Физическая реабилитация в общей системе социальной адаптации студентов с инвалидностью

Современные здоровьесберегающие технологии №01 2015 - Физическая реабилитация в общей системе социальной адаптации студентов с инвалидностью

Номера страниц в выпуске:23-30
Для цитированияСкрыть список
Э.В. Макарова. Физическая реабилитация в общей системе социальной адаптации студентов с инвалидностью. Современные здоровьесберегающие технологии. 2015; 01: 23-30
Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения эффективности программ социальной адаптации студентов с инвалидностью с помощью научно-обоснованного внедрения технологии и методологической структуры применения средств и методов физической реабилитации.
Ключевые слова: физическая реабилитация; адаптация; инвалидность; адаптивная физическая культура.

Постановка проблемы
. Более десяти процентов населения мира имеют ту или иную форму инвалидности. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями является
острой проблемой для всех без исключения мировых держав [6, 7]. Прогрессивные страны,
избравшие направление интегрированного цивилизованного общества, руководствуются
стратегической целью ‒ обеспечить полноценное участие людей с инвалидностью в обще-
ственной жизни. На современном этапе развития общества Российская Федерация руковод-
ствуется международными нормами права и проводит государственную политику в отноше-
нии лиц с инвалидностью в соответствии с общественно признанными стандартами, которых
придерживаются высокоразвитые цивилизованные страны.
Политика в отношении инвалидов в бывшем СССР имела длительную историю и
формировалась неравномерно с точки зрения ее идеологии, структуры и содержания [1, 7].
Государственная политика СССР была направлена на централизацию помощи инвалидам и
сформировала устойчивый стереотип «общества без инвалидов» с его психологическим ба-
рьером между инвалидами и другими людьми. Была создана сеть специализированных ин-
тернатов, учебных заведений, производств для инвалидов, которых тем самым изолировали
от всех других граждан, «изъяли» из социального общества. Политика в отношении инвали-
дов носила преимущественно компенсационный характер, когда меры сводились лишь к
предоставлению универсальных денежных выплат и услуг, и не ставилось задач по полно-
ценной инклюзии лиц с инвалидностью в общество. Следует отметить, что интеграция лиц с
ограниченными возможностями в общество, их социальная защита и поддержка является од-
ним из актуальных и приоритетных направлений политики каждой развитой страны мира в
социальной сфере, поскольку отношение к человеку с инвалидностью во многом является
показателем уровня цивилизованного демократического устройства государства.
Анализ последних публикаций по тематике статьи. Разработка и принятие целого
ряда законов в современной России ввели в действие новые схемы решения проблем инва-
лидности, направленные на создание условий, позволяющих лицам с ограниченными воз-
можностями эффективно реализовать права и свободы человека и гражданина и вести пол-
ноценный образ жизни в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями и
интересами. На протяжении последних лет Россия проводит последовательную политику пе-
рехода от медицинской к социальной модели инвалидности. Переориентация приоритетов в
отношении инвалидов способствует совершенствованию механизмов их социальной защиты,
в том числе возможности трудоустройства, обучения, пенсионного обеспечения, передвиже-
ния, общения, формирования ощущение собственного достоинства. Значительные изменения
потерпели подходы к образовательной сфере детей с инвалидностью [1, 2, 6]. Получение
надлежащего образования является важной составляющей человеческого развития и социа-
лизации. Эффективная адаптация и интеграция детей с нарушениями физического и (или)
умственного развития в общество невозможны без получения ими полноценного дошкольно-
го, школьного и внешкольного образования. Образование является не только важным факто-
ром успешной социализации, профессионализации, интеграции в социум лиц с ограничен-
ными возможностями, но и необходимым условием построения эффективных стратегий са-
мореализации молодежи. В этом аспекте интегрированная и инклюзивная образовательная
среда является оптимальной формой обеспечения молодежи с инвалидностью условиями для
самовыражения, самосовершенствования, самосозиданию и реализации равных прав и воз-
можностей, формирование ощущения личностной значимости и полноценности [1, 4, 6]. Од-
нако образовательный процесс у лиц с инвалидностью имеет свои особенности и существен-
ные проблемы, которые требуют немедленного решения.
Актуальность. Процесс адаптации каждого студента с ограниченными возможностя-
ми в процессе интеграции в образовательное пространство, в студенческую группу и, в то же
время, в социальную систему, сопровождается чрезмерной интенсификацией различных ор-
ганов и систем. Этот процесс является существенным испытанием для организма студента и
требует применения дополнительных мер, направленных на улучшение состояния здоровья,
