Влияние методики формирования координационных способностей 8-летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре

Современные здоровьесберегающие технологии №03 2016 - Влияние методики формирования координационных способностей 8-летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре

Номера страниц в выпуске:175-183
Для цитированияСкрыть список
Н.Ф. Чупрун. Влияние методики формирования координационных способностей 8-летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре. Современные здоровьесберегающие технологии. 2016; 03: 175-183
Введение. Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания младших школьников является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных качеств и координационных способностей детей.
В наше время танец широко применяют в области профессионально - прикладной, специальной подготовки спортсменов, физического воспитания дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Статья выполняется согласно с «Сводным планом научно - исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2010- 2013 гг» Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта в рамках темы 3.2 «Организационная структура и критерии оценки уровня сформированности спортивного стиля жизни подрастающего поколения Украины» по заказу Министерства образования и науки Украины, которая выполняется на кафедре теории и методики физического воспитания и спорта ГВУЗ «Переяслав - Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды».
Анализ последних публикаций. Современная теория и методика физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендует включать танцевальные движения в содержание утренней гимнастики (Л.А. Блудова, Е. С. Вильчковский), ритмической гимнастики (С.В. Варданян, В. Е. Гранде, М. П. Малашенко, В. Ю. Сомина, Т.Т. Ротерс), насыщать танцами и образными танцевальными движениями различные формы работы по физическому воспитанию (Э.Г. Сайкина, Ж. Э. Фирилеева).
Изучению проблемы развития физических и координационных способностей младших школьников в исследованиях последних лет уделено много внимания (Л.В. Волков, 2010; В. И. Лях; 2006; И. Козетов, 2001; Т.В. Скалий, 2006; А. П. Матвеев, 2003; С. В. Сембрат, 2003; П. П. Любовник, 2006; С. И. Присяжнюк, 2009; А. П. Швец, 2009; Л.В. Ковальчук, 2004 и другие). Большинство ученых, практиков, авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте. Все это оставляет актуальной проблему двигательного опыта и координационной подготовленности в младшем школьном возрасте.
Цель работы - доказать эффективность методики формирования координационных способностей 8-летних детей элементами хореографии на занятиях по физической культуре.
Методы и организация исследования: анализ и обобщение научно - методической литературы и передовой педагогической практики, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Исследование проводилось на базе Переяслав - Хмельницкой ООШ № 7 Киевской области и продолжалось в течение 2010-2011 учебного года. Для проведения эксперимента сформированы контрольная (КГ) - 42 ученика (24 мальчика и 18 девочек) и экспериментальная (ЭГ) - 41 ученик (23 мальчика и 18 девочек) группы. В КГ входили ученики, занимавшиеся по традиционным программам, а ЭГ составили ученики, обучение которых осуществлялось по специально разработанной методике, которая включала элементы ритмики и хореографии и была направлена на развитие координационных способностей.
Результаты исследования. Определение эффективности внедрения методики формирования основных компонентов координационных способностей у детей 8-летнего возраста в процессе занятий хореографией на уроках физической культуры осуществлялась при проведении педагогического эксперимента.
По результатам предварительного исследования было известно об отсутствии расхождений между показателями физического развития и физической и координационной подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп. Отбор учащихся в контрольную и экспериментальную группы осуществлялся произвольным способом.
Мы предложили включать занятия по хореографии или отдельные ее элементы в сочетании с программным материалом для всех организационных форм работы по физическому воспитанию, один из уроков физкультуры с использованием хореографии проводился не менее, чем один раз в неделю; физкультурно - оздоровительные мероприятия включали элементы хореографии не менее двух раз в неделю. Танцы изученные детьми на занятиях выполнялись ежемесячно на общешкольных и классных праздничных мероприятиях, в частности: Днях здоровья, Встрече Нового года, Масленице, Дне защитника отечества, 8 Марта, Мистер и Миссис года, на празднике Последнего звонка и спортивных праздниках.
