Один в поле воин

Первостольник №11 2015 - Один в поле воин

Номера страниц в выпуске:6
Для цитированияСкрыть список
Один в поле воин . Первостольник. 2015; 11: 6
Посвящая себя работе за первым столом, фармацевт понимает, что возможности карьерного роста у него будут крайне ограничены: к сожалению, карьерная лестница в аптеке практически отсутствует. От рядового фармацевта можно дорасти до заведующего аптекой. Или, если коллектив состоит больше чем из трех сотрудников, включая заведующую, можно стать старшим фармацевтом. 

4r-1.jpg
Каждая аптека по-своему определяет круг должностных обязанностей фармацевта, старшего фармацевта, однако несложно выявить некое «среднее арифметическое», просмотрев несколько таких документов. В результате анализа увидим, что должностные обязанности двух указанных специалистов практически тождественны. Отличие состоит в наличии у старшего фармацевта контролирующих функций. Упомянутый сотрудник отвечает:
● за сроки повышения квалификации остальных фармацевтов;
● своевременность прохождения персоналом обязательных медицинских осмотров;
● инвентаризацию, а также списание пришедших в негодность товаров;
● ознакомление персонала с приказами и распоряжениями руководства.
Фактически должность старшего фармацевта накладывает на сотрудника обязанности контроля качества работы его коллег. И тут уже ситуация становится интересней: если раньше все фармацевты аптеки были равны между собой, подчиняясь только заведующему, то сейчас появляется еще один контролирующий орган, причем из числа «своих» сотрудников. Давайте посмотрим на поведение каждой из сторон.

При теплых дружеских отношениях в коллективе за получившего повышение коллегу остальные только порадуются. Дело осложняется, как было упомянуто выше, тем фактом, что получить повышение в аптеке – задача не из легких в силу ограниченного количества должностей. Если один из сотрудников занимает должность старшего, это априори означает, что других в ближайшее будущем повышение не коснется.

Снизу вверх

Реакция коллег на повышение одного из них зависит:
а) от отношений в коллективе;
б) степени амбициозности остальных провизоров.
В данном случае важна позиция заведующего, задача которого – дать коллективу понять, что повышение получил сотрудник, который действительно этого заслуживает с точки зрения как личностных, так и профессиональных качеств. Заведующий должен показать, что, назначая старшего, он лишь делегирует ему ряд своих обязанностей для более эффективного управления аптекой, а вовсе не утверждает в аптеке еще один контролирующий орган, утяжеляя тем самым психологическую обстановку внутри коллектива.
Сотрудникам важно знать, что старший фармацевт – это связующее звено между рядовыми первостольниками и руководством аптеки, причем наличие этого звена им на руку: такой сотрудник в курсе всех мелких проблем на рабочем месте, он может оценивать работу и профессиональные качества коллег на месте, не додумывая что-то и не строя предположений. Старший фармацевт поможет уладить в случае необходимости конфликт между коллегами, разрешит ситуацию с проблемным покупателем. В последнем случае проблема может решиться уже благодаря одному только присутствию в аптеке старшего по должности: если недовольный посетитель требует позвать руководство, первостольник может обратиться к старшему, чтобы тот успокоил покупателя. Наличие бейджа с указанием должности зачастую гасит проблему: посетитель доволен, что его проблемой занимается руководитель, внимание оказано, вопрос решен.
Назначая старшего среди фармацевтов, руководству важно дать понять коллективу, что это не просто новая строчка в трудовой книжке сотрудника, но и ряд его новых обязанностей, за выполнение которых начальство будет спрашивать строго и в полном объеме. Эта информация может остудить пыл некоторых сотрудников, которые могут претендовать на должность: дополнительную ответственность и объем работы хотят получить далеко не все.

Когда сотрудник считает, что достоин повышения, руководству следует объективно оценить его желание, а также принять во внимание остальные факторы: срок работы в данной аптеке, качество работы, общение с покупателями, выполнение плана, ответственность, умение погасить конфликт с посетителем. Если в данный момент нет возможности предложить сотруднику более высокую должность, следует рассмотреть другие возможные способы мотивации, как материальной, так и нематериальной.

Сверху вниз

Сотрудник, получивший повышение, оказывается как бы между двух огней. С одной стороны коллеги, с которыми он долгое время работал на равных. С другой – заведующий аптеки, к которому старший фармацевт на ступеньку приблизился. С одной стороны, хочется сохранить дружеские (как вариант – нейтральные) отношения с коллегами-первостольниками, с другой – появляются новые обязательства.
Не исключена ситуация, когда сотрудники принимают в штыки назначение коллеги на высшую по сравнению с ними должность. Как в таком случае сохранить дружеские отношения? Как бы странно это ни звучало – никак.
Речь идет о том, что старшему фармацевту не надо прилагать усилия для того, чтобы сохранить отношения с коллегами на прежнем уровне. Ваша задача – вести себя спокойно, доброжелательно, не строя из себя строгого начальника, но тем не менее дать понять, что у вас теперь появились новые функции, которые вы намерены честно выполнять.
Иными словами, не нужно «подлизываться» к сотрудникам, чтобы они по-прежнему считали вас «своим парнем», а ни в коем случае не руководителем. Должность старшего фармацевта автоматически накладывает на вас ряд обязанностей, в том числе распределение работы в коллективе.
Однако следует помнить, что рано или поздно оба эти вида мотивации перестают действовать. Потребность в самореализации, равно как и определенный уровень амбиций, заложены в каждом человеке. И если не удовлетворить эту потребность, он будет искать такую возможность на стороне, т.е. аптека может лишиться ценного сотрудника. Следовательно, необходимость введения должности старшего фармацевта может быть вызвана изнутри, когда аптека «вырастила» профессионала.

Тонкая ситуация

4r-2.jpg
Существует ситуация неоднозначного, несправедливого повышения. Проявляется она в случаях, когда заведующий однозначно выделяет только одного сотрудника среди коллектива, обращается к этому «избранному» с просьбами, делегирует ему свои полномочия, в некоторых случаях просит заменить его, однако новую должность при этом не дает, и формально все сотрудники остаются в равном положении.
Опасность кроется в возможности появления в таком случае «серого кардинала»: сотрудник забывает, что по должности он пока еще равен со своими коллегами, а внимание руководителя кружит ему голову и заражает «звездной болезнью». Если он подчеркивает свое особое положение и внимание начальства, в коллективе создается напряженная обстановка. Как следствие возможен уход некоторых сотрудников, так как работать в постоянных условиях стресса может далеко не каждый.
Избежать описанной ситуации под силу лишь руководству аптеки: если количество работы требует ее перераспределения среди первостольников, следует рассмотреть введение в штатное расписание должности старшего фармацевта. Заведующему необходимо открыто объявить об этом всему коллективу и выбрать среди сотрудников наиболее достойного. Полагаем, излишне говорить, что руководствоваться следует профессиональными качествами претендента, а также его положением внутри коллектива. Старшего фармацевта однозначно должны уважать остальные сотрудники; назначение на эту должность человека, по мнению коллектива, недостойного не приведет ни к чему хорошему: заведующий не только не добьется более эффективного управления аптекой, но, напротив, спровоцирует конфликт: сотрудники, оставшиеся без внимания, будут относиться к старшему фармацевту пренебрежительно.

Светлана Богатикова

Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 825
Предыдущая статьяИнтервью со звездой: Яна Лапутина: «У красоты нет стандартов
Следующая статьяАктуальная инфографика

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир