Психиатрия Всемирная психиатрия
№01 2017

Рассмотрение вопроса с точки зрения пациентов №01 2017

Номера страниц в выпуске:44-45
Решение проблемы повышенного уровня смертности людей с тяжелыми психическими расстройствами (ТПР) требует использования многомерного подхода, при условии, что связь и сотрудничество с системой здравоохранения в целом эффективно налажено, и что этот подход будет применяться в локальных,  взаимной поддержки и общественных организациях, занимающихся психосоциальной реабилитацией и сопровождением.
Решение проблемы повышенного уровня смертности людей с тяжелыми психическими расстройствами (ТПР) требует использования многомерного подхода, при условии, что связь и сотрудничество с системой здравоохранения в целом эффективно налажено, и что этот подход будет применяться в локальных,  взаимной поддержки и общественных организациях, занимающихся психосоциальной реабилитацией и сопровождением.
Успех в лечении ТПР зависит не только от психофармакотерапии, но требует целостного подхода, при котором уважаются права людей с психическими расстройствами –  право на доступ к качественным медицинским услугам, на высокое качество жизни, право пользоваться различными возможностями на равных условиях и жить с достоинством.
Важно осознавать ту роль, которую играет стигма в доступе к медицинской помощи и в пренебрежении вопросами психического здоровья в рамках системы здравоохранения. Необходимо, чтобы инициативы по дестигматизации присутствовали в качестве компонента всех предлагаемых мероприятий, а психическое здоровье воспринималось наравне с физическим здоровьем.
Медицинские услуги в психиатрии должны предоставляться с акцентом на права человека, что воспринимается лицами с ТПР как проявление помощи и поддержки. К сожалению, эти услуги могут выглядеть как “наказание” в виде оскорбительного отношения и отрицания права людей с ТПР вносить свой вклад в собственное лечение и выздоровление. Система, которая не слышит “голос” людей с ТПР или не принимает во внимание их взгляды и мнения, работает в пользу лишения прав таких пациентов. Людей с ТПР необходимо признать в качестве ключевых партнеров в масштабировании медицинских услуг в психиатрии и в работе по ослаблению стигмы. Нужно позволить им включаться в процесс на том уровне, где они могут активно участвовать в разработке стандартов, внедрении программ и мониторинге системы здравоохранения.
Кампания по психическому здоровью в сельских районах Южной Африки привлекла пациентов для оценки качества внедрения Южноафриканской Рамочной схемы политики в области психического здоровья и Стратегического плана, и опубликовала результаты1. Один из пациентов, включенных в исследование сельского сообщества, подтвердил тот факт, что пациентов не признают ключевыми партнерам в деле улучшения психиатрической помощи: “Мнения сумасшедших по спорным вопросам игнорируются”. Проверка вовлеченности пациентов, проведенная Федерацией психического здоровья Южной Африки, еще раз подтвердила то, что пациентам не дают в полной мере участвовать в собственном лечении и выздоровлении, а также то, что их не принимают всерьез, автоматически отметая их взгляды и мнения.
Медицинским работникам общей практики нужно проходить соответствующую подготовку в области психических расстройств, особенно ТПР, в качестве составляющей части учебной программы, и становиться более внимательными к нуждам лиц с ТПР для того, чтобы нивелировать барьеры, связанные с отношениям к ним, приводящие к тому, что люди с ТПР не обращаются за помощью или отказываются продолжать лечение как психических, так и соматических заболеваний. Некоторые исследования неожиданно показали, что отношение медработников к людям с психическими расстройствами менее позитивное, чем у популяции в целом2,3. В другом исследовании было показано, что у работников психиатрических клиник (медсестёр и санитаров) встречается как позитивное, так и негативное отношение к людям с психическим расстройствами, и было высказано предположение, что специальные тренинги (замена мифов в области психического здоровья фактами) могут повлиять на отношение к пациентам4. Чтобы разработать адресный подход к образовательным инициативам и улучшить предоставляемые медицинские услуги, важно понять, как формируется это отношение.
Учреждения здравоохранения и клиники на местах должны перестать быть “распределителями лекарств” и стать комплексным медицинским центром, который предлагает людям с ТПР все доступные услуги, рассматривая личность в целом, как предлагается Liu et al.5 в многоуровневой системе мероприятий.
Необходимо признать группы взаимной поддержки пациентов и инициативы семейной поддержки в качестве существенных элементов социальной модели, делающей акцент на устранении системных барьеров, негативного отношения и выключенности из общества, т. к. стигма производит волновой эффект в создании барьеров для доступа к услугам и возможностям, что в итоге ведет к нарушению прав человека.
Учитывая то, что безработица является сильным независимым фактором повышения уровня смертности, жизненно необходимо сосредоточить внимание на социально-бытовых детерминантах здоровья. Проблеме безработицы у людей с ТПР уделяется очень мало внимания, хотя она оказывает огромное влияние на жизнь этих людей, оставляя их с чувством невостребованности, неспособности жить независимо и финансово самостоятельно и способствуя их изоляции. В идеале психотерапевты должны проводить специальные мероприятия для облегчения трудоустройства или трудотерапии, а также помогать людям с ТПР в оптимизации когнитивного функционирования и достижения возможного уровня самостоятельности, при которой они смогут брать на себя ответственность за собственную жизнь и заботиться о физическом здоровье и психическом благополучии.
Система здравоохранения должна взаимодействовать с общественными организациями для того, чтобы построить эффективную и комплексную платформу для предоставления услуг людям с ТПР. Разрыв этой связи может вызвать сильное разочарование у людей с ТПР, стремящихся к тому, чтобы план лечения и восстановления был сконцентрирован на их индивидуальных нуждах.
Цель Устойчивого Развития не “оставить никого без внимания” должна быть выполнена во имя людей с ТПР, особенно тех, кто живет в бедной или сельской местности. Должны быть проведена проверка применимости стандартов6 в сельской местности, чтобы убедиться в том, что живущие там не оставлены без внимания, т. к. именно они оказываются на периферии доступа к социальным и экономическим возможностям, включая здравоохранение.
Список исп. литературыСкрыть список
1. Rural Mental Health Campaign Partners. The rural mental health campaign report. South Africa, 2015.
2. Jorm AF, Korten AE, Jacomb PA et al. Aust N Z J Psychiatry 1999;33:77-83.
3. Rao H, Mahadevappa H, Pillay P et al. J Psychiatr Ment Health Nurs 2009;16:279-84
4. Foster K, Usher K, Baker JA et al. Aust J Adv Nurs 2008;25:72-9
5. Liu NH, Daumit GL, Dua T et al. World Psychiatry 2017;16:30-40.
6. Eagar D, Versteeg M. International best practice and the rural-proofing of policy: opportunities for the South African context. Johannesburg: Rural Health Advocacy Project, 2013
Количество просмотров: 893
Предыдущая статьяРассмотрение вопроса с точки зрения внедрения государственных стандартов медицинской помощи
Следующая статьяСнижение преждевременной смертности от неинфекционных заболеваний, в том числе среди лиц с тяжелыми психическими расстройствами
Прямой эфир