Показатели соревновательной деятельностиплавании двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени

Современные здоровьесберегающие технологии №02 2016 - Показатели соревновательной деятельностиплавании двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени

Номера страниц в выпуске:34-41
Для цитированияСкрыть список
А.А. Зданевич, Л.В. Шукевич, И.В. Березявка. Показатели соревновательной деятельностиплавании двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени . Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 02: 34-41
Постановка проблемы. Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой квалификации.
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Современная система подготовки спортсмена является сложным многофакторным явлением, включающим цели,задачи, средства, методы, организационные формы, обеспечивающие достижения спортсменом наивысших спортивных показателей, а также, организационный педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям [1, 2, 3, 6, 7, 9, 10].
Как пишет В.Н. Платонов в книге «Подготовка квалифицированных спортсменов» спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде или какой-то конкретной дисциплине [8].
Рациональное планирование тренировочного процесса предусматривает также правильную дозировку тренировочных и соревновательных нагрузок (как по объему, так и по интенсивности) [1, 2, 9].
Повышение эффективности физической подготовки важно во все основные периоды тренировочного макроцикла. Особенно – в подготовительном периоде, который является ключевым, так как именно в этот период осуществляется формирование необходимого уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей функциональной основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности [1, 6, 7, 10].
На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности, что достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным и собственно-соревновательным.
В современном спортивном плавании наблюдается рост объемов и интенсивности тренировочных нагрузок [1, 4, 5, 8].
Объем нагрузок лучших пловцов мира достигает таких пределов, что мало кто из ведущих тренеров рассчитывает на значительный прогресс результатов своих воспитанников с помощью дальнейшего увеличения метража упражнений или количества часов, затрачиваемых спортсменами на выполнение обширных планов подготовки в воде и на суше [1, 3, 10].
Следует отметить, что распределение тренировочных нагрузок, как в перспективных,так и годовых планах тренеров самое разнообразное.
Л.П. Матвеев [6], В.Н. Платонов [8, 9] указывают, что если величина прироста спортивного результата начинает достоверно уменьшаться, несмотря на выполнение или даже увеличение планируемого тренировочного объема нагрузки, то это может свидетельствовать о наступлении нового этапа в многолетнем тренировочном процессе, где вступают в действие другие, чем прежде, соотношения тренировочных нагрузок.
Актуальность исследования. Успехи пловцов на международной спортивной арене неразрывно связаны с использованием современных методов тренировки спортсменов, высоким уровнем показателей их общей и специальной физической, технической и функциональной подготовленности. Все эти стороны тренировочной деятельности необходимо поддерживать на высоком уровне – это глобальная задача в организации тренировочного процесса пловцов высокого уровня.
В последние годы наблюдается резкое повышение результативности плавания, что объясняется, прежде всего, коренным изменением методики тренировки и в первую очередь,значительным ростом объема интенсивности тренировочных нагрузок.
Высококвалифицированные пловцы перешли к ежедневным 2–3 разовым тренировкам. При этом большая часть упражнений выполняется с большой интенсивностью.
Резервы роста результатов пловцов специалисты видят в совершенствовании системы их подготовки. Особое внимание обращается на необходимость высокого уровня развития двигательных способностей и технической подготовленности спортсмена для достижения рекордных спортивных результатов.
Как отмечает Ю.В. Верхошанский [2], следует руководствоваться принципом динамического соответствия, и подбирать средства для специальной физической подготовки адекватные соревновательному упражнению по следующим критериям:– группам мышц, вовлекаемых в работу; – амплитуде и направлению движения; – акцентируемому участку амплитуды движения; – величине усилия и времени его развития; – скорости движения; – режиму работы мышц. Специалисты, как правило, применяют упражнения, выполнение которых одновременно с развитием двигательных способностей совершенствует и спортивную технику, то есть отвечает методу сопряженного воздействия.
Все большую значимость в анализе технического мастерства пловца занимают биомеханические методы исследования. При этом исследуются не только кинематические параметры движения, но и динамические характеристики взаимодействия пловца с водной средой.
Размах биомеханических исследований в мировой практике спортивного плавания быстро нарастает.
Цель исследования – определение соревновательной деятельности высококвалифицированной пловчихи.
Задачи исследования:– установить динамику скорости проплывания стометровой дистанции на «короткой воде» вольным стилем пловчихи высокой спортивной квалификации; – выявить динамику выполненных гребков на короткой воде стометровой дистанции вольным стилем пловчихи высокой спортивной квалификации.
Организация и методы исследования:
– анализ литературных источников;
– педагогическое наблюдение;
 – тестирование с помощью аппаратуры;
 – математико-статистическая обработка полученных результатов.
Было проведено исследование с использованием современной аппаратуры PolarRS800СХ, с программным обеспечением Polar Pro TrainerStm.
В исследовании приняла участие Александра Герасименя, Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь, двукратная вице-чемпионка Олимпийских игр 2012 года (50 и 100 мвольным стилем), обладательница золотых наград Чемпионов мира и Европы как на «длинной воде» (бассейн 50 м), так и на «короткой воде» (бассейн 25 м), многократная чемпионка Всемирных Универсиад (2009, 2011, 2013 гг.) и множества высших достижений.
Исследование проведено в апреле 2016 года на Чемпионате Республике Беларусь по плаванию памяти А.А. Коваленко.
Во время старта на дистанции 100 м исследовались отдельные показатели технической подготовленности Александры Герасимени.
Результаты исследования. Во время соревнований на дистанции 100 м вольным стилем Александра Герасименя показала результат 52,62 с. Время на дистанции первого отрезка в плавании 25 м составило у нее 12,19 с, на втором отрезке дистанции – 13,26 с, на третьем – время незначительно ухудшилось и составило 13,57 с, практически такое же время 13,60 споказано Александрой Герасименей на четвертом 25- метровом отрезке дистанции (рисунок1).
2016-08-30_22-18_szt 2 2016 (1).PDF(2).jpg

Данные исследования показали, что на 100-метровой дистанции (на «короткой воде»)Александра Герасименя проплывает первый отрезок за самое минимальное время, из всех составляющих отрезков времени. Скорость проплывания второго отрезка по времени ухудшается на 1,07 с.
Различия в показателях скорости второго и третьего отрезков равны 0,31 с. Третий и четвертый отрезок дистанции Александра Герасименя проплыла практически с одинаковой скоростью, всего на 0,03 с скорость упала на четвертом отрезке.
Проведем анализ полученных результатов выполненных гребковых движений на 25метровом отрезке 100-метровой дистанции Александрой Герасименей. Как следует из рисунка 2, на первом 25-метровом отрезке дистанции количество гребков, выполненных А. Герасименей, – 12,0, на втором и третьем – по 16,0 гребков, на четвертом – 17,0 гребков. Общая сумма гребков на дистанции 100 м на «короткой воде» равна 61,0.
Динамика показателей выполненных гребков А. Герасименей аналогична динамике показателей скорости проплывания ей отдельных 25-метровых отрезков дистанции 100метров.
2016-08-30_22-18_szt 2 2016 (1).PDF(3).jpg
В проведѐнном исследовании также получены данные, свидетельствующие о том, что у А. Герасимени показатели двигательной реакции (отрыв ног) во время старта составили – 0,75 с.
Старт (отрезок 10 м) пройден пловчихой за 4,24 с., подводное расстояние после старта достигло10 м, время проплывания стартового отрезка 10 м составило 2,36 с.
Таким образом, полученные результаты в исследовании на соревнованиях (100 –метровой дистанции вольным стилем) А. Герасимени, свидетельствуют о высоком уровне тренированности и подготовленности пловчихи.
Важно отметить, что на Олимпийских играх соревнования по плаванию проходят в50-метровых бассейнах, в которых скорость прохождения дистанции несколько ниже, чем на «короткой воде». Это происходит за счет того, что пловец выполняет меньше поворотов и не имеет возможности максимально использовать скоростные преимущества, которые ему дает умение хорошо отталкиваться от стенки бассейна.
Выводы. Таким образом, можно констатировать, что выявленные показатели технических элементов А. Герасимени на 100-метровой дистанции на «короткой воде» в конце подготовительного периода находятся на высоком уровне.
Полученные показатели А. Герасимени на 100-метровой дистанции на этапе высшего спортивного мастерства с педагогических и биодинамических позиций, взаимообусловлены в своей совокупности, что позволяет ей в конечном итоге достигать высоких спортивных результатов.
Полученные данные дают возможность повысить эффективность и целенаправленность планирования тренировочного процесса пловцов высокой квалификации с корректировкой тренировочных нагрузок с направленностью на улучшение качественной стороны совершенствования важнейших специфических двигательных способностей в предстоящем тренировочном процессе.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется проведение дальнейших исследований по сравнению полученных результатов А. Герасимени в плавании на 100 м вольным стилем на «короткой воде» с результатом на этой же дистанции на «длинной воде». Намечается дальнейшее изучение соревновательной деятельности Александры Герасимени при подготовке к Олимпийским играм 2016 года в Рио-де- Жанейро.

COMPETITION PERFORMANCE IN SWIMMINGTWO-TIME SILVER MEDALIST OF THE OLYMPIC GAMESALEXANDRA GERASIMENYA
A.A. Zdanevich, L.V. Shukevich, I.V. Berezivka
Brest state university named after A. S. Pushkin

Abstract
: the article presents the results of competitive activity of the double Vice-champion of the Olympic games of 2012 (50 and 100 m swimming freestyle) of Alexandra Gerasi-menya. The dynamics of indicators of time of four 25-meter segments in the 100 m swimming freestyle. The analysis of indicators is made of a set of strokes Alexandra Gerasimenya.
Key words: swimming, stroke, competition, distance, result.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Зданевич Александр Александрович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь. E-mail: zdanevich@brsu.brest.byZdanevich Alexander – candidate of pedagogical science, associate professor of the de-partment of theory and methodology of physical culture Brest state university named after A. S. Pushkin, Brest, Belarus. E-mail: zdanevich@brsu.brest.byШукевич Лидия Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь. E-mail: zdanevich@brsu.brest.by 40 Shukevich Lydia – candidate of pedagogical science, associate professor of the department of theory and methodology of physical culture Brest state university named after A. S. Pushkin, Brest, Belarus. E-mail: zdanevich@brsu.brest.byБерезявка Ирина Владимировна – студентка 3 курса факультета физического воспитания Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь. E-mail: zdanevich@brsu.brest.byBerezovka Irina – 3rd year student of faculty of physical culture Brest state university named after A. S. Pushkin, Brest, Belarus. E-mail: zdanevich@brsu.brest.by
Список исп. литературыСкрыть список
1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов : учебное пособие / Н.Ж.
Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 2001. – С. 46–47.
2. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высшего
класса в годичном цикле / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. –
1991. – № 2. – С. 21–22.
3. Иванченко Е.И. Общее и специфическое планирование подготовки юных пловцов-
спринтеров Ливии и Республики Беларусь / Е.И. Иванченко, Осама Салем Шариф, Н.Л.
Титова, Е.Е. Мамоско // Мир спорта. – 2009. – № 3. – С. 42–47.
4. Лафлин Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Т. Лаф-лин,
Дж. Делвз. – М. : Манн, Иванов и Фарбер, 2014. – 208 с.
5. Маклауд Й. Анатомия плавания / Й. Маклаунд. – М. : Попурри, 2011. – 200 с.
6. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов /
Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература, 1999. – 320 с.
7. Нечунаев И.П. Плавание. Книга-тренер / И.П. Нечунаев. – М. : Эксмо, 2012. – 274
с.
8. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.
: Физкультура и спорт, 1986. – С. 84.
40
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая
теория и практические приложения / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2004.
– 808 с.
10. Южикова О.С. Оценка подготовки сильнейших юных квалифицированных
спортсменов на этапе углубленной специализации в плавании способом брасс и на спине /
О.С. Южикова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – Новосибирск. – С. 370–
377.
В избранное 0
Количество просмотров: 94
Предыдущая статьяКоординационная подготовка спортсменов с учетом типамежполушарного взаимодействия
Следующая статьяКритерии формирования культуры здоровья студентов вовнеаудиторной работе по физическому воспитанию