Всемирная психиатрия №02 2013

Всемирная психиатрия, №02 2013
Введение «точных диагностических критериев» в психиатрию – изначально только для исследовательских целей и, впоследствии, с появлением DSM-III, также для повседневной клинической практики – имело главную цель: преодолеть «неопределенность и субъективизм, унаследованные от традиционного диагностического процесса». Особенно это касалось вариабельности критериев включения и исключения, используемых клиницистами при постановке диагноза («дисперсия критерия»), которая была названа главной причиной слабой надежности диагноза.
Mario Maj
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) определяет общий язык, с помощью которого клиницисты, исследователи и чиновники системы здравоохранения в США говорят о психических расстройствах. Последнее издание DSM, его пятый пересмотр (DSM-5), опубликованное в мае 2013 года, является первой большой ревизией диагностических критериев и классификации с 1994 года, когда вышло в свет DSM-IV.
Darrel A. Regier1, Emily A. Kuhl1, David J. Kupfer2
Поскольку до сих пор механизмы развития когнитивных и негативных нарушений остаются недостаточно изученными, эти состояния трудно поддаются лечению. Два десятилетия разработок лекарственных препаратов на экспериментальных моделях на животных не принесли ожидаемых результатов, что указывает на потребность в разработке новых моделей. В ряде публикаций проанализирован большой объем литературы о клинических испытаниях существующих химических соединений. В этой статье мы расскажем о современных этиологических теориях когнитивного дефицита и негативной симптоматики, потенциальных экспериментальных моделях на животных и новых терапевтических стратегиях на основе последних.
Donald C. Goff
Малкольм Гладуэлл (M. Gladwel) в своей научно-популярной книге «Blink: The Power of Thinking Without Thinking» (в русском переводе: «Озарение. Сила мгновенных решений») отмечал, что «важная задача этой книги — убедить вас в том, что наши способности к оценке первых впечатлений и к мгновенным, автоматическим суждениям без обдумывания можно развивать и, более того, можно управлять ими... Подобно тому, как мы можем научиться мыслить логически и целенаправленно, мы способны научиться делать и более качественные мгновенные выводы». В целях определить, должны ли психиатры в своей работе осуществлять мгновенную оценку и полагаться на первые впечатления, следует обратиться к исследованиям когнитивных и социальных факторов, влияющих на клинические суждения.
Howard N. Garb
Современная описательная психиатрия возникла 2 века назад в классификации Пинеля, затем была систематизирована в учебнике Крепелина, после чего Фрейд дополнил ее описанием амбулаторных больных, в то время наблюдавшихся у неврологов. Расцвет наук о мозге также пришелся на вторую половину 19-го века, и в течение последних 30 лет наблюдается очередной прорыв в этой области знаний. Но, к сожалению, до настоящего времени стремление объяснить психопатологию, используя достижения нейронаук, не оказало влияния на диагностический и лечебный процесс в психиатрии. По сравнению с другими медицинскими специальностями, в клиническую психиатрию намного сложнее внедрять результаты фундаментальных исследований, поскольку мозг человека является самой сложной структурой в известной нам вселенной, и раскрывает свои секреты медленно и небольшими порциями.
Allen Frances
Диагностическая система в медицине в идеале должна быть скорее механической, чем основанной на симптомах. Хотя попытки создать диагностические категории, которые базируются на специфических биологических механизмах, провалились, ряд новых данных свидетельствуют о том, что альтернативный механистический подход, основанный на психических механизмах, можно легко внедрить в психиатрию. Кроме того, он будет дополнять категориальные системы DSM и МКБ, которые широко критикуются.
Jim van Os1,2, Philippe Delespaul1, Johanna Wigman1, Inez Myin-Germeys1, Marieke Wichers1
Наблюдение за развитием детской психофармакологии на протяжении последних четырех десятилетий и преодоление череды вызовов, которые бросает данная область изучения – это чрезвычайный личный и профессиональный опыт.
Judith L. Rapoport
Подробный обзор Rapoport указывает на чрезмерное использование медикаментов при лечение детей в США, особенно при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и раздражительностью. Во многих других странах, напротив, применяется так мало препаратов, что дети не получают должной помощи, которая могла бы улучшить их состояние. Таким образом, недостаточное медикаментозное лечение, возможно, является еще большей глобальной проблемой, чем чрезмерное лечение.
Eric Taylor Institute of Psychiatry, King’s College London, London, UK
J. Rapoport представила точный и вдумчивый обзор истории и текущего состояния дел в педиатрической психофармакологии. В 1937 году Bradley опубликовал данные об использовании фенамина у детей с нарушениями поведения, и с этого момента началась история педиатрической психофармакологии. Однако, вплоть до конца 1970-ых годов, когда ситуация, наконец, начала изменяться, в США основным подходом при терапии детей и подростков являлась психоаналитически ориентированная психотерапия. Начиная с 2002 года, когда в свет вышло первое издание книги «Педиатрическая психофармакология» (Pediatric Psychopharmacology) и был основан новый журнал с одноименным названием (Journal of Pediatric Psychopharmacology), применение психоактивных препаратов в США у детей стало основой терапии, хотя и не приветствовалось в остальном мире, включая страны Европы, Южной Америки и других регионов.
James F. Leckman Child Study Center, Yale University, New Haven, CT 06520, USA
Детство и подростковый возраст – это периоды не только чрезвычайного биологического, психологического и социального роста, но и особенно высокой вероятности сбоев в «программе» здорового развития организма. Известный факт: более 50% всех психических заболеваний взрослых манифестирует в возрасте до 14 лет, а к 24 годам этот показатель достигает 75%. Более того, две трети дебютов психических расстройств в детском возрасте носят умеренную или тяжелую степень тяжести, при этом в большинстве случаев расстройства сохраняются во взрослой жизни. Эти  паттерны ясно отражают важность определения подходящего лечения психических расстройств как можно раньше, чтобы сохранить здоровое развитие индивида, уменьшить его страдания и сократить социальное бремя.
Christoph U. Correll1-3, Tobias Gerhard4,5, Mark Olfson6 1Zucker Hillside Hospital, Psychiatry Research, North Shore – Long Island Jewish Health System, Glen Oaks, NY, USA; 2Hofstra North Shore – LIJ School of Medicine, Hempstead, NY, USA; 3Feinstein Institute for Medical Research, North Shore – Long Island Jewish Health System, Glen Oaks, NY, USA; 4Department of Pharmacy Practice and Administration, Ernest Mario School of Pharmacy, Rutgers University, Piscataway, NJ, USA; 5Institute for Health, Health Care Policy and Aging Research, Rutgers University, New Brunswick, NJ, USA; 6New York State Psychiatric Institute/Department of Psychiatry, College of Physicians and Surgeons of Columbia University, New York, NY, USA
J. Rapoport в своем обзоре замечательно иллюстрирует прошлое и настоящее детской нейропсихофармакологии, весьма интересны ее рассуждения на тему будущего этой области. Большое внимание она уделяет обсуждению несоответствия – избыточности или недостаточности – объема назначений психотропных препаратов детям и подростками в сравнении с их реальной потребностью в лечении, а также отмечает связанные с этим последствия и диагностические противоречия. Хотелось бы развить тему этой дискуссии, уделив внимание рискам и возможностям детской нейропсихофрмакологии.
Celso Arango Hospital General Universitario Gregorio Maranon, IiSGM, CIBERSAM, Facultad de Medicina, Universidad Complutense, Madrid, Spain
Как указала J. Rapoport в своем остром комментарии, педиатрическая психофармакология в настоящее время находится на распутье между двумя «слишком» – «слишком много» и «слишком мало». Определенно, те возможности, которые сегодня доступны клиницистам, намного превосходят имевшиеся всего лишь 10 лет назад. Однако все ожидания прорыва в данной области разбиваются о понимание ограниченности пользы, которую можно наблюдать в рамках контролируемых исследований, и об осознание неизбежности возникновения множества вторичных нежелательных эффектов.
Francisco Xavier Castelanos Nathan Kline Institute for Psychiatric Research, Orangeburg, NY, USA; NYU Langone Medical Center, One Park Avenue, NY 10016, USA
Основное положение, с которым знакомит читателей J. Rapoport в своей статье, заключается в том, что применение медикаментов для лечения детей и подростков, страдающих психическими заболеваниями, в последнее время стало слишком одобряться, что способствовало развитию редукционистской психобиологии. Это явление может расцениваться как основная на сегодняшний день угроза самоидентичности детской и подростковой психиатрии. Настоящая статья сосредоточена на некоторых находках, свидетельствующих о том, что избыточное назначение психотропных препаратов детям и подросткам в разных странах имеет разные масштабы. Для лучшего понимания этих различий необходимы более детальные исследования.
Hans-Chrostoph Steinhausen Research Unit for Child and Adolescent Psychiatry, Psychiatric Hospital, Aalborg University, Mølleparkvej, 10, 9000 Aalborg, Denmark; Institute of Psychology, University of Basel, Switzerland; Department of Child and Adolescent Psychiatry, University of Zurich, Switzerland
Дети и подростки составляют почти треть мирового населения, и почти 90% из них проживает в странах с низким и средним доходом (СНСД), где они образуют до 50% населения. Существующие данные строго указывают на то, что детские психические расстройства встречаются в упомянутых различных культурах также часто, как и в развитых странах. Таким образом, большинство детей с психическими расстройствами проживают в СНСД.
