Физическая реабилитация как составляющая системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения

Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016 - Физическая реабилитация как составляющая системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения

Номера страниц в выпуске:82-90
Для цитированияСкрыть список
Э.В. Макарова. Физическая реабилитация как составляющая системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения. Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 03: 82-90
Постановка проблемы и ее связь с важными научными задачами. Практически во всех странах мира, несмотря на постоянное увеличение капиталовложений в здравоохранение; значительные достижения в диагностике и лечении; увеличение численности медицинского персонала - конечный результат комплекса общегосударственных и медицинских усилий направленных на сохранение и укрепление здоровья населения продолжает оставаться неудовлетворительным и малоэффективным. Становится очевидным, что основные источники заболеваний - в образе жизни, одним из главных факторов которого является низкая физическая активность населения и негативное воздействие окружающей среды, и ничто не может лучше укрепить здоровье населения, чем знания и соблюдения законов природы, противодействие факторам, приводящих к заболеваниям [2, 4]. Анализ сложившейся ситуации, которая касается проблемы здоровья населения, и прогноз ее дальнейшего развития, приводят к очевидному выводу о необходимости принятия и реализации целого комплекса социальных, медицинских, профилактических и организационных мероприятий, которые должны противодействовать дальнейшей деградации здоровья населения [11]. В конце 20 века большинство проблем в области образования и здоровья стали решаться на стыке множества наук, дисциплин, профессий, сфер деятельности [6, 9]. В свое время И. Вернадский выявил тенденцию в развитии наук, которая заключалась в следующем: проблемы, вышедшие за пределы одной науки вынужденно, создают новые области знания. Это подтверждается и объективным закономерным процессом появления на стыке традиционной медицины и физической культуры нового самостоятельного ответвления естественно-гуманитарного знания с педагогическими и теоретико-методологическими принципами - «физической реабилитации». Профессиональная деятельность специалиста по физической реабилитации предусматривает изучение и совершенствование функциональных возможностей человека, и направлена на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, его практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.
Анализ последних исследований и публикаций. В настоящее время остаются нерешенными большое количество вопросов относительно развития реабилитации, как социально и гуманистически, общественно и индивидуально значимой государственной практики [3, 5, 9, 12]. Так, важными являются вопросы методико-теоретического обеспечения, определение целей и задач отдельных видов реабилитации, в том числе и физической. Одним из современных определений цели реабилитации - обеспечение качества жизни (health-related quality of life), которое удовлетворяет человека в конкретных социально-культурных условиях. Такое определение дискутируется как слишком широкое и не конкретное в деталях и поэтому недоступно любым измерением, необходимых для объективной оценки практических реабилитационных мероприятий [3]. Под эгидой ВОЗ специалистами разных стран ведется работа по адекватному научно-методологическому определению предмета реабилитологии, а именно того, что конкретно изучает эта отрасль науки, и на решение которых конкретно практических вопросов направлены ее результаты [3, 5, 9, 12]. Методологический подход требует обоснований с позиции фундаментальных наук - естественных и гуманитарных. Остаются неопределенными вопросы относительно системных организационных подходов, которые должны оптимизировать оздоровительно-реабилитационную службу. Организовать данную службу как систему невозможно без создания методологического фундамента физической реабилитации. Для этого необходимо решать следующие задачи: установление логической взаимосвязи между отдельными фактами, гипотезами, идеями и теориями, относящимися к физической реабилитации, приведения результатов в стройную классификационную систему; определение круга научных предметов и теорий, которые помогут сконструировать модель физической реабилитации; разработке категорийно-понятийного аппарата физической реабилитации (создание физически-реабилитационного тезауруса); разработки профессионально ориентированной программы подготовки специалистов реабилитологов [5, 8, 10, 12].
Целью работы было определить роль и место физической реабилитации в общей системе мероприятий, направленных на охрану здоровья и улучшение жизнедеятельности человека.
Методы исследования. Исследование основывается на анализе специальной литературы и документов. Использовано социальные методы: анализа, синтеза и обобщения; сравнения и аналогии; статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Реабилитация (reabilitatio - восстановление) и рекреация (recreatio - восстановление; rekreacja - отдых) - это системы, которые обеспечивают удовлетворение потребностей человека в здоровье, высоком качестве жизни и продуктивной трудовой деятельности. В современном обществе эти определения используются, как в «широком» (медико-социальном), так и в «узком» (прикладном) смысле, как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях организации человеческого сообщества. Это одно из древнейших направлений деятельности человечества. Реабилитация и рекреация, как направление научной и практической деятельности, сформировалась для удовлетворения утопических желаний человечества по созданию «идеального человека» и «идеального общества». Подобные тенденции прослеживаются на всех исторических этапах развития человечества. Они присутствуют в религиозных поучениях, в письменных источниках (например, «Веды» древней Индии), археологических артефактах.
Анализ исторических документов показывает, что с древнейших времен в обществе четко разделялись лечение заболеваний и оздоровление (поддержка здоровья). Оздоровление предполагало не только соблюдение санитарно-гигиенических норм, но и соответствующего поведения в обществе. Так, в античные времена каждый свободный гражданин Греции и Рима имел не только право, но и обязанность ежедневно заниматься физическими упражнениями с обязательным посещением терм (оздоровление и закаливание). Следует заметить, что со времен Гиппократа и Авиценны поддержка здоровья, а не только лечения, было базовым в деятельности врачей [1]. Только в XIX веке началась дифференциация наук о человеке. Сформировалось множество самостоятельных медицинских и немедицинских наук, которые рассматривают отдельные аспекты структуры и функции организма человека в норме и патологии. Положительные стороны – углубление знаний о структуре и функции организма человека как биосоциального объекта, отрицательные стороны – потеря комплексного представления об организме человека как единой самоорганизующейся и саморегулирующейся системы. Во второй половине ХХ столетия в биологии и медицине с участием представителей смежных наук (философия, психология, социология и др), формирються новые направления наук, которые основаны на объединяющихся принципах (интегративная медицина, санология, валеология и др).
Прогресс развития человечества тормозится различным уровнем экономического развития государств, а также различным уровнем удовлетворения потребностей населения в физическом и психическом здоровье (социально-экономические диспропорции). Формируется «порочный круг», который необходимо разорвать. Единственный выход – создать условия для продления периода активного (здорового) жизни граждан. Если этого не сделать – возникает экономическая депрессия, падение жизненного уровня и качества жизни населения, а это сопровождается значительными социальными потрясениями и конфликтами. Поэтому, на уровне Международных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский союз (ЕС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), была сформирована принципиально новая методология, которая получила название «новое общественное здравоохранение». Новая общественная охрана здоровья основывается на определении «здоровье человека», а не «болезнь человека», которая является базовой для классического здравоохранения [11]. Идеология нового общественного здравоохранения базируется на принципе: каждый гражданин государства – это личность, которая имеет потребности в здоровье и достойном жизни. Задача государства и общества – обеспечить удовлетворение этих потребностей в товарах и услугах гарантированно высокого качества. Согласно данным ВОЗ состояние здоровья человека характеризуется физическим, психическим и социальным благополучием, а потому эти факторы должны учитываться при проведении социально-медицинской работы, в которой должны участвовать медики, социологи, психологи, экономисты, педагоги, юристы и другие специалисты. Решение вопросов социальной медицины и расширение специализированной социальной помощи является необходимой потребностью для современного общества.
В последние десятилетия доказана целесообразность и эффективность различных видов реабилитации в процессе социально-медицинских мероприятий, что привело к становлению и составило основу дальнейшего развития научно-практической дисциплины - реабилитологии в ее совокупном медико-социальном значении. Ориентация на эти методологические достижения позволяет более эффективно решать практические проблемы здоровья и качества жизни людей, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. Физическая реабилитация - это одна из составных частей медико-социальной реабилитации, где основным является использование средств и методов физической культуры, элементов спорта, массажа, преформированных и не преформированных природных факторов [5, 12]. Использование этих методов может существенно повысить (восстановить, компенсировать) физические способности и функциональное состояние организма, улучшить физические качества, психоэмоциональную устойчивость и адаптационные резервы организма человека. Но не всегда имеет место эффективное применение физической реабилитации в общем комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных программ, направленных на оздоровление населения и адаптацию лиц к современным условиям жизнедеятельности.
Отмечают несколько причин недостаточной эффективности применения физической реабилитации. Так, иногда задачи «физической реабилитации» значительно сужаются.
Например, в общих положениях закона Российской Федерации от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов трактуется – как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности [7]. В основные направления реабилитации инвалидов не включена физическая реабилитация инвалидов и большее внимание уделяется физкультурно-оздоровительным мероприятиям (что, по сути, является задачей лечебной физической культуры). Также отсутствуют рекомендации по применению таких средств и методов, как, например, различные виды массажа, преформированных и непреформованих природных факторов, применение которых является важным и когда только комплексное их применение позволит решить задачи по повышению функционального состояния и оптимизации уровня здоровья человека.
