Новый этап в психиатрическом образовании пациентов и членов их семей №03 2009

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина - Новый этап в психиатрическом образовании пациентов и членов их семей

Номера страниц в выпуске:46
Для цитированияСкрыть список
В.Г. Родштейн 1, М.С. Кулик 2 . Новый этап в психиатрическом образовании пациентов и членов их семей. Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2009; 03: 46

Партнерство, возникшее в 2008 г. между РОО Общественные инициативы в психиатрии и Региональным благотворительным общественным фондом Качество жизни, создало возможность существенно расширить работу по распространению психиатрических знаний среди потребителей психиатрической помощи – пациентов и членов их семей. Международные и российские общественные организации накопили достаточный опыт, который доказывает, что знания о своем заболевании и возможностях его лечения, приобретенные больными и их родственниками, существенно повышает шансы на успех терапии и реабилитации больного. Это связано с двумя основными преимуществами, обусловленными с психиатрической грамотностью. Во-первых, благодаря развенчиванию мифов и предрассудков преодолевается самостигматизация больного и членов его семьи; в свою очередь это приводит к тому, что семья выходит из изоляции и возникают условия для эффективной социальной поддержки больного. Вовторых, благодаря информированности о своем заболевании появляется основа для формирования реального партнерства между пациентом, его родственниками и врачом, что в свою очередь серьезно улучшает комплаентность пациента. Согласно данным, полученным панъевропейской общественной организацией GAMIAN-Europe, в Западной Европе до 30% пользователей психиатрической помощи посещали курсы психиатрической грамотности, в то время как в России это число пока ничтожно. Хотя некоторые отечественные общественные организации (Семья и психическое здоровье, Новые возможности, Общественные инициативы в психиатрии) уже длительное время занимаются распространением необходимых знаний среди потребителей психиатрической помощи, слушателей, вовлеченных в эту работу, немного. Так, члены РОО Общественные инициативы в психиатрии после 3 лет активной просветительской деятельности могут сообщить примерно о 100 выпускниках. В то же время эти 100 человек с таким энтузиазмом подчеркивают улучшение качества своей жизни после посещения курсов психиатрической грамотности, что это является дополнительным стимулом, указывающим на необходимость расширить масштаб образовательных программ. В процессе проработки совместного проекта РОО Общественные инициативы в психиатрии и РБОФ Качество жизни было решено максимально использовать накопленный опыт преподавания психиатрической грамотности. В частности, было решено, что оптимальной формой занятия является открытый семинар, а не лекция. На семинаре слушатели имеют возможность высказывать свое мнение и выделять те аспекты обсуждаемой темы, которые, с их точки зрения, заслуживают особого внимания. С другой стороны, преподаватель, знакомясь с ожиданиями слушателей, имеет возможность отсечь те из них, которые невыполнимы в ходе образовательного курса (типичными ожиданиями такого рода являются консультирование больных, лекарственные рекомендации, помощь в трудоустройстве и т.п.) Второй идеей была мысль поручить ведение занятий не одному, а двум преподавателям, один из которых должен быть профессионалом, а другой — пользователем психиатрической помощи, получившим необходимую подготовку. Приглашение на занятие выпускника одного из прошлых курсов всегда весьма эффективно во многих отношениях. Его участие в семинаре позволяло осветить проблему с новой, иногда совершенно неожиданной для профессионала и важной для слушателей точки зрения; атмосфера семинара становилась более непосредственной и дружелюбной; наконец, пример пациента или члена семьи больного, приглашенного на занятие, производил на слушателей огромное впечатление, внушая надежду и настраивая их на оптимистический лад. Последнее представляется особенно важным, поскольку одна из основных целей образовательных программ для пользователей психиатрической помощи всегда заключалась в том, чтобы избавить слушателей от ощущения безвыходности их положения, стимулировать их к участию в общественной жизни и тем самым вывести из изоляции. Реализация изложенной идеи потребовала тщательной подготовки. Весной 2008 г. на базе Московского ПНД №11 (главный врач – Н.В.Дьяк) был организован 3-месячный цикл занятий (еженедельные 2-часовые семинары) для будущих преподавателей, к участию в котором приглашали пациентов и родственников больных, успешно закончивших один из прошлых образовательных циклов и принимавших участие в общественной жизни. Программа занятий включала сведения о важнейших психических заболеваниях, об их клинической картине и течении, о лекарственной, психо- и социотерапии. Слушателям сообщались подробные сведения о психофармакологических препаратах, об их классах, характере действия и побочных эффектах. Обсуждались цели терапии в зависимости от состояния больного, разъяснялись понятия купирующей и поддерживающей терапии. Подробно обсуждалась методика индивидуального подбора препаратов в связи с особенностями клинического состояния больного, переносимостью лекарственных средств, эффективностью лечения, выраженностью побочных эффектов и т.д. При обсуждении указанных тем специальное внимание уделялось тому, чтобы слушатели хорошо понимали цель, с которой им сообщают сведения о клинической картине и лечении психических расстройств. Подчеркивалось, что объем предоставляемых знаний достаточен для избавления от мифов и предрассудков, связанных с психическими заболеваниями, чтобы научиться анализировать свое состояние, вовремя заметить признаки обострения, с пониманием относиться к рекомендациям врача. В то жевремя слушателей предостерегали от излишней самоуверенности, от попыток самолечения или даже рекомендаций другим больным. В связи с этим детально обсуждалось поведение потребителя психиатрической помощи в роли преподавателя на курсах психиатрической грамотности. Были категорически отвергнуты роли лектора, консультанта, исповедника и им подобные; наиболее адекватным было признано поведение дирижера, направляющего дискуссию и руководящего ею. Помимо клинической информации, будущие преподаватели получили достаточно глубокие знания о жизни семьи, в которой есть психически больной, и об общественном движении пользователей психиатрической помощи. Учитывая, что профессионалы обычно недостаточно осведомлены об этом, слушатели готовились к тому, что их роль при проработке соответствующих разделов будет основной; к тому же многие из них имели собственный опыт в работе групп взаимной поддержки. С ноября 2008 г. по май 2009 г. циклы занятий по психиатрической грамотности были проведены в 7 московских психоневрологических диспансерах. Общее число слушателей (всего за полгода!) составило примерно 140 человек. Большинство окончивших курсы оценили их очень высоко и выразили готовность при возможности посетить их повторно. Опыт, полученный при реализации совместного проекта РОО Общественные инициативы в психиатрии и РБОФ Качество жизни, был доложен на заседании Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и использован в рекомендациях Совета Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 484
Предыдущая статьяКогнитивные и психотропные эффекты препарата Кортексин при лечении больных эпилепсией
Следующая статьяРецензия на учебник для студентов медицинских ВУЗов "Психиатрия и наркология" (И.И. Сергеев, Н.Д. Лакосина, О.Ф. Панкова)

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир