Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016

Анализ нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в российской федерации

Номера страниц в выпуске:166-174
Аннотация. В статье проанализирован современный нормативно-правовой механизм обеспечения адаптивной физической культуры и спорта, а также определено, что недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта на федеральном и региональном уровне сдерживает оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность системы адаптивного спорта, препятствует разработке долговременной программы развития этой системы
Ключевые слова: адаптивный спорт, нормативно-правовое обеспечение, лица с ограниченными возможностями здоровья, правоотношения.

Сфера современного спорта включает в себя различные компоненты: управление; отбор и систему подготовки спортсменов; материально-техническое и финансовое обеспечение; подготовку кадров; научное, методическое, нормативное, программное, идеологическое, медицинское обеспечение и многое другое [3, 12, 16].
Анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов показал, что большинство исследований в области спортивной подготовки лиц с ограниченными возможностями посвящено изучению частных прикладных вопросов, а организационно-методические аспекты управления подготовкой остаются малоизученными и не систематизированы [11, 12, 16, 17]. В частности, недостаточно разработано нормативно-правовое обеспечение адаптивного спорта.
Цель исследования: провести анализ нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Российской Федерации.
Для решения поставленной цели использовался анализ нормативно-правовых документов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
В Российской Федерации система нормативных правовых актов об адаптивной физической культуре и адаптивном спорте включает четыре группы документов: первая группа — нормативные акты федеральных органов государственной власти: Конституция и федеральные законы РФ, а также указы и распоряжения Президента России; они обладают высшей юридической силой; вторая группа – нормативные акты (постановления и решения) о физической культуре и спорте федеральных органов государственного управления, имеющие подзаконный характер (постановления Правительства, Министерства спорта РФ, Министерства образования и науки РФ и т. д.); третья группа — законы и подзаконные акты субъектов РФ – республик в составе России, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; четвертая группа нормативных актов — постановления и решения органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» вопросы развития адаптивного спорта и адаптивной физической культуры относятся к компетенции Министерства спорта России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, спортивных федераций, союзов, научных организаций, осуществляющих исследования в области физической культуры и спорта [14].
Среди основных принципов законодательства о физической культуре и спорте, установленных в Федеральном законе от 4 декабря 2007 года можно выделить следующие: обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации; содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите [14].
Согласно статье 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 года к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта в числе прочих относятся: разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям; материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации; организация строительства и реконструкции объектов спорта; организация научных исследований в области физической культуры и спорта; содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта; учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта; осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации. Данной статьей также предусмотрено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр. Анализ показал, что данное право фактически не реализуется субъектами Российской Федерации [1,7,14].
Согласно статье 31 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основой развития спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются принципы приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Министерством спорта России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта с помощью деятельности физкультурно-спортивных организаций. Кроме того, Министерство спорта России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки [1, 2, 4].
Согласно статье 12 Федерального закона от 4 декабря 2007 года паралимпийское движение России, возглавляемое Паралимпийским комитетом России, и сурдлимпийское движение России, возглавляемое Сурдлимпийским комитетом России, - части международного паралимпийского движения и международного сурдлимпийского движения, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх и Сурдлимпийских играх. Паралимпийский комитет России и Сурдлимпийский комитет России осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», уставами соответствующих международных спортивных организаций, а также в соответствии со своими уставами.
Таким образом, вышеизложенные нормы и положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривают распределение полномочий и расходных обязательств между Министерством спорта России и органами исполнительной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации в части поддержки адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Однако в указанных нормах не усматривается четкого механизма их реализации, обеспечивающего правовую, экономическую и социальную основу государственной поддержки адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Российской Федерации.
К другим нормативно-правовым документам в сфере адаптивной физической культуры и адаптивного спорта относятся: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» [8]; Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 года № 692 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам - членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам, чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр и чемпионам Сурдлимпийских игр, входившим в состав сборных команд СССР и (или) Российской Федерации» [13]; Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [8]; Распоряжения Правительства Российской Федерации «О вознаграждении спортсменам-инвалидам по результатам их выступлений на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх» от 6 августа 2008 года № 1124-р; от 8 октября 2009 года № 1468-р.; Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р [10].
Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685). Согласовано с Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо № ИК-343/06 от 06.03.2008) [6].
Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса в образовательных учреждениях в области спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Согласованы с Минобрнауки России (письмо № МД-213/19 от 01.03.2011), субъектами Российской Федерации (№ ПК-02-10/248 от 21.01.2011), Паралимпийским и Сурдлимпийским комитетами России, общероссийскими федерациями спорта инвалидов [14].
Порядок формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования «Олимпийский», «Паралимпийский», «Olympic», «Paralympic» и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (утвержден приказом Минспорттуризма России от 05.05.2010 № 420/1) [14].
Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма. Разработаны Минспорттуризмом России в соответствие с Государственной программой «Доступная среда на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175. Согласованы с общероссийскими федерациями спорта инвалидов, субъектами Российской Федерации (№ ПК-02-10/7074 от 05.12.2011) [1, 2].
Модельный закон «О паралимпийском спорте» принят на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 31-13 от 25 ноября 2008 года) [5].
Настоящий Закон имеет своей целью установление общих правовых, экономических и социальных основ деятельности в области паралимпийского спорта, а также определение основных принципов законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемых в государствах – участниках Содружества Независимых Государств. Закон носит рекомендательный характер. Сферой его действия является регулирование правовых отношений, возникающих в области паралимпийского спорта между государством, муниципальными образованиями, общественными объединениями, физическими лицами и иными субъектами права.
В основу модельного закона были положены Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96), Свод Правил, в том числе Конституция Международного паралимпийского комитета, другие основополагающие документы в области паралимпийского спорта и прав инвалидов.
В заключении необходимо отметить, что недостаточный уровень нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта сдерживает оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность системы адаптивного спорта, препятствует разработке долговременной программы развития этой системы; определяет не стабильность ресурсного обеспечения спортивной системы в целом и на этой основе совершенствование средств и методов руководства адаптивным спортом.
Вывод. Анализ нормативно-правового обеспечения адаптивного спорта показал несовершенство нормативно-правовой базы на всех уровнях, которое сдерживает организационно-управленческое, материально-техническое и экономическое развитие системы Паралимпийского, Сурдлимпийского и Специального олимпийского движения. В нормативных актах недостаточно разработаны нормы по поддержке спортсменов с ограниченными возможностями, а имеющиеся, характеризуются ведомственной несогласованностью, носят разрозненный характер, что не позволяет в должном объеме оказывать государственную поддержку спортсменам с особыми потребностями и повышать их социальный статус.
В перспективе научных исследований необходим дальнейший анализ изменений и дополнений в нормативно-правовом обеспечении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL SUPPORT OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND ADAPTIVE SPORT IN THE RUSSIAN FEDERATION
V. V. Cheshikina, V. V. Seleznev
Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy

Abstract. The article analyses the modern legal mechanism of providing adaptive physical culture and sport, and determined that an insufficient level of regulatory support, adaptive physical culture and adaptive sport at the national and regional level hinders optimal manageability, focus and warranty of the system of adaptive sport, prevents the development of a long-term programme for the development of this system.
Keywords: adaptive sports, regulatory support, people with disabilities, relationship.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Чешихина Валентина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: kfv-rgsu@yandex.ru
Cheshikina Valentina Viktorovna – doctor of pedagogical sciences, professor, head of department of physical culture department, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow. E-mail: kfv-rgsu@yandex.ru

Селезнев Виктор Викторович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: vampire_1108@mail.ru
Seleznev Viktor Viktorovich – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical culture, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy, Moscow, Russia. E-mail: vampire_1108@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Абрамова Л.П. Нормативные и руководящие документы по реабилитации
инвалидов по зрению средствами физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2005. -
376 с.
2. Евсеев С. П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Брискин, А.В. Передерий –
М.: Издательство "Советский Спорт", 2010. – 316 с.
3. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология. Теория, методология, практика. – М.:
Советский спорт, 2005. – 408 с.
4. Лукин В.П. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации:
Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.:ИД
"Юриспруденция", 2006. - 120 с.
5. Модельный закон «О паралимпийском спорте» (принят на тридцать первом
пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ,
постановление № 31-13 от 25 ноября 2008 г.)// Интернет, Паралимпийский комитет России.
6. Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
(дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в
Российской Федерации от 12.12.2006г. №СК-02-10/3685) // Интернет, сайт министерства спорта
РФ.
7. Отчет министра спорта, туризма и молодежной политики – итоги работы за 2015
год // Интернет, Сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики.
8. Постановление правительства РФ от 11 января 2006 года № 7 «О Федеральной
целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-
2015 годы» // Интернет, Консультант+.
173
9. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года, №
175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015
годы» // Интернет, Консультант+.
10. Распоряжение правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия
развития физической культуры и спорта на период до 2020 года»// Интернет, ИнфоСпорт.
11. Селезнев В.В. Стратегия подготовки спортивного резерва в адаптивном спорте на
современном этапе развития России / В.В. Селезнев, Д.Е. Никифоров // Человеческий капитал. –
2011. - № 11(35). – С. 192-194.
12. Селезнев В.В. Основы правового регулирования деятельности детско-юношеского
спорта в Российской Федерации // Социальная политика и социология. – 2011. - №1. – С. 174-
182.
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2008 г. N 1733 "О внесении
изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2003 г. N 1423 "О стипендиях
Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам - членам сборных команд России
по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их тренерам"// «Российская газета» -
федеральный выпуск № 4810 от 11 декабря 2008 г.
14. Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и
спорте в Российской Федерации» //Интернет, Информационно-правовой портал.
15. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы,
механизмы реализации, практический опыт, рекомендации /Автор-составитель А.В. Царик – М.:
Советский спорт, 2003. – 576 с.
16. Чешихина В.В. Инновационные технологии реабилитации лиц с отклонениями в
состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры: монография / В.В. Чешихина,
О.Н. Никифорова, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 170 с.
17. Winnick J.P. An integration continuum for sport participation // Adapted Phisical
Activity Qarterly. – 1987. – V. 4. – P. 157-161.
Количество просмотров: 4345
Предыдущая статьяУправление этапами карьеры артиста балета
Следующая статьяВлияние методики формирования координационных способностей 8-летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре
Прямой эфир