В процессе физической реабилитации необходимо сочетать общее и специальное воздействие. Целью общего воздействия является оздоровление организма в целом, улучшения функциональной активности органов и систем, развитие и закрепление нравственных навыков и волевых качеств. Специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности. Не всегда учитывается, что выполнение программы физической реабилитации должна строиться на реализации концепции повышения уровня здоровья населения, в основе, которой лежит реабилитация, что граничит с понятием «профилактика». Идея профилактики, как сложного многофакторного процесса, эффективному лишь в условиях содружественной, целенаправленной работы первичного звена здравоохранения - врача - при активном участии региональных комитетов по физической культуре и спорту и использовании современных технологий на всех стадиях оздоровительного процесса. Указанная система включает три основных этапа: общепрофилактические мероприятия, первичную и вторичную профилактику.
Кроме того, для реализации большинства программ в области новой общественной охраны здоровья требуется не только создание и оптимальное использование материально-технической базы, но и подготовке таких специалистов, владеющих технологиями «поддержания здоровья» (физическая активность и оптимальный двигательный стереотип) и управления в данной отрасли (менеджеры). Наиболее полно этим требованиям отвечают специалисты «физической реабилитации», которые получают базовую подготовку на принципах «охраны здоровья», «здорового образа жизни», «физической культуры» и «физического воспитания». Физическое воспитание, как научное направление, имеет в своем распоряжении принципы и методологию, которые направлены на формирование адекватной для каждого человека физической активности и оптимального двигательного стереотипа, что имеет прямое и опосредованное влияние на функционирование систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности, а также на преодоление негативного явления в обществе – социальной гиподинамии, которая является ведущим фактором риска возникновения большинства проблем, снижения показателей здоровья (состояние перед болезней) и заболеваний группы «болезней цивилизации». Базовая подготовка таких специалистов, соответственно, принципиально отличается от традиционной системы подготовки врачей, где в учебных программах только 0,2-0,5% времени отведено на изучение здоровья человека вообще, поскольку в основу подготовки и реализации лечебно-реабилитационных технологий последних возложено представление о «болезни», а программам по восстановлению двигательного стереотипа отводится всего несколько часов. Поэтому, современный врач не в полной мере овладевает знаниями: о принципах формирования двигательного стереотипа человека (системы реализации, обеспечения и регуляции движения); механизмах оптимизации и индивидуализации физической активности; формирования патологических двигательных стереотипов и их влияние на функционирование систем жизнеобеспечения организма человека, а также не владеет методологией рационального тренинга и эрготерапии в сочетании с мануальными действиями и медико-биологическим обеспечением (рациональное питание, дыхание и тому подобное).
Специалисты физической реабилитации реализуют подготовку на принципах динамической анатомии и физиологии, общей патофизиологии, семиотики и диагностики нарушений двигательной функции и систем жизнеобеспечения организма человека, теоретических основ физической культуры, многовекового опыта оздоровления (оздоровительной техники) с научно доказанной эффективностью, а также принципах рационального управления отраслью. Для специалистов физической реабилитации базовым является представление о «здоровье», как оптимального состояния организма человека, а оптимизация его - комплексное влияние на локомоторную функцию, как наиболее древнюю, генетически запрограммированную, с высоким энергетическим и вегетативным потенциалом. Методически это реализуется с помощью педагогического тренинга в сочетании с медико-биологическим обеспечением. Применение средств физической реабилитации у большинства является педагогическим, образовательным процессом [9], когда его качество зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями, и в деятельности реабилитолога - специалиста по физической реабилитации чрезвычайно важны все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры [5,8]. Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, предоставляют тренировочной действия и повышают адаптационные возможности [6, 10]. Суть тренировки заключается в многократно повторяющейся физической нагрузке, которая постепенно повышается, вызывая в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения [6]. В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать физиологически обоснованных педагогических принципов: индивидуальный подход, сознательность, принцип постепенности, систематичность, цикличность, системность, новизна и разнообразие, умеренное влияние [5, 6, 10, 12].
Выводы. Анализ и обобщение данных специальной литературы свидетельствуют о неуклонной тенденции ухудшения здоровья населения практически во всех странах мира. Для предотвращения дальнейшего прогрессирования этого явления необходимо разработать и реализовать целый комплекс социальных, организационных, медико-биологических, профилактических и культурологических мероприятий, улучшающих здоровье населения. В общей структуре вышеприведенных мероприятий доказана целесообразность и эффективность применения различных видов медико-социальной реабилитации.
