Современные здоровьесберегающие технологии №01 2016

Комплексный контроль подготовленности юных баскетболистов на этапе начальной подготовки

Номера страниц в выпуске:51-58
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы комплексного контроля баскетболистов на этапе начальной подготовки, в условиях ранней специализации, на примере первого года занятий мини-баскетболом. В ходе комплексного контроля выявлен уровень показателей физического здоровья, физического развития и физической подготовленности, который определялся по стандартным методикам у 60 детей 6-7 лет до и после первого года тренировок по мини-баскетболу по адаптированной программе ДЮСШ для более старшего возраста. Показатели, определенные в ходе констатирующего эксперимента, станут основой для разработкиэкспериментального внедрения технологии организации учебно-тренировочного процесса модели комплексного контроля в мини-баскетболе на первом году обучения.
Ключевые слова: комплексный контроль, этап начальной подготовки, ранняя специализация, мини-баскетбол, физическое здоровье, физическая подготовленность, физическое развитие

Актуальность исследования. В настоящее время одной из тенденций современного баскетбола является ранняя специализация, а именно уменьшение возраста начала занятий спортивными играми с 9-11 до 6-7 лет. Мини-баскетбол – это разновидность баскетбола,предназначенная для детей 6-12 лет. Условия и правила мини-баскетбола соответствуют особенностям физического развития детей дошкольного возраста и младших школьников. Мини-баскетбол способствует разностороннему развитию детского организма и овладению базовыми элементами игры [8, 9, 10]

В то же время, анализ научно-методической литературы свидетельствует о различных мнениях специалистов по поводу ранней специализации в спорте [7, 11, 12, 13]

Мониторинг групп ДЮСШ показал, что секции по мини-баскетболу существуют, иежегодно в крупных городах Украины к ним привлекается около 100 детей 6-7 лет. В результате анкетирования нами установлено, что тренерам сложно рационально спланировать нагрузку и содержание учебно-тренировочного процесса из-за отсутствия государственной учебной программы для данного контингента детей в Украине. Такая ситуация вынуждает тренеров к самостоятельно избранным подходам в планировании нагрузок, подборе средств и методов на первом году обучения мини-баскетболу и, в большинстве случаев, к адаптации программы для 8-9-летних детей, что нередко приводит к форсированию процесса подготовки, особенно, если не применять комплексный контроль

По мнению В.М. Платонова [6] в настоящее время комплексный контроль должен осуществляться с помощью педагогических, медико-биологических, физиологических и психологических методов. В основу направленного совершенствования системы контроля в командных спортивных играх положены общетеоретические принципы подготовки и управления тренировочным процессом. Важным фактором эффективной реализации системы контроля является обеспечение структурных взаимосвязей компонентов физической и психической нагрузки с кумулятивным эффектом адаптационных процессов у спортсменов, особенно у юных спортсменов на первом третьем этапах многолетней подготовки

Контролю видов подготовленности на разных этапах многолетней подготовки в баскетболе посвящены работы таких авторов, как: Л.Р. Айрапетьянц [1]; А.М.Власов[2];М.А.Годик [3] и многих других, однако проблема совершенствования контроля юных баскетболистов на этапе начальной подготовки на первом году обучения остается недостаточно изученной

Анализ научно-методической литературы так же свидетельствует о широком использовании тестов для отбора детей в секции по баскетболу на этапе начальной подготовки [4, 5], однако системы контроля, которая бы учитывала особенности тенденции к ранней специализации в командных спортивных играх не обнаружено

Вследствие выше перечисленного, возникает ряд проблем в контроле физического развития, физической подготовленности и физического здоровья детей, необходимость которого возрастает на первом году обучения. Поэтому данное направление научных исследований является актуальным

Цель исследования – осуществить комплексный контроль физического состояния юных баскетболистов на этапе начальной подготовки

Задачи исследования:Проанализировать состояние контроля в баскетболе на этапе начальной подготовки на основе научно-методической литературы. Определить уровень физической подготовленности, физического развития и физиче- ского здоровья детей 6-7 лет до и после первого года занятий мини-баскетболом

Организация и методы исследования.
В исследовании приняли участие 60 детей 6-7лет, 22 – девочки и 38 – мальчиков, которые начали заниматься в секции по мини-баскетболу в СДЮШОР №5 г. Днепропетровск, Украина. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и сети Интернет; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование, метод антропометрии; контроль физического здоровья по экспресс-оценке Апанасенко (1992); методы математической статистики

Результаты исследования. Первым этапом исследования являлось педагогическое тестирование физической подготовленности детей 6-7 лет до и после первого года занятий мини-баскетболом по адаптированной учебной программе, рассчитанной на детей 8-9 лет, сцелью выявления степени ее эффективности

