Диагностика функциональных запоров у детей

ЖКТ (желудочно-кишечный тракт) №02 2015 - Диагностика функциональных запоров у детей

Номера страниц в выпуске:1/12
Для цитированияСкрыть список
Диагностика функциональных запоров у детей. ЖКТ. 2015; 02: 1/12
Хронические запоры у детей чаще носят функциональный характер и связаны с нарушением моторики толстой кишки.
Основной функцией толстой кишки является формирование каловых масс и их эвакуация из организма. Нарушение нормальной работы одного или нескольких отделов толстой кишки способствует развитию запоров. При этом замедление транзита каловых масс по всей толстой кишке способствует развитию кологенных запоров, а затруднение опорожнения ректосигмоидного отдела толстой кишки – развитию проктогенных запоров. У детей чаще всего наблюдаются смешанные расстройства (кологенные и проктогенные).

r0.jpg
К функциональным нарушениям, сопровождающимся затрудненным актом дефекации у детей (Римские критерии III), относятся затруднение дефекации у новорожденных (дисхезия), функциональный запор у детей с рождения до 4 лет, а также синдром раздраженного кишечника и функциональный запор у детей от 4 до 18 лет.
Критерии диагностики функциональных запоров (G7). Наличие у детей с рождения до 4 лет в течение 1 мес двух или более следующих симптомов:
• 2 или менее дефекации в неделю;
• 1 или более эпизодов недержания в неделю;
• чрезмерная задержка стула в анамнезе;
• дефекации, сопровождающиеся болью и натуживанием в анамнезе;
• наличие большого количества каловых масс в прямой кишке;
• большой диаметр каловых масс в анамнезе.
Пик проявлений функциональных запоров приходится на период приобретения навыков туалета (между 2  и 4 годами). Как правило, основной причиной, побуждающей ребенка задерживать стул, является болезненная дефекация и как следствие – «боязнь горшка». 
Причиной развития функциональных запоров у детей старшего возраста могут быть вегетативные дисфункции. Кроме того, угнетение дефекационного рефлекса, наблюдающееся у стеснительных детей, также нередко способствует развитию запоров (привычные запоры). Они возникают чаще всего с началом посещения ребенком детских учреждений. Отказ от завтрака, утренняя спешка вызывают подавление желудочно-толстокишечного рефлекса, а сознательное подавление позывов на дефекацию способствует повышению порога возбудимости рецепторов прямой кишки. Впоследствии для возникновения позыва на дефекацию необходимо более плотное наполнение прямой кишки (проктогенные запоры). При функциональных запорах, как правило, наблюдаются гипермоторные нарушения толстой кишки, при этом на фоне усиленных антиперистальтических движений отмечаются спазмы отдельных участков толстой кишки, задерживающие надолго каловые массы в одном месте. Гипомоторные запоры встречаются сравнительно редко.
Критерии диагностики функциональных запоров у детей с 4 до 18 лет (H3a) совпадают с таковыми у детей до 4 лет. При этом симптомы должны наблюдаться по крайней мере 1 раз в неделю в течение по крайней мере 2 мес.
Критерии диагностики синдрома раздраженного кишечника (H2b). Боль или дискомфорт в животе, связанные с 2 или более признаками в течение по крайней мере 25% времени:
• уменьшаются или проходят после дефекации;
• начало симптомов ассоциируется с изменением частоты стула;
• начало симптомов ассоциируется с изменением характера стула.
Отсутствуют свидетельства воспалительных, анатомических, метаболических или неопластических изменений, объясняющих наличие симптомов.
Симптомы наблюдаются по крайней мере 1 раз в неделю в течение по крайней мере 2 мес.
Известно, что синдром раздраженного кишечника наблюдается чаще в подростковом периоде. При этом признаками, совокупность которых подтверждает диагноз синдрома раздраженного кишечника с запорами, являются: частота стула 2 раза и менее в неделю; плотный характер испражнений; напряжение и чувство неполного опорожнения; выделение слизи и вздутие живота.

Диагностическая тактика

t0.jpg
Обследование начинают с целенаправленного опроса (сбор анамнеза, жалоб) и осмотра пациента.
Из лабораторных методов исследования рекомендуется проведение клинических анализов крови, мочи и кала, биохимического анализа крови, микробиологического и паразитологичекого исследований кала.
Традиционные методы исследования: пальцевое исследование per rectum и исследование анального рефлекса. При пальцевом ректальном исследовании обращают внимание на диаметр прямой кишки, наличие патологических образований как внутри, так и в ее окружности, определяют тонус наружного сфинктера и его силу при волевом усилии. Немаловажное значение в детской проктологии имеет исследование анального рефлекса. При раздражении кожи и слизистой оболочки в области заднего прохода возникает тоническое сокращение мышц произвольного сфинктера. При проктологических заболеваниях рефлекс может быть в различной степени повышен или понижен. При функциональных запорах анальный рефлекс сохранен, даже у больных с недержанием кала.
Рентгенологическое исследование толстой кишки проводится с целью изучения ее анатомо-физиологического состояния, выявления органических поражений. Изучение пассажа контрастной массы позволяет выявить изменения размеров толстой кишки, ее эвакуаторную функцию. Рентгенологическая картина при запоре характеризуется гипо- или атоническими состояниями, стойкими спазмами, главным образом в зонах физиологических сфинктеров. Определяется длительная задержка (более 48 ч) контрастированного кала по всей толстой кишке или ее отделам. С целью ограничения лучевой нагрузки у детей в последние годы стало применяться ультразвуковое исследование толстой кишки. Этот метод позволяет с высокой точностью определить размеры просвета дистального отдела толстой кишки, толщину и послойное строение стенки, выраженность складчатости слизистой оболочки, нарушение гаустр, а также расположение и состояние зон непостоянных сфинктеров. Эндоскопические исследования (колоноскопия, ректороманоскопия) у детей с хроническими запорами проводятся с целью определения состояния слизистой оболочки толстой кишки, позволяют объективно оценить характер и протяженность патологического процесса. Наиболее объективным методом диагностики состояния слизистой оболочки кишки является гистологическое исследование. Гистологические исследования дополняются гистохимическим исследованием тканевой ацетилхолин-эстеразы в биоптатах, что дает возможность провести дифференцированную диагностику между функциональным мегаколоном и болезнью Гиршпрунга. Функциональные методы исследования имеют особое место и значение в оценке деятельности дистального отдела толстой кишки в норме и патологии. На современном этапе наряду с традиционными методами все чаще в клиническую практику внедряются разные тонометрические методы (сфинктерометрии, баллонометрии, манометрии, электромиографии и т.д.). Для того чтобы поставить правильный диагноз, требуется комплексное обследование ребенка, позволяющее исключить всевозможные заболевания, которые сопровождаются запорами.

По материалам журнала «Consilium Medicum»
Список исп. литературыСкрыть список
В избранное 0
Количество просмотров: 647
Предыдущая статьяВоспалительные заболевания кишечника: современные аспекты диагностики
Следующая статьяМетастатические (вторичные) опухоли поджелудочной железы