Уроки физической культуры и физкультурно - оздоровительные мероприятия проводили квалифицированные специалисты (учителя физкультуры и учителя классоводы). В экспериментальных группах физкультурно - оздоровительные мероприятия и уроки физкультуры с приоритетным использованием элементов хореографии проводились по разработанным нами конспектам.
В качестве теоретического и методического основания при разработке методики формирования координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией мы использовали знания и практический опыт ведущих специалистов [1, 2, 3], придерживались основных требований современных программ [4, 5] и результатов собственных педагогических экспериментов [6].
Методика формирования основных компонентов координационных способностей включает комплексы танцевальных упражнений, танцевальные этюды и танцы и хореографические игры, которые направлены на развитие мышечных ощущений, ощущение времени, пространства, ритма и равновесия, обеспечивается целенаправленным воздействием на функционирование двигательного, слухового и зрительного анализаторов и вестибулярного аппарата младших школьников.
Изучение новых танцевальных движений, этюдов и танцев происходило в основной части урока. В содержание подготовительной и заключительной частей урока физической культуры вводились комплексы танцевальных упражнений, танцевальные этюды и танцы построены на основе ранее изученных движений. Важное место в методике формирования основных компонентов координационных способностей детей принадлежит хореографическим играм, которые в зависимости от поставленных задач конкретного урока, использовались как в подготовительной так и в основной и заключительной частях урока физической культуры.
Для эффективного формирования координационных способностей у мальчиков и девочек 8-летнего возраста важно осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на развитие ощущений к сохранению равновесия, ритма, управления силовыми, временными и пространственными параметрами движений и координации движений.
Для эффективного формирования координационных способностей у девочек и мальчиков 8-летнего возраста направляли педагогическое воздействие на развитие следующих компонентов, в частности: чувство равновесия, временных параметров и координацию движений. Так для развития чувства равновесия у детей 8-летнего ребенка следует применять такие упражнения:
- упражнения классического экзерсиса demi и grand plie , passé , releve в основных позициях на середине зала;
- выдерживания положение sur le cou - de - pied, «arabesque», «attitude», имитационных поз «журавль», «цапля», «петух готов к бою», «гусь».
- прыжки saute по I, II , III позициях и changement de pieds в заданном темпе;
- игры хореографической направленности с резким прекращением движений и сохранения позы по сигналу учителя.
При формировании способности к скоординированности движений у детей 8-летнего возраста применяли следующие танцевальные движения:
- элементы народного танца: приседание с двойным ударом, ковырялочка с моталочкой, извиание с впадением, па - де - баск, гармошка и присядки, разножка, ползунок для мальчиков с одновременным вынесением рук в II или III позицию под музыку;
- элементы историко - бытового и бального танца: шаг полонеза балансе, вальсовая дорожка под музыкальное сопровождение;
- танцевальные этюды и танцы на основе изученных движений: «Вальс дружбы», «Казачок», «Школьная полька», «Сороконожка», «Чунга - чанга», «Наш друг - Буратино».
При формировании способности к контролю за временными параметрами движений у детей 8-летнего возраста необходимо использовать следующие упражнения:
- марширование на месте и в движении в заданном темпе на указанный временной отрезок (количество тактов или раз);
- бег с высоким подниманием колен, с подъемом выпрямленных ног вперед и назад, семенящий бег на с конкретным количеством повторений за отрезок времени;
- элементы народного танца: припадание с двойным ударом, ковырялочка с моталочкой, извивание с впадением, па - де - баск, гармошка и присядки, разножка, ползунок для мальчиков в заданном темпе или на указанный временной отрезок.
Формирование способности к точным движениям у мальчиков 8-летнего возраста происходило с помощью следующих упражнений:
- упражнения классического экзерсиса battement tendu jete, grand battement jete, battement frappe вперед, назад с I , II, III боком к опоре;
- подготовка к каблучным движениям;
- элементы народного танца: чесалка, присядки с выводом ноги на носок или каблук, разножка, гусиная ходьба;
- подготовка к туру шине.
