Телемедицина. Настоящее и будущее №04 2017

Акушерство и гинекология Женская консультация (газета для акушеров-гинекологов) - Телемедицина. Настоящее и будущее

Номера страниц в выпуске:18-19
Для цитированияСкрыть список
Телемедицина. Настоящее и будущее. Женская консультация. 2017; 04: 18-19
Телемедицина — направление, основанное на применении современных коммуникационных технологий для проведения консультаций и диагностики, а также обмена опытом между специалистами из разных городов. Она не относится к самостоятельным дисциплинам, а является вспомогательным средством для терапевтических и хирургических специальностей.

История развития телемедицины

В Австралии с начала XX века жители труднодоступных регионов использовали радиоаппаратуру для общения с врачами из национальной медицинской службы Royal Flying Doctor Service. В 1965 г. известнейший кардиохирург М. Де Бейки впервые провел межконтинентальную видеоконференцию, в рамках которой консультировал процесс имплантации искусственного сердца.
Термин «телемедицина» начал использоваться в обиходе с 1974 г., однако врачи приобрели богатый опыт проведения дистанционных консультаций гораздо раньше при помощи… телеграфа. С появлением электронных средств массовой коммуникации, в том числе Интернета, этот род деятельности перестал восприниматься как нечто фантастическое. Спустя 15 лет американская компания MedPhone Corporation запустила новый проект – первую интерактивную систему для удаленной диагностики и лечения больных, которым была необходима сердечная реанимация.
В настоящее время телемедицина стала неотъемлемой частью работы различных лечебных учреждений. Часто новые технологии применяются для работы с больными, находящимися у себя дома или на рабочем месте. Для этого созданы специальные программы, позволяющие прямо во время видеообщения консультировать пациентов. Благодаря телемедицине ранняя диагностика и лечение многих заболеваний вышли на принципиально иной уровень.

Телемедицина в России

В России телемедицина появилась немного позднее. Первые видеоконсультации были организованы сотрудниками Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии в 1995 г. Однако задолго до этого они передавали результаты электрокардиографического исследования в лечебные учреждения других городов.
В 1997 г. был запущен проект видеоконференций «Москва – регионы России», а спустя 2 года в Москве появилась своя корпоративная сеть, включившая 32 лечебно-профилактических учреждения. В 2001 г. российские телемедицинские сети стали частью мирового информационного пространства.

Современная телемедицина

Сегодня по всему миру создано свыше 250 телемедицинских проектов, которые принято делить на несколько категорий:
• клинические (самые распространенные);
• образовательные;
• информационные;
• аналитические.
Некоторые проекты имеют многоцелевую направленность. Около половины из них – телеобучение, 25% каналов информации используются для управления системой, а в 23% случаев телемедицина обслуживает людей, проживающих в труднодоступных регионах.

Направления современной телемедицины

Прямая трансляция хирургических операций – это наиболее важное направление телемедицины в плане обучения и обмена знаниями. Например, более опытный хирург удаленно может следить за выполнением операции молодым коллегой. Система позволяет транслировать изображение различных медицинских инструментов и приборов, а также передавать телеметрические данные о состоянии больного (частота пульса, давление и другие). Технологически трансляция картинки обеспечивается с помощью веб-камер.
Повышение квалификации врачей. Дистанционные семинары, веб-лекции позволяют максимально широко распространить опыт старших специалистов среди менее опытных коллег. Возможен обмен как теоретическими знаниями, так и практическими умениями – например, удаленное обучение проведению сложных операций.
Телемедицинские консультации пациентов. Это один из самых востребованных сервисов, позволяющий в режиме двусторонней связи или видеоконференции получить профессиональную консультацию специалиста по широкому кругу медицинских вопросов. Благодаря наличию аудиовизуального взаимодействия врач и больной могут обмениваться важными текстовыми и графическими сведениями. 
Домашняя телемедицина. Это направление дает возможность оказывать помощь амбулаторным больным, которым требуются регулярные обследования. Для этого используется специальное оборудование, способное собирать и передавать необходимую информацию о больном непосредственно из дома. К персональному компьютеру пациента подключаются приборы и датчики, предназначенные для сбора объективных данных о состоянии больного. Эти данные моментально передаются в телемедицинский центр для врачебного анализа.
Дистанционный биомониторинг – направление телемедицины, связанное с постоянным наблюдением и контролем за состоянием здоровья пациентов при помощи средств связи. Информация с устройств, следящих за различными биологическими параметрами организма, поступает непосредственно к врачу. Нередко этот метод используется для работы с пожилыми людьми, для которых самостоятельное проведение лечебных манипуляций, а также посещение поликлиники вызывает затруднения.
Мобильные телемедицинские комплексы. Для их работы используются современные высокопроизводительные компьютеры, способные подключаться к различному медицинскому оборудованию, а также к устройствам беспроводной связи. Как правило, такие комплексы используются на местах крупных аварий или стихийных бедствий.