оптимизацию (восстановление, компенсацию) физических способностей и функционального
состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и
адаптационных резервов. Исследования специалистов за последние десятилетия доказали
целесообразность и необходимость применения во время обучения студентов с инвалидно-
стью лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных мероприятий с диффе-
ренцированным применением различных видов реабилитации [3, 4, 5, 6, 9]. Отметив суще-
ственное научное и практическое значение рассмотренных работ отечественных и зарубеж-
ных ученых, целесообразно заметить, что проблемы формирования эффективной системы
медико-социального сопровождения студентов с инвалидностью во время непрерывного
процесса профессионального образования являются недостаточно исследованными в теоре-
тико-методологическом и практически-прикладном аспектах. Вне поля зрения исследовате-
лей остается определение концептуальных подходов и технологических решений, которые
касаются дифференцированного применения средств и методов физической реабилитации.
Актуальность указанной проблемы, ее важная социальная значимость для полноценной ин-
клюзии лиц с инвалидностью в общество обусловили выбор темы исследования и определи-
ли его цель и задачи.
Цель. Повысить эффективность программ социальной адаптации студентов с инва-
лидностью с помощью научно-обоснованного внедрения технологии и методологической
структуры применения средств и методов физической реабилитации.
Задачи.
1. Разработать программно-целевые подходы использования средств и методов
физической реабилитации во время обучения студентов со спастическими или вялыми
парезами с учетом особенностей структуры и функции биологических систем их организма,
психологического состояния и социально-бытовых условий.
2. Обосновать теоретические и практическо-прикладные аспекты дифференцированного
применения средств и методов физической реабилитации в общей структуре социальной
адаптации студентов с инвалидностью.
Организация и методы исследования. Использовались следующие методы исследо-
вания: анализ и обобщение сведений научной, методической и специальной литературы; со-
циологические методы (опросник САН, «SF-36 Health Status Survey»); педагогические (педа-
гогическое наблюдение, соматометрические, соматоскопические, физиометрические методы,
педагогическое тестирование, педагогический эксперимент); медико-биологические: ин-
струментальные (спирометрия, ЭКГ, гониометрия, ихнометрия, плантография, стабилогра-
фия), функциональные (ЭКГ стресс-тестирование на пороге индивидуальной толерантности
к физической нагрузке, шкала Эшфорда для определения тонуса мышц, шкала для определе-
ния силы мышц.
Результаты исследования. На основе определения уровня физического состояния
студентов со спастическими и вялыми парезами нами был теоретически обоснован алгоритм
применения средств и методов физической реабилитации. Негативные изменения, которые
наблюдаются во время обучения у студентов с инвалидностью, имеют характерные особен-
ности в разные его периоды, что обусловливает необходимость своевременного внесения
корректив в их индивидуальные программы реабилитации (ИПР) и дополнительного внедре-
ния программ, направленных на оптимизацию двигательной активности, коррекцию посту-
ральных и локомоторных нарушений. Эффективным мероприятием является дифференциро-
ванное применение отдельных средств и методов физической реабилитации. Программа фи-
зической реабилитации студентов с инвалидностью была составлена на весь период обуче-
ния. Целесообразным является выделение трех этапов. Адаптационно-оздоровительный этап
проводится в период обучения на 1 курсе и направлен на оптимизацию уровня функциональ-
ного состояния студентов с инвалидностью, повышение резистентности их организма к нега-
тивным внешним факторам. Этот этап является основой для последующих этапов ‒ коррек-
ционно-восстановительного во время обучения на 2 и 3 курсах и третьего этапа профессио-
нально-прикладной подготовки – период обучения на 4‒6 курсах. Учитывая особенности па-
тогенетических изменений, лечебно-оздоровительные и коррекционно-восстановительные
мероприятия среди лиц с последствиями спастических или периферических парезов должны
быть направлены на коррекцию и ликвидацию первичных и вторичных повреждений опор-
но-двигательного аппарата (ОДА) и нервных тканей. Анализ патогенетических изменений,
сформированных последствиями парезов, позволил выделить в отдельную группу первичные
повреждения ОДА, которые обусловлены дисбалансом мышечного тонуса. Для спастическо-
го (центрального) пареза характерна патологическая мышечная деятельность с постоянным
напряжением или спазмом, при вялом (периферическом) парезе мышца не получает необхо-
димых импульсов и движение практически отсутствует. Была разработана схема коррекци-
онно-восстановительных мероприятий, направленных на коррекцию первичных поврежде-
ний ОДА с применением следующих средств и методов физической реабилитации: ортопе-
дический режим, кинезитерапия, различные виды массажа, физиотерапия (рис. 1).
2016-08-26_17-54_szt 01_2015.pdf.jpg

