Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№04 2020

Диагностика клинико-психологических особенностей детей и подростков с помощью проективных методов №04 2020

Номера страниц в выпуске:30-33
Резюме
Использование стандартизированных опросников, требующих развитой вербальной самооценки, рефлексии, оценки окружающей среды, для психологической диагностики детей с психическими заболеваниями имеет ряд существенных ограничений. Во многом они связаны с незрелостью волевого компонента, самооценки и способности к самоотчету, преобладанем игровой мотивации, свойственной детскому возрасту. Еще одним фактором служит нарастание негативной симптоматики.
Проективные методы исследования, широко используемые в последнее время в детской практике, существенно облегчают диагностику. В статье описываются возможности применения модификации методики «Гомункулюс» в рамках патопсихологической диагностики детей и подростков. Помимо психоэмоционального состояния, методика позволяет выявить клинико-психологические особенности обследуемого: депрессивные тенденции; наличие страхов; тревожность; агрессивность; возбудимость; астенизацию; выраженность эмоциональной дефицитарности; истощаемость психической деятельности; а также вычурность ассоциаций.
Ключевые слова: патопсихологическое обследование детей и подростков; проективные методы психологической диагностики; методика психологической диагностики эмоциональной сферы.
Для цитирования: Генгер М.А., Датуашвили М.Т., Алабушева Н.Н., Куприянова Т.А. Диагностика клинико-психологических особенностей детей и подростков с помощью проективных методов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2020; 4: 30–33.

The diagnosis of the psychological features of children and adolescents using projective methods in the framework of the pathopsychological test

M.A. Genger1, M.T. Datuashvili2, N.N. Alabusheva2, T.A. Kupriyanova2

1 SBI of Moscow «Moscow Research Center»;
2 «Moscow Research Institute of psychiatry»

Abstract
The use of standardized questionnaires requiring developed verbal self-esteem, reflection, and environmental assessment for psychological diagnostics of children with mental illness has a number of significant limitations. In many ways, they are associated with the immaturity of the volitional component, self-esteem and the ability to self-report, the predominance of game motivation inherent in childhood. Another factor is the increase in negative symptoms. Projective research methods, widely used recently in children's practice, greatly facilitate the diagnosis. The article describes the possibilities of applying the modification of the "Homunculus" method in the framework of pathopsychological diagnostics of children and adolescents. In addition to the psychoemotional state, the technique allows to identify the clinical and psychological characteristics of the subject: depressive tendencies; the presence of fears; anxiety; aggressiveness; excitability; asthenization; severity of emotional deficiency; exhaustion of mental activity; as well as pretentiousness of associations.
Key words: pathopsychological examination of children and adolescents; projective methods of psychological diagnosis; method of psychological diagnosis of the emotional sphere.
For citation: M.A. Genger, M.T. Datuashvili, N.N. Alabusheva, T.A. Kupriyanova. The diagnosis of the psychological features of children and adolescents using projective methods in the framework of the pathopsychological test. Psychiatry and psychopharmacotherapy. 2020;  4: 30–33..

Введение

Использование стандартизированных опросников, требующих развитой вербальной самооценки, рефлексии, оценки окружающей среды, для психологической диагностики детей с психическими заболеваниями имеет ряд существенных ограничений. Во многом это связано с незрелостью волевого компонента, самооценки и способности к самоотчету, преобладанем игровой мотивации, свойственной детскому возрасту. Имеет значение также нарастание негативной симптоматики.
В настоящее время в детской психодиагностике широко используются проективные методы исследования. Их характеризует так называемая «неопределенность» стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения. При этом поддерживается атмосфера доброжелательности, в которой протекает деятельность испытуемого, и отсутствует оценка со стороны экспериментатора [2].
Проекция в психологии понимается как психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него неосознаваемых мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям [4]. В широком смысле, восприятие человеком предметного мира и других людей обусловлено его собственными потребностями и личностными чертами.
В отличие от стандартизированных опросников, проективные методики позволяют изучать неосознанные формы мотивации, такие категории, как «значащие переживания», «личностные смыслы» и другие образования, в которых проявляется пристрастность психического отражения. Методики предназначены для клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу [7].
Рисуночные тесты с давних пор успешно применяют в психологической диагностике. Так, в 1926 г. Ф. Гудинаф опубликовал работу по измерению «ментального возраста» с помощью  рисунков; в 1948 г. Дж. Бак предложил технику «дом — дерево — человек» для выявления чувствительности, зрелости, гибкости и уровня интеграции личности; в 1949 г. К. Маховер опубликовала статью, посвященную связи качественных аспектов изображения человеческих фигур и психопатологии [1, 5]. Исследователи, анализируя художественное творчество людей, страдающих психическими заболеваниями, пытались описать специфику рисунков при различных заболеваниях. При этом они ориентировались на такие показатели, как интерес к рисованию, техника рисования, тематика рисунков, особенности формы и содержания [3].

Материалы и методы

Мы применяли модификацию методики «Гомункулюс» A.B. Семенович [6], предназначенной для психологической диагностики наличия соматических нарушений у детей, для диагностики клинически значимых психологических особенностей детей и подростков. Изменение методики заключалось в дополнении стандартного бланка с изображением «гомункулюса» пиктограммами базовых эмоций на оборотной стороне бланка.
После того как ребенок завершал стандартную работу с методикой (произвольно раскрасил рисунок и ответил на вопросы психолога), ему давали еще два задания, обозначенные на обороте бланка:
• опознать изображенные пиктограммы («радость», «грусть», «злость», «страх»);
• присвоить пиктограммам цвета («какого цвета у тебя «радость», «на какой цвет похожа «грусть» и т. д.).
Если основную часть рисунка «гомункулюса» (тело и голову) занимают цвета, не использованные в раскрашивании эмоций, психологу необходимо уточнить у ребенка, с какой эмоцией связан данный цвет.
Обработка полученных результатов заключается:
• в соотнесении присвоенных эмоциям цветов с цветами, использованными при раскрашивании изображения    «гомункулюса», что указывает на ведущий эмоциональный фон ребенка;
• в анализе особенностей раскрашивания (степень нажима; выход за пределы изображения; интенсивность, полнота раскрашивания);
• в анализе спонтанных комментариев обследуемого, ассоциаций по поводу рисунка.
В исследовании приняли участие 253 ребенка 6–18 лет, находящихся на лечении в детском отделении «Московского НИИ психиатрии». Валидизация методики основывалась на соотнесении выявленных особенностей с заключением лечащего врача-психиатра.

Screenshot_8.jpg
Screenshot_9.jpg
Screenshot_10.jpg

Результаты

Анализ результатов, полученных с помощью модифицированной методики «Гомункулюс», позволил выделить ряд клинико-психологических особенностей обследуемых детей и подростков (Таблица).
Таким образом, в отличие от ряда проективных методик, в том числе и оригинального «Гомункулюса», интерпретация используемой нами модификации не сводится к приписыванию психологических особенностей обследуемому на основе только интерпретационных схем. Выводы основываются на ассоциациях самого обследуемого, что позволяет более объективно оценить мир субъективных переживаний.
Помимо психоэмоционального состояния, модификация методики «Гомункулюс» позволяет выявить следующие клинико-психологические особенности обследуемого:
• депрессивные тенденции; 
• наличие страхов; 
• тревожность; 
• агрессивность; 
• возбудимость; 
• астенизация; 
• выраженность эмоциональной дефицитарности; 
• истощаемость психической деятельности; 
• вычурность ассоциаций.
Независимость от сознательной фальсификации результатов и возраста обследуемого, простота выполнения методики позволяют успешно использовать ее в детском и подростковом возрасте в рамках патопсихологического обследования.

Сведения об авторах:

Генгер Мария Андреевна — ГБУ г. Москвы «МИЦ», главный эксперт.  E-mail: mgenger@yandex.ru 
Датуашвили Марина Теймуразовна — МНИИП-филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. Сербского» Минздрава России, м.н.с. отделения клинико-патогенетических проблем детской и подростковой психиатрии. E-mail: sovest33@mail.ru
Алабушева Нина Николаевна — МНИИП-филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. Сербского» Минздрава России, врач-психиатр 1 клинического (детского) отделения. E-mail: alabusheva.nik@mail.ru
Куприянова Татьяна Анатольевна — МНИИП — филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. Сербского» Минздрава России, вед.н.с. отделения клинико-патогенетических проблем детской и подростковой психиатрии. E-mail: anna_gorbunova@list.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетически рисунки. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000 — 146 с. / Burns R.C., Kaufman S.H Kinetic family drawings: An introduction to understanding children through kinetic drawings M.: Smysl, 2000; 146. [in Russian].
2. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2006 — 440 с. / Bodalev A.A., Stolin V.V. General psychodiagnosis. SPb: “Rech”, 2006; 440. [in Russian].
3. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М.: Медицина, 1974; 160 с. / Boldyreva S.A. Drawings of preschool children with schizophrenia. М.: Meditsina, 1974; 160. [in Russian].
4. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г.: Большой психологический словарь:
4-е изд., дополн. и испр. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008; 868 с. / Zinchenko V.P., Mesheryakov B. G. Big psychological dictionary: 4th ed.: М.: AST, . SPb: Praym-Evroznak, 2008; 868. [in Russian].
5. Маховер К. Проективный рисунок человека / Пер. с англ. 2-е изд., испр. М.: Смысл. 2000; 154 с. / Machover K. Personality in the drawing of the human figure. 2th ed M.: Smysl, 2000. – 154. [in Russian].
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002; 232 с. / Semenovich A.V. Neuropsychological diagnosis and correction in childhood. M.: Academia. 2002; 232. [in Russian].
7. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности: М.: Изд-во МГУ, 1987; 90 с. / Sokolova E.T. Projective methods of personality research: M.: MGU. 1987; 90. [in Russian].
Количество просмотров: 865
Предыдущая статьяНейрокогнитивный профиль лиц молодого возраста, склонных к самоповреждению
Следующая статьяСтруктурные изменения белого вещества головного мозга при специфических расстройствах речи у детей: данные ДТ-МРТ
Прямой эфир