Дзюдо как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016 - Дзюдо как средство физического воспитания детей дошкольного возраста

Номера страниц в выпуске:8-12
Для цитированияСкрыть список
А.С. Белоконь . Дзюдо как средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 03: 8-12
Постановка проблемы. Физическое воспитание детей является важным элементом системы воспитания и одним из основных разделов педагогики. Оно направлено на развитие двигательных качеств, физической и умственной работоспособности, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной системы, закаливание организма, обеспечение правильного режима дня, воспитание культурно-гигиенических навыков и тесно связано с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием.
Эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста может быть дзюдо. Это объясняется тем, что физические упражнения, используемые в технике дзюдо, ориентированы на точность выполнения сложнокооринационных двигательных движений. Данный факт влияет на развитие двигательной памяти, улучшает функционирование вестибулярного аппарата, позволяет овладеть навыками самообороны, а также воспитывает уважение на основах восточной философии. В свою очередь, главной тренерской задачей остается подбор комплекса методик совершенствования в дзюдо для конкретного возрастного периода. Дошкольный возраст занимающихся требует особенного внимания при организации тренировочного процесса, что формирует актуальность избранной темы и необходимость проведения научных исследований в данном направлении.
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. Различному разрешению проблем в единоборствах посвящен ряд научных исследований [4, 7, 10, 11, 13, 14]. Для дзюдо разработана образовательная поурочная программа [12], а также используется теоретико-методическое обеспечение [15-18]. Известны рекомендации, которые раскрывают как особенности начального обучения в дзюдо [2, 5, 8, 9], так и модельные характеристики в подготовленности квалифицированных дзюдоистов [6]. Однако методических рекомендаций относительно проведения занятий по дзюдо с детьми дошкольного возраста крайне мало.
Цель исследования – обоснование возможности применения дзюдо как средства физического воспитания дошкольников.
Задачи исследования: 1. Определить задачи и формы преподавания дзюдо для детей дошкольного возраста. 2. Раскрыть содержание и основные особенности проведения тренировочного занятия с детьми 5-6 лет.
Методы исследования: 1. Анализ научной и научно-методической литературы. 2. Педагогическое наблюдение.
Результаты исследования. Дзюдо как вид боевого искусства имеет специфические особенности в технике, тактике и методике преподавания. Методика преподавания для различных возрастных групп также имеет существенное отличие. Некоторые авторы [1] выделяют следующие задачи преподавания дзюдо для юных спортсменов: укрепление здоровья, закаливание и гармоническое развитие дзюдоистов; овладение необходимыми навыками безопасного падения, что подразумевает овладение страховкой и самостраховкой в разных положениях; обучение основам стойки, передвижению, выведения из равновесия, ритуалам дзюдо; формирование интереса к занятиям дзюдо и здоровому образу жизни; развитие нравственных и волевых качеств.
Как известно из теории [3], важнейшую роль в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста играют подвижные игры. Поэтому, как и в других видах спорта, занятия с дзюдоистами в юном возрастном периоде 5-6-ти лет рекомендуется проводить с использованием игровых форм.
Традиционно в начале тренировочного занятия проводится разминка. Разминку следует начинать с обычного бега, что для детей 5-6-ти лет является обычным и интересным занятием. Для того чтобы дети не чувствовали скуки, можно разнообразить их бег обычными динамическими упражнениями и задачами на переключение внимания. Эти упражнения могут включать: бег с изменением направления, с остановками, с переходами с шага на бег и пр. Через 5-10 мин. бега уровень функциональных сдвигов в организме становится достаточным для того, чтобы уменьшить эмоциональное возбуждение детей, что повышает их способность к восприятию информации. Именно этот период в разминке является наиболее благоприятным для выполнения специальных и акробатических упражнений. Еще через 15-20 минут дети готовы к изучению технических элементов дзюдо. Нужно заинтересовать детей стремлением как можно лучше выполнять технические элементы лучше всего с помощью поощрения за хорошо выполненное задание.
Обучение техническим элементам следует начинать с простых упражнений и методических приемов. Начальными упражнениями могут быть, например, такие:
1. Из положения лежа на татами, по команде тренера, подняться и коснуться края ковра.
2. Выполняя заданное упражнение, по команде тренера, максимально быстро схватить за дзюдоги (форма дзюдоиста) соседа.
Для поддержания интереса детей к посещению тренировочных занятий по дзюдо, программа каждого занятия не должна быть монотонна, а должна включать простые, но разнообразные упражнения. Через несколько недель занятий необходимо сокращать время игр и увеличивать время изучения технических элементов дзюдо.
Переходя к заключительной части тренировочного занятия следует выполнять упражнения силовой направленности: приседания, упражнения для мышц брюшного пресса и спины и пр. Заканчивать занятие рекомендуется упражнениями на гибкость.
Неотъемлемой частью тренировочного процесса с юными дзюдоистами является общение. Детей необходимо обязательно хвалить, объяснять и корректировать выполненные ними упражнения, давать советы по улучшению технических элементов.
Выводы. Проведение тренировочного занятия по дзюдо с детьми 5-6-тилетнего возраста должно осуществляться с учетом разработанных программ, научно-методических разработок, соблюдения техники безопасности. Подбор разнообразных упражнений на каждое тренировочное занятие будет способствовать повышению интереса детей к занятиям дзюдо в течение долгих лет.
JUDO AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
A. Belokon
Kharkiv state academy of physical culture

Abstract. Defined tasks and forms of teaching judo for children of preschool age. The content and main features of the training classes for children 5-6 years. The attention on the need for the selection of a variety of exercises for each training session to increase children's interest in judo classes.
Keywords: judo, children, exercise, preschoolers, age.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ


Белоконь Александра Сергеевна ‒ магистр тренер-исследователь, кафедра единоборств, Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина. E-mail: bielokon94@mail.ru
Belokon Alexsandra – master coach-researcher, department of martial arts, Kharkiv state academy of physical culture, Kharkiv, Ukraine. E-mail: bielokon94@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Алексєєв А. Ф. Навчально-методичний посібник з дзюдо для тренерів
викладачів дитячо-юнацьких спортивних шкіл та навчальних клубів / А. Ф. Алексєєв,
І. А. Алексєєва. –Харків : ХДАФК, 2016. – 126 с.
2. Буланцов А. М. К вопросу о минимальном возрасте детей для набора в секции
самбо и дзюдо / А. М. Буланцов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта,
№ 8(102). – М., 2013. – С. 39 – 44.
3. Былеева Л. В. Подвижные игры : [практич. материал] / Л. В. Былеева,
Л. М. Климкова, И. М. Коротков, Е. В. Кузьмичева. – М. : ТВТ Дивизион, 2005. – 278 с.
4. Дубовой А. В. Упражнения с отягощениями на занятиях со студентами-
единоборцами / А. В. Дубовой, В. Г. Саенко // Проблемы и перспективы развития спортив-
11
ных игр и единоборств в высших учебных заведениях // Сб. статей ХI Междунар. науч. конф.
– Белгород – Харьков – Красноярск : ХГАФК, 2015. – С. 129 – 131.
5. Еганов А. В. Методика начального обучения в дзюдо : [учебник для тренеров-
преподавателей, работающих с начинающими дзюдоистами] / А. В. Еганов ; Уральский гос.
ун-т физ. культуры. – Челябинск : [б.и.], 2008. – 283 с.
6. Загура Ф. І. Модельні характеристики техніко-тактичної підготовленості
кваліфікованих дзюдоїстів різних манер ведення змагального поєдинку / Ф. І. Загура
// Молода спортивна наука України : Зб. наук. ст. з галузі фіз. культури та спорту. – Львів,
2004. – Вип. № 8, Т. 1. – С. 154 – 157.
7. Максименко Г. М. Характеристика силової підготовленості спортсменів у кіо-
кушинкай карате / Г. М. Максименко, В. Г. Саєнко // Педагогіка, психологія та медико-
біологічні проблеми фізичного виховання і спорту : наукова монографія за ред.
проф. Єрмакова С. С. – Харків : ХДАДМ (XXПІ), 2007. – № 7. – С. 99 – 101.
8. Пегов В. А. Особенности начального обучения защитным тактико-техническим
действиям в адаптивном дзюдо : [монография] / В. А. Пегов, Р. М. Закиров. – Пермь : Изд-во
«ОТ и ДО», 2011. – 178 с.
9. Полевая-Секэряну А. Г. Методические разработки использования средств
ритмического воспитания и музыки в системе учебно-тренировочного процесса этапа
начальной спортивной специализации в дзюдо / А. Г. Полевая-Секэряну, О. Е. Афтимичук
// Спортивний Вісник Придніпров’я. Науково-практичний журнал, ДДІФКС. – 2011. – № 3. –
С. 7 – 10.
10. Саєнко В. Г. Спортивно-педагогічне вдосконалювання зі східних єдиноборств :
[навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. фізичного виховання і спорту] / В. Г. Саєнко ; Держ.
закл. „Луган. нац. ун-т імені Тараса Шевченка‖. – Луганськ : Вид-во ДЗ „ЛНУ іме-
ні Тараса Шевченка‖, 2012. – 432 с.
11. Саєнко В. Г. Удосконалення людини за системами східних єдиноборств : [моно-
графія] / В. Г. Саєнко ; Бердянський державний педагогічний університет. – Луганськ : СПД
Рєзніков В. С., 2011. – 440 с.
12. Свищѐв И. Д. Дзюдо : [примерная дополнительная образовательная поурочная
программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ), спортивных клубов (СК), детско-
юношеских спортивных школ (ДЮСШ)] / И. Д. Свищѐв, С. В. Ерѐгина. – М. :
СпортУниверПресс, 2003. – 77 с.
13. Теплий В. М. Фізичні якості юних тхеквондистів / В. М. Теплий, В. Г. Саєнко
// Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
// науковий журнал. – Харків : ХОВНОКУ-ХДАДМ, 2010. – № 4. – С. 119 – 121.
12
14. Толчева А. В. Комплекс упражнений хатха-йоги для восстановления единобор-
цев после тренировочных загрузок / А. В. Толчева // Проблемы и перспективы развития
спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях // Сб. статей ХI междунар. на-
уч. конф. – Белгород – Харьков – Красноярск : ХГАФК, 2015. – С. 153 – 155.
15. Трутнев П. В. Основы теории тренировки в дзюдо : [учеб. пособ.]
/ П. В. Трутнев, Г. А. Козлов. – Красноярск : ИЦ «Платина», 2004. – 240 с.
16. Шестаков В. Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо : [учеб. пособ.]
/ В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина. – М. : ОЛМА Медиа групп, 2008. – 216 с.
17. Шулика Ю. А. Дзюдо. Система и борьба : [учебник для СДЮШОР, спорт. фак-
тов педаг. ин-тов, тех-мов физ. культуры и училищ олимп. резерва] / Ю. А. Шулика,
Я. К. Коблев, В. М. Невзоров. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 779 с.
18. Ягелло В. Теоретико-методические основы системы многолетней физической
подготовки юных дзюдоистов : [монография] / В. Ягелло. – Варшава ; К. : Изд-во АВФ, 2002.
– 351 с.
В избранное 0
Количество просмотров: 209
Следующая статьяАлгоритм проведения физической реабилитации при нарушениях мозгового кровообращения в детском возрасте