Психиатрия Всемирная психиатрия
№02 2017

Роль ожиданий в психических расстройствах и их лечении №02 2017

Номера страниц в выпуске:210-211
Ожидания определяются как мысли о будущем, основанные на предвосхищении того, случится ли то или иное событие или будет или не будет пережит тот или иной опыт1. В терапии психических заболеваний выявление и коррекция ожиданий пациента относятся к ключевым механизмам происходящих изменений2,3.  Фокус на ожиданиях не игнорирует прошлый опыт, но учитывает его только в том случае, если он имеет значение в прогнозировании будущего. 
Ожидания определяются как мысли о будущем, основанные на предвосхищении того, случится ли то или иное событие или будет или не будет пережит тот или иной опыт1. В терапии психических заболеваний выявление и коррекция ожиданий пациента относятся к ключевым механизмам происходящих изменений2,3.  Фокус на ожиданиях не игнорирует прошлый опыт, но учитывает его только в том случае, если он имеет значение в прогнозировании будущего. 
Важная роль ожиданий в вопросах заболеваний и их лечения может быть проиллюстрирована следующим образом: большинство людей не считает шум в ушах большой проблемой до тех пор, пока существует убеждение в том, что эта проблема скоро пройдет. Но если больной ожидает, что шум останется навсегда, недуг гораздо труднее переносить. Точно так же, не сами по себе плохое настроение, какое-либо неприятное событие или трудная жизненная ситуация определяют, разовьется ли у предрасположенного человека психическое или психосоматическое расстройство, а скорее его  ожидания относительно длительности неприятного состояния, возможных опасностей, излечимости состояния и предполагаемой способности справиться с возникшими проблемами. 
Для нейробиологии и некоторых разделов психологии, таких как возрастная и социальная психология, феномен ожиданий был предметом изучения на протяжении многих десятилетий. В результате в настоящее время нам в подробностях известно как формируются ожидания, при каких обстоятельствах они меняются, а при каких сохраняются, не смотря на противоречащий им опыт. 
Ожидания приводят к такому типу мозговой активности, которая делает человека чувствительным к ожидаемому опыту4, и они тесно связаны с аффективными реакциями5. Понятие «ошибки предсказания» и его связи с активацией дофаминергической системы, активацией миндалевидного тела в момент кодирования реакций отвращения и роль контекстной информации в формировании ожиданий – это лишь несколько нейрофизиологических примеров того, как этот вопрос был исследован.
Ассоциативное обучение, влияние с использованием внутригрупповых норм и СМИ, а также феномен "залипания" ожиданий несмотря на то, что они не сбываются в реальности  (когнитивная “иммунизация”) – это релевантные  психологические концепции для лучшего понимания причин существования тех или иных ожиданий.
В настоящее время мы сталкиваемся с задачей исследования роли ожиданий с клинической точки зрения и трансляции этого знания в психотерапевтическую и психофармакологическую практику. Этот подход может позволить лучше понять течение психических и психосоматических расстройств, направляя разработку точно выверенных вмешательств, основанных на высокоэффективных механизмах. Кроме того, сосредоточенность на ожиданиях и их персистенции помогает объяснить, почему та или иная терапия бывает неэффективна.
Некоторые психические расстройства по определению связаны с ожиданиями. В первую очередь таковыми являются тревожные расстройства:  фобии, паническое расстройство и генерализованное тревожное расстройство. В этих случаях пациенты ожидают негативных последствий при условии воздействия определённых стимулов, ситуаций или переживаний (например, фобический стимул и  ощущение учащенного сердцебиения). При обсессивно-компульсивном расстройстве пациент ожидает возникновения ужасных последствий при невозможности совершить компульсивные действия.
Роль ожиданий при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), по-видимому, более сложна. В то время как большинство людей чувствует себя в безопасности и не ожидает ужасных событий, эта базовая  уверенность в обычных повседневных ситуациях у человека с психотравмой нарушена6. Некоторые пациенты с ПТСР не хотят говорить о травме, потому что ожидают, что не смогут перенести возникающие вследствие разговора эмоции.