Финансовый вопрос

В последнее время в мире все чаще и чаще происходят глобальные экономические потрясения, которые приводят к сокращению финансирования здравоохранения во многих странах, в том числе и в России. Следствие этого – снижение зарплат врачей высокой квалификации. Низкая оплата труда создает неблагоприятные условия для развития медицины.
Декан факультета биологической и медицинской физики ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт» Александр Мелерзанов считает, что телемедицинские технологии помогут в решении этого вопроса. Коммуникационные технологии облегчат доступ пациентов к общению со специалистами и использованию медицинских услуг. Врачам также будет проще общаться с пациентами, появится возможность полностью и без преград посвятить себя работе с пациентом. Будут значительно экономиться бюджетные средства, которые сейчас расходуются на аренду и обслуживание зданий поликлиник, на организационные и транспортные нужды.

Международный опыт

Однако явные преимущества новых технологий не гарантируют их легкое и быстрое внедрение в практику. В некоторых странах существуют лишь отдельные телемедицинские проекты, охватывающие конкретные территории или медицинские направления – работа проводится в тестовом режиме. Так, в перенаселенной Индии 40 центральных клиник поддерживают спутниковую связь с небольшими местными больницами и фельдшерскими пунктами в 205 отдаленных местностях. Это позволяет получить квалифицированную медицинскую помощь тысячам сельских жителей. В США зарегистрированы 35 организаций, занимающихся предоставлением удаленных медицинских услуг больным людям. Кроме того, в стране разработана нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере телемедицины.

Российская правовая база для телемедицины

На конференции стран БРИКС, проходившей в июле 2016 г. в Ханты-Мансийске, было подписано «Соглашение о создании международного телемедицинского сообщества стран БРИКС». Этот важный документ заложил фундамент для внедрения и распространения телемедицинских технологий на территориях стран-участниц. На рассмотрении в Госдуме Российской Федерации находятся два законопроекта, касающиеся новой отрасли здравоохранения.
Уже разработано три формата (модели) общения в системе телемедицины:
• Врач (средний медицинский персонал) – пациент.
• Врач – врач (или медицинский работник).
• Местная клиника (поликлиника, медицинский пункт) – центральные органы здравоохранения.

Прием врача в режиме онлайн

У многих людей с медицинским образованием уже есть опыт удаленного консультирования больных людей – родных или знакомых. Применение телемедицинских технологий на постоянной основе просто увеличит возможное количество таких консультаций. Кроме того, консультация и диагностика будут осуществляться не только на основании субъективных ощущений и жалоб пациента. В настоящее время доступны небольшие переносные диагностические приборы, показания которых можно передавать врачу при помощи средств коммуникации, и специалист сможет объективно оценить состояние больного. Применение таких технологий избавит, к примеру, людей-инвалидов от необходимости проводить регулярные обследования в поликлиниках. Для малоимущих слоев населения могут быть выделены устройства, необходимые для удаленного взаимодействия с врачом.

Профессиональный уровень

Подобные мероприятия позволят врачу сосредоточиться на больном человеке, контролировать курс лечения, а все организационные вопросы, включая сбор данных о пациенте, будут решать обученные медсестры. По сути, деятельность врача будет сводиться к грамотному управлению младшими сотрудниками и техническим персоналом, с которых, однако, будет снята ответственность за состояние здоровья пациента.
На этом уровне взаимодействия, скорее всего, возникнет проблема в организации обучения этой системе в медицинских учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Персоналу придется обучаться навыкам работы с мониторинговой и диагностической аппаратурой.

Все по закону

Напомним, что 19 июля 2017 г. Госдумой РФ в третьем чтении был принят закон о телемедицине, который легализует выписку электронных рецептов (в том числе на наркотические и психотропные лекарственные средства) и предоставляет возможность оказания врачебной помощи удаленно. Система связи предусматривает использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Электронные документы будут заверяться усиленными электронными подписями врачей. 
Закон вступает в силу с 1 января 2018 г. Телемедицина не отменяет необходимость очных встреч врачей с пациентами, но должна помочь разгрузить больницы от очередей. Некоторые действия в отношении пациентов врачи по-прежнему смогут выполнять только во время стандартного приема в больнице. В соответствии с принятыми изменениями в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», удаленная консультация пациента может проводиться в следующих целях:
• профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза;
• оценка эффективности назначенного лечения и медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
• принятие решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
Важно отметить, что вести очный и дистанционный прием может только один лечащий врач. Если человек заболел и хочет воспользоваться телемедицинскими технологиями, первичный прием все равно должен быть проведен очно, и только после непосредственного осмотра можно заменить повторные визиты пациента удаленной консультацией. 
Непосредственно телемедицинские услуги будут оказываться в порядке, установленном Минздравом России, а также в соответствии с принятыми стандартами оказания медицинской помощи, консультаций пациента медицинским работником с применением телемедицинских технологий, дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента лечащим врачом.
Удаленные медицинские услуги стали единым и мощным телемедицинским направлением, привычным и обыденным для медицинских работников. За успехи в развитии телемедицины стоит благодарить специалистов в области точных наук – программистов, специалистов по различным видам связи и коммуникаций. Проникновение новейших телекоммуникационных и информационных технологий во все отрасли медицины – редкий шанс превратить науку о болезнях и их лечении в науку о здоровье.
2018-01-10_16-14_Gen_Konsult4(2017)_low.pdf.jpg
Список исп. литературыСкрыть список
Количество просмотров: 34
Предыдущая статьяЭндометриоз: интересные факты