Реабилитационная программа для больных с когнитивными нарушениями

Справочник поликлинического врача №01 2018 - Реабилитационная программа для больных с когнитивными нарушениями

Номера страниц в выпуске:22-26
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Реабилитационная программа для больных с когнитивными нарушениями. Справочник поликлинического врача. 2018; 01: 22-26
Разные группы неврологических заболеваний приводят к системным снижениям когнитивных функций неспецифического типа. Без направленной нейрореабилитации они имеют свойство к прогрессированию. Автор с 2006 г. проводила наблюдение данной группы больных, которое позволило определить наиболее эффективный путь восстановления. Принципиальный подход в разработанной реабилитационной методической программе – параллельное и независимое восстановление нескольких психических процессов, т.е. комплексное воздействие на все психические процессы в целом.
Ключевые слова: когнитивные нарушения неспецифического типа, легкая и умеренная степень тяжести когнитивного дефицита, реабилитационная методическая программа.
Для цитирования: Щербакова М.М. Реабилитационная программа для больных с когнитивными нарушениями. Справочник поликлинического врача. 2018; 1: 22–26.

Rehabilitation program for patients with cognitive impairment 

M.M.Shcherbakova
M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Research Clinical Institute. 129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2mmsch@mail.ru

Various groups of neurology diseases lead to system decrease in cognitive functions of nonspecific type. Without the directed neurorehabilitation they have property to progressing. The author since 2006 made observation of this group of patients which has allowed defining the most effective way of restoration. Basic approach in the developed rehabilitation methodical program – parallel and independent restoration of several mental processes, that is complex impact on all mental processes in general.
Key words: cognitive violations of nonspecific type, light and moderate severity of cognitive deficiency, rehabilitation methodical program.
For citation: Shcherbakova M.M. Rehabilitation program for patients with cognitive impairment. Handbook for Practitioners Doctors. 2018; 1: 22–26.

