Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015

Контроль интегральной подготовленности баскетболистов на этапе предварительной базовой подготовки

Номера страниц в выпуске:31-36
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы контроля интегральной подготов-
ленности в баскетболе на этапе предварительной базовой подготовки. На основе анализа
научно-методической литературы по данному направлению установлено, что система кон-
троля в баскетболе не учитывает многогранность интегральной подготовленности баскетбо-
листов и не соответствует современными требованиями соревновательной деятельности.
Охарактеризованы тесты по различным видам подготовленности баскетболистов в учебной
программе ДЮСШ Украины. Выявлено, что не все специфические качества баскетболистов
контролируются. Установлено, что наиболее удобным методом контроля соревновательной
деятельности является использование компьютерной программы «SmatStat». В ходе анализа
статистических протоколов выявлено, что показатели технико-тактических действий в груп-
пе баскетболистов 13‒14 лет неоднородны, с высоким уровнем колебания коэффициента ва-
риации.
Ключевые слова: баскетболисты; контроль; интегральная подготовленность; соревно-
вательная деятельность; тесты.


Постановка проблемы. Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о
том, что эффективность процесса подготовки в любом виде спорта, в том числе и в баскетбо-
ле, лимитируется различными факторами [2, 3, 4, 6, 7]. Одним из таких приоритетных факто-
ров является использование действенных средств и методов комплексного контроля. Приме-
нение эффективной системы контроля обеспечивает осуществление обратной связи между
тренером и спортсменами, позволяет оперативно вносить коррективы в тренировочный про-
цесс и управлять состоянием тех, кто занимается [6].
На этапе предварительной базовой подготовки основными задачами является углуб-
ленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента детей требованиям
успешной специализации в избранном виде спорта, выявление целесообразности дальнейше-
го спортивного совершенствования и определения его направления [8, 12].
Под интегральной подготовленностью необходимо понимать координацию и реализа-
цию в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подго-
товленности, качеств и возможностей, которые обеспечиваются использованием узконаправ-
ленных средств в полной мере отвечают специфическим требованиям соревновательной дея-
тельности [7].
Интегральная подготовка представляет собой систему тренировочного воздействия,
максимально реализующую тренировочные эффекты отдельных сторон подготовки (техни-
ческой, тактической и других) в целостной игровой соревновательной деятельности в бас-
кетболе. В арсенале баскетболистов много соревновательных действий (приемов игры), и их
нужно выполнять много раз в течение одной игры. К этому нужно добавить фактор согласо-
ванности действий баскетболистов. Высшей формой интегральной подготовки являются со-
ревнования по баскетболу [7].
Задачами интегральной подготовки являются:
1) осуществление связей между видами подготовки – физической и технической; тех-
нической и тактической; морально-волевой и теоретической; волевой и физической, технико-
тактической; теоретической и технико-тактической, физической;
32
2) достижение стабильности игровых навыков в сложных условиях соревнований;
3) реализация физической, технической, тактической, теоретической и морально-
волевой подготовленности в единстве игровых действий [10, 11].
Учитывая многогранность интегральной подготовленности баскетболистов, достаточ-
но сложно проконтролировать ее уровень. Поэтому особую значимость на этапе предвари-
тельной базовой подготовки приобретает контроль различных видов подготовленности и ин-
тегральной, объединяющей в себе различные компоненты готовности спортсменов к сорев-
новательной деятельности.
Изучению контроля различных видов подготовленности спортсменов посвящены ра-
боты таких авторов, как: Ю.М. Портнов [10]; В.Н. Запорожанов [4]; В.Н. Платонов [7, 8];
Л.П. Поплавский [9]; В.М. Корягин [5]; А.М. Власов [2]; М.А. Годик, А.П. Скородумова [3],
однако проблема совершенствования контроля интегральной подготовленности юных бас-
кетболистов на этапе предварительной базовой подготовки остается недостаточно изученной
и является актуальной.
Цель – проанализировать современное состояние контроля интегральной подготов-
ленности баскетболистов на этапе предварительной базовой подготовки.
Задачами данного этапа исследования было:
1. Определить проблемы контроля уровня интегральной подготовленности баскетбо-
листов на этапе предварительной базовой подготовки на основе научно-методической лите-
ратуры.
2. Проанализировать технико-тактические действия во время соревновательной дея-
тельности у баскетболистов 13‒14 лет.
Организация исследования. Педагогические наблюдения проведены в г. Днепропет-
ровске. Нами были проанализированы 10 матчей Всеукраинской юношеской баскетбольной
лиги сезона 2014‒2015 г., в которых приняли участие 50 баскетболистов 13‒14 лет.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и сети
Интернет; анализ статистических протоколов технико-тактических действий во время сорев-
новательной деятельности; педагогическое наблюдение; методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Актуальность контроля (с помощью те-
стов), в настоящее время распространяется по следующим причинам:
1) увеличенный уровень подготовленности спортсменов обусловил необходимость
всем повысить качество отбора тренировочных средств и методов, что просто немыслимо
без отбора эффективных средств педагогического контроля (тестов) для оценки уровня под-
готовленности спортсменов;
2) определенные успехи в разработке общих вопросов педагогического контроля, осо-
бенно в определении требований, предъявляемых к средствам и показателям контролю;
3) использование новых тестов, позволяющих с большей точностью и оперативностью
оценивать и уровень развития специальных физических качеств у спортсмена и уровень вы-
полнения им технических приемов.
В педагогической литературе обоснован ряд требований к контролю. В их числе: со-
ответствие целевой ориентации цикла технологии учебно-тренировочного процесса; компо-
нентом которого является контроль; индивидуальность, которая обусловливает контроль за
тренировочной деятельностью каждого спортсмена; систематичность контроля, его присут-
ствие во всех циклах технологии учебно-тренировочного процесса; всесторонность контроля
с охватом всех разделов учебно-тренировочного процесса (знания, двигательные навыки и
умения, инструктивные навыки и умения, нормы, требования); разнообразие форм и методов
его осуществления; объективность и гласность контроля, гарантия исключения преднаме-
ренных, субъективных и ошибочных оценочных суждений и выводов тренера.
Отражение этих требований в целях, содержании, формах организации и методах кон-
троля и соблюдение их в процессе контрольной деятельности тренером обеспечивает выпол-
нение контролем своих функций в целостном процессе обучения и управления им.
33
Таким образом, контроль является одним из главных компонентов управления, спо-
собствующих достижению целей и задач обучения. В результате обсуждения материалов
итогового контроля дается оценка тренировочному процессу, его достижениям, обосновы-
ваются цель, задачи, содержание, формы и методы рекомендаций для планирования и кон-
троля на новых управленческих циклах.
Анализ действующей украинской учебной программы по баскетболу для ДЮСШ
(1999 года издания) свидетельствует о том, что в контроле различных сторон подготовленно-
сти предлагаются одинаковые тесты для всех возрастных групп с 12 до 17 лет, различия
наблюдаются лишь в оценке показателей [1]. Такая система оценивания не отвечает уже со-
временным тенденциям развития игры, дифференцированного подхода в зависимости от
возрастных особенностей, сенситивных периодов развития физических качеств, задач каждо-
го из этапов многолетней подготовки баскетболистов.
Кроме того, чтобы определить какие тесты следует использовать в тренировочном
процессе, необходимо знать, какие факторы определяют уровень спортивного мастерства на
каждом этапе многолетней подготовки. Что же касается контрольных нормативов по техни-
ческой подготовленности, по нашему мнению, также прослеживаются некоторые недостат-
ки. Уровень технической подготовленности определяется по 5 тестам – из них ни один не
предполагается на выявление уровня овладения защитными действиями, хотя на технику за-
щиты выделяется 40% часов от общего объема технической подготовки. Совсем отсутствуют
тесты по тактической, психологической и теоретической видам подготовленности, а также
недостаточно тестов, объединяющих некоторые виды подготовленности, которые моделиро-
вали бы современные условия соревновательной деятельности игроков в баскетболе.
В учебной программе не обнаружено модельных показателей активности и эффектив-
ности игровой деятельности для данного возраста, которые предоставили бы информацию
тренеру о готовности юных баскетболистов к соревновательной деятельности и отражали бы
конкретные недостатки в их подготовленности для дальнейшей коррекции учебно-
тренировочного процесса.
Кроме того, с внедрением инновационных компьютерных технологий (специально
разработанных компьютерных программ, таких как «SmatStat» и др.) в контроль соревнова-
тельной деятельности – этот метод контроля в баскетболе стал основным в использовании,
является быстрым в переработке информации и удобным для тренеров и ученых, имеющих
подробную статистику технико-тактических действий, выполняемых во время матча.
Проведенный нами опрос показал, что к другим методам контроля большинство тре-
неров-практиков относятся неоднозначно, почти 70% респондентов полностью игнорируют
проведения тестирования различных видов подготовленности, полагаясь в большинстве слу-
чаев на свое субъективное оценивание и опыт практической работы со спортсменами.
В Украине с 12‒14 лет на уровне Всеукраинской баскетбольной юношеской лиги
(ВЮБЛ) юные баскетболисты участвуют в соревнованиях, в которых максимально проявля-
ется уровень интегральной подготовленности. В среднем за год дети этого возраста играют
от 12 до 20 игр. Нами были проанализированы десять матчей юношей 13‒14 лет. Результаты
анализа статистических протоколов соревновательной деятельности представлены в таблице
1.
2016-08-26_17-55_szt 01_2015.pdf.jpg
2016-08-26_17-55_szt 01_2015.pdf(2).jpg