Дисбаланс тонуса мышц со временем приводит к развитию вторичных нарушений
ОДА, а именно к формированию контрактуры суставов. Контрактура характеризуется устой-
чивым сокращением «средней физиологической» длины мышцы и формируется на разных
уровнях биологической организации человека: молекулярном, клеточном, тканевом, орган-
ном, и на уровне целостного организма. Одним из эффективных превентивных и лечебно-
коррекционных мероприятий при вторичных нарушениях ОДА является применение ортопе-
дического режима, активной и пассивной лечебной гимнастики, гидрокинезитерапии, заня-
тий с использованием тренажеров, использование преформированных и непреформованих
природных факторов, а также классического и точечного массажа. Без учета особенностей
патогенетических изменений, характерных для спастического или вялого паралича, а также
анатомо-физиологических изменений, обусловленных непосредственно характером первич-
ной патологии, эффекта не наблюдалось. Главным условием успешного результата – это со-
блюдение основных принципов коррекции контрактур, а именно: постепенного растяжения
«контрактурных» тканей с обязательным предварительным расслаблением мышц; укрепле-
ние мышц, растянутых вследствие контрактуры (мышцы-антагонисты); обеспечение безбо-
лезненности воздействий. В процессе коррекции учитывали, что при контрактурах суще-
ствуют функционально оптимальные положения суставов. На фоне развития контрактур со
временем появляются ортопедические нарушения и деформации в других частях ОДА: кифоз
и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих
и вывих бедер, эквино-варусная, эквино-вальгусная и плоско-вальгусная деформация стоп и
другие изменения. Указанные изменения требуют применения, специализированных инди-
видуально подобранных реабилитационных программ. Общая схема физической реабилита-
ции у студентов с центральными и периферическими парезами представлена на рисунке 2.
2016-08-26_17-54_szt 01_2015.pdf(2).jpg
2016-08-26_17-54_szt 01_2015.pdf(3).jpg
Общими задачами применения авторской программы физической реабилитации сту-
дентов с инвалидностью были:
‒ улучшение качества жизни, функционального состояния, развитие и совершенство-
вание физических качеств, повышение активности и участие их в современном обществе;
‒ оздоровление организма, повышение жизнедеятельности, восстановления работо-
способности после рабочего дня и недели;
‒ улучшение постуральной позы и локомоторного паттерна студентов со спастиче-
скими и вялыми парезами и параличами, обучение и воспитание умений, навыков и качеств,
необходимых для выполнения будущей профессиональной деятельности; воспитание мо-
рально-психических качеств, уверенности в своих силах, инициативности и изобретательно-
сти.

Выводы

1. Инвалидность является глобальной проблемой для всех стран мира, какую-либо
форму имеют больше одного миллиарда человек, что соответствует примерно 15%
населения, более четверти из них – дети. Анализ литературных источников свидетельствует,
что во время процесса культурно-исторического развития цивилизации в большинстве стран
наблюдается трансформация основ политики в отношении лиц с инвалидностью от форм
благотворительности и социальной защиты в их социальной реабилитации и инклюзии в
общество. На современном этапе происходит переход от медицинской к социальной модели
инвалидности.
2. За последние годы разработаны действенные механизмы социальной адаптации
лиц с инвалидностью, однако подходы относительно привлечения к процессу непрерывного
профессионального совершенствования и продуктивного труда остаются слабым звеном их
инклюзии в общество. Физические и психические нагрузки образовательного процесса
является суровым испытанием для организма студентов с инвалидностью, но вопросы их
медико-биологического сопровождения во время обучения остаются вне поля зрения
современных исследователей. Особого внимания требует разработка, и внедрение
действенной системы эффективных мер, направленных на преодоление и коррекцию
проявлений нарушений структуры и функции организма студента с инвалидностью,
психологических ограничений их жизнедеятельности и социальной недостаточности.
3. Особенности изменений физического развития и физической подготовленности,
функционального состояния организма студентов со спастическими или вялыми парезами,
особенно ОДА в зависимости от вида первичной патологии, является основой для
разработки дифференцированной программы физической реабилитации, которая рассчитана
на весь период обучения в ВУЗе, где первый этап (адаптационно-оздоровительный)
проводится в период обучения на 1 курсе и направлен на оптимизацию уровня здоровья
студентов с инвалидностью, адекватного развития адаптационных возможностей и
повышение резистентности их организма к негативным факторам, второй этап
(коррекционно-восстановительный) во время обучения на 2 и 3 курсах и третий этап
(профессионально-прикладной) – период обучения на 4‒6 курсах. В реабилитационной
программе должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм. Общее
воздействие направлено на оздоровление организма в целом, улучшения функциональной
активности органов и систем, развитие и закрепление моральных навыков и волевых качеств.
Специальная тренировка должна развивать функции, нарушенные в связи с первичной или
сопутствующей патологией, восстановить и усовершенствовать двигательные действия или
умения. Составляющие реабилитационных программ у студентов с инвалидностью должны
быть направлены на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для
выполнения типовых производственных операций избранной профессии.
4. Специальная тренировка обеспечивается технологией поэтапного
дифференцированного применения средств и методов физической реабилитации.
Целесообразно проведение трех взаимосвязанных этапов: мобилизации всех биологических
звеньев ОДА, коррекции патологических изменений и нарушений постуральной функции и
локомоторного паттерна, и стабилизации полученных положительных результатов в
положении максимальной коррекции. На каждом этапе необходимо определение объема и
интенсивности включения отдельных составляющих двигательной действия с целью
качественного формирования нового правильного двигательного стереотипа. Коррекционно-
восстановительные мероприятия у студентов со спастическими и вялыми парезами должны
быть направлены на ликвидацию первичных (тонус мышц) и вторичных нарушений
(контрактуры суставов, деформации костной ткани, координационные нарушения), с
дифференцированным применением ортопедического режима, кинезитерапии,
гидрокинезитерапии, различных видов массажа, физиотерапии.
5. На основе применения рекомендуемого комплекса критериев доказана
эффективность ИПР студентов с инвалидностью с целенаправленным применением средств
и методов физической реабилитации. Эффективность предложенных программ среди
студентов с последствиями спастических и вялых парезов достоверно подтверждено
улучшением качества жизни, нормализацией постуральных и локомоторных нарушений,
оптимизацией амплитуды подвижности в суставах улучшением осанки и движений.
Перспективы дальнейших исследований. Перспективы дальнейших исследований
направлены на разработку и внедрение эффективных дифференцированных программ физи-
ческой реабилитации для лиц с различными видами инвалидности.
Рhysical rehabilitation in the general system of social adaptation of students with disabilities

