Исследование уровня физической подготовленности в адаптивном спорте (на примере мини-футбола)

Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016 - Исследование уровня физической подготовленности в адаптивном спорте (на примере мини-футбола)

Номера страниц в выпуске:100-107
Для цитированияСкрыть список
Д.Е. Никифоров. Исследование уровня физической подготовленности в адаптивном спорте (на примере мини-футбола). Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 03: 100-107
В последние годы адаптивный спорт динамично развивается, увеличивается количество лиц с ограниченными возможностями, занимающихся спортом, развиваются новые виды адаптивного спорта, растет количество соревнований, число победителей и призеров Паралимпийских, Сурдлимпийских игр и Специальной олимпиады. Сегодня в России таких спортсменов более 200 тысяч человек, только за последнее время, выросшее в три раза.
Кроме того, в Российской Федерации в специальных образовательных учреждениях обучается 70,9% детей и подростков с интеллектуальными нарушениями от общего числа обучающихся в специальных коррекционных учреждениях [6, 14, 15]. Лишь половина таких учащихся участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, а регулярно занимаются спортом только около 6%.
Физическое воспитание в специализированных учреждениях закрытого типа осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением в общепринятых формах: организованную форму физического воспитания составляют три урока физкультуры в школе, утренняя гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня, а внеклассные ограничиваются двумя часами ритмики [2, 4, 10, 16]. Следовательно, детям моторно-одаренным и детям с уровнем развития двигательных способностей выше среднего не всегда удается реализовать возможности своей двигательной сферы.
Возрастной уровень 15-17 лет в структуре многолетней подготовки спортсменов-футболистов с интеллектуальными нарушениями соответствует тренировочному этапу подготовки, во время которого решаются задачи совершенствования специальной и технико-тактической подготовки. Спортсмены с интеллектуальными нарушениями, имеющие многолетний опыт систематических тренировок в избранном виде спорта мало отстают от своих здоровых сверстников и имеют крепкое соматическое здоровье [5, 11, 12, 13].
Чтобы эффективно управлять подготовкой спортсменов с ограниченными возможностями и их адаптацией к нагрузкам, прежде всего, необходимо знать, на какие показатели физической подготовленности следует ориентироваться, какие патологические особенности необходимо учитывать при подготовке спортсменов с ограниченными возможностями для непрерывного повышения уровня возможностей организма.
Цель исследования - определить влияние занятий футболом по специализированной методике подготовки на уровень физической подготовленности и параметров наглядно-образного мышления спортсменов с интеллектуальными нарушениями в годичном цикле.
В эксперименте приняли участие учащиеся общеобразовательной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Москвы.
Для проведения исследований были созданы две группы: контрольная и экспериментальная. В состав каждой группы вошло 12 юношей 15-17 лет, равноценных по возрасту, росту, весу, степени умственного отклонения.
Контрольная группа занималась физической культурой в рамках расписания и участвовала в неурочных физкультурно-оздоровительных мероприятиях по программе коррекционной школы-интерната.
Экспериментальная группа, кроме урочных и неурочных форм занятий по программе коррекционной школы-интерната, занималась по методике подготовки, которая включала ежедневные учебно-тренировочные занятия по футболу в течение 1 часа, участие в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады – 5 раз за период годичного цикла. В июне месяце были предусмотрены учебно-тренировочные сборы.
Учитывая то обстоятельство, что уровень подготовленности в 15-17 лет в футболе может зависеть от повышения тотальных размеров тела, скоростно-силовых показателей, закреплению условно-рефлекторных связей, восприятия и принятия решений, в занятиях придавалось большое внимание созданию специального фундамента технико-тактической подготовленности.
По всем остальным параметрам тренировочных и соревновательных нагрузок тренировочный процесс строился по принципам и рекомендациям системы тренировки в мини-футболе, изложенным в литературе последних лет [3, 9, 12]. При распределении тренировочных нагрузок по месяцам учитывались теоретические положения построения моделей годичного цикла у юных спортсменов в игровых видах спорта [1, 7, 8].
Таким образом, построение спортивной тренировки в годичном цикле и более малых циклах, а также методика тренировок в экспериментальной группе, по нашему предложению, были ориентированы на выполнение нагрузок, направленных на увеличение объема средств специальной и технико-тактической подготовки, определяющих уровень развития технико-тактических действий в футболе, а также развитию наглядно-образного способа решения тактических задач у спортсменов с нарушенным интеллектом 15-17 лет. В отличие от контрольной группы, испытуемые которой занимались по программе физического воспитания специального учреждения (табл.1), испытуемые экспериментальной группы дополнительно ежедневно занимались футболом 60 минут, а в переходный период находились на учебно-тренировочных сборах (табл. 2).
Для достижения цели исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретических - анализ и обобщение, систематизация, проектирование и др., и эмпирических – педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, а также методы математической статистики.
Контроль за изменениями физической подготовленности испытуемых осуществлялся через каждые 6-8 недель, т.е. 4 раза за период эксперимента с использованием педагогических тестов.
Контроль за изменениями параметров наглядно-образного мышления осуществлялся по показателям времени решения тактических задач и точности пасов игроку своей команды во время матчевых встреч.
Для контроля за уровнем физической подготовленности испытуемых были использованы бег на 30 и 60 м с ходу, прыжок в длину с места, бег на 2000 м, челночный бег 7х9 м, приседания на маховой ноге («пистолетик»), прыжок в высоту с места.
Динамика результатов контрольных испытаний приведена в таблице 1. Из таблицы 1 видно, что у спортсменов-футболистов 15-17 лет экспериментальной группы наблюдалось непрерывное повышение спортивных достижений. Наибольшее улучшение результатов происходило после II-го базового этапа к предсоревновательному этапу.
2016-08-31_17-40_PDF.jpg


У испытуемых контрольной группы результаты улучшались менее интенсивно, чем у футболистов экспериментальной группы, кроме результатов по прыжкам в длину с места, где прирост был почти одинаков в контрольной и экспериментальной группах. Темпы прироста показателей двигательных тестов испытуемых 15-17 лет, представлены в таблице 2.
2016-08-31_17-40_PDF(2).jpg
Таким образом, результаты проведенного эксперимента показали, что уровень физической подготовленности футболистов 15-17 лет с нарушением интеллекта достоверно повысился за один годичный цикл. В челночном беге 7х9 м футболисты экспериментальной группы улучшили результат на 3,63 с, а в контрольной – на 0,76 с. В беге на 2000 м спортсмены экспериментальной группы улучшили результат на 13,4 с, тогда как в контрольной только на 7,5 с. Результаты приседания на маховой ноге в экспериментальной группе улучшились на 56%, что является значительным улучшением результата, а в контрольной прирост был незначительным (табл.4).
Известно, что в основе индивидуального тактического мастерства в спортивных играх лежат тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления, а средствами его проявления служат двигательные действия, т.е. технические приемы. Мы согласны с данным утверждением и оценивали тактику мышления у футболистов с нарушением интеллекта в педагогическом эксперименте по времени и точности выполнения технических приемов во время игры. Для спортсменов с нарушением интеллекта из-за слабости формирования условно-рефлекторных связей самым оптимальным способом обучения техническим приемам служит наглядный метод.
Для оценки влияния тренировочных занятий футболистов с нарушением интеллекта на тактическое мышление во время игры регистрировались показатели времени решения тактических задач и точность пасов игроку своей команды.
Оценка принятия оптимальных тактических решений осуществлялась во время четырех матчевых встреч контрольной и экспериментальной групп.
Время поиска решения задачи определялось от момента получения мяча до момента передачи мяча (паса) игроку своей команды во время атаки ворот. Точность принятия решения фиксировалась по количеству точных пасов игроку своей команды (точность решения задачи).
Анализ тренировочной и соревновательной деятельности футболистов с нарушением интеллекта показал, что за период педагогического эксперимента у футболистов экспериментальной группы в 90,9% случаев решение принималось быстрее, чем у футболистов контрольной группы – только 9,1%.
Точность пасов в экспериментальной группе также была значительно выше и составляла 88,3%, в контрольной группе только – 11,7%.
Выводы:
1. Результаты проведенного исследования показали, что моторно-одаренные дети с интеллектуальными нарушениями в результате систематических занятий мини-футболом в течение 5-7 лет способны реализовать возможности своей двигательной сферы. Так, на учебно-тренировочном этапе в течение годичного цикла у таких спортсменов-инвалидов повышается уровень физической подготовленности в педагогических тестах, характеризующих специальную подготовленность футболистов.
2. Анализ деятельности футболистов с интеллектуальными нарушениями в игровом процессе показал, что:
- качество и время оценки тактической ситуации во время игры улучшается с ростом уровня спортивной подготовленности;
- наиболее предпочтительным для решения оперативно-тактических задач является наглядный способ обучения техническим приемам, дающий высокий процент выигрыша в точности и во времени решения задач (88,3% и 90,9%).
3. Повышение уровня физической подготовленности, развитие тактического мышления, волевых качеств позволяет считать, что мини-футбол для лиц с интеллектуальными нарушениями способствует овладению и совершенствованию двигательных навыков необходимых им в повседневной жизни.
Учитывая то обстоятельство, что уровень подготовленности в футболе у спортсменов с нарушением интеллекта зависит от скоростно-силовых показателей, закреплению условно-рефлекторных связей восприятия и принятия решений, в учебно-тренировочных занятиях большое внимание должно придаваться созданию специального фундамента технико-тактической подготовленности. Поэтому считаем целесообразным дальнейшее изучение спортивной подготовки в адаптивном спорте.

