Внимание и его изменение у больных с когнитивными нарушениями: программа восстановления

Справочник поликлинического врача №03 2018 - Внимание и его изменение у больных с когнитивными нарушениями: программа восстановления

Номера страниц в выпуске:39-43
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Внимание и его изменение у больных с когнитивными нарушениями: программа восстановления. Справочник поликлинического врача. 2018; 03: 39-43
У большинства больных с когнитивными нарушениями выявляются системные неспецифические снижения функции внимания. В результате направленного наблюдения, было определено, что их причина заключается в двух механизмах: повышенной отвлекаемости и инертности психических процессов. На базе неврологического отделения ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» была разработана реабилитационная программа (логопед-психолог М.М.Щербакова). Программа была внедрена в клиническую практику и доказала свою эффективность.
Ключевые слова: внимание, нарушение функции внимания, отвлекаемость, инертность психических процессов, программа нейрореабилитации.

Для цитирования: Щербакова М.М. Внимание и его изменение у больных с когнитивными нарушениями: программа восстановления. Справочник поликлинического врача. 2018; 3: 39–43.

Attention and its change in patients with cognitive impairment: recovery program 

M.M.Scherbakova
M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Research Clinical Institute. 129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2
mmsch@mail.ru

In the majority of patients with cognitive impairment, systemic nonspecific decreases in attention function are revealed. As a result of directed observation, it was determined that their cause lies in two mechanisms: increased distraction and inertness of mental processes. On the basis of the neurological department of the M.F.Vladimirsky Moscow Regional Clinical and Research Institute developed a rehabilitation program (speech therapist-psychologist M.M.Shcherbakova). The program was introduced into clinical practice and proved to be effective.
Key words: attention, violation of attention function, abstraction, inertness of mental processes, program of neurorehabilitation.

For citation: Scherbakova M.M. Attention and its change in patients with cognitive impairment: recovery program. Handbook for Practitioners Doctors. 2018; 3: 39–43.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности [1]. Под направленностью понимаются избирательный характер психической деятельности, а также сохранение ее в течение необходимого времени. Под сосредоточенностью понимается та или иная степень углубления в данную деятельность. Как и направленность, сосредоточенность может быть подвержена колебаниям, может быть кратковременным процессом и достаточно длительным состоянием [2]. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие виды внимания: сенсорное, моторное и интеллектуальное. В формировании данного психологического процесса лежит принцип доминанты, т.е. устойчивого очага возбуждения. Внимание характеризуется качествами: устойчивость (длительное сохранение интенсивности), переключаемость (преднамеренный переход от одной деятельности к другой), распределение (одновременное плодотворное выполнение двух и более различных видов деятельности) и объем (количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов) [1].
От сохранности внимания, полноты и совершенства его отдельных свойств зависят ощущения и восприятия, запоминание и воспроизведение, мыслительные процессы, деятельность человека и в конечном счете само наше сознание. Для интеллектуального внимания характерны наличие познавательной задачи и устойчивое сознательное сосредоточение на предмете деятельности [2].
Выделяют следующие виды нарушений внимания: 
1. Сужение объема внимания – человек может одновременно воспринять только небольшое число объектов.
2. Неустойчивость – нарушена концентрация внимания и наблюдается отвлечение на побочные раздражители [1].
У больных с когнитивными нарушениями в основном преобладают модально-неспецифические нарушения внимания, которые проявляются в одновременном нарушении многих видов психической деятельности при восприятии раздражителей любой модальности [1].
С.Я.Рубинштейн (2007 г.) было замечено, что при сосудистых заболеваниях головного мозга без очаговой симптоматики наблюдаются различные дискоординации движений и случайные «парапраксии», связанные с нарушением внимания. Искажается почерк больного, в письме наблюдаются ошибки из-за пропуска букв и повторения слогов и букв. Такие же ошибки выявляются при выполнении нескольких практических действий подряд. Больные заменяют один из элементов действия другим. Парапраксии обусловлены «застреванием» намерений. Поэтому для больных с сосудистой патологией характерны неравномерность результатов действий и обилие компенсаторных образований. Эти больные с огромным трудом приспосабливаются к каждому новому заданию или даже новым условиям его выполнения.
В наших клинических наблюдениях (М.М.Щербакова, доктор медицинских наук С.В.Котов, отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского») у больных с когнитивными нарушениями мы выявили следующие нарушения функции внимания: 
1) повышенная отвлекаемость – в процессе ситуативной беседы больной внезапно затруднялся сформулировать ответ из-за появления кого-либо постороннего в палате/кабинете;
2) инертность внимания – было затруднено быстрое переключение с одного вида деятельности на другое, в случаях умеренной степени когнитивных расстройств – с простейшей операции на другую. Так, например, больной Куч-н, 1947 года рождения, отделение неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» (2017 г.), дважды сбился при совершении простейшей счетной операции. Специалист попросил его отнять 21 от 100. Больной сразу ответил: «Так, 21, то есть 1. А, ну, да. Это будет 99». Специалист повторил задачу. Пациент попытался ее решить второй раз: «Так, от 80 отнимаем 1, получаем. Кстати, что там было в прошлый раз? Кажется, 99. Ну, да, точно. Будет 99». 
На основе полученных данных, была разработана реабилитационная программа (автор логопед-психолог М.М.Щербакова). Основная цель данной реабилитационной программы заключалась в снижении патологической отвлекаемости, обусловленной в первую очередь инертностью психических процессов. Внедрение в клиническую практику данной реабилитационной программы доказало ее эффективность (нормализация функции внимания у 78% больных).

