Когнитивные нарушения у неврологических больных: реабилитационная программа

Справочник поликлинического врача №06 2018 - Когнитивные нарушения у неврологических больных: реабилитационная программа

Номера страниц в выпуске:28-31
Для цитированияСкрыть список
М.М.Щербакова. Когнитивные нарушения у неврологических больных: реабилитационная программа. Справочник поликлинического врача. 2018; 06: 28-31
На протяжении 6 лет в неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» проводилось направленное изучение больных с когнитивными нарушениями различной этиологии с целью создания эффективной универсальной реабилитационной программы. В результате данного исследования создана реабилитационная программа, которая была внедрена в клиническую практику специалистов Московской области.
Ключевые слова: когнитивные нарушения различной этиологии, реабилитационные программы.

Для цитирования: Щербакова М.М. Когнитивные нарушения у неврологических больных: реабилитационная программа. Справочник поликлинического врача. 2018; 6: 28–31.

Cognitive impairment in neurological patients: rehabilitation program 

M.M.Scherbakova
M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical Institute. 129110, Russian Federation, Moscow, ul. Shchepkina, d. 61/2mmsch@mail.ru

For 6 years in the neurological department M.F.Vladimirskiy Moscow Regional Clinical Institute conducted a directional study of patients with cognitive impairments of various etiologies in order to create an effective universal rehabilitation program. As a result of this study, a rehabilitation program was created, which was introduced into clinical practice by specialists from the Moscow region.
Key words: cognitive disorders of different etiology, rehabilitation programs.

For citation: Scherbakova M.M. Cognitive impairment in neurological patients: rehabilitation program. Handbook for Practitioners Doctors. 2018; 6: 28–31.

В неврологическом отделении ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского» было проведено динамическое наблюдение больных с когнитивными нарушениями различной этиологии (М.М.Щербакова, профессор С.В.Котов). Выявлена многофакторность причин развития снижения когнитивных функций, а именно:
• патология сосудистой системы (мозговой инсульт/транзиторная ишемическая атака);
• дефект экстрапирамидной системы (в частности, паркинсонизм, болезнь Альцгеймера и др.);
• нарушение генетического уровня (наследственные заболевания);
• черепно-мозговая травма;
• нейроинфекция;
• демиелинизирующие заболевания головного мозга (в частности, рассеянный склероз и пр.);
• токсические поражения, приводящие к смешенной энцефалопатии.
Исследуемой группе больных оказывалась направленная психолого-педагогическая помощь (М.М.Щербакова). В результате данного направленного наблюдения было установлено, что при сосудистой патологии (острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговая травма) обратимость выше за счет невозвратности процесса распада восстановленных высших психических функций. В то время как при демиелинизирующих, наследственных (генетических) заболеваниях, возможен повторный распад коррегируемой психической функции из-за прогрессирования первичного неврологического заболевания.
Однозначная взаимосвязь клинической картины когнитивных нарушений и этиологии заболевания не была выявлена. Мы предполагаем, что причины диагностических сложностей при определении степеней выраженности когнитивных нарушений заключаются в следующих пунктах:
• невозможности определения четкой границы понятия «норма»;
• индивидуальных многофакторных различиях реципиентов (преморбидный уровень, возраст, пол, национальнально-этнические особенности, принадлежность к разным социальным группам, темперамент и т.п.).
Таким образом, было обнаружено, что вследствие системности и комплексности строения высших психических функций, а также сложности механизмов их регулирования можно говорить о так называемой множественной вариативности проявления когнитивных дисфункций. Поэтому реконструкция когнитивных функций должна проводиться системно и направленно. В процессе реабилитации важно учитывать принцип прогрессивного нарастания сложности материала, что будет способствовать достижению высокого процента истинной обратимости когнитивных нарушений. Под истинным восстановлением мы предполагаем те случаи, при которых функции полностью возвращаются либо максимально приближаются к исходному состоянию.