Нормальное старение характеризуется изменениями функции внимания, памяти и других психических функций, однако данные процессы остаются стабильными, и их нарушения прогрессируют крайне медленно. Большинство неврологических заболеваний (как органической этиологии, так и функциональной) достаточно часто приводят к системным неспецифическим изменениям мнестико-интеллектуальных процессов: снижению когнитивных функций (высокий процент обратимости), стойкому когнитивному дефициту (необходима компенсация нарушенных функций). Реабилитация обеих групп больных направлена на социальную адаптацию пациентов, возвращение их к трудовой/учебной деятельности.
Легкие и умеренные когнитивные расстройства значимо не затрудняют профессиональную и социальную активность, но имеют преимущественно прогрессирующий характер. В 55–65% случаев в течение 5 лет наблюдается трансформация умеренных когнитивных нарушений (КН) в клинически очерченную деменцию, преимущественно альцгеймеровского типа (В.В.Захаров, 2005). Это обстоятельство подтверждает практическую значимость нейрореабилитации данной группы больных. На основании длительной практической работы с системными нарушениями высших психических функций, в том числе речи (М.М.Щербакова, 2009, 2010, 2012; М.М.Щербакова, С.В.Котов, 2014, 2016), накоплен и структурирован практический материал, способствующий обратимости КН. Вследствие этого в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» предпринята попытка создания универсальной реабилитационной программы (авторы М.М.Щербакова, С.В.Котов). Предлагаемая программа должна повысить обратимость легкой и умеренной степени тяжести когнитивных расстройств.
Условия эффективности и успешности восстановительного лечения определяются адекватностью определения целей, которые должны отличаться следующими параметрами: согласованность, специфичность (учитываются приоритеты и пожелания пациента и его родственников), реалистичность (учитываются функциональное состояние и ресурсы пациента), измеряемость, временная определенность – промежуток времени, в течение которого цель будет достигнута (О.В.Камаева, 2003). Глобальной целью реабилитации являются возвращение пациента к активной социально-бытовой деятельности, создание оптимальных условий для его активного участия в жизни общества и в конечном итоге – улучшение качества жизни как самого больного, так и его родственников (В.В.Ковальчук, 2015).
Большинство авторов предлагают общие схемы – инструкции по реабилитации больных с КН (В.В.Захаров, В.М.Путилина, А.С.Кадыков, О.С.Левин, Н.Н.Яхно и др.), включающие рекомендации по нормализации:
1) организации труда и отдыха;
2) физических нагрузок;
3) питания (диетотерапия);
4) интеллектуальных функций.
В целом медицинская реабилитация больных с КН состоит из следующих процедур:
1. Диагностика нарушения функций, факторов риска проведения реабилитационных мероприятий; факторов, ограничивающих проведение реабилитационных мероприятий; морфологических параметров; функциональных резервов организма; нарушений бытовых и профессиональных навыков; ограничения активности и участия в значимых для пациента событий частной и общественной жизни.
2. Формирование цели проведения реабилитационных мероприятий – текущей (кратковременной) или итоговой (для определенного этапа и условий проведения реабилитационных мероприятий).
3. Формирование индивидуальной программы реабилитации.
4. Комплексное применение лекарственной и немедикаментозной терапии, а также средств, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента.
5. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий и прогноз (Л.В.Стаховская, 2017).
Наряду со сказанным существенную роль в комплексном ведении пациентов занимает терапия психоэмоциональных нарушений, так как данные нарушения препятствуют адекватному восстановительному лечению больных, активизации их социальной и бытовой роли в жизни (В.В.Ковальчук, 2015, и др.).
14.jpgСодержание данной методики определялось структурой дефекта, поэтому учитывалась строгая избирательность заданий. Она предполагает представление развернутого алгоритма корригируемой психической деятельности и поэтому учитывает все психические процессы. Избирательность в содержании программы, последовательность выполнения операций, многократная повторяемость заданий в процессе реабилитации, опора на внешние вспомогательные средства – все это создает условия для обеспечения высокой активности и самостоятельности пациента в процессе преодоления КН.
Принципиальный подход в данной методической программе – параллельное и независимое восстановление нескольких психических процессов, так как ведущий принцип реабилитации данной группы больных – комплексное воздействие на все психические процессы. Мы полагаем (М.М.Щербакова, С.В.Котов, отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского»), что при восстановлении когнитивных функций воздействие должно быть направлено на следующие психические компоненты:
1) управляющие функции (третий функциональный блок по А.Р.Лурии: лобные отделы);
2) речевую функциональную систему (опосредованно);
3) мнестическую функцию (второй функциональный блок по А.Р.Лурии: височные и теменные отделы);
4) зрительное и зрительно-пространственное восприятие (второй функциональный блок по А.Р.Лурии: затылочные и теменно-височно-затылочные отделы);
5) счетные операции (теменно-височно-затылочные отделы);
6) скорость психических процессов, т.е. нейродинамику высших психических функций (подкорковые отделы);
7) эмоционально-волевую сферу.
Рассмотрим подробнее предлагаемую реабилитационную программу:
1. Подготовительный этап, который включает беседу и рекомендации о необходимости физической активности больного.
2. Основной этап, направленный на основные высшие психические функции:

2.1. Память.

Задания:
1) ситуативная беседа;
2) сбор анкетных данных;
3) запоминание 5 слов;
4) ассоциативное запоминание (по аналогии с пиктограммой А.Р.Лурии);
5) пересказ сатирических историй;
6) пересказ рассказов через 24 ч после их предъявления с опорой на стандартные вопросы;
7) символическая и ассоциативная память;
8) зрительная память:
• запоминание сюжетных картинок;
• запоминание предметных картинок; 
• запоминание геометрических фигур (абстрактное запоминание).

2.2. Внимание.

Задания:
1) поиск лишнего предмета из ряда предложенных предметов;
2) переключение внимания;
3) тренировка концентрации и устойчивости внимания по методике Пьерона–Рузера;
4) распределение и концентрация внимания;
5) поиск 10 отличий;
6) поиск слов среди буквенного текста;
7) ассоциативное внимание;
8) логические задачи на внимание.

2.3. Волевые реакции.

