Влияние технологии CAD/CAM на стоматологическую практику

Dental Tribune Russia №03 2016 - Влияние технологии CAD/CAM на стоматологическую практику

Номера страниц в выпуске:16
Для цитированияСкрыть список
Джонатан Л. Ференц. Влияние технологии CAD/CAM на стоматологическую практику. Dental Tribune Russia. 2016; 03: 16
– Как изменилась жизнь Вашей клиники и ее пациентов с появлением CAD/CAM?
– Впервые я по-настоящему понял, насколько радикально отличается работа с использованием технологии CAD/CAM от традиционной клинической практики, когда лечил одного своего знакомого, очень успешного бизнесмена и совладельца известного архитектурного бюро. Он появился в клинике около двух часов дня в пятницу со словами: «Слушай, мне неловко отвлекать тебя от дел, но у меня сломалась коронка. Вечером мне предстоит крайне важный ужин с клиентами, а утром я должен улететь на две недели кататься на лыжах с семьей. Если я не смогу поехать, жена смертельно обидится. Поставь хоть какую-нибудь времянку, пожалуйста!»
Его коронка развалилась на две части. Я подумал, что у нас получится сделать нечто большее, чем просто временную реставрацию, и решил изготовить новую коронку с применением технологии CAD/CAM. Надо сказать, что мой приятель в успех не верил.
Я взял отломившийся фрагмент коронки и установил его на зуб: фрагменты совпали идеально, как детали головоломки. Затем мой ассистент провел первое сканирование. Второй фрагмент все еще держался на зубе, поэтому я ввел пациенту новокаин и под анестезией удалил эту часть коронки. Разместив ретракционную нить, я снова сканировал зуб с помощью сканера TRIOS (3Shape). После этого техник смоделировал и фрезеровал новую коронку. Всего через полтора часа мой знакомый вышел из клиники с новой постоянной реставрацией.
Впоследствии он рассказал мне, что, наверное, очень утомил своих клиентов за ужином, поскольку только и говорил, что о своей коронке, которую ему изготовили меньше чем за два часа.
Мы все прекрасно понимаем, что при традиционном подходе такое лечение потребовало бы трех посещений.
Теперь, имея дело со сломавшимися коронками, я точно знаю, что мы можем решить эту проблему за один день, не заставляя пациента ждать целую неделю и идти в клинику еще раз. Все, что для этого нужно, – получить цифровой оттиск с помощью сканера TRIOS и отправить его в лабораторию. Для таких занятых людей, как мой знакомый, это просто спасение.

– Но разве доходы клиники не сокращаются из-за того, что во втором посещении больше нет необходимости?
– Нет, конечно. Стоимость лечения не зависит от количества посещений, поскольку пациент платит за процедуру, а не за визит. Так что мы на самом деле экономим и время, и деньги. Кроме того, возможность обойтись без установки временной реставрации – это большое преимущество и для пациентов, которым больше не нужно тратить время на лишнее посещение стоматологической клиники.

– Какими еще достоинствами отличается эта технология?
– Важным преимуществом цифровой технологии является то, что она обладает образовательным потенциалом – я имею в виду просвещение пациентов. Например, латеральный резец пациента безупречно смотрится спереди, однако на его язычной поверхности установлены амальгамовая пломба и композитная реставрация, а также имеется вертикальная трещина, идущая от режущего края к десне. Но пациент ее не видит, ведь она находится внутри полости рта! Как продемонстрировать ему наличие проблемы?
Раньше я попытался бы с помощью зеркала сделать фотографию, которую потом еще нужно было бы загрузить в компьютер или на iPad. На это ушло бы порядка 20 мин; уже минут через 10 пациент стал бы поглядывать на часы, прикидывая, не стоит ли отказаться от услуг такого медлительного стоматолога. Ведь не секрет, что ключ к успеху – это быстрота лечения. Поэтому сегодня я начинаю со сканирования полости рта и получения трехмерного цифрового оттиска.
При этом я могу моментально вырезать сканированное изображение латерального резца и показать пациенту то, чего сам он увидеть не может. На скане четко видна трещина. Пациент интересуется, что с ней можно сделать, и я рекомендую установить коронку. И пациент соглашается с этим предложением, потому что я убедительно продемонстрировал ему наличие проблемы. Таким образом, мы помогаем пациентам активно участвовать в постановке диагноза и выработке стратегии лечения.

– Иными словами, сканированное изображение позволяет дать пациенту информацию для принятия решения?
– Лучший пациент – это пациент информированный, однако «образовательный» процесс должен быть быстрым и интуитивным. Он не может состоять из таких длительных операций, как получение изображения, его загрузка в компьютер, открытие снимка в специальной программе и т.п. Поэтому сегодня у меня в руках не фотоаппарат или iPad, а сканер TRIOS. И не только у меня: в нашей клинике сканер есть в каждом кабинете, им пользуется даже гигиенист.

– Как Вы думаете, станет ли сканирование обязательной частью любого обследования?
– Увеличенное сканированное изображение дает массу полезной информации. Это все равно что рассматривать фотографию или зуб с помощью хорошей медицинской лупы. Более того – на мониторе я могу увеличить изображение так, как мне нужно.
Так что я вполне могу представить, что вскоре мы начнем использовать сканер не только в отдельных клинических случаях, но и при обследовании каждого пациента. Да, это более чем возможно.

– А может ли настать такое время, когда диагноз можно будет ставить только по цифровым изображениям?
– Вы имеете в виду, могу ли я представить, что однажды буду сидеть на террасе пляжного домика на Багамах и листать сканированные изображения на ноутбуке? Было бы, конечно, неплохо, но такого не случится: слишком многое в нашей работе зависит от личного контакта с пациентом.

От редакции
Cтатья впервые опубликована в журнале CAD/CAM №3, 2015.
Список исп. литературыСкрыть список
В избранное 0
Количество просмотров: 30
Предыдущая статьяВозможности гомеопатических препаратов в комплексной терапии заболеваний пародонта у коморбидных пациентов
Следующая статьяПрофилактика в стоматологии: современные тренды и лидеры