Футбол, как средство повышения уровня физическойподготовленности детей младшего школьного возраста

Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016 - Футбол, как средство повышения уровня физическойподготовленности детей младшего школьного возраста

Номера страниц в выпуске:7-14
Для цитированияСкрыть список
Д.М. Воронин, А. Селифанов. Футбол, как средство повышения уровня физическойподготовленности детей младшего школьного возраста. Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 02: 7-14
Постановка проблемы. В современной жизни занятия физической активностью всѐ больше меняют направленность в сторону повышения их оздоровительного влияния, укрепление и повышение здоровья широких масс населения, обходя цель достижения высоких результатов. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры [1, 2].
Одной из наиболее распространѐнных на сегодняшний день игр с мячом является футбол. Это подвижная, весѐлая игра, развивающая основные физические качества, пользуется всенародным признанием. Как и любая другая спортивная игра, футбол помогает организму поддерживать и восстанавливать здоровье, сохранять молодость.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня здоровья населения.
Прежде всего, причинами этого являются недостатки в физическом развитии граждан, отсутствие желания заниматься физической культурой.
Футбол захватывает не только азартом самих играющих, но и проявлением настойчивости и силы воли, которые необходимы для ведения борьбы. Для успешного подчинения непослушного поначалу мяча, необходимо проявление основных физических качеств [1, 3, 4].
 Наличие основных физических качеств - быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости, силы, выносливости и гибкости – определяет уровень здоровья и физического развития. Дети младшего школьного возраста, занимающиеся футболом, имеют довольно высокий уровень развития основных физических качеств, что и формирует предпосылки для актуальности данного исследования.
Анализ последних публикаций. Развитие основных физических качеств детей младшего школьного возраста средствами футбола включает в себя многообразные виды подготовки: общая физическая, специальная физическая, технико-тактическая, психологическая и теоретическая. Формирование общих физических качеств ведѐтся в процессе общей физической подготовки детей младшего школьного возраста.
Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. Общая физическая подготовка является основой для достижения хороших спортивных результатов. Основными задачами общефизической подготовки являются: повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма: дыхания, кровообращения и повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость,ловкость, координация движения [5, 7].
Чтобы приступить к планированию тренировочного процесса необходимо определить направленность общефизической подготовки и отобрать подходящие физические упражнения. Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на достаточно высоком уровне, необходимо добиться оптимального чередования форм и видов деятельности человека, нагрузки и отдыха, т.е. организовать свой режим так чтобы обеспечить оптимальное регулирование динамики работоспособности. Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с помощью занятий физической культурой, применяя, в частности, физкультминутки, подвижные и спортивные игры [2, 6].
Цель исследования: оценка эффективности футбола, как средства развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования: проанализировать теоретическую и практическую часть развития физических качеств; изучить физиологические особенности юных футболистов; проанализировать эффективность футбола в качестве средства повышения уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития основных физических качеств детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проявления физических качеств детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ литературных данных, педагогическое наблюдение,педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена упражнениями разного характера, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту,выносливость, ловкость и гибкость спортсменов [2].
Особенностью игры в футбол является достаточно высокая двигательная активность футболистов. Она проявляется в разнообразных формах передвижения игроков (бег с изменением направления, прыжки, рывки, ускорения). Развитие физической и технической подготовки юных футболистов происходит посредством физических упражнений. В процессе подготовки футболистов применяют упражнения, нацеленные на развитие физических качеств. Эти упражнения разделяют на 2 группы:неспецифические (бег, прыжки, упражнения на силовых тренажерах); специфические (тактико-технические). Неспецифические упражнения благоприятствуют развитию базисных основных физических качеств (общей выносливости, общей силы).
Специфические упражнения, в свою очередь, конкретизируют направленность на определѐнные физические качества и преобразовывают базисные качества в специфические [3,7].
В связи с тем, что физические упражнения являются основным средством развития физических качеств, является необходимым рассмотрение ряда факторов, которые оказывают воздействие на развитие основных физических качеств футболистов.
Их можно разделить на три группы:1.Индивидуальные особенности занимающихся. Сила влияния физических упражнений зависит от анатомо-физиологических особенностей учащихся (возраста и пола), от уровня заинтересованности, а также от знаний и умений, которыми они обладают. Определяют воздействие на организм характерными особенностями упражнений: сложностью выполнения, эмоциональностью и новшеством. Упражнения, которым характерна высокая эмоциональность и новизна, оказывают наиболее эффективное воздействие на организм учеников. 2.Рациональная дозировка упражнений. Дозировка упражнений зачастую определяетсложность их выполнения. Невозможно достичь высокого уровня эффективности, если нагрузка упражнений минимальная. Но следует помнить о том, что использование очень высокой нагрузки также имеет свой минус – это может нанести вред организму обучающихся и их здоровью в целом.