E.V. Makarova

Russian state agrarian University –

Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev

Abstract. The article is devoted to the problem of improving the efficiency of social adapta-tion of students with disabilities using evidence-based technology implementation and methodolog-ical framework of application of means and methods of physical rehabilitation.

Key words: physical rehabilitation; adaptation; disabilities; adaptive physical culture.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Макарова Элина Владимировна ‒ доктор наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, профессор кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К.А. Тимирязева, г.

Москва. E-mail: elina.makarova.2014@mail.ru

Makarova Elina Vladimirovna ‒ doctor of science in physical education and sport, associ-ate Professor, Professor of Department of physical culture, Russian state agrarian University – Moscow agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia. E-mail: elina.makarova.2014@mail.ru
Список исп. литературыСкрыть список
Давгуль Е.Г. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального
образования / В книге: Университет ХХI века: старые парадигмы и современные
вызовы. Материалы XVIII Всерос. науч.-практ. конф. – 2015. – С. 344-347.
2. Кириллов А.Н. Личностно-ориентированное обучение в адаптивной реабилитации
студентов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического
воспитания и спорта. – 2007. - №5. ‒ С. 213-216.
3. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В.Чешихина и др.; под ред. Т.В.Зозули. –
М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.
4. Лянной М.О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с
последствиями детского церебрального паралича а поздней резидуальной стадии :
автореф. дис. … канд. пед. наук / Московская государственная академия физической
культуры. – Малаховка, 2003.
5. Макарова Э.В., Копочинская Ю.В. Эффективность физической реабилитации
пациентов с постуральными и локомоторными нарушениями / Инновационные
технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации:
Материалы I Международной научно-практической (очно-заочной) конференции. Т. I.
– Орехово-Зуево: МГОГИ, 2015. – С. 109-117.
6. Макарова Э.В. Подходы к повышению эффективности процесса обучения и будущей
профессиональной деятельности студентов с инвалидностью / Физическое воспитание
студентов. – Харьков: ХООНОКУ-ХГАДИ. – 2012. - № 5. – С. 64-68.
7. Строгова Н.А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации
и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития. –
2012. - №2. – С.169-171.
8. Чешихина В. Реабилитационные технологии как средство повышения качества жизни
// Высшее образование в России. – 2006. - № 8. – С. 57-59.
9. Чешихина В.В. Организационно-педагогические основы адаптивного физического
воспитания и адаптивного спорта инвалидов с нарушением опорно-двигательного
аппарата : учебно-метод. пособие / В.В.Чешихина, О.Н.Никифорова. – М.: Изд-во
РГСУ, 2013. – 131 с.
Количество просмотров: 746
Предыдущая статьяИзучение и применения инновационных технологий в рамках образовательного кластера с учетом индекса здоровья студентов в кемеровском гсхи и влияния экологии на их здоровье
Следующая статьяКонтроль интегральной подготовленности баскетболистов на этапе предварительной базовой подготовки

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямой эфир