Комплексная система физического воспитания школьников

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017 - Комплексная система физического воспитания школьников

Номера страниц в выпуске:191-196
Для цитированияСкрыть список
С.А. Фирсин, В.В. Брянцев, И.А. Дорофеева. Комплексная система физического воспитания школьников. Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; 01: 191-196

Аннотация. В статье представлена современная комплексная система физического воспитания школьников, включающие три основных элемента: телесное, физкультурное и спортивное воспитание, и представлять собой определенную систему в досуговой деятельности детей и молодежи. Все мероприятия в досуговой деятельности подчиняются единой цели физического воспитания и соответствующим образом перестраиваются под влиянием различных факторов объективного и субъективного характера.

Ключевые слова: комплексная система, физическое воспитание, досуговая деятельность.

В последние годы не только в научных публикациях, но также в официальных документах, подчеркивается необходимость личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи. В отдельных публикациях высказывается также обоснованное мнение о том, что для эффективной организации физического воспитания школьников необходим постоянный мониторинг этого воспитания.

Однако педагоги, организующие эту педагогическую деятельность, как правило, испытывают существенные затруднения в понимании того, что конкретно означает личностно-ориентированный подход в физическом воспитании и самое главное – как практически его реализовать. Такие же трудности у них возникают и в отношении мониторинга физического воспитания.

Разработанная В.И. Столяровым, общетеоретическая концепция современной системы физического воспитания, в основе которой лежит положение о том, что основными элементами комплексного физического воспитания, тесно связанными между собой, являются: телесное (соматическое, физическое) воспитание, физкультурное (личностно-ориентированное) двигательное воспитание и спортивное воспитание. В единую систему их объединяет тесная связь друг с другом, а также с двигательной деятельностью и телесностью человека [1].

Современная система комплексной физического воспитания должна быть конкретизирована применительно к различным социально-демографическим группам населения, на различных этапах формирования и развития личности, уровнях образования и т.д. При этом должны быть предусмотрены различные организационные формы реализации тех или иных направлений, решения определенных задач, использования форм и методов комплексного физического воспитания (в учебных заведениях, например, этой цели должны служить как учебные занятия, так и комплекс внеучебных мероприятий) [2].

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся положением в регионе, а именно:

- снижением состояния здоровья и низким уровнем физической подготовленности детей и молодежи;

- недостаточной эффективностью региональной системы организация физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи;

- неполным нормативно-правовым обеспечением региональной системы организации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи и другими обстоятельствами.

Основной же проблемой является то, что организация физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи, осуществляются без достаточного научного обоснования, без серьезной концептуальной проработки и довольно часто методом проб и ошибок [4].

В регионе отсутствует эффективная система физического воспитания, учитывающая специфические особенности региона России.

Для изменения этой ситуации в  регионе необходим целый комплекс средств социально-педагогического воздействия, использование медицины, искусства, физкультуры, спорта и др. В этих средствах, особенно в физкультурно-спортивной деятельности, заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования: выявление значения региональной системы физического воспитания в досуговой деятельности школьников на основе разработки и внедрения в практику инновационной комплексной системы этой педагогической деятельности. 

В исследовании ставилась задача на основе данной общей теории разработать и практически реализовать одну из частных теорий комплексного физического воспитания, а именно: 

1) речь идет об организации комплексного физического воспитания в определенном регионе  –  с учетом особых условий этого региона, наличием тех или иных кадров и т.д.;

2)  имеется в виду организации комплексного физического воспитания в структуре не в учебной, а в досуговой деятельности детей и молодежи – с учетом особенностей этой деятельности [4].

В исследовании ставится задача определить содержание и раскрыть структуру региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей и  молодежи.

Результаты исследования. Проведенные исследования показали, что:

  - 51%   школьников имеют положительное, а 49% отрицательное отношение к занятиям физической культурой;

- 36% школьников отмечают положительную, а 28%  считают отрицательную роль педагога в формировании отношения к физической культуре,  36% учащихся  не смогли сформулировать своего отношения по этому вопросу;

 -  26% учащихся не знают, хотят ли они заниматься физической культурой или нет,  32% школьников имеют желание активно заниматься, а 42% школьников не желают заниматься физической культурой.

На первом месте школьники дают предпочтение спортивным играм 20%, второе место отдается фитнесу 20%, третье единоборству 14% [4, 5].

Ранжирование  физкультурно–оздоровительных занятий в досуговой деятельности позволило получить некоторые данные, дающие выводы относительно выборов видов физкультурно-оздоровительной деятельности, по мере того как они нравятся учащейся молодежи в досуговой деятельности.

Данные сведения ранжирование  физкультурно–оздоровительных занятий в досуговой деятельности показали, что на первом месте школьники дают предпочтение спортивным играм 20%, второе место отдается фитнесу 20%, третье место отдается единоборству 14%.

Среди школьников атлетическую гимнастику, легкую атлетику и плавание выбрали 10%, а 8%  школьников предпочли, лыжный спорт 4%, коньки 2%, экстремальные виды спорта и хип–хоп.

Анализ ответов позволил выделить следующие мотивы посещения физкультурно–оздоровительной занятий  в досуговой школьников:

- пообщаться с товарищами среди школьников хотят 10% девушек и 12% юношей;

- посоревноваться со сверстниками среди школьников хотят 6%   девушек и 9 %;

- быть здоровым, сильным, выносливым среди школьников хотят 20% девушек и 21% юношей;

- стать стройным, иметь хорошее телосложение среди школьников хотят 26% девушек и 23% юношей;

- подвигаться на занятие среди школьников хотят 2% девушек и 4%  юношей;

- интересно провести время среди школьников хотят 36% девушек и 31%  юношей.

Результаты исследования отражают и характер физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проводи­мой в регионе. Исследование показали что, в досуговой деятельности детей и молодежи ограничивается попытками воздействия лишь на физическую природу человека, проблема решается путем воздействия только на двигательный компонент физической культуры, в то время как освоению её интеллектуального компонента не уделяется должного внимания, и проблема его формирования полностью игнорируется [4].

Все это подтвердило необходимость внедрения авторскую региональную комплексную программу физического воспитания в досуговой деятельности школьников.

Схема региональной комплексной системы физического воспитания школьников приводится в таблице 1.

рис22-1.jpg

Заключительный этап исследования был направлен на апробацию авторской программы региональной комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности школьников.

Выводы

1. Региональная комплексная система физического воспитания в досуговой деятельности школьников позволила сделать существенный шаг на пути преодоления указанных трудностей в реализации требований современных федеральных государственных образовательных стандартов на первый план выдвигать именно личностные результаты образования, обучения и воспитания.

2. В ходе педагогического эксперимента в практическую работу муниципальных органов управления физической культурой и спортом Саратовской области была внедрена региональная комплексная система физического воспитания в досуговой деятельности школьников.

Однако при этом важно избежать упрощенной, односторонней организации физического воспитания детей и молодежи, когда вместо изложенного выше комплексного, системного подхода к этой педагогической деятельности, односторонне трактуются ее направления, цели, задачи и методы. Чтобы избежать этого, в процессе организации физического воспитания детей и молодежи важно сохранить многообразие его элементов, целевых установок, задач, направлений, применить максимум возможных методов, используя для этого как учебное, так и внеучебное время, разнообразные массовые досуговые мероприятия и т.д.


Summary 

INTEGRATED SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION PUPILS

S. A.  Firsin

Academy of social management, Moscow

V.V. Bryantsev, I.A. Dorofeeva

Moscow State University of Posts Emperor Nicholas II, Moscow

Abstract. The article presents a modern integrated system of physical education, which include three main elements: physical, physical and sports education, and to provide a certain system in the leisure activities of children and youth. All activities in leisure activities are subject to the common goal of physical education and rearranged accordingly under the influence of various factors of the objective and subjective.

 Key words.  integrated system, physical education, recreational activities.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фирсин Сергей Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры человековедения и физической культуры, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия. E-mail: firsinsa@yandex.ru

Firsin Sergey - the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior lecturer of human studies and physical education , Academy of social management (ASOU), Moscow, Russia.  E-mail: firsinsa@yandex.ru

Брянцев Вячеслав Вячеславович – старший преподаватель, кафедра «Физическая культура» Институт экономики и финансов, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), г. Москва, Россия. E-mail: bryancev.v@miit-ief.ru

Bryantsev Vyacheslav - senior lecturer, department of "Physical Education" Institute of Economics and Finance, Moscow State University of Railway Transport of the Emperor Nicholas II (MIIT), Moscow, Russia. E-mail: bryancev.v@miit-ief.ru

Дорофеева Ирина Анатольевна – старший преподаватель, кафедра «Физическая культура» Институт экономики и финансов, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), г. Москва, Россия. E-mail: dorofeeva.irka@gmail.com

Dorofeeva Irina - senior lecturer, department of "Physical Education" Institute of  Economics and Finance, Moscow State University of Railway Transport of the Emperor Nicholas II (MIIT), Moscow, Russia. E-mail: dorofeeva.irka@gmail.com

Список исп. литературыСкрыть список
1. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы ком-плексного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, трени-ровка, 2013. – № 2. – С. 2-6.
2. Фирсин С.А. Формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физиче-ской культурой: Монография – Саратов: ООО «Наука», 2010. - 127 с.
3. Фирсин С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика Т.13. №.1. 2013.С.102-105.
4. Фирсин С.А. Содержание региональной комплексной системы физического воспи-тания в досуговой деятельности детей и молодежи // "Фундаментальные исследования" № 6 (часть 3) 2013. –С. 754-758.
5. Фирсин С.А. Современные проблемы физического воспитания в досуговой дея-тельности учащейся молодежи // Международный научно–практический конгресс «Нацио-нальные программы формирования здорового образа жизни» Т.1 27–29 мая 2014 года. – М: ООО «Анта Пресс», 2014. – С. 485-488.
Количество просмотров: 211
Предыдущая статьяРазвитие двигательных качеств младших школьников средствами народных подвижных игр
Следующая статьяОрганизация занятий как фактор снижения травматизма на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика» в VIII–IX классах

Поделиться ссылкой на выделенное