Управление этапами карьеры артиста балета

Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016 - Управление этапами карьеры артиста балета

Номера страниц в выпуске:158-165
Для цитированияСкрыть список
А.В. Толчева. Управление этапами карьеры артиста балета. Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 03: 158-165
Постановка проблемы. Балет – это бесспорно один из самых красивых видов искусств, который существует в мире. Самой сильной балетной школой в мире считается, по праву, русская школа. Одними из самых известных и значимых ее представителей являются Академия русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, Московская Государственная академия хореографии и Пермское государственное хореографическое училище. В стенах этих учебных заведений всегда большой конкурс на поступление не только абитуриентов из России и стран бывшего СНГ, но из стран Европы, Японии, Китая и Америки.
Успешная карьера артиста балета зависит от грамотного управления, а также от соблюдения самим артистом правильного режима дня, режима тренировок. Таким образом, этот вид деятельности подобен спорту, а, следовательно, многолетняя подготовка профессионального артиста отображает тщательно спланированный тренировочный процесс. Анализ карьеры артиста балета с позиций обоснования спортивных этапов повышает интерес к этому искусству и придает данному исследованию актуальности.
Анализ последних публикаций по исследуемой проблеме. В ряде источников по балету [1, 2, 20] раскрыта важность таких составляющих как танец [4, 5, 11, 19], хореография [3, 6, 9, 15, 18], а также координация и пластика [8, 12, 17]. Однако для реализации этих технических составляющих в балете в течение всей карьеры артиста необходимо соблюдать определенную этапность обучения и совершенствования, а также осуществлять квалифицированное управление. В предыдущих исследованиях [13, 16] нами определялась профессиональная адаптация субъекта труда и различные стили управления и демократизация в процессе управления. В данном исследовании будет делаться попытка обоснования этапности управления карьерой артиста балета.
Цель исследования – обоснование этапности управления карьерой артиста балета.
Задачи исследования:
1. Установить этапность карьеры артиста балета согласно классификации многолетнего спортивного совершенствования.
2. Обосновать содержание каждого этапа карьеры артиста балета и возможность их управления.
Методы исследования: 1. Теоретический анализ, синтез и обобщение. 2. Педагогические наблюдения и сравнения.
Результаты исследования. Исходя из фундаментальных разработок проф. Л. П. Матвеева [10], многолетнее спортивное совершенствование подразделяют на следующие этапы: этап предварительной подготовки, этап начальной спортивной специализации, этап углубленной тренировки, этап спортивного совершенствования, этап спортивного долголетия. В исследовании [14] было проведено обоснование этапности многолетнего спортивного совершенствования в каратэ. По аналогичному примеру осуществим подобное относительно карьеры артиста балета.
Первый этап карьеры артиста балета – этап предварительной подготовки в спорте – начинается со школьного возраста 8-10-ти лет и продолжается до 16-17-ти лет. В таком специальном учебном заведении как хореографическая школа, дети получают разностороннее физическое и эстетическое образование. Первыми опекунами данного процесса являются родители, которые отдали ребенка в хореографическую школу и преподаватели школы, которым необходимо развить способности юных артистов и увеличить интерес к дальнейшему совершенствованию в этом искусстве. Другими словами, с первых занятий педагоги-преподаватели формируют у детей навыки для дальнейшего их становления как артиста балета. На этом этапе развития дети уже обретают цель всей своей будущей жизни – это профессиональная сцена.
Следующим этапом – начальной спортивной специализации – в развитии будущего артиста балета становится поступление в хореографическое училище, где продолжается развитие уже в статусе студента (возраст 16-18-ть лет), получая необходимые знания и опыт, а квалифицированные педагоги работают над шлифовкой его технического мастерства и повышением артистизма.
По окончании хореографического училища (18-23-х лет), как правило, продолжается обучение в высших учебных заведениях на кафедрах хореографии или в специализированных институтах культуры – этап углубленной тренировки. Обычно, уже проходя обучение на стадии получения высшего образования, артисты балета принимают участие в спектаклях и постановках местного театра, приобретая необходимый опыт на региональном уровне. Уже на этом этапе артист начинает обретать известность и для эффективности реализации его мастерства, дальнейшей карьерой занимается директор или менеджер. Исполняя управленческие функции, он вместе с артистом согласовывает количество выступлений в году, обсуждает контракты с приглашающими сторонами, осуществляет планирование комфортного перемещения в различные города и страны, поиск вариантов проживания и пр.