Задания:
1) копирование узоров;
2) изменение узоров;
3) заполнение пробелов;
4) поиск заданных символов из ряда предложенных.

2.4. Гнозис.

Задания:
1) восприятие контурных изображений;
2) восприятие стилизованных картинок;
3) восприятие недорисованных картинок;
4) дифференциация наложенных изображений;
5) зрительное восприятие и память;
6) тренировка зрительно-пространственного восприятия и нормализация понимания логико-грамматических отношений между объектами;
7) зрительный символический гнозис.

2.5. Счетные операции.

Задания:
1) дифференциация цифр:
• дифференциация арабских цифр и математических знаков, написанных разными шрифтами;
• дифференциации римских и арабских цифр;
• дифференциации римских цифр;
2) счет;
3) решение математических примеров;
4) решение математических задач.

2.6. Ориентировка во времени.

Задания:
1) расстановка времени на часах;
2) определение поясного времени.

2.7. Праксис.

Задания:
1) показ по инструкции стандартных жестов;
2) совершение серии движений по заданному плану;
3) динамический праксис;
4) реципрокная координация;
5) графомоторные навыки:
• копирование групп точек;
• копирование фигур;
• дорисовка элементов геометрических фигур;
6) составление определенных двигательных схем по заданному плану;
7) планирование и программирование своих действий.

2.8. Нейродинамические процессы.

Задания:
1) установление причинно-следственной связи событий;
2) проговаривание скороговорок за 3 мин;
3) восстановление возможности восприятия многоступенчатой речевой инструкции;
4) выбор правильного значения;
5) выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
6) подбор слов с противоположным значением;
7) подбор сложных аналогий;
8) выстраивание семантических связей;
9) формулирование ответов на вопросы, содержащие логико-грамматические обороты.

2.9. Интеллектуальная функция:

А. Логическое мышление.
Задания:
1) установление причинно-следственной связи:
• выбор следствия какого-либо действия;
• установление причины действия;
2) решение логических задач различной степени сложности:
• простые логические задачи;
• усложненные логические задачи; 
• логические задачи для развития произвольного внимания;
• сложные логические задачи;
• нахождение логических ошибок в тексте.
Б. Последовательность и целенаправленность суждений.
Задания:
1) интерпретация пословиц;
2) составление развернутой фразы;
3) дописывание предложений с целью структурирования речевого высказывания;
4) составление истории по серии сюжетных картинок;
5) толкование стойких речевых конструкций;
6) дифференциация слов-омографов;
7) соотнесение пословиц, метафор и фраз.
В. Абстрактное мышление.
Задания:
1) ситуативная абстракция;
2) конкретизация абстрактного понятия;
3) сравнение понятий.

2.10. Коммуникация (социальное взаимодействие).

Задания:
1) отработка жизненных ситуаций;
2) диалоги.

2.11. Эмпатия.

Предлагаем больному рассмотреть разные проблемные жизненные ситуации, представленные на картинках. Задача пациента – придумать адекватный ответ, т.е. выход из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворению потребностей. Основное внимание заключено на смоделированной ситуации, в которой героя обвиняют в чем-либо. При этом ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия» (что-то было разбито, сломано и т.д.).

2.12. Эмоционально-волевая сфера.

Задания:
1) определение эмоции по выражению лица;
2) выражение чувств в разных жизненных ситуациях.

2.13. Юмор.

Задания:
1) описки, опечатки в тексте: 
• отрывки из школьных сочинений;
• «перлы» из полицейских протоколов;
• медицинские «перлы» из истории болезни;
2) выбор юмористической подписи к сюжетной картинке;
3) отрывки из записных книжек Ильи Ильфа.

2.14. Социальная адаптация.

Суть социальной адаптации заключается в том, что пациент должен уметь и знать, как:
• оформить элементарную квитанцию для оплаты квартиры, опустить в ЕИРЦ;
• найти пункты социального обеспечения (ЕИРЦ, МФЦ, паспортный стол, ЖЭК), а также узнать о наборе социальных услуг, предоставляемых государством;
• при возникновении домашних нужд обратиться в соответствующие органы (обратиться в ЖЭК, вызвать слесаря и т.п.);
• пользоваться социальной картой, социальными услугами (общественным транспортом; скидками, предоставляемыми магазинами для пенсионеров и инвалидов, и т.п.);
• записаться к врачу в поликлинике;
• получить бытовые услуги (платные и бесплатные): ателье, химчистка, стрижка;
• пользоваться кредитной карточкой, расплачиваться ей в магазинах, снять с нее деньги, оплатить с помощью нее социальные услуги;
• пользоваться телефоном (городским и мобильным);
• пользоваться Интернетом, а в ближайшем будущем оплачивать с помощью него коммунальные услуги (газ, свет, воду);
• пользоваться эскалатором и лифтом (в метро, гипермаркетах);
• получить возможность участия в культурных мероприятиях, предоставляемых городом: турах, походах в музеи, театры и т.п.;
• написать заявление, объявление, жалобу или составить претензию;
• оформить пенсию;
• в случае необходимости вызвать полицию, скорую помощь, пожарную, бригаду МЧС;
• получить от государства социальную помощь в виде помощника по хозяйству.
Таким образом, пациент с КН должен знать, каким образом он сможет адаптироваться в социальном обществе, а именно – понимать:
1) какие действия он сможет выполнить сам, т.е. использовать свои навыки: приготовить еду, принять душ, помыть посуду, прибить гвоздь, поставить стирку (постирать сам) и т.д.;
2) куда обратиться (сервисные службы, поликлиники, паспортные столы, сберегательные банки и т.д.).
Важный момент для специалистов-реабилитологов! Существуют значительные различия между городским социальным обеспечением и сельским. Сельский житель имеет меньше возможностей получения социальных услуг, при этом страдает также и качество предоставляемых услуг. Одновременно с этим он должен проявлять больше активности: вести собственное хозяйство, уметь растопить печку (самостоятельно обеспечить комфортные для жизни условия).

2.15. Обобщающая тренировка подвижности психических процессов.

Процедура. Больному задается ряд вопросов, которые помогают комплексно воздействовать на основные психические процессы: мышление, восприятие, внимание, речь, воображение.
Инструкция: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них».
Образец 1. «Быстрый» является противоположным по смыслу слову: 1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 
4 – легкий, 5 – медленный.
Правильный ответ: 5 – медленный.
Образец 2. Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
Правильный ответ: 110 центов.
Образец 3. «Минер-минор». Эти два слова являются: 
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.

Задания

1. Одиннадцатый месяц года – это: 
1 – октябрь, 2 – май, 3 – ноябрь, 4 – февраль.
2. «Суровый» является противоположным по значению слову: 
1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 
1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 
4 – доверие, 5 – верный.
4. Ответьте, да или нет.
Сокращение «н.э.» означает «нашей эры» (новой эры)?
5. Какое из следующих слов отлично от других: 
1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить.
6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову: 
1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову «жевать», как «обоняние» к слову «нос»: 
1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
      Sharp M.C. Sharp M.C.
       Filder E.H. Filder E.N.
    Connor M.G. Conner M.G.
Woesner O.W. Woerner O.W.
Soderquist P.E. Soderquist B.E.
9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову: 
1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.
10. Слова «стук» и «сток» имеют: 
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.
11. Три лимона стоят 50 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины лимонов?
12. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
       5296 5296
     66986 69686
   834426 834426
  7354256 7354256
  61197172 61197172
83238224 83238234
13. «Близкий» является противоположным слову: 
1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – свой.
14. Какое число является наименьшим?
6     0,7     9     36     0,31     5
15. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение:
одни ухода они гостей после наконец остались
16. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 5 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?
17. Слова «приумножить» и «превзойти» имеют: 
1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.
18. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение: мхом обороты камень набирает заросший.
19. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл. Найдите их:
1) Держать нос по ветру.
2) Сытый голодного не разумеет.
3) Трое докторов не лучше одного.
4) Не все то золото, что блестит.
5) У семи нянек дитя без глаза.
20. Какое число должно стоять вместо знака «?»:
73  66  59  52  45  38 ?
21. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в: 
1 – июне, 2 – марте, 3 – мае, 4 – ноябре.
22. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
1) Все передовые люди – члены партии.
2) Все передовые люди занимают крупные посты.
3) Некоторые члены партии занимают крупные посты.
23. Поезд проходит 25 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 1 с?
24. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
1) Боре столько же лет, сколько Маше.
2) Маша моложе Жени.
3) Боря моложе Жени.
25. «Расстилать» и «растянуть». Эти слова: 
1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.
26. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
1) Саша поздоровался с Машей.
2) Маша поздоровалась с Дашей.
3) Саша и Маша не поздоровались с Дашей.
27. Автомобиль стоимостью 2400 дол. был уценен во время сезонной распродажи на 10%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?
28. На платье требуется 21 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?
29. Значения следующих двух предложений: 
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
1) Трое докторов не лучше одного.
2) Чем больше докторов, тем больше болезней.
30. «Увеличивать» и «расширять». Эти слова: 
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
31. Смысл двух английских пословиц: 
1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.
1) Швартоваться лучше сразу двумя якорями.
2) Не клади все яйца в одну корзину.
32. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3000 руб. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать 1 дюжину апельсинов, чтобы получить прибыль в 50% от закупочной цены?
33. «Претензия» и «похвала». Эти слова по своему значению: 
1 – схожи, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
34. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили:
1/4     1/8     1/8     1/4     1/8     1/8     1/4     1/8     1/6
35. «Фантазия» и «воображение». Эти слова являются: 
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными.
36. Следующие две фразы по значению: 
1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.
1) Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
2) Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.
37. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
1) Куй железо, пока горячо.
2) Один в поле не воин.
3) Лес рубят – щепки летят.
4) Не все то золото, что блестит.
5) Не по виду суди, а по делам гляди.
38. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение: есть жизни соль любовь
39. Значение следующих фраз: 
1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.
1) Оставить с носом.
2) Водить за нос.
40. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 
1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.
1) Все предметы из камня тонут в воде.
2) Данный предмет не утонул в воде.
3) Данный предмет не из камня.

Ответы:

1. 3 – ноябрь.
2. 3 – мягкий.
3. 4 – доверие.
4. Да.
5. 2 – звонить.
6. 2 – непристойный.
7. 4 – зубы.
8. Sharp M.C.
9. 5 – тусклый.
10. 3 – ни сходное, ни противоположное значение.
11. 1,5 дюжины – это 18 лимонов. Следовательно, если 3 лимона стоят 50 центов, то 18 будут стоить 50 центов умноженных на 6. Правильный ответ – 300 центов.
12. 4 пары.
13. 3 – чужой.
14. 0,31.
15. После ухода гостей они наконец остались одни.
16. Нужно составить уравнение: X + 5X = 36, следовательно 6X = 36, значит X = 6. Правильный ответ – 6 рыб.
17. 3 – ни сходное, ни противоположное значение.
18. Заросший мхом камень набирает обороты.
19. 3) Трое докторов лечат не лучше одного.
5) У семи нянек дитя без глаза.
20. Каждое последующее число меньше предыдущего на 7. Правильный ответ – 31.
21. 2 – в марте.
22. 3 – неопределенно.
23. Нужно 25 умножить на 4. Правильный ответ – 100.
24. 1 – верно.
25. 3 – ни схожи, ни противоположны.
26. 2 – неверно.
27. Нужно от 100% (2400) отнять 10% (240). Правильный ответ – 2160 дол.
28. 2 платья.
29. 3 – ни сходны, ни противоположны.
30. 1 – сходны.
31. 2 – противоположен.
32. 10 дюжин будут стоить сумме первоначальной покупки (3000 р.) и 50% от нее (1500 р.). Таким образом, 1 дюжина = (3000+1500):10. Правильный ответ – 450 р.
33. 2 – противоположны.
34. 1/6.
35. 1 – сходны.
36. 3 – ни сходны, ни противоположны.
37. 4) Не все то золото, что блестит.
5) Не по виду суди, а по делам гляди.
38. Любовь есть соль жизни.
39. 1 – сходно.
40. 1 – верно.

