Современные возможности коррекции когнитивных нарушений и речевого развития у детей с ДЦП №06 2011

Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина - Современные возможности коррекции когнитивных нарушений и речевого развития у детей с ДЦП

Номера страниц в выпуске:40-42
Для цитированияСкрыть список
Н.Н.Вострых, А.А.Афонин, А.Н.Голота, А.Г.Черных, А.С.Тодорова, Е.А.Папшева . Современные возможности коррекции когнитивных нарушений и речевого развития у детей с ДЦП . Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2011; 6: 40-42
Резюме. Статья посвящена проблеме когнитивных и речевых дефектов у детей с ДЦП и необходимости их раннего выявления. Результаты говорят о целесообразности и безопасности применения Кортексина в комплексной терапии ДЦП.
Ключевые слова: ДЦП, когнитивные нарушения, Кортексин.

Modern opportunities of cognitive defects’ and speech development correction
of children with ICP

N.N.Vostryh, A.A.Afonin, A.N.Golota, A.G.Chernih, A.S.Todorova, E.A.Papsheva
Rostov-on-Don Research Institute of Obstetrics and Pediatrics of Ministry of Public Health and Social Development

Summary. The article deals with the problem of cognitive and speech defects of children with ICP and the demand of its early detection. The results telling about the demand and safety of using Cortexin in integrated treatment of ICP children are given in the article.
Key words: ICP, cognitive defects, Cortexin.


Детский церебральный паралич (ДЦП) уже давно отнесен к категории хронических и трудно излечимых заболеваний. Рост числа детей с неврологической патологией и значительные социальные последствия этого ставят ДЦП в ряд серьезных медико-социальных проблем. По данным разных авторов, в структуре детской инвалидности в России поражения нервной системы у детей составляют 60%, из них ДЦП – 24%, а заболеваемость ДЦП составляет от 1,9 до 3,1 случая на 1 тыс. детей. В странах Европы частота ДЦП – 2 случая на 1 тыс. живорожденных детей.
В определении ДЦП, принятом интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 г., отмечается, что это страдание обусловливается заболеванием головного мозга, поражающим те отделы, которые «ведают» движениями и положениями тела. Таким образом, речь идет о диффузном поражении головного мозга на ранних этапах его формирования, что может привести к сенсорным и речевым нарушениям, а также к нарушению познавательной деятельности у ребенка, страдающего ДЦП.
Трудности восстановительного обучения у детей с ДЦП объясняются как нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, так и сенсомоторными и речевыми расстройствами. Речевые расстройства наблюдаются у 70–80% детей с церебральными параличами. В генезе речевых расстройств при церебральных параличах наряду с повреждением определенных структур мозга большое значение имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов нервной системы, которые наиболее интенсивно развиваются после рождения, премоторно-лобной и теменно-височной коры большого мозга. В этой связи необходимость ранней диагностики признаков задержки развития ребенка совершенно очевидна.
Первичную диагностику проводят невропатологи, психологи, психиатры. Психологическое обследование заключается в изучении состояния умственных способностей, эмоционально-волевого развития и в выборе путей и методов коррекции.
Значимое место в восстановлении и коррекции когнитивных нарушений занимает медикаментозная терапия, сопряженная с использованием различных групп фармацевтических средств (сосудистых, ноотропных, нейрометаболических, аминокислотных, миорелаксантов, препаратов ботулотоксина, витаминных). При этом наибольший интерес представляют препараты комплексного действия, использование которых позволяет рассчитывать на эффекты сосудистой, нейропротекторной, ноотропной и метаболической направленности, не приводящие к лекарственной нагрузке. К таким средствам относится отечественный препарат Кортексин, одним из важнейших свойств которого является когнитивно-модулирующий эффект.
Цель исследования: оценка эффективности Кортексина в коррекции когнитивных нарушений и речевого развития у детей с ДЦП.