После окончания обучения – этап спортивного совершенствования – выпускники подают заявки на работу в театры или, если студент зарекомендовал себя еще во время обучения, к нему поступает множество приглашений от театров и таким образом, есть выбор для реализации карьеры. Во время работы в театре карьера артиста балета зависит от многих факторов. Артисты балета обычно начинают карьеру после высшего учебного заведения в качестве артиста кордебалета и затем, по мере профессионального роста, поднимаются по служебной лестнице до солистов. Однако бывают исключения, когда артиста приглашают в театр сразу на должность солиста, так как его физические данные и актерские способности позволяют представить себя на должном уровне на этой лидерской должности.
Этап спортивного долголетия в балете, как правило, начинается с 38-ми лет, когда функциональные характеристики организма начинают снижаться, тем самым сужая количество технических элементов, которые артист балета может выполнить с необходимым качеством. Однако индивидуальные физиологические особенности организма, эффективно спланированный тренировочный процесс и оптимальный гастрольный график могут позволять отдельным артистам балета быть солистами и в более позднем возрасте.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно составить следующую схему, представленную на рис. 1, этапности карьеры артиста балета согласно классификации многолетнего спортивного совершенствования.
2016-08-31_17-43_PDF(2).jpg

Специалисты выделяют [11, 19] определенные требования к индивидуальным особенностям артиста балета, такие как:
артистизм, двигательные умения, способные передать эмоции героя и музыки;
мотивированость, ориентация на успешное достижение цели;
систематическое стремление к повышению уровня своего профессионального мастерства.
Кроме того, артист балета должен получать удовлетворение от монотонной работы, осознавать мышечную радость от выполнения сложнокоординационных движений на репетициях, от занятий классической хореографией. Объект воли и сознания профессионального артиста в балетной деятельности является его собственное тело, его движения. Для того чтобы овладеть сложной техникой танца необходимо развить чувство тонкой дифференциации пространственных, а также силовых характеристик движения.
Психологическая составляющая артиста так же является одним главных залогов успеха, что по данным [7] позволяет ставить достижимые цели и добиваться успеха. Довольно важным в деятельности балетного артиста является высокий уровень развития внимания и восприятия. При значительной активности этих функций у определенных людей формируется творческая наблюдательность, характерной чертой которой является способность замечать в предметах и явлениях незначительные, но весьма существенные, определенные признаки того или иного объекта, явления. По мнению [5, 8], творческая личность способна проявляться в своеобразии запечатления явлений окружающей действительности, поэтому для такой личности наиболее важной является так называемая визуальная память, которая заключается в запечатлении и последующем воспроизведении в памяти ранее воспринятых объектов. В профессиональной деятельности артиста балета, несомненно, важна и эмоциональная память. Смысл такого вида памяти заключается в запоминании, воссоздании, узнавании чувств и эмоций. Для освоения и последующего развития в любой творческой профессии важна тонкая чувствительность и эмоциональность. Разнообразие набора эмоций и чувств зачастую определяется личностными свойствами, направленностью личности, намерениями, ее мотивами, индивидуальными психическими свойствами, например, характером и эмоционально-волевыми компонентами. Чувства и эмоции, которые артист не только переживает, выражаются также и во внешнем, невербальном или «телесном» оформлении в виде различных жестов, мимики, пантомимики, интонации и иных проявлений.
Выводы. Соблюдение раскрытой в исследовании этапности в обучении и совершенствовании артиста балета, позволит реализовать наилучшие физические и артистические качества на сцене и продлит творческое долголетие.
Перспективы дальнейших исследований. Планируется обоснование эффективных вариантов управления профессиональной деятельности людей, включающей значительную двигательную активность.
MANAGEMENT CAREER STAGE BALLET DANCERS
H.V. Tolchieva
Kharkiv state academy of physical culture

Abstract. Installed phasing ballet dancer's career according to the classification of long-term sports development. Grounded content of each stage of the ballet dancer's career and the possibility of their control. It is proved that compliance with the above phasing in training and improvement of the ballet dancer will allow to realize the best possible physical and artistic qualities on the stage and extend creative longevity.