Физическая реабилитация - это одна из составных частей медико-социальной реабилитации, когда использование средств и методов физической культуры, элементов спорта, массажа, преформированных и не преформированных природных факторов может существенно повысить (восстановить, компенсировать) физические способности и функциональное состояние организма, улучшить физические качества, психоэмоциональную устойчивость и адаптационные резервы организма человека.
Применение физической реабилитации в общем комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных программ, направленных на оздоровление населения и адаптацию лиц в современных условиях жизнедеятельности является не всегда эффективным за счет: межотраслевой несогласованности; значительной суженности задач «физической реабилитации»; не сформированности процесса непрерывной профессиональной подготовки по соответствующей специальности.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в решении подходов по ликвидации факторов, которые снижают эффективность применения физической реабилитации в общем комплексе лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных программ, направленных на оздоровление населения и адаптацию лиц к современным условиям жизнедеятельности.
PHYSICAL REHABILITATION AS A COMPONENT OF A SYSTEM OF MEASURES AIMED AT THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF HEALTH OF THE POPULATION E.V. Makarova Russian state agrarian university - Moscow agricultural academy named after K.A.Timiryazev

Abstract. The article presents evidence that in the process of activities aimed at the preservation and strengthening of health of the population special attention is paid to the use of different types of rehabilitation. The use of means and methods of physical rehabilitation can significantly improve (restore, compensate) physical capacity and functional state of the organism, improve physical quality, emotional resilience and adaptation reserves of the human body. Given the reasons for the decline of the effectiveness of physical rehabilitation in the General range of Wellness programs.
Key words: population health, public health, medical and social rehabilitation, physical rehabilitation.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Макарова Элина Владимировна – доктор наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, профессор кафедры физической культуры Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, E-mail: elina.makarova.2014@mail.ru
Makarova Elina - doctor of science in physical education and sport, docent, Professor of Department of physical culture of Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy. E-mail: elina.makarova.2014@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Абу Али Сино и его вклад в истории мировой культуры (исследование) / Аска-
рали Раджабов, Парвон Джамшедов, Рустам Мукимов. - Душанбе, 2005. - 400 с.
2. Апанасаенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика / Г.Л. Апана-
саенко // Валеология. - 2006. - №1. - С.5-13.
3. Аухадеев Э.И. Развитие методологических основ реабилитологии /
Э.И.Аухадеев // Журнал РАСМИРБИ. - 2007. - №1 (21). - С. 48 – 55.
4. Гоч В.П. От концепции здорового образа жизни к технологии здоровья / В.П.
Гоч, С.В. Белов // Народная медицина России: Теория и практика. - 2001. - №12. - С. 18-26.
5. Дубровский В. И. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в
состоянии здоровья : учебник для высш. и сред. учеб. заведений по физич. культуре / В.И.
Дубровский, А.В. Дубровская. - М. : Издательство «БИНОМ», 2010. - 448 с.
6. Евсеева О.Э. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической
культуры, еѐ роль и место в реабилитации и социальной интеграции людей с отклонениями в
состоянии здоровья / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура в практи-
ке работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие
/ под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М. : Советский спорт, 2014. - Гл. 1. - С. 7-9.
7. Закон Российской Федерации от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
8. Ибатов А. Д. Основы реабилитологии [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Ибатов, С.
В. Пушкина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
9. Макарова Э.В. Подходы к повышению эффективности процесса обучения и
будущей профессиональной деятельности студентов с инвалидностью / Физическое воспита-
ние студентов. - 2012. - № 5. - С. 64-68.
10. Макарова Э.В. Эффективность физической реабилитации пациентов с посту-
ральными и локомоторными нарушениями / Э.В. Макарова, Ю.В. Копочинская // Инноваци-
онные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации : Материа-
лы I Международной научно-практической (очно-заочной) конференции. - 2015. - С. 16.
11. Москаленко В.Ф. Реалізація в країнах Європи стратегії з формування здорово-
го способу життя в контексті політики «Здоров’я для всіх у ХХI столітті» / В.Ф. Москаленко,
Т.С. Грузєва // Вісн.соц.гігієни та орг.охорони здоров’я. – 2004. - №4. – С.14-21.
90
12. Физическая реабилитация. В 2 т. : учеб. для студ. уч реждений высш. мед.
проф. образования / [С.Н.Попов, О.В.Козырева, М.М. Малашенко и др.] ; под ред.
С.Н.Попова. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 358 с.
Количество просмотров: 385
Предыдущая статьяЭффективность и механизмы влияния вибрационной тренировки на этапе подготовки к соревнованиям гребцов на байдарках и каноэ
Следующая статьяЗдоровый образ жизн студентов: проблемы, решения и перспективы