Психиатрия Всемирная психиатрия
№03 2012

«Recovery» потребителей: призыв к партнерству между исследователями и потребителями №03 2012

Номера страниц в выпуске:171
Потребители услуг служб охраны психического здоровья, особенно в Африке, согласятся с Bellack и Drapalski в том, что время для разработки моделей, подкрепленных эмпирическими доказательствами, пришло. Доказательные данные же свидетельствуют о том, что модели «recovery» главным образом фокусируются на биомедицинской модели лечения болезни и не развивают способности потребителей противостоять трудностям жизни с психическим расстройством.
Потребители услуг служб охраны психического здоровья, особенно в Африке, согласятся с Bellack и Drapalski в том, что время для разработки моделей, подкрепленных эмпирическими доказательствами, пришло. Доказательные данные же свидетельствуют о том, что модели «recovery» главным образом фокусируются на биомедицинской модели лечения болезни и не развивают способности потребителей противостоять трудностям жизни с психическим расстройством.
В частности, в Замбии есть два государственных учреждения, рассчитанных на 160 потребителей, которые должны были получать центральное финансирование своей деятельности. Увы, уже много лет эти учреждениям не выделялось никаких средств, что, конечно, повлияло на оказание помощи (1). Эти центры стали местом скопления людей с психическими заболеваниями, пребывание в котором не способствует процессу «recovery». Это неприемлемо и является нарушением прав человека в отношении людей с психическими расстройствами. Это нарушает права человека потому, что лишает человека с психическим заболеванием возможности приобрести и сохранять максимальный уровень независимости, профессиональных способностей, а также полной включенности и участия в общественной и всех других сферах жизни (2).
Службы «recovery» должны быть доступны людям с психическими расстройствами как можно ближе к их собственным сообществам, что касается и  сельской местности (3). Должны организовываться всесторонние программы и службы, стабильные и длительные, основанные на мультидисциплинарной оценке индивидуальных потребностей и сильных качеств. Мы надеемся, что мы занимаемся разработкой моделей «recovery», которая позволит людям с психическими расстройствами осознавать собственные возможности, работать продуктивно и плодотворно, а также быть способными приносить пользу своим сообществам (4). Это касается сообществ, которые заинтересованы в создании среды, которая позволяет людям с психическими расстройствами максимально расширить свой потенциал, улучшить качество их жизни и иметь такие же возможности и обязанности как люди без соответствующих нарушений. Мы рассматриваем службы «recovery» как механизм, способствующий снижению нищеты, распространению информации и передаче ответственности за собственное развитие самим людям, страдающим психическими расстройствами.
В развитии служб «recovery» огромное значение принадлежит тому, чтобы люди с психическими расстройствами действовали на равных правах с другими. Поэтому самое главное – активно содействовать формированию среды, в которой люди с проблемами в сфере психического здоровья могли бы эффективно и полноценно участвовать в создании моделей «recovery», не подвергаясь при этом дискриминации. Наш личный опыт способен оказать сильное и непоколебимое влияние на формирование доказательной основы для моделей «recovery». Наш жизненный опыт позволяет направлять и сопровождать развитие комплексных моделей «recovery», ориентированных на потребителя.
Необходим призыв к сотрудничеству между исследователями и потребителями. Этот призыв к сотрудничеству в отношении «recovery» имеет критическое значение, хотя и не получает заслуженного внимания. Возможности для продвижения основанных на доказательствах моделей «recovery» возникают вследствие разрастания сетевого взаимодействия между людьми, которых касаются проблемы психического здоровья. Такие сети должны формироваться из специалистов, членов семей и самих людей, страдающих психическими расстройствами.
Сотрудничество является верным направлением. Важность сотрудничества при разработке основанных на доказательствах моделей «recovery» состоит в том, что оно привносит комбинацию дополнительных навыков и более широкого объема знаний. Кроме того, это экономично, так как каждый из участников такого партнерства будет специализироваться на определенном аспекте развития модели «recovery». Это также обеспечивает моральную поддержку, которая способствует более творческому совместному поиску решений.
Поэтому необходимо, чтобы исследователи и потребители вкладывали силы в развитие сотрудничества и по всему миру создавались основанные на доказательствах модели «recovery». Это принесет пользу потребителям, особенно тем, которые живут в странах с низким и средним уровнем дохода, наиболее сильно страдающим от недостатка служб «recovery».
Список исп. литературыСкрыть список
1. Hartley S (ed). CBR as part of community development. A poverty reduction strategy. London: Centre for International Child Health, University College London, 2006.
2. Desjarlais R, Eisenberg L, Good B et al. World mental health: problems and priorities in low income countries. New York: Oxford University Press, 1995.
3. United Nations. Convention on the rights of persons with disabilities. New York: United Nations, 2008.
4. Mayeya J, Chazulwa R, Mayeya PN et al. Zambia mental health country profile. Int Rev Psychiatry 2004;16:63-72.
Количество просмотров: 944
Предыдущая статьяВосприятие «recovery» потребителями: взгляд из Индии
Следующая статьяЭмпирический подход к классификации и диагностике расстройств настроения
Прямой эфир