Luis Augusto Rohde Hospital de Clίnicas de Porto Alegre, Federal University of Rio Grande do Sul, Porto Alegre, Rio Grande do Sul, Brazil
Со времен своего возникновения детская психофармакология является как предметом клинического интереса, так и источником споров. Опасения, касающиеся безопасности лекарственных препаратов, часто отодвигают на второй план постоянные попытки создать «чудо-таблетку» от психических расстройств. Однако по мере того как двойные слепые рандомизированные плацебо-контролируемые исследования стали нормой, детская психофармакология в определенном смысле достигла зрелости. Rapoport в своем обзоре рассматривает существующие практики, рассуждает о развитии и будущем детской психофармакологии. Но есть и другие важные вопросы, имеющие значение для клинической практики во всем мире, которые мы хотели бы кратко осветить.
Sandeep Grover, Natasha Kate Department of Psychiatry, Postgraduate Institute of Medical Education and Research, Chandigarch, India
Статья J. Rapoport представляет собой понятный, хорошо сбалансированный обзор детской психофармакологии за последние 40 лет. Несомненно, не только в США, но и во многих других странах мира, мы на сегодняшний момент видим чрезмерное диагностирование и лечение психических расстройств у детей и подростков. Некоторые авторы говорят о «драматическом увеличении применения психотропных препаратов у детей в последние годы».
Helmut Remschmidt Department of Child and Adolescent Psychiatry, Philipps University, Marburg, Germany Перевод: Боброва Н.А. Редактура: Буховец И.И.
Депрессивные и тревожные расстройства крайне распространены и ассоциируются со значительной нагрузкой на медицинские ресурсы, серьезным бременем заболевания, высокими экономическими потерями и существенным снижением качества жизни пациентов и их родственников. При лечении депрессивных и тревожных расстройств эффективны различные формы психотерапии и разные антидепрессанты. Несмотря на это неизвестно, одинаково ли эффективны данные методы при всех депрессивных и тревожных расстройствах.
Pim Cuijpers1-3, Marit Sijbrandij1,2, Sander L. Koole1,2, Gerhard Andersson4,5, Aartjan T. Beekman2,6, Charles F. Reynolds III7 l Department of Clinical Psychology, VU University Amsterdam, Van der Boechorststraat 1,1081 BT Amsterdam, The Netherlands; 2EMGO Institute for Health and Care Research, VU University and VU University Medical Center, Amsterdam, The Netherlands; 3Leuphana University, Lunebrug, Germany; 4Department of Behavioural Sciences and Learning, Swedish Institute for Disability Research, University of Linkoping, Sweden; 5Department of Clinical Neuroscience, Psychiatry Section, Karolinska Institutet, Stockholm, Sweden; 6Department of Psychiatry, VU University Medical Center, Amsterdam, The Netherlands; 7Department of Psychiatry, University of Pittsburgh School of Medicine, Pittsburgh, PA, USA Перевод: Сюняков Т.С. Редактура: Буховец И.И.
К сожалению, насилие над детьми является распространенной проблемой. В 2008 г. приблизительно 772 000 детей в США стали жертвами ненадлежащего обращения, при этом зарегистрировано 120 000 случаев физического и 70 000 случаев сексуального насилия. Распространенность физического насилия в течение жизни по данным Национального исследования коморбидности (National Comorbidity Survey) оценивается в 16,5 % (62,5 % отчетов были получены на женской популяции). В недавнем метаанализе исследований, проведенных на неклинических выборках, получены новые данные по распространенности сексуального насилия в течение жизни: 19,2 % среди и 7,9 % среди мужчин.
Jorge Lopez-Castroman1, Nadine Melhem2, Boris Birmaher2, Laurence Greenhill3, David Kolko2, Barbara Stanley3, Jamie Zelazny2, Beth Brodsky3, Rebeca Garcia-Nieto1, Ainsley K. Burke4, J. John Mann4, David A. Brent2, Maria A. Oquendo3,4 1 IIS-Fundacion Jimenez Diaz, Department of Psychiatry, CIBERSAM, Madrid, Spain (Испания); 2 Department of Psychiatry, Western Psychiatric Institute and Clinic, University of Pittsburgh Medical Center, Pittsburgh, PA, USA (США); 3 Department of Psychiatry, Columbia University/New York State Psychiatric Institute, New York, NY, USA (США); 4 Department of Neuroscience, Columbia University/New York State Psychiatric Institute, New York, NY, USA (США). Перевод: Алфимов П.В..
До настоящего времени большинство исследований стигматизации в психиатрии были сосредоточены на изучении общественного мнения о психических расстройствах и негативного отношения к психически больным людям как со стороны отдельных личностей, так и социальных групп. Среди факторов, влияющих на стигматизацию, был выделен ряд характеристик заболевания и пациентов, и предложены меры для борьбы со стигматизацией, то есть со стигматизирующим отношением и дискриминирующими действиями, как на уровне отдельных лиц, так и общества в целом. Однако за последнее десятилетие прогресс в исследовании процессов стигматизации переключил внимание со стигматизации обществом на субьективные переживания стигматизированных личностей. В исследованиях были получены межличностные показатели, которые могут усиливать или ослаблять влияние стигматизации на личность, а также внутриличностные характеристики, опосредующие влияние стигмы на исходы выздоровления.
Gabriel Gerlinger1, Marta Hauser2,3, Marc De Hert4, Kathleen Lacluyse4, Martien Wampers4, Christoph U. Correll2,5-7 l lnstitute of Medical Psychology, Charite Universitatsmedizin, Berlin, Germany; 2 Zucker Hillside Hospital, Psychiatry Research, North Shore – Long Islи Jewish Health System, Glen Oaks, New York, NY, USA; 3 Department of Psychiatry и Psychotherapy, Charite Universitatsmedizin, Berlin, Germany; 4 University Psychiatric Center campus Kortenberg, Catholic University Leuven, Kortenberg, Belgium; 5 Albert Einstein College of Medicine, Bronx, New York, NY, USA; 6 Hofstra North Shore LIJ School of Medicine, Hempstead, NY, USA; 7 Feinstein Institute for Medical Research, Manhasset, New York, NY, USA Перевод: Орлова М.А. Редактура: Алфимов П.В.
Общий принцип, неоднократно утверждавшийся в последние годы в сфере здравоохранения (например, 1,2), состоит в том, что исследовательские планы должны отражать потребности и ценности как людей, которые используют и оплачивают услуги здравоохранения, так и специалистов, работающих в соответствующих службах. Маловероятно, что этого можно добиться без прямого подключения представителей обеих категорий заинтересованных кругов к разработке таких планов.
Andrea Fiorillo1, Mario Luciano1, Valeria Del Vecchio1, Gaia Sampogna1, Carla Obradors-Tarrago2,3, Mario Maj1, on behalf of the ROAMER Consortium 1Отдел психиатрии, университет Неаполя, SUN, Неаполь, Италия; 2Centro de Investigacion Biomedica en Red de Salud Mental, CIBERSAM, Мадрид, Испания; 3Parc Sanitari Sant Joan de Deu, Sant Boi de Llobregat, Барселона, Испания Перевод: Курсаков А.А. Редактура: Буховец И.И.
В рамках рабочего плана ВПА 2008-2011 было решено изучить причины, препятствующие выбору медицинскими студентами карьеры в области психиатрии. Действительно, в течение последних трех десятилетий сообщается о трудностях привлечения медицинских студентов в психиатрию. Было показано, что в этом процессе участвует ряд факторов, которые можно скорректировать.
Dinesh Bhugra от имени руководящей группы (Kitty Farooq, Greg Lydall, Amit Malik и Rob Howard) Institute of Psychiatry, King's College London, De Crespigny Park, London SE5 8AF, UK Перевод: Орлова М.А. Редактура: Алфимов П.В.
ВПА проводит комплексную междисциплинарную программу, сочетающую в себе исследовательскую и образовательную части, самообучение и работу в команде. Ее основная цель – развитие профессионального взгляда у специалиста, выработка активной, созидательной, ответственной и этически корректной позиции в соответствии с трехлетним планом Ассоциации. Основное внимание  уделяется развитию обучающих программ в регионах, в частности,  в Латинской Америке, Азии, Африке и Восточной Европе с учетом индивидуальных возможностей на местах и тесным сотрудничеством с главами обществ и организаций регионов. Мы стараемся выявить наиболее значимые вопросы и темы для профессионалов и общественности. Кроме того, особый акцент делается на развитие образовательных сообществ с участием ведущих специалистов из разных областей психиатрии.
Egdard Belfort Секретарь ВПА по образованию Перевод: Войнова Н.А. Редактура: Орлова М.А.
С момента моего избрания в качестве ВПА секретаря по организации собраний во время 14 Всемирного конгресса по психиатрии в сентябре 2008 г., я имел возможность в течение 3 лет (2008-2011 гг.) работать под руководством профессора Марио Май. На протяжении этого периода научные мероприятия ВПА были проведены во всех 4 регионах и 18 зонах ВПА.
Tarek Okashsa Секретарь ВПА по организации собраний Перевод: Войнова Н.А. Редактура: Орлова М.А.
ВПА выступает в роли партнера Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по части разработки главы о психических расстройствах в 11 редакции Международной Классификации Болезней (МКБ), выпуск которой запланирован на 2015 год.
Umberto Volpe Department of Psychiatry, University of Naples SUN, Naples, Italy Перевод: Войнова Н.А. Редактура: Орлова М.А.