Методика скрининг-обследования пациентов с акустико-мнестической афазией

Справочник поликлинического врача №06-08 2015 - Методика скрининг-обследования пациентов с акустико-мнестической афазией

Номера страниц в выпуске:74-75
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Методика скрининг-обследования пациентов с акустико-мнестической афазией. Справочник поликлинического врача. 2015; 06-08: 74-75
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении второй височной извилины левого полушария. Эти отделы коры головного мозга имеют связи со зрительным анализатором, древними формациями коры – лимбической областью и медиобазальными отделами, слуховым анализатором. В основе синдрома акустико-мнестической афазии лежит снижение объема слухоречевой памяти. Синдром проявляется в трудностях выделения нужных лексических компонентов высказывания, также наблюдается симптом отчуждения значения слова при его правильном повторении.
В клинической картине постинсультных больных необходимо проводить дифференциальный диагноз между:
1) пациентами со снижением объема слухоречевой памяти вследствие локального нарушения мозгового кровообращения (с акустико-мнестической афазией);
2) лицами, имеющими неспецифические мнестические нарушения разной этиологии (в том числе при деменции и когнитивных нарушениях).
Рассмотрим методику скрининг-обследования больных с подозрением на акустико-мнестическую афазию.

Определение акустико-мнестической афазии (включает 5 заданий)

1. Показ недорисованных предметных картинок: максимальная оценка – 4 балла. Время ожидания – 30 с.
Больному предъявляются картинки. Задача определить, какой предмет изображен на каждой картинке. Озвучивается упрощенная инструкция.
Ответьте на вопрос, выбрав одну из картинок
 Покажите, где:
r22-1.jpg
После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания каждой инструкции до выбора картинки отводится 30 с. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки либо по истечении отведенного времени.
Каждое правильное указание картинки оценивается в 1 балл.

2. Объяснение функциональных назначений предметов: максимальная оценка – 5 баллов. Время ожидания ответа – 2 мин.
Пациенту на экране одновременно предъявляются 5 картинок предметов, 8 названий действий с предметами. Задача – выбрать нужную картинку по заданной инструкции. Озвучивается упрощенная инструкция.
Соотнесите названия действий с предметами на картинках, выбрав нужную картинку.
  Чем я:
r22-2.jpg
Слова в скобках больному на экране не предъявляются. После выбора картинки ее номер фиксируется экспериментатором в ответах. От озвучивания инструкции до выбора последней картинки отводится 2 мин. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора картинки либо по истечении отведенного времени.
Каждое правильное указание названия действия оценивается в 1 балл.

3. Подбор аналогии: максимальная оценка – 2 балла. Время ожидания ответа – 1 мин.
Больному предъявляются две пары слов. Задача – подобрать к одному из слов пару по аналогии с примером. Озвучивается упрощенная инструкция.
А. Имеется пример пары слов, объединенных смысловой связью.
Есть контрольное слово, к которому требуется подобрать слово, образующее с ним аналогичную пару, выбрав одно из слов в зеленых ячейках.
r22-3.jpg
 Посмотрите на пример. 
Подберите к заданному слову слово с аналогичным значением.
Б. Имеется пример пары слов, объединенных смысловой связью.
Есть контрольное слово, к которому требуется подобрать слово, образующее с ним аналогичную пару, выбрав одно из слов в зеленых ячейках.
r22-4.jpg
 Посмотрите на пример. 
Подберите к заданному слову слово с аналогичным значением.
Слова в скобках пациенту не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора слова в зеленой ячейке отводится 1 мин. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слова в зеленой ячейке либо по истечении отведенного времени.
Каждая правильно подобранная аналогия оценивается в 1 балл.

4. Слухоречевая память на серию слов: максимальная оценка – 2 балла. Время ожидания ответа – 2 мин.
Больному предъявляются 5 пустых ячеек и 12 слов для выбора, а также инструкция. Задача – прослушать серию из 5 слов и выбрать услышанные слова из ряда предложенных ему слов в зеленых ячейках. Озвучивается упрощенная инструкция.
Прослушайте серию слов. Выберите из слов в зеленых ячейках те слова, которые услышите, и запишите их.
r22-5.jpg
 Прослушайте слова. 
Выберите и запишите те слова, которые вы услышите:
( дом-лес-кот-сторож-сапоги)
Слова в скобках пациенту не предъявляются. От озвучивания инструкции до выбора последнего 5-го слова в зеленой ячейке отводится 2 мин. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слова в зеленой ячейке либо по истечении отведенного времени.
Порядок выбора слов не имеет значения. Правильное указание от 4 до 3 слов снижает оценку до 1 балла.

5. Слухоречевая память на текст: максимальная оценка – 4 балла. Время ожидания ответа – 2 мин.
Больной слушает рассказ, после чего отвечает на 4 вопроса по тексту. Для этого он должен выбрать один из предложенных ему вариантов ответов в зеленых ячейках.
 Прослушайте рассказ:
Точный портрет.
В квартиру к Пикассо забрался вор. Пикассо заметил его, но вор убежал. В полиции хотели составить фоторобот, но Пикассо заявил, что он художник и сам нарисует портрет преступника.
На основании этого портрета на следующий день были арестованы 15 человек, 2 лошади, 4 автобуса, фонарный столб, тарелка жареной рыбы и рубанок.
А. Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках.
r22-6.jpg


Б. Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках.
r22-7.jpg


В. Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках.
r22-8.jpg


Г. Ответьте на вопрос, выбрав один из ответов в зеленых ячейках.
r22-9.jpg


r22-10.jpg
Слова в скобках больному не предъявляются. Экспериментатор фиксирует ответы. От озвучивания каждой инструкции до выбора ответа в зеленой ячейке отводится 2 мин. Смена вопроса (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора слова в зеленой ячейке либо по истечении отведенного времени.
Каждая правильно подобранная аналогия оценивается в 1 балл.
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 637
Предыдущая статьяЛучевая анатомия легких. Что должен знать практикующий врач?

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир