Программа восстановления речи для больных с дисфонией

Справочник поликлинического врача №01 2014 - Программа восстановления речи для больных с дисфонией

Номера страниц в выпуске:12-13
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Программа восстановления речи для больных с дисфонией. Справочник поликлинического врача. 2014; 01: 12-13
Дисфония – нарушение фонации (голосообразования). Возникающий в гортани голос обладает тремя качествами: высотой (зависит от частоты колебания голосовых связок); громкостью (зависит от амплитуды их колебаний); тембром (зависит от формы колебаний голосовых связок, числа и выраженности обертонов в данном звуке).
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. В данных случаях наиболее часто это проявляется либо в недостаточной силе голоса (тихий, слабый, иссякающий), либо в отклонении тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный).
Причины возникновения дисфонии многообразны. Так, дисфония может быть спровоцирована органическими нарушениями: а) центральными – вследствие развития парезов и параличей гортани и голосовых складок у больных с последствиями нарушения мозгового кровообращения; б) периферическими, связанными с онкологией гортани и хроническими ларингитами. Иногда причиной могут служить периферические нарушения, обусловленные неправильным голосоведением в процессе говорения и возникшие вследствие психотравм.
Задача восстановительной работы – нормализовать речевое дыхание и качества голоса: высоту, громкость, тембр.
Мы разработали программу восстановления дисфонии, систематизировав практический материал и данные клинических наблюдений пациентов в неврологическом отделении. Разработанная программа применялась в клинике на больных, у которых наблюдалась дисфония как сопровождающаяся расстройствами глотания, так и в изолированном виде. В большинстве случаев она сочеталась с псевдобульбарной и бульбарной дизартрией. После курса логопедических занятий, который продолжался от 10 до 15 дней, у больных отмечалась значительная положительная динамика вплоть до практического восстановления фонации.

Программа восстановления фонации (голоса)

1. Вдох носом → выдох носом (3–5 раз).
2. Вдох носом →→выдох ртом (3–5 раз).
3. Вдох носом → выдох ртом горячей струей воздуха («Протираем стекло»); 3–5 раз.
4. Произносить на выдохе (как будто несли тяжелый груз и вдруг его резко бросили):
УХ-Х-Х; АХ-Х-Х; ОХ-Х-Х; ЭХ-Х-Х.
5. Зевать.
6. Произвольно покашлять несколько раз.
7. Произнести гласные на выдохе с интонацией вопроса или удивления (растягиваем гласные):
• одна гласная: А-А-А? О-О-О? У-У-У? Э-Э-Э? Ы-Ы-Ы?
• две гласные: А-О? О-У? Ы-А? А-Э?
• три гласные: А-О-У? Ы-Э-А? Э-Ы-У?
• пять гласных: А-О-У-Ы-Э?
8. Имитировать «убаюкивание ребенка» (произносить с изменением высоты голоса):
vip2.jpg
9. Произносить вопрос/требование в резкой, «грубой» форме:
Когда тогда?! Как так?! (Несколько раз подряд.)
10. Произносить слова, фразы с заднеязычными «горловыми» звуками «К», «Г», «Х»:
• Как Катя, как каток. Как Коля, как Костя. Как кипяток. Как каракатица. Как крокодил. Как колокол. Как кукушка. Как кашка. Как кошка, как киска.
• Где город, галка загадала, где гол, который год, гости гадали, где хозяин.
• Хата с краю; хозяин хаты; холст, халат и кисть.
11. Воспроизводить автоматизированные и дезавтоматизированные ряды с изменением:
1) силы (громкости) голоса;
2) высоты (неполный ряд: считать до пяти; перечислять 3–5 дней недели).
1        2     3     4     5     6     7     8     9     10
10     9     8     7     6     5     4     3     2     1
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Воскресенье
Воскресенье Суббота Пятница Четверг Среда Вторник
Понедельник
12. Направлять голос вдаль. Разрабатывать его полетность.
Каждое слово произносить на отдельном выдохе. Тянуть. Ставить перед собой цель сказать не громче, а как можно дольше, как бы пропеть данное слово. Поймать его эхо.
(Кричать вдаль – т.е. при произнесении каждого слова увеличивать силу голоса, словно объект удаляется от нас, а мы пытаемся его догнать: «пока не уплыл».)
Эй! Там! На том берегу. Толкни лодку!
Эй, кто на том берегу? Кто там?
Плыви к нам! Мы тут, а ты там! Подплывай скорей к нам!
Толкай лодку! Греби к нам!
Мы тут, а ты там! Плыви к нам!
13. Закреплять восстановленную фонацию на поздних этапах восстановления.
Задача – голосом изображать наплыв волн и их снижение (изменение модуляции голоса).
Шторм
Идет волна.    (начинаем тихо, затем голос повышается)
    Еще волна...
        Вот третья им вослед спешит.
            За ними, силою полна,
                Волна четвертая бежит.
                    Вот пятая о скалы бьет    (пик)
И отступает далеко.    (голос понижается)
    Стремителен шестой полет:    (голос повышается)
        Она, взмывая высоко,
            Разбилась в брызги!    (пик)
И опять
    Пошла на берег наступать    (голос повышается)
        Волна седьмая!    (начинаем громко, затем голос снижаем)
    Вслед – восьмая!
И я слегка звук опускаю,
Волною новою пленен.    (голос повышается)
    Мне грозный рокот моря слышен.
        Мой голос крепнет!
            Силы полн, звучит он
                Выше,
                    Выше,
                        Выше...
    Встает огромною волной         (произносим с максимальной
                                           громкостью)
Девятый вал передо мной.
­
Данный практический материал рекомендуется как специалистам (логопедам, неврологам, отоларингологам), так и пациентам с дисфонией для самостоятельной работы.

Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 1134
Предыдущая статьяПервая помощь при замерзании и отморожении
Следующая статьяПринципы фармакотерапии у людей пожилого возраста

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир