Восстановление коммуникации и социального взаимодействия пациентов с когнитивными нарушениями

Справочник поликлинического врача №01 2019 - Восстановление коммуникации и социального взаимодействия пациентов с когнитивными нарушениями

Номера страниц в выпуске:34-37
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Восстановление коммуникации и социального взаимодействия пациентов с когнитивными нарушениями. Справочник поликлинического врача. 2019; 01: 34-37
Нормализация процессов общения и социальной адаптации пациентов с когнитивными нарушениями различной этиологии является основным показателем достижения практического выздоровления этой группы лиц.
Ключевые слова: когнитивные нарушения, социальная адаптация, коммуникация, реабилитация.

Для цитирования: Щербакова М.М. Восстановление коммуникации и социального взаимодействия пациентов с когнитивными нарушениями. Справочник поликлинического врача. 2019; 1: 34–37.

Restoration of communication and social interaction of patients with cognitive impairments 

M.M.Scherbakova
M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical Institute. 129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2 mmsch@mail.ru

Normalization of the communication and social adaptation processes of patients who had cognitive impairments of various etiologies is the main indicator of the achievement of the practical recovery of this group of patients.
Key words: cognitive impairment, social adaptation, communication, rehabilitation.

For citation: Scherbakova M.M. Restoration of communication and social interaction of patients with cognitive impairments. Handbook for Practitioners Doctors. 2019; 1: 34–37.

Screenshot_39.pngЦелью реабилитации больных с когнитивными нарушениями является их социальная адаптация, которая реализуется через коммуникацию. Мы в ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» (М.М.Щербакова) предлагаем начинать работу в данном направлении на поздних этапах восстановления (после формирования мотивов поведения, корригирования функции внимания, памяти, активного мышления и коммуникации).
Задачи:
1) нормализация социальной приспособленности;
2) восстановление взаимоотношений с окружающими.
Реабилитационная работа проводится над приспособлением человека к разнообразным жизненным ситуациям, затрагивающим отношения больного с когнитивными нарушениями к другим людям. Пациент должен идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе, и найти контакт с окружающими.
Высказывание не может быть осуществлено без намерений, активности, интенции. Все это разные иерархические уровни подготовки к реализации коммуникативного акта. Намерение – это по сути мотив, желание говорить или слушать для достижения цели, а активность (общая и вербальная) – это общее состояние организма человека и его готовность к реализации мотива [1].
В норме типичные, повторяющиеся изо дня в день ситуации взаимодействия между людьми отливаются в сознании в типичные сценарии общения, называемые речевыми жанрами. Вступая в коммуникацию, человек настраивает себя на определенный стереотип восприятия: по-разному строится восприятие научного доклада и, к примеру, сплетни о соседке. Совпадение установок в Screenshot_40.pngобщении приводит к упрощению и облегчению процесса взаимопонимания. Несовпадение коммуникативных установок ведет к коммуникативным неудачам и недоразумениям [2]. Психологическая составляющая адаптации индивидуума в обществе определяется активностью личности – единство усвоения правил среды и преобразования среды. Важнейшее условие – оптимальное соотношение этих сторон [3].
В реабилитационных заданиях пациенту предлагается выбрать типичную форму поведения. Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений пациента, можно условно разделить на 2 большие группы переменных:
1) переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения больного: отношение к семейному окружению, друзьям, авторитетному лицу и пр.;
2) переменные, характеризующие самого пациента и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Важно также учитывать, что суть социальной адаптации – это приспособление к окружающей среде, социуму в целом. Задача социальной адаптации и коммуникации больных с неспецифическими когнитивными нарушениями (М.М.Щербакова, отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского») заключается в формировании у пациентов 4 групп потребностей:
Screenshot_41.png1) во внимании и доброжелательности к себе окружающих;
2) сотрудничестве и соучастии собеседника;
3) уважительном отношении к окружающим лицам и самому себе;
4) взаимопонимании и сопереживании.
Помимо перечисленных потребностей важно обращать внимание на основные проблемы, которые испытывают при коммуникации пациенты с когнитивными нарушениями:
• избыточность: ненужную атрибуцию, ненужные реплики, ненужные украшательства;
• бессодержательность;
• неестественность;
• несоответствие диалога ситуации.
С целью восстановления социальной адаптации и нормализации коммуникации пациентов с когнитивными нарушениями мы рекомендуем родственникам больных обращать внимание на следующие рекомендации:
• соблюдать краткость диалога;
• не засорять диалог фразами, не несущими полезной информации;
• не стоит употреблять в разговоре длинные сложносочиненные предложения или выражения, которые не используются в живой речи;
• собеседники не должны беседовать в вакууме. Обращайте внимание на живой мир вокруг нас – с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Поэтому в беседе важны жестикуляция, передвижения, гримасы. Следите за тем, чтобы речь собеседников соответствовала месту, времени, настроению и их индивидуальным особенностям.
Screenshot_42.pngВажно учитывать, что значимым показателем сохранности социальной коммуникации является развитая эмпатия. В основе эмпатии как социального познания и высших ее форм как эмоционального отклика лежит механизм децентрации (Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко, 2005). Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатия выражается в отношении человека к другим людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая эмпатия) и за другого (гуманистическая эмпатия).
Сочувствие побуждает человека к помощи другому лицу. При этом чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает. Это порождает развитие в нем самом взаимосимпатии, т.е. теплого, доброжелательного отношения.
Таким образом, в процессе восстановления эмпатии у больных с когнитивными нарушениями происходит перевод их направленности с негативных типов Screenshot_43.pngреакций на положительные реакции. Под негативными типами реакций подразумеваются:
1) фиксация на препятствии (враждебность);
2) фиксация на самозащите (самооправдание). 
Положительным типом реакций служит фиксация на удовлетворении потребностей, как своих, так и окружающих (взаимопомощь, взаимопонимание).

Реабилитационная программа

1. Озвучивание диалогов
Процедура. Реабилитолог (невролог, логопед-афазиолог, специальный и клинический психолог) просит одного больного озвучить диалоги героев, которые представлены на сюжетной картинке. Важно, что пациент должен сам:
1) оценить ситуацию;
2) продумать реплики;
3) озвучить тексты.
Желательно, чтобы занятия проводились поочередно с двумя больными, имеющими равные степени тяжести когнитивных нарушений – легкую или умеренную.
Инструкция. Посмотрите на картинки, составьте реплики героев. Произнесите их вслух.

2. Отработка жизненных ситуаций
Screenshot_44.pngПроцедура. Предлагаем больному составить рассказ, ориентируясь на какую-либо жизненную ситуацию (находится в автобусе, магазине и т.п.). При этом составлении рассказа пациент должен опираться на глаголы (действия) и вопросы, которые ему предъявлены. Если при воспроизведении рассказа больной начинает отклоняться от темы, мы его поправляем.
Инструкция. Составьте рассказ о каких-либо событиях, которые могут с вами произойти, если вы:
1) находитесь в автобусе;
2) находитесь в магазине.
Вы находитесь в автобусе. Употребите следующие:
• глаголы: скажите, пропустите, пройдите, пробейте, садитесь, уступите;
• недовершенные вопросы: вы не подскажете?.. Какой номер идет до?.. Как часто?.. Сколько остановок?..
Вы находитесь в магазине. Употребите следующие:
• глаголы: покажите, взвесьте, дайте, заверните, нарежьте, возьмите;
• недовершенные вопросы: какой срок?.. Сколько?.. Какая у них?.. За кем?..

3. Восстановление эмпатии
Процедура. Предлагаем больному рассмотреть различные проблемные жизненные ситуации, представленные на картинках (см. тест на исследование фрустрационной толерантности Розенцвейга). Задача пациента придумать адекватный ответ, т.е. выход из ситуации, препятствующей деятельности или удовлетворению потребностей. Основное внимание заключено на смоделированной ситуации, в которой героя обвиняют в чем-либо. При этом ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия» (что-то было разбито, сломано и т.д.).
Инструкция. Посмотрите на реплики. Представьте ситуацию, в которой может быть совершено данное действие. Подумайте, какой нужно дать ответ, чтобы избежать скандала. Озвучьте данный ответ.

Screenshot_45.png
Screenshot_46.png

Сведения об авторах
Щербакова Мария Михайловна – логопед высшей категории, специальный психолог,ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского». E-mail: mmsch@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения.
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. / Tsvetkova L.S. Afaziologiia: sovremennye problemy i puti ikh resheniia. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2011. [in Russian]
2. Седов К.Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2007; с. 127, 128, 130, 131. / Sedov K.F. Neiropsikholingvistika. M.: Labirint, 2007; s. 127, 128, 130, 131. [in Russian]
3. Станкин М.И. Психология общения. М.: Институт практической психологии, 1996; с. 3, 4, 8. / Stankin M.I. Psikhologiia obshcheniia. M.: Institut prakticheskoi psikhologii, 1996; s. 3, 4, 8. [in Russian]
4. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. / Zinchenko V.P., Meshcheriakova B.G. Bol'shoi psikhologicheskii slovar'. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Pedagogika-Press, 1999. [in Russian]
Количество просмотров: 118
Предыдущая статьяСамоконтроль гликемии: клинические и технические аспекты
Следующая статья«Желудочный экспресс»: оптимизация диагностики и лечения заболеваний пищевода и желудка

Поделиться ссылкой на выделенное