Заключение

Внедрение данной реабилитационной программы в практику показало значительный процент обратимости (до 75% случаев) у больных с КН разной этиологии вне зависимости степени выраженности когнитивных расстройств.

Сведения об авторе
Щербакова Мария Михайловна – логопед высшей категории, специальный психолог, ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского». E-mail: mmsch@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Захаров В.В. Когнитивные нарушения в неврологической практике. Трудный пациент. 2005. / Zakharov V.V. Kognitivnye narusheniia v nevrologicheskoi praktike. Trudnyi patsient. 2005. [in Russian]
2. Кадыков А.С., Черникова Л.А., Шахпаронова Н.В. Реабилитация неврологических больных. М.: МЕДпресс-информ, 2009. / Kadykov A.S., Chernikova L.A., Shakhparonova N.V. Reabilitatsiia nevrologicheskikh bol'nykh. M.: MEDpress-inform, 2009. [in Russian]
3. Камаева О.В., Полина Монро, Буракова З.Ф. и др. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных. Методическое пособие. Часть 1. Организация инсультного блока. Под ред. А.А.Скоромца. СПб., 2003; с. 34. / Kamaeva O.V., Polina Monro, Burakova Z.F. i dr. Mul'tidistsiplinarnyi podkhod v vedenii i rannei reabilitatsii nevrologicheskikh bol'nykh. Metodicheskoe posobie. Chast' 1. Organizatsiia insul'tnogo bloka. Pod red. A.A.Skoromtsa. SPb., 2003; s. 34. [in Russian]
4. Ковальчук В.В. Тактика и стратегия реабилитации пациентов, перенесших инсульт. СПб.: Тактик-Студио, 2015. / Koval'chuk V.V. Taktika i strategiia reabilitatsii patsientov, perenesshikh insul't. SPb.: Taktik-Studio, 2015. [in Russian]
5. Левин О., Васенина Е. Диагностика и лечение когнитивных нарушений и деменции: методические рекомендации. М.: МЕДпреcс-информ, 2015. / Levin O., Vasenina E. Diagnostika i lechenie kognitivnykh narushenii i dementsii: metodicheskie rekomendatsii. M.: MEDprecs-inform, 2015. [in Russian]
6. Путилина М.В. Когнитивные расстройства при цереброваскулярной патологии. Руководство для врачей. М., 2011; с. 145. / Putilina M.V. Kognitivnye rasstroistva pri tserebrovaskuliarnoi patologii. Rukovodstvo dlia vrachei. M., 2011; s. 145. [in Russian]
7. Стаховская Л.В. Клинические рекомендации по ведению больных с ишемическим инсультом и транзиторными ишемическими атаками. М.: МЕДпресс-информ, 2017; с. 148–53. / Stakhovskaia L.V. Klinicheskie rekomendatsii po vedeniiu bol'nykh s ishemicheskim insul'tom i tranzitornymi ishemicheskimi atakami. M.: MEDpress-inform, 2017; s. 148–53. [in Russian]
8. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике. Неврол. журн. 2006; 11 (Прил. 1): 4–12. / Iakhno N.N. Kognitivnye rasstroistva v nevrologicheskoi klinike. Nevrol. zhurn. 2006; 11 (Pril. 1): 4–12. [in Russian]
9. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б. Синдром умеренных когнитивных расстройств в пожилом возрасте: диагностика и лечение. Журн. неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2005; 105 (2): 13–7. / Iakhno N.N., Zakharov V.V., Lokshina A.B. Sindrom umerennykh kognitivnykh rasstroistv v pozhilom vozraste: diagnostika i lechenie. Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. 2005; 105 (2): 13–7. [in Russian]
Количество просмотров: 255
Предыдущая статьяВедение пациентов с хронической сердечной недостаточностью: акцент на анемический синдром
Следующая статьяРезолюция совета экспертов «Эмпирическая антибактериальная терапия инфекций дыхательных путей с учетом факторов риска резистентной флоры»

Поделиться ссылкой на выделенное