Реабилитационная программа

Этап I
1. Физическая активность.
Рекомендуется физическая активность больного. Данная работа должна способствовать ускорению протекания психических процессов, так как корковый тонус, т.е. длительное стойкое возбуждение клеток коры больших полушарий, продуцируется постоянным тонизирующим влиянием со стороны ретикулярной формации ствола мозга, для активизации которой необходима физическая активность.
2. Ситуативная беседа в вопросно-ответной форме.
Процедура. Задаем больному вопросы о каких-либо событиях, которые произошли с ним в недавнем прошлом (вчера, сегодня).
Вопросы:
• Вспомните, что вы сегодня утром делали. Какие у вас были процедуры, куда вы ходили?
• Какую кашу вам сегодня давали на завтрак?
• Смотрели ли вы вчера телевизор?
• Приходили ли к вам вчера ваши родственники?
• Поступал ли сегодня к вам в палату новый сосед?
• Когда у вас будет день рождения?
• Измеряли ли вам сегодня давление?
• Какое время года вы больше всего любите?
• Есть ли у вас дома какие-либо домашние животные?
• Любите ли вы читать газеты?
• Приходил ли к вам сегодня ваш лечащий врач?
• Что вы сегодня вечером будете делать?
• Знакомы ли вы со всеми своими соседями по палате?
• Сколько дней вы уже лежите в больнице?
3. Совершение серии движений по заданному плану.
3.1. План выстраивается больным самостоятельно либо его предлагает специалист.
Пример. Пойти на кухню – взять стакан – налить минеральной воды – принести стакан в комнату – поставить на письменный стол справа от книги (либо какого-нибудь еще предмета) и т.п.
3.2. Посмотрите на рисунок, продолжите его.
14.jpg



3.3. Продолжите ряд.
15.jpg






Этап II

Активизация произвольного внимания
1. Перестройка геометрических фигур в соответствии с заданным образцом.
Инструкция. Посмотрите на образец. Подробно расскажите, как нужно расположить фигуры в вариантах 1–3, чтобы они полностью соответствовали предъявленному образцу.

Образец

17.jpg












13.jpg
















2. Расстановка цифр в таблице.
Процедура. Больному предъявляется табл. 1, в которой в свободном порядке расположены цифры, и табл. 2 с пустыми клетками. Задача – в свободной табл. 2 расставить в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в табл. 1.
Инструкция. Посмотрите на табл. 1. Расставьте в табл. 2 в возрастающем порядке цифры, которые отмечены в табл. 1.

16.jpg


















3. Поиск слов среди буквенного текста.
Процедура. Больному предъявляется буквенный текст, внутри которого зашифрованы полнозначные слова. Задача – найти эти слова.
Инструкция. Среди буквенного текста вставлены слова. Вы должны найти и подчеркнуть их.
БРДОМСВКУХНЯТПРАБОТАЧЛЧСОСЕДБРБОРЬБАЪХЪ
УЛИЦАПРПМАШИНАКРКРЕСЛОДВДЕНЬССОРАХХВО
ЩШПИОНКРПОЛИЦЕЙСКИЙДВЗАКОНШППАПКАННП
ЗДТЕАТРЛРМУЗЕЙДЛШМАГАЗИНЛОКИНОХКОЖАРПР
СПРМАГАЗИНППРТОРТОООДОКУМЕНТЛПРАЗДНИКК
РАСОСЕДКАПРГРДВЕРЬОАЛМТЕЛЕФОНРЗЗАНОЗАРП

Этап III

Восстановление логичности и целенаправленности рассуждений
1. Завершение фраз.
Процедура. Больному демонстрируется таблица, разделенная на две колонки: в левой представлены незавершенные фразы, а в правой – пустоты. Ниже даны слова-подсказки, подходящие для завершения предложенных фраз. Задача пациентов – среди слов-подсказок найти те, которые адекватны для каждой незавершенной фразы, представленной в левой колонке таблицы.
Инструкция. Завершите фразы, опираясь на слова-подсказки, представленные ниже. Будьте внимательны.
18.jpg


























2. Интерпретация пословиц.
Процедура. Данное задание проводим в два этапа. На I этапе мы читаем больному пословицу, а затем предлагаем на выбор несколько вариантов ее интерпретации. На II этапе мы уже просим пациента самостоятельно объяснить значение каждой пословицы, которая была ему прочитана.
Инструкция. Прочитайте/прослушайте пословицу и найдите ей верное объяснение.
1. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
• Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
• Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
• Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал кусок.
2. Лучше меньше, да лучше.
• Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.
• Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
• Меньше сделаешь, больше времени будет для отдыха.
3. Поспешишь – людей насмешишь.
• Клоун смешит людей.
• Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
• Торопливость может привести к нелепым результатам.
4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
• Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом.
• Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
• Зеркало висит криво.
5. Не в свои сани не садись.
• Если не знаешь дело, не берись за него.
• Зимой ездят на санях, а летом на телеге.
• Езди только на своих санях.
6. Сделал дело – гуляй смело.
• Если выполнил работу хорошо, можешь спокойно отдохнуть.
• Иван Петрович вышел на прогулку.
• Ходи гулять каждые 2 часа.
7. Умелые руки не знают и скуки.
• Петр Иванович никогда не скучает.
• Знаешь и любишь свое дело, значит, умеешь трудиться.
• Нечего отдыхать, пока не наступил обеденный перерыв.

