Современная система подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее внешняя среда

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017 - Современная система подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее внешняя среда

Номера страниц в выпуске:162-170
Для цитированияСкрыть список
А.В. Потужний. Современная система подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее внешняя среда. Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; 01: 162-170

Аннотация: В последние годы стремительный рост политической, социальной и экономической значимости спортивных результатов на Олимпийских играх обусловил необходимость создания в разных странах эффективных моделей развития спорта высших достижений и олимпийской подготовки. Подана общая характеристика состояния современной подготовки спортсменов, показана зависимость ее эффективности от многих внутренних факторов. Систематизированы эти факторы влияния, общие и специальные, что обусловливают эффективность тренировочной или соревновательной деятельности.

Ключевые слова: подготовка спортсмена, тренировочная и соревновательная деятельность.

Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. Постоянное повышение популярности Олимпийских игр в конце ХХ – начале ХХІ в. и политической, социальной и экономической значимости спортивных успехов явилось мощным стимулом для совершенствования национальных систем развития спорта высших достижений и подготовки спортсменов к Олимпийским играм. Сегодня в этот процесс, в отличие от прошлых десятилетий, наряду с разного рода спортивными организациями и органами образования активно включились политические и государственные деятели, представители деловых кругов и большого бизнеса.

Олимпийский спорт во многих странах, особенно относящихся к категории высокоразвитых или интенсивно развивающихся, преобразовался в одну из стратегических сфер деятельности, фактор национального престижа, консолидации и самоутверждение наций, развития национального самосознания и единства в пределах культурного и этнического разнообразия государства [2, 8, 10]. В результате резко возросла конкуренция на мировой и олимпийской аренах, повысились требования к поиску и отбору талантливых детей, качественному построению их многолетней подготовки. Современная спортивная подготовка трансформировалась в исключительно напряженный процесс тренировочной и соревновательной деятельности. На уровне спорта высших достижений спортсмены затрачивают в течении года на подготовку и соревновательную деятельность до 1300 – 1500 ч при ежедневных 4 – 6-часовых занятиях [3, 4], переносят нагрузки намного превышающие в любой из других сфер деятельности, которые требуют исключительной физической подготовки [5, 9]. Тренировочный и соревновательный процесс для большинства спортсменов высшей квалификации превращается в вид тяжелой продолжительной профессиональной деятельности, охватывающим значительную часть жизни, в большинстве случаев от 7 – 10 до 25 – 35 лет, а в ряде случаев и до 40 – 50 лет и старше [1, 4].

Такая деятельность требует соответствующего организационного, управленческого, финансового, материально-технического, социального и медицинского сопровождения, которое находится вне системы собственно тренировки и соревнований, а относится к так называемой «внешней среде». Исследования в этой области в основном касались факторов внешней среды, непосредственно влияющими на тренировочный процесс и соревновательную деятельность (спортивный инвентарь, тренажеры, средства восстановления и стимуляции работоспособности, специальное питание и др.). В последние годы количество этих факторов существенно расширилось, а влияние некоторых из них приобрело решающий характер.

В связи с этим возникла необходимость в значительно более строгой систематизации факторов внешней среды, уточнения их возможностей, зависимости от уровня мастерства спортсменов, этапа многолетнего совершенствования.

Цель исследования – изучение и систематизация факторов внешней среды, определение их роли для повышения эффективности процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов в зависимости от уровня их мастерства и этапа многолетнего совершенствования.

Методы исследования: исторические, социологические; методы познания и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщение специальной литературы, изучение передового мирового опыта, опрос видных специалистов позволяют выделить во внешней среде, влияющей на эффективность процесса подготовки в современном спорте высших достижений, факторы косвенного и прямого влияния. В свою очередь, факторы косвенного влияния могут быть подразделены на общие и специальные, а прямого – на базовые, а также связанные с тренировочной или соревновательной деятельностью.

К общим факторам косвенного влияния относятся:

- социально-политическая стабильность в стране, консолидация общества, уровень национального самосознания;

- уровень развития и состояния экономики, внутренний валовой продукт, жизненный уровень населения;

- численность населения и особенности «возрастной пирамиды», соотношение сельского и городского населения;

- степень урбанизации страны;

- состояние здоровья населения, эффективность системы здравоохранения;

- отношение к спорту руководителей страны, их роль в развитии физического воспитания населения, массового спорта и спорта высших достижений;

- отношение к спорту высших достижений населения страны.

Указанные факторы внешней среды создают ту основу, на которой только и может эффективно развиваться система спорта высших достижений и олимпийской подготовки. Например, роль руководителей страны проявляется в следующем:

- отношении к спорту высших достижений, демонстрации его значимости в социальной жизни общества и роли достижений на мировой спортивной арене;

- отношении к физическому воспитанию населения, особенно молодежи, популяризации здорового образа жизни;

- продвижении эффективных для развития спорта законодательных актов и нормативных документов;

- формировании эффективной модели и путей развития спорта высших достижений;

- финансировании спорта высших достижений, детско-юношеского и резервного спорта;

- развитии материальной базы спорта высших достижений и детско-юношеского спорта;

- привлечении в страну крупных и популярных международных соревнований.

К специальным факторам косвенного влияния относятся:

- исторические традиции и достижения в спорте;

- наличие в стране выдающихся спортсменов, добившихся успехов на крупнейших международных соревнованиях;

- законодательство в области спорта;

- организационно-управленческие основы спорта высших достижений и олимпийской подготовки;

- место и содержание физического воспитания в системе образования;

- наличие инфраструктуры для развития детско-юношеского спорта и спорта высших достижений, политика в отношении ее развития;

- система подготовки и повышения квалификации специалистов (тренеров, менеджеров, диетологов, психологов, врачей и др.) для системы спорта;

- состояние спортивной науки и наличие научно-исследовательских организаций (институтов, лабораторий, центров);

- проведение в странах крупных и популярных международных соревнований;

- освещение спортивных событий, состояние и развитие спорта в средствах массовой информации.

Все эти факторы отражают уровень развития и соответствие спортивной отрасли современным требованиям.

К базовым факторам прямого влияния относятся:

- организационное и программно-нормативное обеспечение подготовки;

- единство процессов подготовки на местном, региональном, национальном и международном уровнях;

- состояние и оснащение спортивных сооружений, наличие современного тренажерного и диагностического оборудования;

- наличие современных специализированных и комплексных тренировочных центров;

- структурирование спортивной карьеры, осознание содержания ее этапов;

- условия для перехода от массового спорта (этап начальной подготовки) к специализированному, от юношеского к спорту взрослых, из школьного спорта – к спорту высших достижений;

- социальное напряжение, связанное с образом жизни, материальным и социальным положением, жизненными перспективами;

- микроклимат и взаимоотношения в группе поддержки (родители, друзья, болельщики, товарищи по команде);

- научно-методическое и медицинское, а также финансовое обеспечение процесса подготовки и соревновательной деятельности;

- место занятий спортом в образе жизни, связь с учебой, работой, карьерные перспективы;

- наличие необходимого количества соревнований и возможности участия в них;

- наличие моральных и материальных стимулов.

Учет этих факторов обеспечивает разносторонность и планомерность системы подготовки, ее соответствие закономерностям становления высшего спортивного мастерства, мотивацию и психологическую устойчивость спортсменов, профилактику заболеваний и травм, использование эффективных организационных форм подготовки.

Возможности каждого из факторов связаны с научно- организационной разработкой и внедрением в практику ряда условий, каждое из которых способно оказать влияние на эффективность подготовки. Например, когда ставится задача обеспечения эффективной подготовки спортсменов  к Олимпийским играм, в числе важнейших условий оказываются:

- координация деятельности всех организаций (НОК, национальные федерации, органы государственного управления спортом, спортивные организации, органы территориального управления и др.) и подчинение их деятельности эффективной олимпийской подготовке;

- формирование единого органа управление системой олимпийской подготовки с представлением ему финансовых ресурсов и всего комплекса полномочий в сфере олимпийской подготовки; стратегическое планирование подготовки спортсменов с подчинением ее содержания исключительно задаче планомерной подготовки к главным соревнованиям – Олимпийским играм; решение остальных задач (участие в различных соревнованиях, проводимых по линии различных международных, региональных и национальных организаций) решается строго в русле рациональной подготовки к главным соревнованиям;

- выделение стратегических видов спорта, которые по уровню развития, материальной базе, кадровому обеспечению, предшествующим достижениям, наличию спортсменов высокого класса и др. имеют предположительные возможности для эффективной подготовки и достижения успехах на Олимпийских играх;

- формирование элитной группы спортсменов, способных добиться заданного результата в главных соревнованиях, и создание им условий на уровне высших международных стандартов; недопущение в состав элитной группы спортсменов, которые по заключению экспертов не могут претендовать на успешное выступление;

- вовлечение в формирование и реализацию системы олимпийской подготовки независимых экспертов высокой квалификации, ведущих тренеров и спортсменов.

Окружающая среда прямого влияния, связанная с тренировочным процессом, включает следующие факторы:

- условия жизни, материальные возможности, жизненные перспективы;

- связь тренировочного процесса с учебой, работой;

- наличие современных сооружений для полноценного тренировочного процесса;

- наличие спортивной формы, инвентаря, тренажеров др.;

- квалификация тренеров и других специалистов, согласованность их рекомендаций;

- напряжение в эмоциональной и психической сферах, связанное с процессом подготовки;

- условия для сочетания коллективной и индивидуальной форм работы;

- наличие аппаратуры для оперативного контроля за состоянием спортсмена и коррекции тренировочного процесса;

- возможность пользоваться услугами диетологов, психологов, физиологов и других специалистов;

- качество питания, использование пищевых добавок, фармакологических средств;

- наличие восстановительных и стимулирующих эффективность тренировочного процесса средств;

- уверенность в объективности и корректном поведении антидопинговых служб;

- микроклимат в тренировочной группе, взаимоотношения между спортсменами, а также между спортсменами, тренерами и другими специалистами;

- профилактика травм и заболеваний, условия для их лечения и посттравматической реабилитации;

- образовательное и информационное обеспечение подготовки.

Любой из этих факторов является значимым для эффективности подготовки спортсменов, а их совокупное влияние является решающим в обеспечении максимальной реализации задатков спортсмена и возможностей современной методики становления различных составляющих технико-тактической, физической и психологической подготовленности.

Реализация возможностей каждого из этих факторов требует серьезного анализа, опирающегося на научные данные и позитивный опыт практики. Например, способность тренера создать окружающую среду, стимулирующую спортсмена на напряженную и осознанную тренировку являются существенной составляющей подготовки спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования. Важно отметить, что к тренерам, работающим со спортсменами разного уровня, в этом отношении предъявляются различные требования. В частности, исследования показывают, что тренеры, успешно работающие с детьми, редко являются хорошими экспертами в области спортивной тренировки. Однако они хорошо знают психологию детей, создают в тренировке безопасную, благосклонную и одобрительную среду, позволяя детям весело проводить время [6]. С ростом мастерства спортсменов требования к успешным тренерам меняются. Тренеры, работающие с квалифицированными спортсменами должны уметь максимально эффективно использовать тренировочное время, отличаться точностью в оценках и рекомендациях, обоснованностью принятых решений и настойчивостью в их реализации, уметь наладить взаимопонимание и атмосферу доверия со спортсменами и специалистами, стимулировать их к творческой деятельности [7].

Выдающиеся спортсмены, которые окончили спортивную карьеру, очень редко бывают хорошими тренерами в детско-юношеском спорте. Да и на уровне спорта высших достижений они оказываются успешными в видах спорта со сложной тактикой, многообразием двигательных действий, зависимостью результата от качества судейства (спортивные игры, единоборства, велоспорт (шоссе) и др.). И эффективными такие тренеры являются не в тренировочном процессе, а в отборе и комплектовании команды, разработке эффективных технико-тактических схем, секундировании, воздействии на судей и т.п. В истории советского спорта можно найти много примеров эффективной деятельности выдающихся атлетов на постах главных или старших тренеров сборных команд. Часто бывшие выдающиеся спортсмены с успехом работают в качестве руководителей тренировочных центров, спортивных школ. Но практически отсутствуют случаи их успешной тренерской работы с юными спортсменами.

К факторам окружающей среды прямого влияния, связанным с соревновательной деятельностью следует отнести:

- места проведения соревнований;

- климатические и погодные условия мест соревнований;

- состояние спортивных сооружений;

- условия проживания, особенности питания;

- условия для отдыха и восстановления;

- транспортное обслуживание;

- заболевания, травмы;

- негативная информация в СМИ, обостренное внимание журналистов;

- перфекционизм в отношении команды и отдельного спортсмена;

- взаимоотношения спортсмена с тренерами, руководителями и другими специалистами.

Игнорирование этими факторами может оказать негативное влияние на настроение, самочувствие, работоспособность, уровень мотивации и в целом на спортивный результат. Негативное воздействие любого из них в условиях острейшей конкуренции, характерной для современного спорта, может не только привести к неудаче в конкретных соревнованиях, но и краху всей спортивной карьеры, так как значительная часть спортсменов – участников Олимпийских игр в спортивной жизни имеет возможность участвовать в соревнованиях этого уровня всего лишь один раз. Поэтому деятельность самого спортсмена, тренера, всего персонала спортсмена и команды должна быть построена с учетом этих факторов, обеспечивать устранение или минимизацию их возможного отрицательного влияния.

Выводы. Для современной системы подготовки и соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации характерно постоянно возрастающая значимость многочисленных факторов внешней среды, способных оказать существенное влияние на качество процесса подготовки и результативность спортсменов в соревнованиях.

Изучение и систематизация многочисленных факторов, влияющих на эффективность подготовки и соревновательной деятельности спортсменов, позволили свести их в группы косвенного и прямого влияния. В группе факторов косвенного влияния выделены факторы общего и специального характера, а в группе факторов прямого влияния – базовые, связанные с тренировочным процессом и связанные с соревновательной деятельностью.

Формирование внешней среды, обеспечивающей полноценный процесс подготовки и соревновательной деятельности, является необходимым условием достижения успехов спортсменов на современном этапе развития спорта высших достижений в условиях резко возросшей конкуренции на мировой и олимпийской спортивных аренах.


Summary

MODERN SYSTEM OF PREPARATION OF SPORTSMEN IS IN OLYMPIC SPORTAND HER EXTERNAL ENVIRONMENT

А.V. Potuzhniy

Pereyaslav-Khmelnytskyi is a state university of the name of Grigory Skovorody, Pereyaslav-Khmelnytskyi

Abstract. Last years the swift height of political, social and economic meaningfulness of sporting results on the Olympic games stipulated the necessity of creation in the different countries of effective models of development of sport of higher achievements and olympic preparation. General description of the state of modern preparation of sportsmen is given, dependence of her efficiency is shown on many internal factors. These factors are systematized influences, general and special, that stipulate efficiency of training or competition activity.

Key words: preparation of sportsman, training and competition activity.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Потужний Александр Васильевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и туризма, Переяслав-Хмельницкий государственный университет имени Григория Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий. sportkaf@ukr.net

Potuzhniy Alexander Vasilievich - candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of sporting disciplines and tourism, Pereiaslav-Khmelnytskyi state university of the name of Grigory Skovoroda, Pereiaslav-Khmelnytskyi. sportkaf@ukr.net

Список исп. литературыСкрыть список
1. Большакова И.В. Периодизация многолетней подготовки пловцов: дис. … канд. наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.01 / И.В.Большакова; НУФВСУ. – К., 2014. – 289 с.
2. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное со-стояние: дис. … д-ра наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 24.00.01 / С.Н.Бубка; НУФВСУ. – К., 2013. – 248 с.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П.Матвеев. – [5-е изд.]. – М.: Сов. спорт, 2010. – 340 с.
4. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н.Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с.
5. Платонов В.Н. система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник [для тренеров]: в 2 кн. / В.Н.Платонов. – К.: Олимп. лит., 2015. – Кн. 2. – 2015. – 770 с.
6. Cote J. From play to practice: A developmental framework for the acquisition of ex-pertise in team sports / J. Cote, J. Baker, B. Abernethy // Expert performance in sports: Advances in research on sport expertise / ed. by J. Starkes, K.A. Ericsson. – Champaign: Human Kinetics, 2003. – P. 89 – 110.
7. Horton S. Environmental influences on development in sports experts / S. Horton // Talent identification and development in sport: International perspectives / ed. by J. Baker, S. Co-bley, J. Schorer. – London; New-York: Routledge, 2013. – P. 39 – 50.
8. Keim M. Nation building at play: Sports as a tool of social integration in post-apartheid South Africa / M. Keim. – London: Meyer & Meyer, 2003.
9. Kenney L. W. Physiology of Sport and Exercise / L. W. Kenney, J. H. Wilmore, D. L. Costill. – Champaign: Human Kinetics, 2012. – 621 p.
10. Ward T. Sport in Australian national identity: Kicking goals / T. Ward. – London: Routledge, 2010.
Количество просмотров: 177
Предыдущая статьяПрименение роботизированного комплекса «Amadeo» для восстановления и развития мелкой моторики кисти у больных ортопедо-травматологического и неврологического профиля
Следующая статьяУровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств у юных футболистов разных игровых амплуа