Программа восстановления функции внимания
Поиск лишнего предмета (рис. 1–5)
Процедура: больному предлагаются четыре картинки, три из которых можно объединить по какому-либо общему параметру, а четвертая отличается от остальных. Задача больного – определить лишний предмет из ряда предложенных картинок.
Инструкция: «Посмотрите на картинки. Найдите среди них лишний предмет. Расскажите, почему он лишний».
Переключение внимания (табл. 1–4)
30.jpg
Процедура: больному предъявляется таблица 1, на которой в свободном порядке расположены цифры, и таблица 2 с пустыми клетками. Задача – в пустой таблице 2 расставить в свободных клетках квадрата числа в возрастающем порядке (расположенные в случайном порядке в 20 клетках таблицы 1).
Инструкция: «Посмотрите на таблицу 1. Расставьте в таблице 2 в возрастающем порядке цифры, которые отмечены на таблице 1».
Концентрация и устойчивость внимания по методике Пьерона–Рузера (рис. 6; табл. 5–8)
29.jpgПроцедура проведения стандартная. Больному предъявляется образец, в котором даны цифры (от 1 до 9), а также специальные символы, с помощью которых можно закодировать данные цифры. Задача больного – закодировать другие таблицы в соответствии со знаками, данными в предъявленном образце.
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Распределение и концентрация внимания (рис. 7, 8)
Процедура проведения стандартная.
31.jpgИнструкция: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и так до конца.
Поиск 10 отличий (рис. 9–14)
Процедура: больному предъявляются две сюжетные картинки, которые отличаются между собой 10 пунктами. Задача больного – рассмотреть эти картинки и назвать отличия.
Инструкция: «Рассмотрите картинки, найдите 10 отличий. Отметьте эти отличия на изображениях и озвучьте их».
Поиск слов среди буквенного текста
Процедура: больному предъявляется буквенный текст, внутри которого зашифрованы полнозначные слова. Задача больного – найти эти слова.
Инструкция: «Среди буквенного текста вставлены слова. Вы должны найти и подчеркнуть эти слова».
БРДОМСВКУХНЯТПРАБОТАЧЛЧСОСЕДБРБ
УЛИЦАПРПМАШИНАКРКРЕСЛОДВДЕНЬС
ЩШПИОНКРПОЛИЦЕЙСКИЙДВЗАКОНШП
ЗДТЕАТРЛРМУЗЕЙДЛШМАГАЗИНЛОКИНО
 
33.jpg34.jpg32.jpg37.jpg

































35.jpg
36.jpg


Ассоциативное внимание (табл. 9)
Процедура подбора ассоциативных рядов слов стандартная.
Инструкция: «Посмотрите на столбец слева. В нем вы найдете пару слов, которые объединены между собой по какому-либо признаку. Теперь посмотрите на столбец справа. Составьте из правого столбца такую же пару слов, как вы видите слева». 
Логические задачи на внимание
Процедура проведения стандартная. Дополнительной инструкции не требуется.

Задача 1. Скрипка
Существуют различные музыкальные инструменты.
Считается, что у гитары бывает шесть или семь струн, у балалайки три струны, у скрипки четыре струны, а у трубы и барабана струн нет.
Сколько струн у скрипки? Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных вам вариантов.
Задача 2. Бутерброды
Сколько бутербродов можно съесть натощак? Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных вам вариантов.

Задача 3. Остановки автобуса
На конечной остановке в автобус сели четырнадцать мужчин и две женщины. На первой остановке сошли двое мужчин и вошли две женщины. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только трое), а на следующей вошли пять женщин. Проехав около половины километра, автобус остановился и в него вошел еще один мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса?
Ответьте на вопрос, выбрав один из предложенных вам вариантов.
38.jpg

Задача 4. Сестры
Семь сестер находятся на даче, где каждая занята каким-либо делом. Первая сестра читает книгу, вторая – готовит еду, третья – играет в шахматы, четвертая – разгадывает кроссворд, пятая – занимается стиркой, шестая – поливает растения.
Вопрос: чем занимается седьмая сестра?
39.jpg

Задача 5. Удивительный факт
Удивительный факт, но ваши друзья, родственники и коллеги используют это гораздо чаще, чем вы. При этом то, что они используют, целиком является вашей собственностью.
40.jpg

Ответы на задачи
1. Скрипка. У скрипки 4 струны.
2. Бутерброды. Один бутерброд.
3. Остановки автобуса. Пять остановок.
4. Седьмая сестра играет в шахматы. (Для данной игры нужны двое участников, а раз третья сестра играет в шахматы, то у нее должна быть напарница. Все другие сестры заняты каким-либо другим делом. Следовательно, данной напарницей является седьмая сестра.) 
5. Ваше имя. (Именно друзья, родственники и коллеги при обращении к вам используют ваше имя, но вы его используете гораздо реже, только когда представляетесь кому-либо впервые.)

Сведения об авторе
Щербакова Мария Михайловна – логопед высшей категории, специальный психолог, ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского». 
E-mail: mmsch@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Парцерняк С.А., Леонтьев О.В. Клиническая психология: Конспект лекций. СПб.: Михайлов В.А., 2000. / Parcernyak S.A., Leontev O.V. Klinicheskaya psihologiya: Konspekt lekcij. SPb.: Mihajlov V.A., 2000. [in Russian]
2. Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И. Медицинская психология: пропедевтический курс. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., Логос, 2003. / Myagkov I.F., Bokov S.N., Chaeva S.I. Medicinskaya psihologiya: propedevticheskij kurs. Izd. 2-e, pererab. i dop. M., Logos, 2003. [in Russian]
3. Котов С.В. Основы клинической неврологии. Клиническая нейроанатомия, клиническая нейрофизиология, топическая диагностика заболеваний нервной системы: руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. / Kotov S.V. Osnovy klinicheskoj nevrologii. Klinicheskaya nejroanatomiya, klinicheskaya nejrofiziologiya, topicheskaya diagnostika zabolevanij nervnoj sistemy: rukovodstvo. M.: GEOTAR-Media, 2011. [in Russian]
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики в патопсихологии. М., 2007. / Rubinshtejn S.Ya. Eksperimentalnye metodiki v patopsihologii. M., 2007. [in Russian]
5. Щербакова М.М. Программа преодоления когнитивных нарушений у больных с последствиями нарушения мозгового кровообращения. Справочник поликлинического врача. 2014; 6: 13–6. / Sherbakova M.M. Programma preodoleniya kognitivnyh narushenij u bolnyh s posledstviyami narusheniya mozgovogo krovoobrasheniya. Handbook for Practitioners Doctors. 2014; 6: 13–6. [in Russian]
6. Щербакова М.М., Котов С.В. Программы восстановления речи у больных с последствиями мозгового инсульта. Учебное пособие. М.: МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, 2015. / Sherbakova M.M., Kotov S.V. Programmy vosstanovleniya rechi u bolnyh s posledstviyami mozgovogo insulta. Uchebnoe posobie. M.: MONIKI im. M.F.Vladimirskogo, 2015. [in Russian]
Количество просмотров: 210
Предыдущая статьяДиагностика хронического легочного сердца в практике лечащего врача
Следующая статьяУрсодезоксихолевая кислота в лечении заболеваний билиарного тракта

Поделиться ссылкой на выделенное