Анализ результатов соревновательной деятельности свидетельствует, что в среднем за
игру в баскетболиста 13‒14 лет показатель «2-очковых бросков, кол-во» составил 4,77 ± 2,86,
точных 2-очковых 2,23 ± 1,70; «3-очковых бросков, кол-во» – 1,06±1,00, «точные» –
0,36±0,43; «всех точных бросков с игры, кол-во» составил 2,59±1,67; «результативных пере-
дач, кол-во» – 1,02 ±0,66; «перехватов, кол-во» – 0,75±0,46; «блок-шотов, кол-во» составляет
0,35±0,54; «подборов на своем щите, кол-во» составляет 2,90±2,25; «подборов на чужом щи-
те, кол-во» – 2,13±1,44; «всех подборов, кол-во» – 5,03±2,79.
Коэффициент вариации от 59,94 до 152,28% свидетельствует о значительной неодно-
родности данных показателей, что является типичным для игровой деятельности в команд-
ных спортивных играх, где у игроков прослеживаются различные показатели технико-
тактических действий, в зависимости от проведенного времени на площадке во время матча.
Результаты наблюдения за играми баскетболистов 13‒14 лет свидетельствуют о низ-
ких показателях соревновательной деятельности в этом возрасте, особенно в тех технико-
тактических действиях, которые требуют проявления физических качеств (например, ско-
ростно-силовых – подбор и блок-шоты; скорости и координационных способностей – пере-
хваты; силовых и скоростно-силовых способностей – трех-очковые броски и т.д.). Также вы-
явлено, что игроками допускается большое количество ошибок, что связано с особенностями
подросткового периода, несогласованностью принятия решений с двигательными действия-
ми, нестабильным уровнем внимания под влиянием эмоциональной и физической соревнова-
тельной нагрузки.
Выявление недостатков соревновательной деятельности средствами контроля обеспе-
чивает осуществление обратной связи между тренером и спортсменами, позволяет оператив-
но вносить коррективы в тренировочный процесс и управлять состоянием тех, кто занимает-
ся. Без учета контроля тренер не сможет отметить сдвигов в подготовке, эти результаты бу-
дут проявляться в игровой, тренировочной и соревновательной деятельности. Эффектив-
ность повышения мастерства юных спортсменов во многом зависит от рационального по-
строения всех видов подготовки, которые сочетаются в интегральной подготовке на различ-
ных этапах многолетней тренировки.

Выводы.

Проанализировав современное состояние интегральной подготовки и соревнователь-
ной деятельности баскетболистов на этапе предварительной базовой подготовки на основе
научно-методической литературы и сети Интернет, установлено, что уровень контроля инте-
гральной подготовленности не учитывает ее многогранность и не соответствует современ-
ными требованиями системы подготовки в баскетболе.
Нами выявлено, что, несмотря на достаточную изученность теории тестов в олимпий-
ском спорте, не все виды подготовленности юных баскетболистов контролируются совре-
менными тестами, которые учитывают сенситивные периоды развития двигательных ка-
честв, соответствуют специфике вида спорта и т.д. Охарактеризованы тесты по различным
видам подготовленности баскетболистов учебно-тренировочных групп ДЮСШ на 1-м году
обучения. Определено отсутствие тестов для контроля психологических, психомоторных
способностей, недостаточно тестов по определению скорости и качества защитных действий,
а также тестов, объединяющих в себе несколько видов подготовленности.
Выявлено, что наиболее удобным методом контроля соревновательной деятельности
является использование компьютерной программы «SmatStat». В ходе анализа статистиче-
ских протоколов выявлено, что показатели технико-тактических действий в группе баскет-
болистов 13‒14 лет неоднородны, с высоким уровнем колебания коэффициента вариации от
23,14% до 152,28%.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в определении и во внедре-
нии в систему контроля наиболее информативных современных тестов и методов оценки ин-
тегральной подготовленности на этапе предварительной базовой подготовки в баскетболе.
CONTROL OF INTEGRATED TRAINING PROCESSES OF BASKETBALL PLAYERS DURING PRE-BASIC TRAINING