A STUDY OF PHYSICAL FITNESS LEVEL IN ADAPTIVE SPORTS (FOR EXAMPLE, MINI-FOOTBALL)
D.E. Nikiforov Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Abstract.
Presented in the article the results of studies confirm that active sessions adaptive sports for 5-7 years with inmates of correctional educational institutions contribute to the level of physical fitness, significantly improves the Visual thinking in team sports, as well as solve problems of social integration of the individual.
Keywords: adaptive sports, athletes with intellectual disabilities, special educational institutions, participating in football, the level of physical fitness, eye-mindedness, conditional reflex connections

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ


Никифоров Дмитрий Евгеньевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г. Москва. E-mail: ploveci@rambler.ru
Nikiforov Dmitry Evgenievich – candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical culture, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia. E-mail: ploveci@rambler.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Андреев С. Н. Мини-футбол. Многолетняя подготовка юных футболистов в
спортивных школах - М. , 2008. - 89 с.
2. Балашова В.Ф. Адаптивный спорт для лиц с ограниченными возможностями
здоровья: состояние, проблемы развития / В.Ф. Балашова // Теория и методика физической
культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития: материалы межд.
конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. заслуж. деятеля науки РФ Л.П. Матвеева. - М., 2010. -
С. 86-90.
3. Барамидзе А.М. Программирование тренировочного процесса футболистов-
инвалидов с последствиями детского церебрального паралича / А.М. Барамидзе, В.А. Геселе-
вич, И.Т. Чкония, А.В. Курбатов // Вестн. спорт. медицины России. - 1995. - N 3-4. - С. 40-41.
4. Ванюшкин В.А. Исследование развития координационных способностей и
психических функций у детей с легкой степенью умственной отсталости / В.А. Ванюшкин //
106
Теория и практика физ. культуры. - 2011. - N 2. - С. 40-44.
5. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитания и спорт. – К.: Олимп.
лит., 2010. – 608 с.
6. Евсеев С. П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями:
состояние и перспективы развития / С. П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2012.
– № 2 (50). – С. 2–11.
7. Ивинский Д.В. Педагогические условия организации дополнительных физ-
культурно-спортивных занятий в школе-интернате 8 вида // Культура физическая и здоровье.
- 2008. - N 2 (16). - С. 75-77.
8. Ильин В.А. Особенности содержания учебных программ Специальной Олим-
пиады по технической и тактической подготовке баскетболистов / В.А. Ильин // Современ-
ный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы 12 международного
научного конгресса. - М., 2008. - Т. 2. - С. 42-43.
9. Литош Н.Л. Спортивная подготовка в мини-футболе юношей 11-16 лет с нару-
шением интеллекта / Н.Л. Литош // Адаптивная физическая культура. - 2010. - N 4 (44). - С.
45-47.
10. Литош Н.Л. Возрастные закономерности развития двигательных способностей
юношей 11-16 лет с нарушением интеллекта /Н.Л. Литош, Е.П. Парыгин // Адаптивная
физическая культура. - 2011. – N 1 (45). - С. 26-28.
11. Никифоров Д.Е. Перспективы развития адаптивного спорта в современной
России // Ученые записки РГСУ. – № 8. – 2011. – С. 215-219.
12. Никифорова О.Н. Влияние адаптивного спорта на социальную интеграцию и
адаптацию детей с ограниченными возможностями / О.Н. Никифорова, Д.Е. Никифоров //
Физическая культура, спорт — наука и практика. - 2015. - № 1. - С.70.
13. Никифорова О.Н. Развитие адаптивного спорта в Российской Федераии на
современном этапе (статистический анализ) / О.Н. Никифорова, В.В. Чешихина //
Физическая культура, спорт — наука и практика. - 2016. - № 2. - С. 76-80.
14. Чешихина В.В. Инновационные технологии реабилитации лиц с отклонениями
в состоянии здоровья средствами адаптивной физической культуры: монография / В.В.
Чешихина, О.Н. Никифорова, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин. – М.: Изд-во РГСУ, 2012. – 170
с.
15. Шакурова Л.Е. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12-13
лет оздоровительно-коррекционными средствами: автореф…..дис.канд.пед.наук. – М., 2009.
– 23 с.
107
16. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей
младшего школьного возраста / Л.М. Шипицына. – М.: Издательство «Речь», 2008. – 148 с.
Количество просмотров: 200
Предыдущая статьяЗдоровый образ жизн студентов: проблемы, решения и перспективы
Следующая статьяЭффективность физической реабилитации при восстановлении функций опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста