Влияние туристско-краеведческой деятельности на психофизическое развитие ребенка

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017 - Влияние туристско-краеведческой деятельности на психофизическое развитие ребенка

Номера страниц в выпуске:68-74
Для цитированияСкрыть список
А. Гордиенко, И. Сопинський. Влияние туристско-краеведческой деятельности на психофизическое развитие ребенка . Современные здоровьесберегающие технологии. 2017; 01: 68-74

Аннотация. В статье определено место, значение и основные положения туристско-краеведческой деятельности в условиях дошкольного учреждения, которые являются одним из наиболее эффективных средств повышения уровня физического и умственного развития детей.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, дети дошкольного возраста, физическое и умственное развитие.

Постановка проблемы. Анализ последних исследований и публикаций. С момента объявления независимости Украины речь идет о национальном детский сад, о создании системы дошкольного образования и воспитания, не только отвечала бы нашему настоящему, знакомила бы с достижениями прошлого, но и открывала двери в будущее.

Одним из приоритетов современного образования и воспитания является социальное развитие ребенка, расширение степеней самостоятельной активности дошкольника. Важно не только то, что и как знает ребенок, но и то, способна ли она действовать в соответствии с полученных знаний и различных жизненных ситуациях. Следовательно, речь идет о выработке определенной жизненной позиции дошкольника, развитие его элементарной жизненной компетентности [5]. Решение этих задач в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста являются первоочередными. Одним из самых эффективных способов их решения является более внедрения в практику дошкольного физического воспитания элементов туризма и туристско-краеведческой деятельности.

Детский туризм - это прежде всего здоровье детей, их физическую закалку, двигательная активность, а также захватывающий вид активного отдыха. Краеведение же - это живое познание окружающего мира, углубленное ознакомление с ближайшим природной и социальной средой, целью которого является пробуждение у детей ценностного отношения к природе, людям, прошлого и настоящего [3]. По нашему мнению, именно эта деятельность и является особым типом развивающей среды, что обеспечивает свободу и активность маленького ребенка, максимально удовлетворяет его потребности и интересы, имеет интенсивно развивающий характер.

Дидактика и теория воспитания содержит различные положения краеведения. Принципы обучения и воспитания на основе краеведения проводили все педагоги - мыслители и практики, этим принципам не менее 400 лет. Пионером рациональных идей в обучении и воспитании, предшественником знаменитого Я. А. Коменского надо считать еще Т.Мора с его «Утопии», Вивеса, Рабле, Монтеня, Бэкона. После Я. Коменский (отца современной педагогики) и Локка те же принципы обучения и воспитания на основе окружения предлагали занавески, Руссо, Базедов, Песталоцци, Герберт как представитель теории «всестороннего интереса». Своими теориями они поддерживали эти принципы и считали, что ими, собственно, лучше обеспечить и развитие индивидуальности.

Еще в начале XX века выдающийся деятель в области дошкольного А.Симонович - организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге «Детский сад» она отмечала: «Собственно краеведение начинается в детском саду. Это ряд систематических бесед, прогулок, наблюдений, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, ведущих к сознательному ознакомления с родиной и готовят ребенка к дальнейшему понимание географии, космографии, астрономии ... Краеведение не следует понимать так, что оно просто знакомит ребенка с окружающим миром. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные умственные силы »[3].

• Сухомлинский отмечал: «Красота природы родного края воспитывает тонкость чувств, помогает чувствовать красоту человека». Он считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, привлекал его сердце и закалял волю. Василий Александрович почти 30 лет назад написал пророческие строки: «Больше, чем когда-либо, сейчас мы должны думать о том, что вкладываем в душу человека» [5].

• Выдающийся педагог К. Ушинский также уделял исключительное значение влияния природы родного края на формирование мировоззрения ребенка [6].

• Цель работы. На основе изучения и анализа научно-методической литературы и передового практического опыта определить основные положения туристско-краеведческой деятельности в дошкольном учреждении.

Обсуждения. Краеведческо-туристическая деятельность (КТД) охватывает одновременно три компонента: оздоровительный, воспитательный, познавательный, то есть предполагает гармоничное развитие личности. Именно в познавательной деятельности происходит формирование начальной стадии интегрированного восприятия окружающей действительности, осмысления причинно-следственных связей и взаимозависимостей явлений природы и общества [5].

КТД организуется во всех группах дошкольного учреждения. Освоение окружающей среды происходит постепенно от созерцательно-ознакомительных форм восприятия окружающей к глубокому его познанию детьми старшего возраста. Это комплексное воздействие на ребенка, который позволяет развивать ее путем максимального использования дарованных природой возможностей, удовлетворяя потребности:

• • в познании окружающей среды ( «почемучки»);

• • в самореализации ( «я сам»);

• • в самовыражении (открывая мир, дети фантазируют, формируя свой «внутренний мир», является для них источником полноценной жизни)

• • в движении (в процессе практического познания окружающей среды) [4].

• Во время краеведческо-туристической деятельности происходит изменение типа взаимодействия воспитателя с детьми от позиции наставника позиции содружества, когда между взрослым и детьми устанавливаются партнерские отношения [5].

Именно эта деятельность, по нашему мнению, является лучшей формой познания каждого питомца, потому что здесь мы наблюдаем ребенка в деятельности, в естественных условиях, когда она раскованная, когда между ней и педагогом нет барьеров.

Привлекательность детского туризма не только в том, что это надежное средство физического развития, ему присуще много функций [2]:

• турпоход - это средство для закрепления полезных гигиенических навыков, привитие детям правила личной гигиены. В походе наглядно проявляется пользу чистоты и опрятности;

• не последнюю роль также играет самообслуживания - умение правильно пользоваться одеждой, обувью, снаряжением. Здесь - неисчерпаемые возможности воспитания у детей опрятности, организованности. А именно от этих качеств и зависит самочувствие и благоустройство туриста во время путешествия;

• трудовое воспитание в туризме не ограничивается только формированием соответствующих туристских умений, навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Здесь дети знакомятся с общественно полезным трудом. Во время походов не только усваивают элементарные приемы бытовой труда, но и учатся согласовывать совместные действия в работе;

• туризм имеет целью воспитание коллективистов, то есть людей, которые считают общие интересы выше личных, которые умеют, преодолевая трудности и препятствия, разделять радость и боль окружающих;

• туристу неизвестный дефицит общения, у него всегда много друзей;

• общая цель в походе объединяет детей. Каждый пройденный километр укрепляет уверенность в своих силах, приносит большое моральное удовлетворение.

Важнейшая суть КТД - это неразрывная связь изучения основ наук с практикой, жизнью, окружающей средой. В процессе работы над темами и блоками у детей развивается интерес к своим семейным и национальным истокам, формируется стремление продолжать традиции своего народа, происходит осознание ими сущности процессов в природе и между людьми, принципов сосуществования, исторических связей. Именно эта деятельность станет основой воспитания любви к отцовскому роду, родной природы, материнского языка и песни, поможет избежать исторического беспамятства и бездуховности. Итак, КТД в дошкольном учреждении определяется следующими положениями:

1. КТД - это системно организованная жизнь детей, в котором одинаково все сферы жизнедеятельности ребенка: природа, культура, люди, я сам.

2. КТД - это особый вид развивающей среды, направленный на всестороннее и гармоничное развитие детей.

3. КТД - это комплексное воздействие на ребенка, что позволяет развивать ребенка путем максимального использования дарованных природой возможностей.

4. КТД это интегрированный метод обучения и воспитания детей, при котором происходит взаимопроникновение и интеграция всех видов деятельности детей: игра, общение, предметно-практическая, духовная, трудовая, самостоятельная художественная, образовательная, изобразительная, экспериментально-исследовательская, речевая, познавательная и т.д..

5. КТД - это деятельность, в которой происходит изменение типа взаимодействия воспитателя и ребенка от позиции наставника позиции содружества, когда устанавливаются между взрослыми и детьми партнерские отношения. НЕ диктат, а не авторитаризм, не приоритет старшего, а глубокое признание за младшим его преимуществ, его творческого потенциала, его резервов и возможностей для творческого сотрудничества.

6. КТД - это личностно ориентированная модель построения педпроцесса, в центре внимания которой - ребенок, полноценное проживание им настоящее, учета объективных закономерностей индивидуального психического развития каждого воспитанника. Именно эта деятельность является лучшей формой познания ребенка, потому что здесь мы наблюдаем ребенка в деятельности, в естественных условиях, когда она раскованная, когда между ней и педагогом нет барьеров, когда ребенок не предполагает и совершенно не замечал, что ее изучают.

7. КТД направлена ​​на гуманизацию педпроцесса, основной принцип которого – равенство педагога и ребенка, ценностно-смысловая равенство взрослого и ребенка. Путешествие-процесс творческий. Здесь возникает совсем другая педагогическая ситуация, в которой и взрослые, и дети вместе ошибаются, вместе исправляют ошибки, делают хорошие и плохие поступки, совместно действуют. Участвуя вместе с детьми в различных видах деятельности, взрослые ненавязчиво передают им свой опыт, свое видение мира. То есть осуществляется процесс воспитания, но он не вызывает у детей протеста и сопротивления, поэтому воспитатели и воспитанники вместе живут, думают, творят, грустят и радуются успеху дела [3].

Выводы.

1. Регулярные прогулки-походы, целевые прогулки, переходы, экскурсии различной продолжительности и интенсивности с преодолением препятствий развивают у детей выносливость, пребывание в течение длительного времени на свежем воздухе в движении закаляет организм, проведения на месте привала игр-эстафет, подвижных игр, соревнований, преодоление полосы препятствий и других двигательных задач на маршруте совершенствует двигательные умения детей, развивает их физические качества. Деятельность в этом направлении способствует созданию активного двигательного режима в детском саду.

2. КТД обогащает, разнообразит педагогический процесс, его элементы органично переплетаются с другими видами деятельности детей. Опираясь на базовые знания детей по различным разделам программы, краеведческо-туристическая деятельность углубляет весь процесс развития ребенка (интеллектуальная, моральная, психологическая, физическая, умственная, волевая, эмоциональная, чувственная сферы), формирует глубокие и системные знания об окружающем мире в взаимосвязях и зависимостях. Разнообразие тем, методов, средств и форм работы способствует выявлению личностных качеств детей, их задатков, наклонностей и способностей.

3. Романтика походов привлекает не только детей, но и родителей, постоянно удерживая интерес к этой деятельности. Сплоченность коллектива родителей, детей и воспитателей способствует усилению педагогического воздействия на детей.

4. КТД дает возможность сформировать у детей первичный опыт. Каждое путешествие - это новые впечатления, нахождение нового в знакомом, знакомого в новом, проникновение в мир значительного и прекрасного.

5. КТД способствует дружбе детского сада и школы - постоянные взаимопосещения праздников, концертов, конкурсов, турзлетов, выставок; совместные прогулки в лес и соревнования на стадионе, поздравления малышей на первом и последнем звонке, участие в школьной газете и т.п. воспитывают у детей желание быть школьниками.


Summary

THE IMPACT OF TOURIST AND REGIONAL STUDIES ON THE PSYCHO-PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

A.     Gordienko, I. Sopynskyy

Pereyaslav – Khmelnytskyi state pedagogical University simani Hryhoriy Skovoroda, Pereyaslav – Hmelnitskiy

Abstract. In the articles a place, value and basic positions of tourist-regional activity, in the conditions of preschool establishment is definite, which are one of the most effective facilities of rise of level of physical and mental development of children.

Keywords: tourist-regional activity, children of preschool age, physical and mental development.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Гордиенко Александр Иванович – старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и туризма, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий Государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий, Украина. E-mail:

Gordienko Alexander - senior lecturer, department of sports disciplines and tourism, SHEE "Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Pans", Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail:

Сопинський Игор – магистр факультета физического воспитания ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий Государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. Переяслав-Хмельницкий, Украина.

Sopinskyy Igor - мaster faculty of physical education SHEE "Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Pans", Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine.

Список исп. литературыСкрыть список
1.Государственная национальная программа "Образование": Украина XXI века ". - М., 1994.
2. Грицишина Т. Маленькие туристы. Краеведение, туризм в дошкольном учреждении. - М.: Ред.загальнопед.газ., 2004. - 128 с.
3. Пангелова Н.Е., Палатный А.Л. Содержание двигательной и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием средств туризма /Н.Е. Пангелова, А.Л. Палатный // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды: Наук.-теор.зб. - Переяслав-Хмельницкий, ООО «СКД», 2009. - С. 79 - 81.
4. Палатный И.А., Палатная А.Н. Особенности организации новых форм туристско-краеведческой работы при сотрудничестве с различными учебными заведениями / И.А.Палатний // Гуманитарный вестник ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды: Наук.-теор.зб. -2011. - С. 134 - 139.
5. Полищук В.В. Развитие двигательных и умственных способностей детей 5 и 6 лет жизни в процессе физического воспитания средствами дошкольного туризма /В.В.Полищук. - Дис.канд. наук по физическому. восп. и спорту.- Переяслав-Хмельницкий 2008.-266 с.
6. Полищук В.В. Спортивный туризм / Учебно-методическое пособие // Переяслав-Хмельницкий ФОП Лукашевич А.Н., 2014 - 294 с.
Количество просмотров: 292
Предыдущая статьяВлияние оздоровительных занятий плаванием на организм студентов
Следующая статьяИсследование психоэмоционального состояния студенток четвертого курса технического вуза с помощью цветового теста Люшера

Поделиться ссылкой на выделенное