При других психических расстройствах ожидания не являются компонентом диагностических критериев, но все равно играют значимую роль. Например, люди, страдающие от депрессии, имеют большее количество специфических для депрессии отрицательных ожиданий7. Даже при соматических заболеваниях, ожидания и связанные с ожиданием понятия (например, избегание страха при хронической боли), имеют значение для прогноза выживаемости и персистирования болезни9. 
Ожидания успешности лечения – самый значимый предиктор результата как психофармакологического, так и психотерапевтического лечения, и они считаются главным определяющим фактором эффекта плацебо9. В большинстве психофармакологических испытаний плацебо эффект составляет существенную долю от эффекта лечения в целом. Оптимизация ожиданий от лечения может привести к улучшению результата и профилактике побочных эффектов, в то время как индукция отрицательных ожиданий может снижать  результативность высокоэффективного лечения10.
Если ожидания – один из самых сильных предикторов результата, то любое вмешательство должно в первую очередь включать в себя модификацию ожиданий пациента, касающихся его болезни, и положительные ожидания должны быть прочно сформированы до начала лечения. Экспозиционная терапия – одно из традиционных психологических вмешательств, считающееся мощным инструментом для коррекции ожиданий. Однако традиционная экспозиционная терапия нуждается в переформулировании для большего сосредоточения на изменении ожиданий (например,  более подробное сравнение ожиданий от экспозиции с реально случившимся событиями)3.
В психологических вмешательствах, сфокусированных на ожиданиях (EFPI)7 основной акцент ставится на анализе и суммировании ожиданий пациента, связанных с болезнью, разработке ситуативных тестов на степень правдоподобности этих ожиданий и переоценке ожиданий, путем сопоставления ожиданий до терапии с опытом во время экспозиционной терапии.
Помимо ожиданий пациента, касающихся его болезни, важную роль в планировании лечения играют ожидания по поводу положительных и отрицательных сторон того или иного вмешательства. Если у пациента есть негативные убеждения о медикаментозном лечении, это нужно выявить до назначения препаратов. 
В психотерапии позитивные ожидания результатов лечения должны быть сформированы до проведения болеесложных для пациента интервенций.
Учитывая удельный вес эффекта плацебо в психиатрии, модификацию ожиданий можно считать самым мощным рычагом для успешного лечения. В связи с этим, существует актуальная потребность в  применении знаний об ожиданиях для улучшения результатов лечения.
Список исп. литературыСкрыть список
1. Rief W, Glombiewski JA, Gollwitzer M et al. Curr Opin Psychiatry 2015;28: 378-85.
2. Craske MG, Treanor M, Conway CC et al. Behav Res Ther 2014;58:10-23.
3. Craske MG. Verhaltenstherapie 2015;25:134-44.
4. Koyama T, McHaffie JG, Laurienti PJ et al. PNAS 2005;102:12950-5.
5. Schwarz KA, Pfister R, Buchel C. Trends Cogn Sci 2016;20:469-80.
6. Janoff-Bulman R. Soc Cogn 1989;7:113-36.
7. Rief W, Glombiewski JA. Verhaltenstherapie 2016;26:47-54.
8. Barefoot JC, Brummett BH, Williams RB et al. Arch Intern Med 2011;171: 929-35.
9. Schedlowski M, Enck P, Rief W et al. Pharmacol Rev 2015;67:697-730.
10. Enck P, Bingel U, Schedlowski M et al. Nat Rev Drug Discov 2013;12:191-204.
Количество просмотров: 799
Предыдущая статьяИграет ли нейровизуализация роль в прогнозе исходов психоза?
Следующая статьяПочему прогноз по критериям ультравысокого риска психоза не работает вне клинических проб и что с этим делать
Прямой эфир