3. Составление развернутой фразы.
Процедура. Больному предлагается схема предложения и союзные слова. Задача пациента – составить развернутые фразы, используя предлагаемые союзные слова.
Инструкция. Посмотрите на эти союзные слова. Составьте с помощью них развернутые фразы.
............................................., потому что.....................................................
............................................., что......................................................................
............................................., когда.................................................................
…………………….............…….., откуда……...........…………………………….......…….
...............................................тогда, как........................................................
...............................................о том, что........................................................
............................................., который…………............……………………..………
............................................., где…………..……........………………………….............
............................................., так как……….....................................................

4. Дописывание предложений с целью структурирования речевого высказывания.
Процедура. Больному предлагаются незавершенные сложноподчиненные предложения. Задача – закончить каждое предложение так, чтобы конец и начало устанавливали между собой причинно-следственную связь событий.
Инструкция. Закончите фразы.
Оля пошла в кино, потому что.........................................................
Оля пошла в кино, хотя.......................................................................
Поезд остановился, несмотря на то что......................................
Поезд остановился, потому что......................................................
Пассажир успел сесть в автобус, так как ……………………………
Пассажир успел сесть в автобус, несмотря на то что….......
Успела на собрание жильцов кооператива, так как…………
Поздоровался со всеми присутствующими, когда……………
Не стал отвечать на вопрос, потому что………………………………
Попросил немедленно себя разбудить после того, как……
Позвал на помощь, потому что…………………………......………………..
Вышел на прогулку, несмотря на то что………………………………
Перевел стрелки часов, потому что…………………………….………...
Вызвал такси, когда понял, что………………………………………......…..
Если мне все-таки сделают замечание, то………………………….…
Она согласилась мне помогать, хотя…….……………………………….
Муж и жена продолжали ссориться, несмотря на то что...

Этап IV

Восстановление логического мышления
Пациентам предлагается решение логических задач различной сложности. Процедура проведения стандартная.

Бутерброды
Сколько бутербродов можно съесть натощак? (Один)

Остановки автобуса
На конечной остановке в автобус сели 14 мужчин и 2 женщины. На первой остановке сошли 2 мужчин и вошли 2 женщины. На следующей остановке вышли почти все мужчины (осталось только 3), а на следующей вошли 5 женщин. Проехав около половины километра, автобус остановился, и в него вошел еще 1 мужчина. Сколько всего было остановок на пути следования автобуса? (Четыре)
Как зовут пятую сестру?
У отца Мэри есть 5 дочерей. Одну зовут Нана, вторую Нини, третью Нуну, четвертую Няня. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

Спортсмены
Вы опередили спортсмена, который раньше занимал вторую позицию. Какую позицию теперь занимаете вы, а какую занимает он? (Вторую и третью соответственно)

Лифт
В отеле 17 этажей. На первом разместились 4 человека, на каждом последующем – на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля чаще всего вызывают лифт? (На первом этаже)

Старушка
Мужчина ехал в машине. Фары он не включил, луны тоже не было видно, фонари вдоль дороги не светили. Перед машиной дорогу стала переходить старушка, но водитель вовремя затормозил и аварии не произошло. Как ему удалось разглядеть старушку? (Был день, следовательно, на улице было светло)

Да или нет
Вы согласились участвовать в забеге. Вопрос: считаете ли вы, что только непосредственно перед финишем сможете обогнать самого последнего спортсмена? (Нет, вы ранее его обогнали, потому что он является последним)
Бараны
У Абдуллы было 20 баранов. Всех, кроме 14, он продал. Сколько баранов осталось у Абдуллы? (Четырнадцать)

Москва
Шла бабка в Москву, навстречу ей 3 старика, у стариков – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка)

Шахматы
Четверо играли в шахматы. Бой был равный. Всего было сыграно 6 партий. Сколько партий сыграл каждый? (Три)

Свидание
Сергей и Мария договорились встретиться у входа в парк ровно в 9 ч вечера. Но вот ведь незадача – и у Сергея, и у Марии часы идут неверно! У Сергея часы отстают на 3 мин, однако он об этом не знает. У Марии часы спешат на 2 мин, но она никогда не приходит вовремя, даже на работу всегда опаздывает на 5 мин. Как вы думаете, кто из них первым придет на свидание? (Придут одновременно)

Яйца
Несла бабка на базар корзину, а в ней 100 яиц. Вдруг дно выпало. Сколько осталось в корзине яиц? (Нисколько, все яйца разбились)

Сведения об авторе
Щербакова Мария Михайловна – врач-логопед отделения неврологии ГБУЗ МО «МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского». E-mail: mmsch@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 133
Предыдущая статьяСитуация с валсартанами
Следующая статьяКомплексный подход к контролю боли у пациентов с синдромом раздраженного кишечника

Поделиться ссылкой на выделенное