Память и ее изменения у больных с когнитивными нарушениями. Программа нейрореабилитации

Справочник поликлинического врача №02 2018 - Память и ее изменения у больных с когнитивными нарушениями. Программа нейрореабилитации

Номера страниц в выпуске:58-64
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Память и ее изменения у больных с когнитивными нарушениями. Программа нейрореабилитации. Справочник поликлинического врача. 2018; 02: 58-64
Мнестические нарушения наблюдаются у большинства больных с когнитивными нарушениями. В результате направленного наблюдения было определено, что при снижении когнитивных функций первичным выступает нарушение оперативной памяти. На базе неврологического отделения ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» была разработана реабилитационная программа (логопед-психолог М.М.Щербакова). Программа была внедрена в клиническую практику и доказала свою эффективность. 
Ключевые слова: память, мнестическая функция, когнитивные нарушения, программа нейрореабилитации.

Для цитирования: Щербакова М.М. Память и ее изменения у больных с когнитивными нарушениями. Программа нейрореабилитации. Справочник поликлинического врача. 2018; 2: 58–64.

Memory and its changes in patients with cognitive impairment. Program of neurorehabilitation

M.M.Scherbakova
M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical and Research Institute Institute. 129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2mmsch@mail.ru

Mnestic disorders are observed in the majority of patients with cognitive impairment. As a result of directed observation, it was determined that with a decrease in cognitive functions, a primary disruption of the operative memory. On the basis of the neurological department of the SBM of the M.F.Vladimirsky MONIKI developed a rehabilitation program (speech therapist-psychologist M.M.Shcherbakova). The program was introduced into clinical practice and proved to be effective.
Key words: memory, mnestic function, cognitive impairment, program of neurorehabilitation.

For citation: M.M.Scherbakova. Memory and its changes in patients with cognitive impairment. Program of neurorehabilitation. Handbook for Practitioners Doctors. 2018; 2: 58–64.

Память – совокупность процессов центральной нервной системы, обеспечивающая запечатление, хранение, воспроизведение информации. Различают память врожденную (видовую, генотипическую), обусловленную генетическими факторами, свойственными данному биологическому виду, и индивидуальную (фенотипическую), приобретенную каждым отдельным организмом в течение жизни, которая зависит не только от влияния среды, но и от видовой памяти (С.А.Парцерняк, О.В.Леонтьев, 2000). 
Виды памяти дифференцируют по: 
1) характеру психической активности – двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая; 
2) цели – произвольная и непроизвольная; 
3) времени сохранения – кратковременная и долговременная; 
4) типу – наглядно-образная и словесно-логическая (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003).
В целом по характеру запечатления память классифицируют на двигательную, сенсорно-образную, эмоциональную и символическую [семантическую] (С.А.Парцерняк, О.В.Леонтьев, 2000). 
Продуктивность памяти зависит от объема усвоенного, быстроты запоминания, прочности сохранения, точности воспроизведения и готовности памяти к экфорированию (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003).
Говорящий должен опираться на различные типы знаний в процессе построения и понимания лингвистического выражения, а также на коммуникативные цели и эстетические суждения. Говорящий и адресат должны удачно поместить информацию в общий контекст. При этом говорящему следует передать содержание таким образом, чтобы адресат мог легко его понять. Память выступает не только как хранилище опыта и знаний, это не только определенные моменты нашего прошлого, но и способность человека оперировать ими, воспроизводить их по желанию, создавать новые фрагменты, воображая ту или иную ситуацию. Знать объект – значит видеть его вовлеченным в определенные виды деятельности (В.В.Варламова, 2017). 
Смысловое запоминание имеет активный характер, так как помогает сохранять данные, необходимые для трудовой деятельности, выполнения специально поставленных задач, и непосредственно связано с интересами и потребностями человека (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003).
Смысловое запоминание включает несколько этапов (И.Ф.Мягков, С.Н.Боков, С.И.Чаева, 2003):
1) понимание смысла запоминаемого;
2) анализ материала;
3) выявление наиболее существенных мыслей;
4) обобщение;
5) запоминание этого обобщения.
Память у пациентов с сосудистыми когнитивными расстройствами страдает в легкой или умеренной степени. Нарушения в большей степени затрагивают кратковременную память, в то время как память на недавние и отдаленные события жизни относительно интактна. В основе нарушения мнестической функции у данной группы больных лежит недостаточность воспроизведения, в то время как запоминание и хранение информации относительно интактны. Об этом говорит эффективность семантического опосредования и подсказок при тестировании мнестической функции (Н.Н.Яхно, В.В.Захаров, 2005). 
Нарушения памяти у больных с когнитивными нарушениями модально неспецифичны, страдает слухоречевая, зрительная и двигательная память. Помощь при заучивании неэффективна. Нарушаются память о ближайшем прошлом и память на отдаленные события (М.А.Евзельман, 2006).
Самой частой причиной субъективных жалоб на снижение памяти при отсутствии объективного подтверждения являются эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения. Поэтому всем пациентам с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу. Особенно велика вероятность депрессии при жалобах на снижение памяти у лиц молодого или среднего возраста (В.В.Захаров, 2005).
В наших клинических наблюдениях (отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского») у больных с различной степенью выраженности когнитивного дефекта доминировало нарушение оперативной памяти. Страдали процессы удерживания промежуточных результатов реализации отдельных звеньев в запланированной целостной деятельности. Причина заключалась либо в затруднениях использования информации, направленной на выполнение какой-либо конкретной деятельности, либо в отсутствии мотивации, приводящей к стиранию информации. При необходимости вспомнить предъявленное для запоминания слово/предметную картинку, сама задача точного воспроизведения не выступала для них как таковая. Больные не выбирали из ряда предложенных им слов/предметных картинок, а бездумно показывали на первое попавшееся слово или изображение. Наряду с оперативной памятью у исследуемой группы больных отмечалось выраженное нарушение смысловой памяти. Причина данных явлений заключалась в затруднениях осмысления запоминаемого материала и его обобщения. Мнестические нарушения характеризовались внезапным началом и медленным прогрессирующим развитием. На основе полученных данных была разработана реабилитационная программа (логопед-психолог М.М.Щербакова), которая была внедрена в клиническую практику и доказала высокую эффективность (обратимость мнестических нарушений у исследуемых нами больных составляла порядка 80%). Цель данной реабилитационной программы – изменение строения процесса запоминания и придание ему опосредованный характер, что в действительности способствует расширению естественных возможностей данного психического процесса. 

Программа восстановления мнестической функции Ситуативная беседа

Процедура: задаем больному вопросы о каких-либо событиях, которые произошли с ним в недавнем прошлом (вчера, сегодня), либо спрашиваем о предметах, окружающих больного в комнате. При возникновении у больного затруднений оказываем ему помощь наводящими вопросами.
Вопросы:
1. К вам сегодня приходил врач? Как зовут вашего лечащего врача?
2. Какой номер у вашей палаты?
3. Сколько человек лежит с вами в одной палате? Вы с ними познакомились? Как зовут ваших соседей?
4. Вы сегодня завтракали? Что вам давали на завтрак?
5. Какие процедуры сегодня вам делали? Делали ли вам уколы? Ставили капельницы? Нужно ли было вам сегодня ходить на какие-либо исследования?
6. Какой сейчас год/месяц/день недели?
7. Когда у вас будет день рождения?

Анкетные данные
Процедура: задаем больному вопросы о его профессии, социальном статусе, возрасте, семье. Затем мы предлагаем больному заполнить лист, напоминающий анкету. После этого вместе с больным проверяем его ответы и исправляем ошибки.
Инструкция: «Ответьте на мои вопросы и заполните анкету». 
Вопросы:
1. Как вас зовут?
2. Вы живете в городе.., на улице.., в доме номер.., в квартире?
3. Вы работаете? Какая у вас специальность? Чем вы занимаетесь?
4. Вы на пенсии?
5. Сколько вам лет?
6. Вы замужем/женаты? Как зовут вашего мужа/вашу жену?
7. У вас есть дети? А внуки? Как их зовут? Сколько им лет?

Анкета
Фамилия ________________________________________
Имя_____________________________________________
Отчество_________________________________________
Домашний адрес:
Город___________________________________________
Улица___________________________________________
Дом_____________________________________________
Квартира________________________________________
Телефон_________________________________________
Возраст__________________________________________
Профессия_______________________________________
Семья:
Муж/жена (имя и отчество супруга/и, возраст)________
Дети (имена, возраст)______________________________

Запоминание 5 слов
Процедура: зачитываем больному серию из 5 слов, просим их запомнить и повторить. При этом мы специально делаем перерыв (задаем ситуативные вопросы и т.п.) прежде чем больной воспроизведет данные слова. 
Инструкция: «Послушайте слова и повторите их».
Слова:
1. Дом, лес, кот, сторож, сапоги.
2. Картина, комната, очки, платок, ручка.
3. Новость, репортаж, телевизор, телефон, соседка.
4. Палата, врач, давление, капельница, укол.
5. Музыка, театр, дочь, платье, анекдот.

Ассоциативное запоминание 
(по аналогии с пиктограммой А.Р.Лурия)
Инструкция: «Сейчас я вам дам лист бумаги. На этой бумаге нельзя писать слова и буквы. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны запомнить. Для того чтобы было легче запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что помогло бы вам вспомнить заданное слово».
I
1. Веселый праздник.
2. Проливной дождь.
3. Тяжелая работа.
4. Вкусный ужин.
5. Смелый поступок.
II
1. Счастье.
2. Болезнь.
3. Чудесное лекарство.
4. Дружба.
5. Вредный человек.
III
1. Темная ночь.
2. Печаль.
3. Смех.
4. Обман.
5. Богатство.
IV
1. Драка.
2. Союз.
3. Любовь.
4. Развитие.
5. Король.

Пересказ сатирических историй
Процедура: зачитываем больному сатирическую историю. 
Задачи больного:
1) ответить на ключевые вопросы по тексту; 
2) пересказать данный текст.
Инструкция 1: «Сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. Потом буду задавать вопросы».
Инструкция 2: «Перескажите рассказ».
I
Английский писатель Честертон предпочитал не расставаться со своим фокстерьером и однажды взял собачку в кино. Одна пожилая леди, желая уязвить писателя, сострила:
– Мне кажется, ваш пес наслаждается фильмом больше, чем вы!
– И это странно, сударыня, – с живостью ответил Честертон, – потому что роман, по которому снят фильм, ему совершенно не понравился, он его порвал!
Вопросы:
1. Кто главный герой данной истории?
2. Кого писатель взял с собой в кино?
3. Какое замечание он получил от леди?
4. Что он ей ответил? 
II
Некий банкир спросил однажды Марка Твена:
– Чем объяснить, что у вас так много мозгов и так мало денег?!
– Видите ли, – ответил знаменитый писатель, – природа любит равновесие. – В среднем у нас с вами поровну и того и другого.
Вопросы:
1. С кем беседовал Марк Твен?
2. Какой вопрос банкир задал Марку Твену?
3. Что писатель ответил?
III
Французский писатель Анатоль Франс как-то принимал на работу машинистку. Писатель спросил девушку:
– Я слышал, вы неплохо стенографируете.
– Да, сто тридцать слов в минуту...
– Сто тридцать слов в минуту?! Но, дорогая, где я их вам возьму?
Вопросы:
1. Кто главный герой?
2. Кого он принимал на работу?
3. Какой вопрос писатель задал машинистке?
4. Что она ответила?
5. Как писатель прокомментировал ее ответ?
IV
Однажды Вуди Аллена спросили:
– А что вы хотели бы, чтобы люди говорили о вас через 100 лет?
Известный режиссер и актер, которому тогда было под 60, ответил:
– Я хотел бы, чтобы они сказали: «А он неплохо выглядит для своего возраста!»
Вопросы:
1. Кто главный герой?
2. О чем его спросили?
3. Что Вуди Аллен ответил? 
V
Фаина Георгиевна Раневская в беседе с грузинским народным композитором Вано Ильичем Мурадели заметила:
 – А ведь вы, Вано, – не композитор!
Мурадели обиделся:
 – Это почему же я не композитор?
– Да потому, что у вас фамилия такая. Вместо «ми» у ваc «му», вместо «ре» – «ра», вместо «до» – «де», а вместо «ля» – «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете!..
Вопросы:
1. Как зовут главную героиню?
2. С кем беседовала Фаина Раневская?
3. Почему Фаина Раневская посчитала, что Мурадели не может быть композитором?
VI
Однажды один знакомый Джакомо Пуччини, весьма посредственный композитор, язвительно сказал:
– Ты уже стар, Джакомушка. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же.
– Что ж, пиши, – вздохнул Пуччини, – боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освищут!
Вопросы: 
1. Как зовут главного героя?
2. Что собирался сделать «посредственный композитор»?
3. Почему Пуччини посчитал, что его похороны освищут? 
VII
Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом его солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге Нобунага остановился у синтоистского храма и сказал:
 – Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб – мы победим, выпадет цифра – проиграем сражение.
Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
– Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, – сказал ему адъютант после сражения.
– Верно, не изменить, – подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.
Вопросы:
1. Были солдаты уверены в победе?
2. Что предложил сделать воитель, чтобы предугадать результат сражения? Какая сторона монеты выпала?
3. Смогли ли солдаты одержать победу в сражении?
4. Как воитель показал адъютанту, что повлияло на «руку судьбы»?
VIII
Суд. Убийце грозит смертная казнь, но труп не найден. Адвокат использует последнюю уловку:
– У меня сенсационное заявление! Пропавший жив! Я нашел его и сейчас он войдет в эту дверь…
Все повернули головы, ждут, но никто не входит.
Адвокат:
– Я солгал, но обратите внимание, мы все допускаем, что он жив. Примите, пожалуйста, это во внимание.
Суд удалился на совещание. Выходит и выносит вердикт – высшая мера наказания. Адвокат в отчаянии кричит:
– Ну как же так? Вы ведь все повернули головы к входу и ждали, что пропавший сейчас войдет!
– Мы-то повернули, а подсудимый не повернул…
Вопросы:
1. Где происходит действие?
2. За что судят подозреваемого?
3. К какой уловке прибегает адвокат, доказывая невиновность своего подзащитного?
4. Почему суд приговорил подозреваемого к смертной казни?
IX
Как-то знаменитый американский телеведущий Ларри Кинг (Larry King) ужинал в компании голливудских звезд своего возраста, а было ему тогда около 50. Постепенно разговор перешел на болячки и рекомендации врачей бросить пить, курить и т.д. И вдруг до всех дошло, что они жалуются, а рядом с ними сидит человек, которому уже за 90 лет.
Это был знаменитый Джордж Бернс (George Burns). Повисло неловкое молчание, которое прервал Ларри Кинг:
– А как у вас со здоровьем, Джордж? Выглядите вы молодцом… Вы же, кажется, все еще курите? Что об этом думает ваш доктор?
– Да, я все еще люблю выкурить сигару, пью виски и не прочь приударить за девушками… Вы спрашиваете, что об этом думает мой доктор? А ничего не думает: он умер лет 10 назад.
Вопросы:
1. Сколько лет было американскому телеведущему и его собеседникам?
2. О чем телеведущий разговаривал с ними?
3. На кого внезапно обратили внимание участники разговора?
4. Сколько лет было Джорджу Бернсу?
5. Какой он вел образ жизни?
6. Что ответил Бернс на вопрос о неодобрении такого поведения его лечащим врачом?
X
На званом обеде Марка Твена упрекнули за то, что он так ничего и не сказал.
– Но ведь хозяин все время говорил сам! – ответил он. – Давайте я вам лучше расскажу одну занимательную историю о человеке, которого друг укорял за то, что он за пятнадцать лет супружеской жизни не сказал жене ни одного слова. «Как это можно объяснить? Что ты можешь сказать в свое оправдание?» – «Я не решался перебивать ее», – ответил тот.
Вопросы:
1. Как зовут главного героя?
2. В чем его упрекнули?
3. Что он ответил на упрек?
4. Какую историю он рассказал?
XI
В 1855 г. Лондонское филармоническое общество пригласило Рихарда Вагнера дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену – и «мучает их в своих концертах», как ему угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура лежала на пюпитре. Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:
– Ведь мы вам говорили!.. Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание!
– С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!.. – с этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и – о ужас! – то был «Севильский цирюльник», да еще в переложении для фортепиано, да к тому же стоящий на пюпитре… вверх ногами.
Вопросы:
1. Как зовут главного героя?
2. Где он исполнял концерт?
3. Что раздражало лондонцев в исполнениях Вагнера?
4. К какой уловке он прибегнул на одном из своих концертов? 
XII
В архивах фpанцyзского министерства обороны отыскалось любопытное письмецо. Оно датировано 1960 г. человеком, призванным в армию, но вовсе не желающим отправляться на войну в Aлжиp. Отметим для простоты понимания, что во фpанцyзском языке родственники со стороны мужа или жены называются двоюродными братьями или сестрами. 
Вот текст письма: 
«Господин министр!
Мне 24 года, я женат на вдове 44 лет, которая имеет 25-летнюю дочь. Мой отец женился на этой девушке и таким образом стал моим зятем, поскольку он – муж моей дочери. Таким образом, моя падчерица стала моей мачехой, pаз уж она – жена моего отца. У нас с женой родился сын. Он стал братом жены моего отца и двоюродным братом моего отца. И, соответственно, моим дядей, поскольку он – брат моей мачехи. Таким образом, мой сын теперь – мой дядя. Жена моего отца тоже pодила ребенка, который стал одновременно моим братом, pаз уж он – сын моего отца, и моим внуком, поскольку он – сын дочери моей жены. Так как муж матери кого-либо является его отцом, получается, что я – отец своей жены, pаз я – брат своего сына. Таким образом, я стал своим собственным дедом. Учитывая вышеизложенное, господин министр, пpошy вас принять необходимые меры для моей демобилизации, поскольку по закону нельзя призывать на слyжбy одновременно сына, отца и деда.
P.S. С надеждой на ваше понимание, примите, господин министр, yвеpения в моих искренних чувствах...»
Вопросы:
1. В какой стране письмо обнаружено?
2. Каким годом письмо датировано?
3. В связи с каким событием автор письма решил его написать?
4. Что в итоге доказал в своем письме 24-летний автор?
Пересказ рассказов через 24 ч после 
их предъявления с опорой на стандартные вопросы
Процедура: зачитываем больному рассказ, повторяем его 1–2 раза. На следующий день просим больного пересказать данный рассказ. 
Задачи больного: ответить на стандартные вопросы по тексту, пересказать данный текст. 
Стандартные вопросы: 
1. Как называется рассказ?
2. Кто главный герой?
3. Что он делал/сделал?
4. Чем кончился рассказ?

Точный портрет
В квартиру к Пикассо забрался вор. Пикассо заметил его, и вор убежал. В полиции хотели составить фоторобот, но Пикассо заявил, что он все-таки художник и сам нарисует портрет преступника.
На основании этого портрета на следующий день были арестованы пятнадцать человек, две лошади, четыре автобуса, фонарный столб, тарелка жареной рыбы и рубанок...

Милашка
Новобрачный зовет друзей посмотреть на его молодую жену:
– Это чудо какое-то! – говорит. – Такая милашка – глаз не оторвешь!
Донельзя заинтригованные приходят друзья к нему домой и видят – лысая, одноглазая, одна нога короче другой, зубки кривенькие, ушки торчком...
Новобрачный наблюдает их реакцию, пожимает плечами и вздыхает:
– Ну, если вы не любите Пикассо...

Гениальный «трубочист»
Роберт Вуд однажды заметил, что труба большого спектроскопа покрылась изнутри паутиной. Будучи чересчур длинной обычным способам чистки она не поддавалась.
Тогда Вуд запихнул внутрь трубы кошку. Поставленная в безвыходное положение, кошка проползла через всю трубу и великолепно ее вычистила, а потом еще и почистилась сама.

Вовремя сделать паузу
Известный танцовщик Вацлав Нижинский был знаменит своими прыжками. Благодаря таланту и тренировкам он прыгал так, что, казалось, в середине полета он просто зависает над сценой.
После одного из представлений у Нижинского спросили, как, мол, ему удается останавливаться в воздухе во время прыжка.
– Очень просто, – ответил Нижинский, – я просто подпрыгиваю, а в верхней точке делаю маленькую паузу.

Настоящая английская игра
Великая французская актриса Сара Бернар будучи в Англии попросила своего шофера остановиться близ футбольного поля, на котором шел ожесточенный матч. Минут десять она внимательно следила за игрой, затем вернулась в машину и поделилась с шофером своими впечатлениями:
– Какая все-таки замечательная игра, этот крикет! Настоящая английская!

Главная причина
Бернард Шоу опоздал на представление, на свое место начал пробираться, когда уже шло действие, и служитель театра предупредил писателя:
– Только не шумите.
– А что, зрители уже спят? – спросил Шоу.

Что проще изменить?
Директор одного из театров обратился к Шоу с просьбой немного сократить пьесу – ведь провинциальная публика опаздывает из театра на последний поезд. Шоу прислал телеграмму: «Пьесу не изменять, изменить расписание поездов».