Во время выполнения упражнений внимание учащихся акцентировалось на четком выполнении техники, сохранении позиций, начале и окончании танцевального движения с музыкальным сопровождением.
При формировании способности к управлению пространственными параметрами движений у мальчиков 8-летнего возраста использовали следующие упражнения:
- разнообразные перестроения по сигналу учителя: танцевальным шагом (с носка, переменный, приставной, галоп, полька) из колонны в шеренгу и наоборот, из одного круга в два и наоборот, продвижение по внутреннему и внешнему кругу;
- прыжки по V и позиции с поворотом на 90 º, 180 º, 270 º и 360 º;
- подготовка к туру шине;
- элементы народного танца: ползунок, гусиная ходьба с продвижением по кругу, диагонали или изменением направления движения по указанию учителя.
В процессе формирования чувства ритма у девочек 8-летнего возраста использовали следующие упражнения:
- хлопки различной длительности с одновременным маршем или перестройкой;
- различные виды бега под музыку разного темпа: шаг галопом правым и левым боком, кратковременные ускорения по сигналу, бег с подпрыгиванием;
- прыжки под музыку разного темпа: saute по I, II , III позициях и changement de pieds с вытягиванием носков в фазе полета, прыжки на двух ногах с поворотом на 90 º, 180 º, чередование быстрых и медленных и низких и высоких прыжков;
- переменная ходьбп вперед и назад, частая ходьба, шаг польки с изменением темпа;
- па - де - баск, веревочка, ковырялочка с моталочкой на месте в заданном темпе и с кратковременными ускорениями по указанию учителя.
Эффективность разработанной методики формирования координационных способностей у детей 8-ми летнего возраста в процессе занятий танцевальными упражнениями на уроках физкультуры осуществлялся в два этапа. На первом этапе на основе результатов предыдущего среза осуществлялся контроль и оценивания уровня сформированности физических и координационных способностей у детей. Контрольные срезы координационной подготовленности проводились по результатам выполнения нормативных требований к учебной программы из раздела школы «развитие физических качеств» и специально разработанного пакета измерений уровня сформированности основных компонентов координационных способностей. Оценка результатов осуществлялось квалифицированными учителями с занесением в протокол регистрации.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил исследовать возрастную динамику развития показателей физических и координационных способностей у детей 6-9 лет и выявить темпы ускоренного развития этих способностей и подтвердил гетерохроннисть развития физических и координационных способностей у детей.
Учет темпов естественного ускоренного развития и выявления информативной значимости показателей основных компонентов координационных способностей у детей 6-9 лет, стал основой для планирования направленных педагогических действий средствами хореографии на соответствующие компоненты этих способностей.
На втором этапе проводилось повторное измерение уровня координационной подготовленности и определение изменений подготовленности у исследуемых учеников.
В результате внедрения в учебно - воспитательный процесс физического воспитания учащихся начальной школы занятий хореографической направленности, произошли позитивные изменения в двигательных показателях ( табл.1-2).
Наблюдается достоверное увеличение как в ЭГ, так и КГ в следующих показателях: способности к управлению силовыми, временными и пространственными параметрами (6,9% и 5,4% соответственно) и скоординированностью движений (5,5% и 1,5%) и чувством времени (7,6% и 2,2%). Кроме этого, необходимо отметить достоверное преимущество представителей ЭГ в приросте показателей «чувство равновесия с открытыми глазами» (8,8%), остальная разница в приростах соответствующих показателей у девочек КГ не достоверна .