The keywords: ballet, stages, career, artist, management, choreography, dance.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Толчева Анна Викторовна ‒ кандидат педагогических наук, доцент кафедры олимпийского и профессионального спорта, Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина. E-mail: asergeeva29@gmail.com
Tolchieva Hanna ‒ PhD (pedagogy), department of olympic and professional sports, Kharkiv state academy of physical culture, Kharkiv, Ukraine. E-mail: asergeeva29@gmail.com
Список исп. литературыСкрыть список
1. Александрова Н. А. Балет: Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных
терминов и понятий / Н. А. Александрова. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2011. – 624 с.
2. Алексидзе Г. Д. Школа балетмейстера / Г. Д. Алексидзе. – М. : ГИТИС, 2013. –
174 с.
3. Андрощук Л. М. Формування індивідуального стилю діяльності майбутнього
вчителя хореографії / Л. М. Андрощук // Збірник наукових праць. Частина. – 2009. – Т. 2. –
С. 9 – 16.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. – СПб. : Лань, 2001. –
192 с.
5. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера
/ Ю. И. Громов. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2011. – 264 с.
6. Жиров О. А. Формування творчої особистості засобами бальної хореографії
/ О. А. Жиров // Тенденції і перспективи розвитку світового хореографічного мистецтва. – 2010.
– С. 108 – 111.
7. Карпов А. В. Психология способностей : учеб. пособ. / А. В. Карпов, Е. Ф. Ященко.
– Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 516 с.
8. Козлов Н. И. Пластическая выразительность как один из определяющих
компонентов в создании художественного образа / Н. И. Козлов. – СПб. : Композитор, 2006. –
20 с.
9. Колногузенко Б. М. Методика роботи з хореографічним колективом
/ Б. М. Колногузенко. – Х. : ХДАК. – 2004. – 154 с.
10. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. –
СПб. : Лань, 2005. – 384 с.
11. Меднис Н. В. Введение в классический танец / Н. В. Меднис, С. Г. Ткаченко. –
СПб. : Лань, Планета музыки, 2011. – 64 с.
12. Номтоева С. С. Тело как основа формирования пластической культуры артиста
/ С. С. Номтоева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 140 –
143.
164
13. Саенко В. Г. Стили управления и демократизация в процессе управления
/ В. Г. Саенко, А. В. Толчева // Вища освіта та економічні науки : Зб. наук. праць. – Луганськ :
Вид-во Регіонального інституту менеджменту, 2004. – № 2. – С. 37 – 39.
14. Саенко В. Г. Этапность многолетнего спортивного совершенствования в каратэ
/ В. Г. Саенко // Сучасні біомеханічні та інформаційні технології у фізичному вихованні і
спорті : Матер. ІV Всеукраїн. електрон. конф. – К. : НУФВСУ 2016. – С. 33 – 37.
15. Смирнова А. И. Мастера русской хореографии : словарь / А. И. Смирнова. – СПб. :
Лань, Планета музыки, 2009. – 208 с.
16. Толчева А. В. Профессиональная адаптация субъекта труда / А. В. Толчева,
В. Г. Саенко // Соціум і особистість : Матер. V Міжнар. наук.-практ. конф. наук. видання. –
Луганськ : Вид-во ЛІПСТ, 2008. – С. 97 – 103.
17. Толчєва Г. В. Поліпшення характеристик гнучкості та координаційних здібностей
студенток університетів у процесі занять хатха-йогою протягом навчального року
/ Г. В. Толчєва // Слобожанський науково-спортивний вiсник. – Харків : ХДАФК, 2015. –
№ 1(45). – С. 129 – 133.
18. Тригуб І. В. Організаційно-змістові пріоритети фахової підготовки вчителя-
хореографа / І. В. Тригуб, С. В. Тригуб // Педагогічні науки : теорія, історія, інноваційні
технології. – 2009. – № 2. – С. 405 – 412.
19. Цорн А. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А. Цорн. – 2-е. изд.,
испр. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2011. – 544 с.
20. Чепалов О. І. Балет / О. І. Чепалов // Часопис Національної музичної академії
України імені П.І. Чайковського. – 2014. – № 2. – С. 42 – 49.
Количество просмотров: 182
Предыдущая статьяАнализ функционального состояния кардиореспираторной системы студентов музыкального училища
Следующая статьяАнализ нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в российской федерации