3.Условия выполнения упражнений. Здесь имеют значение условия места занятий,методологические аспекты и материальные факторы. При выполнении одного и того же упражнения в разных условиях (отличающихся друг от друга) его влияние на организм может быть разным. Также воздействие одних и тех же упражнений может зависеть от температуры внутри помещения, влажности воздуха, режима работы и отдыха, активности и желания занимающихся. Таким образом, изменение условий для выполнения упражнений может поразному влиять на организм учащихся [4, 5].
При правильном построении и грамотном использовании методологических приѐмов на занятиях футболом в детском возрасте можно оказывать наиболее эффективное, положительное влияние на формирование основных физических качеств юных футболистов.
Огромную роль для футболиста играет быстрота двигательной реакции. Это качество проявляется в умении ответить характерным движением на какой-либо неожиданно появившийся сигнал в момент игры. Во время игры может создаваться такая ситуация, при которой раздражителей сразу несколько, и появляться они могут как одновременно. Именно поэтому выделяют простую и сложную реакцию (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно). Во время передвижения к воротам, футболист выполняет множество сложных двигательных действий (ведения мяча с характерной скоростью, выбор направления движения, защита мяча, изменение видов манѐвров, способ передачи мяча).
Во время игры футболисты выполняют различные игровые действия, которым характерны частые ускорения. Это необходимо для обхождения противника и соответствующего момента завершения игровых задач. Чтобы достичь цели игры и решить поставленные задачи, все игровые действия необходимо выполнять при достаточно высокой скорости движения. Для этого футболист должен обладать очень точной координацией движений и мощным энергоснабжением организма.
Чтобы развивать скоростные качества комплексно недостаточно просто выполнять соответствующие упражнения с мячом. Важно учитывать то, что упражнения с мячом и без мяча необходимо выполнять совместно в равной степени. Высокий уровень прироста скоростных качеств во много зависит от использования подвижных игр с разнообразными эстафетами, которые должны проходить в определѐнном режиме. Также применяются различные преобразования спортивных игр (баскетбол, гандбол, регби). Они, соответственно, как и эстафеты проводятся в режиме, который содействует развитию быстроты [3, 7].
Вместе с применением спортивных игр и отдельных игровых моментов, для развития таких физических качеств, как сила и быстрота, используют специальные подготовительные комплексы упражнений. От этого во многом зависит уровень физической подготовленности футболистов. Специальные комплексы упражнений, нацеленные на развитие отдельных,  конкретных физических качеств, применяют на начальном этапе урока, только после этого можно вводить спортивные игры и формировать физические качества комплексно.
На выполнение комплексов упражнений, направленных на развитие силы и выносливости на уроке отводится меньше времени. Такие упражнения следует выполнять в середине и в конце урока.
Как и развитие стартовой и дистанционной скорости, ловкость футболиста выражается в его действиях с мячом и без мяча, в постоянно изменяющихся ситуациях игры. Ловкость чаще всего проявляется в передвижениях, которые связаны с ведением мяча, отбором, обводкой и ударами по мячу.
Быстрота и точность выполнения различных приѐмов, в которых проявляется ловкость, зависит от того, насколько хорошо футболист владеет своим двигательным аппаратом и от уровня развития двигательных способностей.
Гибкость в футболе проявляется при выполнении приѐмов, сложных по технике выполнения (удары по мячу в падении, выпад при отборе мяча у соперника, шпагат, подкат и т.д.). Чем раньше дети начнут заниматься футболом, тем легче и быстрее осуществляется развитие основных физических качеств.
Занятия футболом всестороннее влияют на развитие основных физических качеств младших школьников. Для повышения физической подготовки юного футболиста применяется множество упражнений, которые всесторонне и комплексно воздействуют на организм занимающегося: укрепляют опорно-двигательный аппарат, совершенствуют координацию движений и благоприятствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств,но в то же время каждое из них предпочтительно направлено на развитие конкретного физического качества [4, 6].
Результаты исследования. Для проведения экспериментального исследования была сформированы 2 группы из 30 юных футболистов (возраст 9-10 лет) каждая. Эксперимент состоял из 2 основных частей: проведение констатирующего эксперимента – тестирование по нормам ГТО II ступени и проведение формирующего эксперимента, который состоял в том, что экспериментальная группа занималась футболом по авторской методике, а контрольная группа занималась по стандартной программе физической культуры в школе.
Констатирующий эксперимент не показал статистически достоверных отличий между контрольной и экспериментальной группе ни в одном из показателей. После 6 месяцев занятий по указанным методикам проводилось повторное тестирование, как параметр контроля выступали нормативы знаков отличия ГТО II ступени.
В контрольной группе тестирование показало, что результаты в основном соответствуют возрастной норме:  1) Бег на 60 м: результаты 36 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 43% детей соответствуют знаку отличия «бронза». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 21 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО. Среднее отклонение составляет 0.5 сек.
2) Прыжок в длину с места: результаты 21 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 65 % детей соответствуют знаку отличия «бронза». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 14 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО. Среднее отклонение составляет 3 см.
3) Бег на 1 км: результаты 45 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 33 % детей соответствуют знаку отличия «бронза». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 22 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО. Среднее отклонение составляет 0.6.
4) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу: результаты 14 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 79 % детей соответствуют знаку отличия «серебро». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 7 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО.
5) Подтягивание из виса на высокой перекладине: результаты 43 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 36 % детей соответствуют знаку отличия «бронза». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 21 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО. Среднее отклонение составляет 1 раз.
6) Метание мяча весом 150 г: результаты 64 % детей соответствуют знаку отличия«серебро»; результаты 29 % детей соответствуют знаку отличия «бронза». Имеется незначительное отклонение от нормы: у 7 % детей показатели не соответствуют ни одному из знаков отличия ГТО. Среднее отклонение составляет 2 м.
7) Челночный бег 3x10: результаты 93 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 7 % детей соответствуют знаку отличия «бронза». В данном виде испытания отклонений от нормы не наблюдается.
Тестирование экспериментальной группы показало, что полученные результаты в полной мере соответствуют нормативам ГТО II ступени для детей 9-10 лет, наблюдается значительный прирост:Бег на 60 м: результаты 29 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 71 % детей соответствуют знаку отличия «серебро».
2) Прыжок в длину с места: результаты 29 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 71 % детей соответствуют знаку отличия «серебро».
3) Бег на 1 км: результаты 29 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 71 % детей соответствуют знаку отличия «серебро».
4) Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу: результаты 36 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 64 % детей соответствуют знаку отличия «серебро».
5) Подтягивание из виса на высокой перекладине: результаты 21 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 65 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 14 % детей соответствуют знаку отличия «бронза».
6) Метание мяча весом 150 г: результаты 57 % детей соответствуют знаку отличия«золото»; результаты 36 % детей соответствуют знаку отличия «серебро»; результаты 7 %детей соответствуют знаку отличия «бронза».
7) Челночный бег 3x10: результаты 50 % детей соответствуют знаку отличия «золото»; результаты 50 % детей соответствуют знаку отличия «серебро».
Выводы. Поставив перед собой цель, изучить влияние футбола на развитие основных физических качеств детей младшего школьного возраста и решив поставленные задачи,можно сделать вывод: футбол оказывает положительное влияние на развитие основных физических качеств, так как игровые манипуляции в футболе характеризуются постоянными ускорениями, уловками, умением обвести соперника.
Показатели конечного этапа работы по развитию основных физических качеств заметно возросли, что говорит о том, что дети младшего школьного возраста, занимающиеся футболом, имеют высокие показатели уровня развития физических качеств, которые превышают показатели детей, не занимающиеся футболом.
Проанализировав средние показатели прироста, можно заметить, что наиболее высокий прирост наблюдается в следующих тестах: прыжок в длину с места, бег на 1 км, метание мяча весом 150 г (p<0,05). Это доказывает, что футбол наиболее эффективно влияет на такие физические качества, как быстрота, выносливость и сила. Это отразилось на улучшении физической подготовленности детей младшего школьного возраста.
FOOTBALL, AS A MEANS OF INCREASING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
 D.M. Voronin, A. Selifanov
State humanitarian university of technology
Abstract. This paper analyzes the use of football as a means of improving physical training of younger pupils. Considered ways of improving physical fitness with special exercises and game preparation. Physical fitness testing was conducted in accordance with standardized tests included in RWP.
Keywords: football, physical fitness, fitness, health, younger students, tests.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
 Воронин Денис Михайлович ‒ кандидат наук по физическому воспитанию и спорту,доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruVoronin Denis ‒ candidate of sciences in physical education and sport, associate Professor,State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ruСелифанов Александр – студент 3 курса исторического факультета, Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево. E-mail: doctordennis@yandex.ruSelifanov Alexander – student of 3 course historical faculty, State humanitarian university of technology, Orekhovo-Zuyevo. E-mail: doctordennis@yandex.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Абрамов В.Н. Футбол. – М.: Олимпия Пресс, 2012. – 147 с.
2. Алексеев А.В. Физиология юного футболиста – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. –293 с.
3. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 8-
11-летних футболистов в период полового созревания. – М.: Издательство РИОР, 2011. – 290 с.14
4. Беляева С.В. ОФП начинающего футболиста. – М.: Просвещение, 2012. – 211с.
6. Блюдик B.C. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 2014. - №8. - С.40-41.
7. Гакаке Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-15 лет. – М.: Академия, 2012. – 327 с.
В избранное 0
Количество просмотров: 83
Следующая статьяОпыт использования здоровьесберегающих дыхательныхпсихотехнологий в подготовке спортсменов