Играй, музыкант...
Однажды будучи в ресторане, Бернард Шоу спросил у дирижера:
– Ваш оркестр играет по заявкам публики?
– Конечно.
– Попросите его сыграть в домино.

Справедливая цена
Бернард Шоу однажды отправился в театр смотреть пьесу своего коллеги. Пьеса была неудачной, и Шоу после первого действия ушел. Директор театра распорядился выслать ему половину стоимости билета с запиской: «Возвращаю вам деньги за второе действие». Шоу также отреагировал запиской: «А где же деньги за первое действие?»

Нашла коса на камень
Посмотрев свою пьесу, Шоу прислал ведущей актрисе сообщение: «Восхитительная, фантастическая, божественная...» Актриса ответила письменно: «Вы преувеличиваете». Шоу снова телеграфировал: «Я имел в виду пьесу». Телеграмма актрисы гласила: «Я тоже».

Попасть в историю
Однажды Бернарда Шоу сбил велосипедист, Шоу не удержался на ногах и упал. Велосипедист стал приносить извинения, Шоу отреагировал на них такими словами:
 – Молодой человек, только что вы упустили замечательную возможность навеки войти в историю – как убийца Бернарда Шоу!

Знание – сила
Американский физик Артур Комптон отправился как-то в другой город проводить там важный эксперимент. Аппаратура для эксперимента была у него с собой: четыре совершенно одинаковых чемодана, в двух из которых лежали полые сферические корпуса электромоторов, а два оставшихся чемодана были плотно забиты свинцовыми кирпичами.
Носильщики на вокзале, попробовав «свинцовый» чемоданчик, заломили за переноску невероятную цену. Комп-тон в ответ на это схватил сразу два чемодана (с корпусами) и, размахивая ими в воздухе, бодренько зашагал по перрону. Следом, по четыре человека на чемодан, поплелись пристыженные носильщики.

Запятые – это пустяк
Немецкий поэт Теодор Фонтане однажды работал редактором в Берлине. В это время один молодой писатель, который считал себя уже за большого мастера, прислал ему стихотворение. В сопроводительном письме автор писал: «Я принципиально не ставлю запятых. По моему мнению, они не нужны. Прошу вас, поставьте их сами, где считаете нужным». 
Фонтане отослал стихотворение автору назад, написав в сопроводительном письме: «Прошу вас в следующий раз присылать в редакцию одни запятые, стихотворение я напишу сам».

На собственных ногах
Пауль Гейзе – поэт из Мюнхена, не только был жизнерадостным человеком, но и обладал отменным чувством юмора. 
Однажды он ехал в переполненном трамвае, едва можно было пошевелиться. Внезапно трамвай дернулся и один молодой человек наступил на ногу Пауля Гейзе. Это было бы ничего, но он так и остался стоять на его ноге. Поэт не возмутился, даже не вытащил свою ногу. Он только похлопал молодого человека по плечу и спросил: «Скажите, пожалуйста, сколько же вам лет?» Юноша обернулся и удивленно ответил: «22 года». – «Я почти так и думал, однако в этом возрасте вам пора стоять на своих ногах», – сказал поэт.

Присутствие духа
Французский король Людвиг XI за свою жизнь совершил много злодеяний. В старости его мучил страх возмездия. Во всех людях он видел шпионов и убийц. Однажды к нему пришел астролог. Король хотел удостовериться в его искусстве. Но астролог был осторожен и давал уклончивые ответы. Тогда король решил поймать его в ловушку. Он спросил: «Итак, ты можешь предсказывать будущее?» – «Да, Ваше величество», – ответил тот. «Тогда ответь. Когда ты умрешь?» Подумав и поняв, что задумал король, астролог ответил: «За 8 дней до вас, Ваше величество». И у короля не хватило духу захлопнуть ловушку.

Бетховен и официант
Однажды Бетховен зашел в одну из венских закусочных пообедать. Постучав по столу, он позвал официанта. Тот сразу не пришел, а Бетховен, постучав еще раз, вытащил записную книжку и стал писать. Он так углубился в работу, что не слышал, когда подошел официант. Тот же, зная композитора, не стал его беспокоить и ушел. 
Когда Бетховен кончил работать, он опять постучал по столу и крикнул: «Официант, счет». Он очень удивился, когда официант ему сказал: «Вы же еще ничего не заказывали».

Знаток почерков
Великий французский писатель Оноре де Бальзак любил узнавать характеры и судьбы людей по почерку. Часто это ему удавалось, и он был горд этим.
Однажды одна дама показала ему листок из письма и сказала: «Пожалуйста, посмотрите этот почерк и скажите мне что-нибудь о хозяине почерка. Это письмо написал мальчик 12 лет». 
Бальзак спросил: «А вы не мать этого ребенка?» – «Нет» – был ответ. «Тогда можно говорить откровенно. К сожалению, этот ребенок очень ленив и в жизни ему не будет успеха». 
Дама громко рассмеялась. Бальзак удивленно спросил: «Почему вы смеетесь?» Дама ответила: «Это письмо написали мне вы, когда вам было 12 лет».

Воздастся каждому по делам его
Леонардо да Винчи сочинял и сатирические миниатюры – фацеции. Одна из них повествует о том, как падре, обходя свой приход, зашел в живописную мастерскую и окропил водой только что написанные полотна. «Для чего же ты мочишь водой картины?» – раздраженно спросил его художник. «Согласно вере нашей так положено, – сказал священник, – и это моя обязанность. Поступаю я благочестиво и должен получить вознаграждение. Так обещал господь». Тогда живописец, подождав пока падре выйдет из мастерской, вылил из окна ему на голову целое ведро воды, промолвив: «Получи свыше стократ согласно твоему слову. Воздаю за благо, что ты мне сделал своей святой водой, которой ты наполовину испортил мои картины!»

Символическая и ассоциативная память Методический прием – запоминание адресов и номеров телефонов

Процедура: называем больному каких-либо двух героев, а затем озвучиваем их домашние адреса и номера телефонов. После этого спрашиваем адрес или телефон кого-либо из них. Задание завершается воспроизведением больным его собственного адреса и телефона.
Инструкция: «Сейчас я вам назову двух героев, а потом скажу их адреса и телефоны. Слушайте внимательно. Нужно запомнить адрес и телефон каждого героя».
I
1. Елена Полякова
• Адрес: г. Москва, улица Кировская, дом 5, квартира 25.
• Телефон: 525-25-05.
2. Виктор Иванов
• Адрес: г. Санкт-Петербург, улица Советская, дом 3, квартира 30.
• Телефон: 300-10-03.
II
1. Мария Петрова
• Адрес: г. Сочи, улица Речная, дом 7, квартира 71.
• Телефон: 721-21-07.
2. Сергей Сидоров
• Адрес: г. Иваново, улица Полтавская, дом 9, квартира 39.
• Телефон: 339-33-09.
III
1. Александра Жукова
• Адрес: г. Краснодар, улица Звездная, дом 1, квартира 10.
• Телефон: 110-10-01.
2. Геннадий Князев
• Адрес: г. Самара, улица Ленина, дом 21, квартира 7.
• Телефон: 221-77-02.
IV
1. Светлана Лебедева
• Адрес: г. Курск, улица Зенитная, дом 80, квартира 8.
• Телефон: 880-00-08.
2. Борис Бобров
• Адрес: г. Брянск, улица Лесная, дом 45, квартира 5.
• Телефон: 445-45-05.
V
1. Екатерина Зайцева
• Адрес: г. Смоленск, улица Смольная, дом 1, квартира 11.
• Телефон: 111-00-01.
2. Геннадий Князев
• Адрес: г. Владимир, улица Народная, дом 9, квартира 91.
• Телефон: 991-19-09.

Зрительная память
Запоминание сюжетных картинок
Процедура: показываем больному 6 сюжетных картинок, просим внимательно рассмотреть в течение 3–5 мин, затем закрываем картинки и просим назвать, какие действия выполняли герои, изображенные на данных картинках. 
Инструкция 1: «Посмотрите на картинки. Попробуйте их запомнить».
Инструкция 2: «Озвучьте действия, которые выполняли герои, изображенные на картинках».
Запоминание предметных картинок 
Процедура: показываем больному 6 предметных картинок, просим внимательно рассмотреть в течение 3–5 мин, затем закрываем картинки и просим их назвать. 
Инструкция 1: «Посмотрите на картинки. Попробуйте их запомнить».
Инструкция 2: «Вспомните картинки, которые вы рассматривали. Назовите их».
Запоминание геометрических фигур (абстрактное запоминание)
Процедура: показываем больному образец, на котором изображены 4 геометрические фигуры. Просим больного в течение 15–20 с внимательно рассмотреть образец. Затем закрываем образец и показываем 3 карточки, на которых также изображены 4 геометрические фигуры, но с существенными отличиями. Задача больного вспомнить, какие фигуры и в какой последовательности были изображены на образце, а затем назвать, чем отличается каждая карточка от образца.
Инструкция 1: «Посмотрите на карточку. Попробуйте ее запомнить».
Инструкция 2: «Вспомните образец, который вы рассматривали. Назовите, чем отличаются фигуры, которые изображены на данных карточках, от предъявленного вам ранее образца».


Образец

61.jpg62.jpg63.jpg
























Сведения об авторе
Щербакова Мария Михайловна – врач-логопед отд-ния неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского». E-mail: mmsch@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Варламова В.В. Когнитивная функция языка и проблема темпоральности. Лучшая научная статья 2016. Сборник статей 5 Международного научно-практического конкурса. Под общ. ред. Г.Ю.Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2017; с. 239–44. / Varlamova V.V. Kognitivnaia funktsiia iazyka i problema temporal'nosti. Luchshaia nauchnaia stat'ia 2016. Sbornik statei 5 Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. Pod obshch. red. G.Iu.Guliaeva. Penza: MTsNS “Nauka i prosveshchenie”, 2017; s. 239–44. [in Russian]
2. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2003. / Miagkov I.F., Bokov S.N., Chaeva S.I. Meditsinskaia psikhologiia: propedevticheskii kurs. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: Logos, 2003. [in Russian]
3. Парцерняк С.А., Леонтьев О.В. Клиническая психология. Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлов В.А., 2000. / Partserniak S.A., Leont'ev O.V. Klinicheskaia psikhologiia. Konspekt lektsii. SPb.: Izd-vo Mikhailov V.A., 2000. [in Russian]

4. Щербакова М.М. Программа преодоления когнитивных нарушений у больных с последствиями нарушения мозгового кровообращения. Справочник поликлинического врача. 2014; 6: 13–6. / Shcherbakova M.M. Programma preodoleniia kognitivnykh narushenii u bol'nykh s posledstviiami narusheniia mozgovogo krovoobrashcheniia. Handbook for Practitioners Doctors. 2014; 6: 13–6. [in Russian]
5. Щербакова М.М., Котов С.В. Программы восстановления речи у больных с последствиями мозгового инсульта. Уч. пособие. М.: ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского», 2015; с 43. / Shcherbakova M.M., Kotov S.V. Programmy vosstanovleniia rechi u bol'nykh s posledstviiami mozgovogo insul'ta. Uch. posobie.
M.: GBUZ MO “MONIKI im. M.F.Vladimirskogo”, 2015; s 43. [in Russian]
6. Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией. М.: Секачев, 2012. / Shcherbakova M.M., Larina O.D. Sbornik zadanii dlia vosstanovleniia rechi u bol'nykh s akustiko-mnesticheskoi afaziei. M.: Sekachev, 2012. [in Russian]
7. Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией. М.: Секачев, 2018. / Shcherbakova M.M., Larina O.D. Sbornik zadanii dlia vosstanovleniia rechi u bol'nykh s akustiko-mnesticheskoi afaziei. M.: Sekachev, 2018. [in Russian]
8. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б. и др. Деменции. Руководство для врачей. Изд. 3-е. М.: Медпресс-информ, 2011. / Iakhno N.N., Zakharov V.V., Lokshina A.B. i dr. Dementsii. Rukovodstvo dlia vrachei. Izd. 3-e. M.: Medpress-inform, 2011. [in Russian]
9. Яхно Н.Н., Захаров В.В., Локшина А.Б. Синдром умеренных когнитивных расстройств в пожилом возрасте: диагностика и лечение. Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2005; 105 (2): 13–7. / Iakhno N.N., Zakharov V.V., Lokshina A.B. Sindrom umerennykh kognitivnykh rasstroistv v pozhilom vozraste: diagnostika i lechenie. Zhurn. nevrol. i psikhiatr. im. S.S.Korsakova. 2005; 105 (2): 13–7. [in Russian]
Количество просмотров: 80
Предыдущая статьяСиндром гиперактивного мочевого пузыря и женские сексуальные дисфункции
Следующая статьяСпектр применения препаратов тиоктовой (a-липоевой) кислоты

Поделиться ссылкой на выделенное