E.A. Mitovа, O.N. Ivchenko

Dnepropetrovsk state Institute of physical culture and sports

Abstract. The article deals with the problem of control of integrated preparedness in basket-ball at the stage of pre-basic training. Based on the analysis of scientific and methodical literature in this area it was found that the control system in basketball does not consider the diversity of the in-tegral training of basketball players and does not meet modern requirements of competitive activity. The tests on various types of preparedness of basketball players in the educational program of Sports Children and Youth School in Ukraine were characterized. It was found that not all specific qualities of basketball players are controlled. It was revealed that the most convenient method for monitoring of competitive activity is the usage of a computer program «SmatStat». In the course of the analysis of statistical reports it was discovered that the indicators of technical and tactical ac-tions in the group of basketball players of 13‒14 years are heterogeneous, with the high levels of fluctuation coefficient of variation.

Key words: basketball players; control; integrated preparedness; competitive activity; tests.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Митова Елена Александровна – кандидат наук по физическому воспитанию и спор-ту, доцент, заведующая кафедрой спортивных игр Днепропетровского государственного ин-ститута физической культуры и спорта, г. Днепропетровск, Украина. E-mail: elenamito-va@mail.ru

Mitova Elena Aleksandrovna – candidate of science in physical education and sport, asso-ciate Professor, head of Department of sports of the Dnipropetrovsk state Institute of physical cul-ture and sport, Dnepropetrovsk, Ukraine. E-mail: elenamitova@mail.ru

Ивченко Оксана Николаевна – аспирант, Днепропетровский государственный инсти-тут физической культуры и спорта, г. Днепропетровск, Украина. E-mail: elenamitova@mail.ru

Ivchenko Oksana Nikolaevna – postgraduate student, Dnipropetrovsk state Institute of stitut physical culture and sport, Dnepropetrovsk, Ukraine. E-mail: elenamitova@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1.Баскетбол. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. Учебно-тренировочные
группы и группы спорт. усовершенствования / Л.Ю. Поплавский, В.Г. Окипняк. ‒
К., 1999. ‒ 126 с.
2. Власов А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофунк-
ционального состояния юных баскетболистов 12‒15 лет : дис. канд. пед. наук
13.00.04 / А.М. Власов. – М., 2004. ‒ 142 c.
3. Годик М.А. Комплексный контроль в спортивных играх / М.А. Годик, А.П. Скоро-
думова. – М.: Советский спорт, 2010. – 330 с.
4. Запорожанов В. Количественные и качественные критерии оценки перспективных
возможностей юных спортсменов / Вадим Запорожанов // Олімпійський спорт і
спорт для всіх: проблеми здоров’я, реакції, спортивної медицини та реабілітації :
Міжнар. наук. конгр. – К., 2000. – С. 43.
5. Корягин В.М. Система контроля в подготовке баскетболистов/ В.М.Корягин // Педа-
гогіка, психологія та медико - біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. –
2002. - № 27. – С. 92-97.
6. Максименко І.Г. Теоретико-методичні основи багаторічної підготовки юних
спортсменів у спортивних іграх: автореф. дис. … доктора наук з фіз. виховання і
спорту: спец. 24.00.01 «Олімпійський та професійний спорт» / І.Г. Максименко. – К.,
2010. – 44 с.
7. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая тео-
рия и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература,
2004. – 806 с.
8. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практиче-
ские приминения / В.Н. Платонов. – К.: Олимп. Лит., 2013. – 624 с.
9. Поплавський Л.Ю. Баскетбол / Л.Ю.Поплавський. Підручник для студентів вищих
навчальних закладів фізичного виховання і спорту. – К.: Олімпійська література.
2004. – 446 с.
10. Портнов Ю.М. Баскетбол : учебник для институтов физической культуры / Ю.М.
Портнов. – М.: Физкультура и спорт. 1997. – 477 с.
11. Buceta J.М. Basketball for Young players. Guidelines for coaches / J.M. Buceta, M. Mondoni,
A. Avakumovic, L. Killik. – Madrid: FIBA, 2000. ‒ 358 р.
12. Shynkaruk O. A. The selection of athletes and the orientation of their training in the process
of multi-year improvement (on the material of Olympic sports) / O.A. Shynkaruk. ‒
Kiev: Olymp. lit, 2011. ‒ 360.
Количество просмотров: 1690
Предыдущая статьяФизическая реабилитация в общей системе социальной адаптации студентов с инвалидностью
Следующая статьяСостояние биоэлектрической активности миокарда у подростков
Прямой эфир