Основные приоритеты системы комплексного контроля в гандболе

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017 - Основные приоритеты системы комплексного контроля в гандболе

Номера страниц в выпуске:178-183
Для цитированияСкрыть список
В.А. Тищенко . Основные приоритеты системы комплексного контроля в гандболе. Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; 01: 178-183

Аннотация. Представлена технология комплексного контроля согласно требованиям системного подхода. Раскрыта методология управления системой подготовки в гандболе с помощью инновационной концепции. Определено и обосновано, что данная доктрина должна представлять собой модель из взаимосвязанных, взаимопроникающих и подвижных подсистем. Подтверждена целесообразность построения учебно-тренировочного процесса гандболистов высокой квалификации с учетом структурных составляющих системы комплексного контроля.

Ключевые слова: гандбол, комплексный контроль, система, компонент

Постановка проблемы. Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. В спортивных играх решение проблемы совершенствования современного тренировочного процесса представляет особую сложность. С одной стороны, в играх отсутствует объективно измеряемый результат, а с другой этот результат зависит от целого комплекса факторов самой различной природы, с неодинаковой степенью компенсированной и взаимозависимой на различных этапах многолетней спортивной подготовки [1,3].

Ведущие специалисты спорта считают комплексный контроль важнейшим звеном системы управления сложным процессом подготовки спортсменов [2,8]. Под комплексным в спортивной науке традиционно понимается контроль различных сторон подготовленности спортсменов в их взаимосвязи на основе применения совокупности информативных унифицированных параметров и методов [4,10]. Система же комплексного контроля в спорте это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем медико-биологического, биомеханического, педагогического, психологического контроля. Кроме этого и  создание (моделирование) тестовых заданий нагрузок на спортсмена, подсистем метрологического обеспечения измерений, автоматизированной математической обработки полученных результатов. Все это в совокупности объединено общей целью дать объективную оценку подготовленности спортсмена на различных этапах подготовки [5,11].

В то же время с помощью системы комплексного контроля анализируется и оценивается выполнение программы подготовки спортсменов на разных этапах, выделяются возможные дисбалансы между модельным и реально достигнутым уровнем, на основании чего вносятся необходимые коррективы в программы, методы, средства подготовки. К основным этапам ученые относят: 1) определение цели проведения количественной и качественной оценки; 2) выбор показателей и методов их определения; 3) составление иерархической структуры показателей уровня спортивной подготовленности; 4) определение единичных (элементарных) показателей; 5) трансформация показателей по единой метрической шкале; 6) вычисления комплекса оценок; 7) заключение об уровне спортивной подготовленности [1].

В современных условиях, особое значение приобретает проблема повышения эффективности управления тренировочной и соревновательной деятельностью, зависящей от точности и объективности информации о спортсмене, получаемой тренером. Поэтому дальнейшая разработка средств и методов контроля является действенной мерой повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Цель исследования обоснование концепции системы контроля команд высокой квалификации в гандболе.

Задачи исследования. В соответствии с целью наше исследование было направлено на решение следующих задач:

1.         Определить приоритетные методы и средства комплексного контроля.

2.         Провести анализ факторов, способствующих качественному взаимосвязи составляющих компонентов системы контроля.

3.         Определить компоненты модели системы контроля команд высокой квалификации в гандболе.

Методология нашего исследования базируется на диалектическом методе и системном подходе.

Методы проведения исследования представляют собой способы сбора, обработки и анализа данных.

Принципы организации процесса исследования теоретический, описательный, аналитический, эмпирический.

Результаты исследования. Использование комплексного контроля необходимо рассматривать как обязательное требование, что обеспечивает повышение эффективности процесса подготовки спортсменов [4,12]. Соответственно, основой такой работы должен быть анализ перспективного опыта управления тренировочным процессом путем построения мобильной системы контроля, выделение ее сильных и слабых сторон. Разработанная нами модель является динамичной, так как посредством реализации ее подсистем нам удалось получить главный результат – оптимизировать систему контроля состояния гандболистов высокой квалификации. Заметим, что эта модель имеет все признаки системы. Любая сложная система всегда состоит из подсистем, разделение которой на подсистемы может быть разным в зависимости от принципов, принятых за основу.

Обоснование системы контроля на принципах, указанных ранее, теоретического анализа и собственного практического опыта позволили определить ее структурные компоненты. Нами разработаны две взаимопроникающие подсистемы, состоящие из соответствующих компонентов. Пусковым является организационно-практический компонент. Исходя из принципов индивидуализации и оптимизации тренировочного процесса, можно максимально качественно и эффективно контролировать реакции спортсмена на тренировку и управлять подготовкой спортсмена в целом. Очевидно, без обратной физиологической связи от спортсмена о его состоянии невозможно индивидуально подбирать баланс между нагрузкой и отдыхом, оптимально дозировать объем и интенсивность упражнений, рационально контролировать и корректировать тренировочные нагрузки, вовремя организовывать восстановительные мероприятия [6].

Не менее важным является следующий аналитико-практический компонент, который необходим тренеру для принятия важных управленческих решений в дальнейшем построении учебно-тренировочного процесса.

В качестве критериев, позволяющих оценить эффективность процесса подготовки в гандболе, используются: спортивный результат, показатели технико-тактического мастерства игроков, динамика уровня подготовленности и состояния спортсмена. Соответствие этих интегральных показателей заданным модельным характеристикам отражает эффективность, как самой технологии планирования подготовки, так и его содержательного обеспечения.

Итак, мы рассматриваем план подготовки как умственную, интеллектуальную деятельность, главными в которой есть генерация, обработка и комбинирование идей и решений. Результатом является новая система подготовки – совокупность соответствующим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей. Именно вокруг этого сосредотачиваются все организационные и управленческие усилия в рамках плана подготовки спортсмена или команды. Вполне правомерно понимать планирование системы подготовки гандболистов, как постоянный процесс выбора и принятия решений, процесс решения задач и проблем (познавательных, организационных, ресурсных и т.д.).

Завершающим в цикле компонентов реализационной-деятельностной подсистемы является коррекционно-практический компонент. Согласно результатам корректирующих действий планов подготовки, будут подвержены изменениям все компоненты подготовленности спортсмена: технико-тактические действия, функциональные показатели, показатели физической и психофизиологической подготовленности.

Планы подготовки в процессе тренировок спортсменов нуждаются в постоянной коррекции. Это связано с тем, что состояние двигательной функции и технического мастерства постоянно меняется под влиянием тренировочных нагрузок, генетических особенностей организма, травм, болезней и т. п. [8]

Реализационно-деятельностная подсистема имеет положительную обратную связь. Однако, если эта перестройка не затрагивает другие элементы системы или подсистемы, то есть игнорируется взаимосвязь между элементами, то перестроен элемент или самовыключается, или противоречит другим элементам системы. Эти противоречия могут привести к полному разрушению системы. Указанное подтверждает, что реализационная-деятельностная подсистема побуждает всю систему к дальнейшему развитию.

Выводы. В ходе исследования установлено, что в условиях глобализационных процессов в спорте высших достижений, приближение постиндустриально-информационной цивилизации в управление спортивной тренировкой спортсменов высокой квалификации в научном обществе все чаще предметом дискуссий является проблема комплексного контроля.

По нашему мнению, главный фокус обсуждений находится в плоскости эффективного управления тренировочным процессом, объективной, своевременной информацией о состоянии спортсменов, выявление причинно-следственных связей в системе тренировки, эффективных корректирующих действий для достижения конечного результата – оптимального уровня готовности спортсменов.

В связи с этим, большое внимание должно уделяться эффективному подбору и взаимосвязи средств и методов комплексного контроля для оценки состояния спортсменов. А система контроля должна представлять собой модель из взаимосвязанных, взаимопроникающих и подвижных подсистем.


Summary

THE MAIN PRIORITIES OF THE INTEGRATED CONTROL SYSTEM IN HANDBALL

Tyshchenko V.A.

Zaporizhzhya National University, Zaporozhye

Abstract. The technology integrated control system according to the requirements of the approach. Disclosed management methodology training system in handball with the help of an innovative concept. Identify and justify that this doctrine should be a model of interconnected, interpenetrating and mobile subsystems. It confirmed the feasibility of the construction of the training process of highly qualified handball players in view of the structural components of an integrated control system.

Key words: handball, integrated control, system, component

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Тищенко Валерия Алексеевна – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Запорожский национальный университет, г. Запорожье, Украина. E-mail: hostkvo@mail.ru

Tishchenko Valerіya Ph.D. in Physical Education and Sport, associate professor Department of Theory and Methods of Physical Training and Sports, Zaporizhzhya National University, Zaporizhzhya, Ukraine. E-mail: hostkvo@mail.ru

Список исп. литературыСкрыть список
1. Дорошенко Э. Ю. Управление технико-тактической деятельностью в командных спортивных играх: [Монография] / Э. Ю. Дорошенко. – Запорожье : ООО “Липс” ЛТД, 2013. – 436 с.
2. Запорожанов В. А. Контроль в спортивной тренировке / В. А. Запорожанов. – К. : Здоров'я, 1988. – С. 142.
3. Иванов В. В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 256 с.
4. Костюкевич В. М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки / В. М. Костюкевич. – Винница : Планер. – 2006. – 683 с.
5. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
6. Тищенко В.О. Методологічні основи сучасної системи підготовки гандболістів вищої кваліфікації // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2014. – No 1 – С. 76-79. doi:10.6084/ m9. gshare.894395
7. Тищенко В.О. Концепція системи контролю команд високої кваліфікації у гандболі / В.О. Тищенко. – Вісник Запорізького національного університету : збірник наук.праць. Фізичне виховання та спорт. – Запоріжжя : ЗНУ, 2016. – № 2. – С. 148-156.
8. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных спортсменов / Под ред. В.А. Запорожанова, В.Н. Платонова. – К. : Здоровье, 1985. – 192 с.
9. Шинкарук О.А. Теорія і методика підготовки спортсменів: управління, контроль, відбір, моделювання та прогнозування в олімпійському спорті: нав. посіб. / О.А.Шинкарук. – К., 2013. – 136 с.
10. Briskin Y., Pityn M., Tyshchenko V. (2016). Dynamics of changes in the functional state of qualified handballers during the macrocycle. Journal of Physical Education and Sport. ® (JPES), 16(1), Art 8, pp. 46-49.
11. Tyshchenko V., Popovich O. (2015) Control of general and special physical prepar-edness by qualified handballers. Journal of Physical Education and Sport ® (JPES), Vol 15, issue 2, Art 43, pp.287- 290. DOI:10.7752/jpes.2015.02043
12. Tyshchenko V. (2016) Skilled handball players' performance rating analysis for an-nual macro-cycle. Theory and Practice of Physical Culture, №3, pp.72-73.
Количество просмотров: 230
Предыдущая статьяУровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов разных игровых амплуа
Следующая статьяРазвитие двигательных качеств младших школьников средствами народных подвижных игр

Поделиться ссылкой на выделенное