Материалы и методы
В исследование были включены 25 детей в возрасте от 1 до 3 лет, страдающих ДЦП: 14 детей со спастической диплегией, 7 – со спастической гемиплегией и 4 ребенка со спастическим тетрапарезом. Из них 10 девочек, 15 мальчиков. У всех детей отмечалась задержка психомоторного и речевого развития разной степени выраженности. Диагностика уровня сенсомоторного, познавательного, коммуникативного и эмоционального развития детей проводилась с помощью методики «Оценка психического развития детей 2–3 лет с ДЦП (Е.Ф.Архипова. МГОПУ им. М.А.Шолохова. М., 2006). Количественная оценка уровня сформированности умений и навыков ребенка проводилась по
15 шкалам с возможностью построения профиля развития, отражающего структуру дефекта ребенка, и планирования коррекционных мероприятий с опорой на относительно сохранные функции.
Первое обследование проводилось перед началом лечения, второе – через 6 мес, в течение которых было проведено 2 курса терапии. Все дети были разделены на 2 группы: 1-я группа – 10 детей получали базовую терапию; 2-я группа – 15 детей получали Кортексин. Кортексин назначался из расчета
0,5 мг/кг внутримышечно ежедневно однократно в течение 10 дней, а затем интраназально из того же расчета в 2 приема в течение 20 дней.

Результаты
После проведенного лечения Кортексином не зарегистрированы случаи ухудшения в неврологическом статусе у наблюдаемого контингента детей.
Анализ структуры дефекта при первом обследовании (до лечения) выявил (см. таблицу), что относительно сохранными параметрами развития при ДЦП являются контакт со взрослым (средний балл 2,6), слуховое восприятие (средний балл 2,9), понимание речи, уровень познавательной активности (средний балл 2,6), внимание и ведущая деятельность (средний балл 2,2 и 2,2), навыки самообслуживания (средний балл 2,4). Заметное отставание отмечалось в формировании навыков крупной и мелкой моторики, пространственных представлений, экспрессивной речи и средств общения.
После проведенного лечения Кортексином в основной группе детей наиболее заметные улучшения выявлены по параметрам: «средства общения», «понимание речи», «зрительное восприятие», «запас знаний», «пространственные представления» (см. рисунок).

Выводы
Таким образом, при использовании Кортексина в комплексном лечении детей с ДЦП отмечается выравнивание профиля развития (приближение показателей развития детей к уровню возрастной нормы), а также гармонизация отдельных параметров развития по отношению к другим, с сохранением относительной дефицитарности в параметрах крупной моторики, экспрессивной речи и пространственных функций, являющихся базовым дефектом при ДЦП, и вторичной незрелости средств общения и снижения запаса знаний по сравнению с возрастной нормой.


Сведения об авторах
Наталья Николаевна Вострых – канд. мед. наук, зав. отд-нием реабилитации ФГБУ РНИИАП
Александр Алексеевич Афонин – д-р мед. наук, проф., зам. дир. по научной работе ФГБУР НИИАП
Анна Николаевна Голота – психолог отд-ния реабилитации ФГБУ РНИИАП
Алевтина Геннадьевна Черных – канд. мед. наук, ст. науч. сотр. отд. педиатрии ФГБУ РНИИАП
Ася Сааковна Тодорова – невролог отд-ния реабилитации ФГБУ РНИИАП
Елена Александровна Папшева – мл. науч. сотр., отд. педиатрии ФГБУ РНИИАП
Список исп. литературыСкрыть список
1. Мензорова Н.В., Кузнецова Н.Л. Обоснование целесообразности коррекции вегетативных нарушений у детей с детским церебральным параличом. Cистемная интеграция в здравоохранении. 2009; 4: 22–8.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
3. Тохтиева Н.В. Компьютерная программа восстановления когнитивных нарушений у детей. Здравоохранение. 2009; 12.
4. Гузева В.И., Михайлов И.Б. Фармакотерапия нервных болезней у взрослых и детей. Руков. для врачей. СПб., 2002; с. 400.
5. Труфанова А.В. Детский церебральный паралич как проблема невропатологии и специальной педагогики. Челябинск: ЧГПУ, 2001: с. 12.
6. Кислякова Е.А. Особенности роста и развития больных ДЦП при проведении комплексной реабилитации. Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 2007; 5: 43–51.
Количество просмотров: 1039
Предыдущая статьяОценка эффективности, безопасности и переносимости препарата Ридонекс у больных параноидной шизофренией
Следующая статьяПсихические расстройства у лиц, злоупотребляющих алкоголем

Поделиться ссылкой на выделенное