домами-пятиэтажками, то, вероятнее всего, основными вашими покупателями будут пожилые люди, не отличающиеся, как правило, высокими доходами. Соответственно, открывать в таком месте аптеку премиального класса смысла нет.
Аптека в районе с молодыми домами-новостройками уже должна отличаться ассортиментом от предыдущей аптеки. Здесь логичнее пополнить ассортимент товарами для будущих мам и новорожденных. Новые районы с неразвитой пока инфраструктурой – «золотая жила» для предпринимателя-фармацевта, надо только держать руку «на пульсе» и искать нежилые помещения на первых этажах новостроек.
Отрывая свою аптеку, надо помнить об одном немаловажном факте: цены на фармацевтическую продукцию регулируются государством, торговая наценка не превышает 30%, а среднемесячный оборот не так уж и велик. Однако если вы нашли подходящее место, правильно подсчитали ежедневную проходимость (трафик), то вы точно можете рассчитывать на стабильный ежемесячный доход.

Цена вопроса
Факторов, влияющих на конечную стоимость открытия аптечного пункта с нуля, слишком много, поэтому определенную сумму, потребующуюся вам для инвестирования в аптеку, назвать нельзя. Та же покупка (или аренда) помещения будет стоить одну сумму в городе-миллионнике и совсем другую в небольшом городке. Поэтому можно лишь прикинуть приблизительные расходы: они, повторим, очень и очень примерны. Итак, предположим, что помещение вы берете в аренду. Последняя будет одним из важнейших пунктов затрат: порядка 5000 дол. США за несколько месяцев. Ремонт обойдется не менее чем в 20000 дол. Оборудование (холодильники, кассы, прилавки, стеллажи) – порядка 15 000 дол. Документация – 5000 дол. Реклама – 3000 дол. Сопутствующие расходы – 3000 дол. Итого получаем больше 50 000 дол. Обратите внимание, что среди указанных расходов нет затрат на персонал; в случае, если вы привлекаете специалистов, надо заложить и затраты на их заработную плату тоже.
Согласно статистике первые два года аптека работает без прибыли. В последующие два года пропорция составляет 50/50. И только начиная с пятого года аптека начинает приносить прибыль.

О франшизе
Если самостоятельное открытие аптеки пугает вас, но работать в аптечном бизнесе все же хочется, можно воспользоваться франшизой: это когда аптечная сеть известной марки помогает вам открыть аптеку и вы работаете под логотипом известного бренда (покупаете франшизу).
Как правило, работу по франшизе широко практикуют сети с демократичной ценовой политикой: такую аптеку не обязательно открывать в крупном торговом комплексе в центре города, а можно ограничиться обычным спальным районом.
В чем плюсы работы по франшизе? Вам не нужно самостоятельно разрабатывать бизнес-план, планировать ассортимент и проводить сложное маркетинговое исследование. Владельцы компании обеспечивают вас полным ассортиментом фармацевтической продукции, сопровождают и консультируют на всем этапе ведения бизнеса, сами отслеживают потребности населения и корректируют ассортимент в соответствии с изменениями спроса, вводят в ассортимент новинки фармацевтической и сопутствующей продукции, сами ищут фармацевтических дистрибьюторов.
Если вы решили открыть аптеку по франшизе, от вас потребуется: регистрация нового юридического лица; инвестиционные средства в размере от 1 500 000 руб., аренда (или владение) помещения площадью от 40 м2; реализация в этом помещении всех аптечных нормативов (требования к помещению аптеки упоминались выше); хорошая проходимость; желательно витражные окна.
Владельцы франшизы проводят осмотр вашего помещения, решают, подходит ли оно для ведения аптечного бизнеса; дают консультации, если требуются какие-либо поправки. Они самостоятельно получают фармацевтическую лицензию, предоставляют торговую мебель, медицинское оборудование. Предоставляют рекламную вывеску, баннеры, растяжки. Устанавливают программное обеспечение, полностью автоматизирующее работу аптеки. Обучают персонал, а также оказывают полную поддержку на всех этапах бизнеса.
Как правило, у аптек, открытых по системе франшизы, гораздо более низкий срок окупаемости (8–12 мес) по сравнению с аптеками, открытыми с нуля (порядка 4 лет). Связано это с тем, что посетители охотнее заходят в аптеку привычного бренда, а также с тем, что в сетевых аптеках действует приятная ценовая политика, привлекающая покупателей.
Резюме
Аптечный бизнес никак нельзя назвать отраслью, подходящей для новичков: много затрат, требований, ограничений и бумажной волокиты. Желательно проработать провизором или фармацевтом не менее 5 лет, чтобы понять систему изнутри. Важно иметь предпринимательскую жилку, чтобы оперативно реагировать на изменения спроса, тенденций, принимать нововведения.
Однако есть фактор, который поможет вам преодолеть массу препятствий – это желание заниматься любимым делом, продвигать его и наслаждаться своей работой. Если любовь к аптечному делу у вас велика, то она поможет обойти все трудности.
Светлана Богатикова

Список исп. литературыСкрыть список
В избранное 0
Количество просмотров: 197
Предыдущая статьяБи-2: их рок-н-ролл
Следующая статьяАктуальная инфографика №1