2016-08-31_17-44_PDF.jpg
2016-08-31_17-44_PDF(2).jpg

У мальчиков 8-летнего возраста (табл. 2) достоверное увеличение у представителей ЭГ и КГ, со значительным перевесом представителей ЭГ, отмечаем в показателях чувства времени (11,2% и 6,4%) и скоординированности движений (6,1% и 2,4%). Необходимо также отметить, что у представителей ЭГ достоверное увеличение наблюдаем в таких показателях, как чувство равновесия с открытыми (9,5%) и закрытыми (6,7%) глазами, ощущение пространства (9,5%) и способности к управлению силовыми, пространственными и временными параметрами движений (7,8%). У представителей КГ в данных способностях показатели значительно ниже по сравнению с ЭГ и разница в приростах данных показателей не достоверна.
Выводы. Занятия танцевальными упражнениями соответствует потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста и имеет ценный педагогический потенциал для развития их координационных способностей.
Следовательно, для эффективного формирования координационных способностей и их компонентов в мальчиков и девочек 8- ми летнего возраста важно осуществлять целенаправленное педагогическое влияние на развитие конкретных психофизиологических показателей организма с учетом их возрастных и половых особенностей развития.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в выявлении оптимальных педагогических условий формирования координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией .

INFLUENCE OF METHOD FORMATION KOORDYNATSYON ABILITIES OF FLIGHT CHILDREN (8 YEARS OLD) CHOREOGRAPHY ELEMENT ON CLASSE FOR PHYSICAL CULTURE
N.F. Chuprun
Pereyaslav-Khmelnytsky state pedagogical university named after Grigory Skovoroda

Abstract. One of the promising areas for improving the system of physical education of younger students is to find and scientific substantiation of effective tools and methods for the development of motor skills and coordination abilities of children. Choreography has the potential to solve many problems of physical education, including the development and promotion of coordination abilities as choreographic skills by nature, structure and methodology of the study are identical motor. Purpose - to examine the effectiveness of methods of forming coordination abilities of an 8- year-olds dance elements on physical education. Methods and organization studies: analysis and synthesis of scientific- methodical literature and pedagogical practice; teacher testing, methods of mathematical statistics. The study was conducted on the basis of secondary school № 7 Pereyaslav -Khmelnitsky in the experiment was 83 students (47 boys and 36 girls).
Key words: junior high school students, coordinating ability, choreography.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чупрун Наталия Федоровна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и туризма Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г.Переяслав-Хмельницкий, Украина. E-mail: chuprunn@mail.ru
Chuprun Natalia Fedorovna - candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of sports and tourism of the State higher educational institution "Pereyaslav-Khmelnitsky state pedagogical university named after Gregory Skovoroda, Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine. E-mail: chuprunn@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
1. Егорова С.А. Хореография в помощь школьникам / С.А. Егорова, Н.Ю. Шумакова
// Физическая культура в школе. - 2005. - № 7. - С. 25-28.
2. Ротерс Т.Т. Теория и методика развития личности школьника на ритмических за-
нятиях в общеобразовательной школе / ЛГПУ Шимени Т. Шевченко / Т.Т. Ротерс . - Лу-
ганск : Альма -матер, 2001. - 250с.
3. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для студентов вузов /
В.Ю. Сосина. - К. : Олимпийская литература, 2009. – 135с.
4. Физическая культура. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-
4 классы / под ред . Т.Ю. Круцевич. - М. - 2011.
5. Хореография. Программа для общеобразовательной школы (1-4классы) / А. Тара-
канова // Начальная школа. - 2003. - № 12. - С.42 -45.
6. Чупрун Н.Ф. Состояние развития физических и координационных способностей
детей младшего школьного возраста / Н. Ф. Чупрун // Молодая спортивная наука Украины :
сборник научных трудов в области физического воспитания, спорта и здоровья человека.
Вып.16 : в 4 - х т. - М.: ЛДУФК 2012. - Т. 2. - С.212 -215.
В избранное 0
Количество просмотров: 195
Предыдущая статьяАнализ нормативно-правового обеспечения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в российской федерации
Следующая статьяУровень технических элементов в плавании способом баттерфляй двукратного серебряного призера олимпийских игр александры гераcимени