Показатели физической подготовленности детей 6-7 лет до и после первого года занятий мини-баскетболом представлены в таблице 1

2016-08-29_22-58_szt 01_2016.PDF.jpg
2016-08-29_22-58_szt 01_2016.PDF(2).jpg
Сравнение результатов исследования до и после констатирующего эксперимента дает основание считать, что занятия мини-баскетболом в течение года приводят к изменениям физической подготовленности детей по показателям следующих тестов:- «челночный бег 3х10м. с оббеганием набивных мячей»: у 6-летних девочек и мальчиков показатели повысились до среднего уровня, у 7 летних – до среднего и выше среднего соответственно;«челночный бег 4х9 м.»: у 6-летних девочек – до среднего уровня, а у мальчиков – к уровню выше среднего; «прыжок в длину с места» – у 7-летних девочек и мальчиков произошло улучшение до уровня выше среднего; у 6-летних девочек показатель повысился до уровня выше средне- го; у мальчиков только до среднего; у 7-летних девочек – до среднего уровня

Так же нами был осуществлен контроль и проанализирован уровень физического здоровья по экспресс-оценке Апанасенко (1992) отдельно у детей 6 и 7 лет, в связи с тем, что за год в организме ребенка происходят значительные преобразования и шкала оценивания по уровням значительно отличается. Показатели физического здоровья представлены в таблице2

2016-08-29_22-59_szt 01_2016.PDF.jpg
В результате анализа показателей физического здоровья установлено, что после первого года тренировок по мини-баскетболу у мальчиков 6 лет уровень не улучшился, а наоборот снизился, о чем свидетельствует повышение процента детей с низким уровнем на 10,52%и соответствующее уменьшение на 10,52% мальчиков с уровнем ниже среднего. У девочек 6лет результаты физического здоровья незначительно повысились. 27,28% испытуемых из низкого уровня перешли на уровень ниже среднего

У семилетних мальчиков отмечаем увеличение процента детей с низким уровнем на5,56% и снижение процента детей с уровнем ниже среднего на 11,12%. Также появилисьмальчики с уровнем выше среднего – 5,56%. У девочек 7 лет процент исследуемых со средним уровнем здоровья повысился на 8,33%

Не смотря на отсутствие значительного улучшения общей оценки уровня физического здоровья, определяется улучшение по отдельным индексам, таким как: Жизненный индекс,индекс Робинсона, Кетле и Руфье

В результате проведения антропометрических исследований до и после первого года занятий мини-баскетболом мы определили, что показатели массы и длины тела детей 6 и 7лет соответствуют среднему и выше среднего уровням для контингента данного возраста

Выводы. Анализ действующей учебной программы для ДЮСШ в Украине свидетельствует об отсутствии учебного материала и контрольных нормативов для детей 6-7 лет

Проведенные исследования подтвердили недостаточную эффективность адаптированной учебной программы, рассчитанной на детей старшего возраста, на первом году занятий мини-баскетболом. В результате комплексного контроля мы определили, что прирост в показателях развития физических качеств был не значительным, особенно в таких тестах, как: «прыжок в длину с места», «прыжок в высоту с места» и «бег на 10 м». Полученные данные о состоянии физического здоровья свидетельствуют об общем, преимущественно, низком уровне у исследуемых и о медленной адаптации функциональных систем детей 6-7 лет к физическим нагрузкам в течение первого года занятий мини-баскетболом

Полученные нами результаты подтверждают мнение специалистов, что недостаточный уровень физического здоровья и физической подготовленности детей 6-7 лет связан не только с ухудшением экологических и социально-экономических условий жизни современного общества, но и с существенными недостатками в системе физического воспитания и спорта детей младшего школьного возраста, которая уже не отвечает современным требованиям

Установлено, что используемая в Украине система подготовки юных спортсменов на этапе начальной подготовки нуждается в совершенствовании путем разработки и экспериментальной апробации более рациональной технологии организации учебнотренировочного процесса и системы контроля в мини-баскетболе с учетом: возрастных особенностей детей 6-7 лет; сенситивных периодов развития физических качеств; корригирующих упражнений; научных исследований последнего десятилетия; пример ведущих баскетбольных стран; современные мировые тенденции развития мини-баскетбола

Перспективы дальнейших исследований заключаются в разработке и экспериментальной проверке технологии организации учебно-тренировочного процесса и системы контроля детей 6-7 лет на первом году занятий мини-баскетболом

COMPLEX CONTROL OF PREPAREDNESS OF YOUNG BASKETBALLPLAYERS ON THE STAGE OF INITIAL TRAINING
E.A. Mitova, V.N. OnishchenkoDnepropetrovsk state institute of physical culture and sports
Abstract. The article deals with the problems of complex control of basketball players at the stage of initial training in the conditions of early specialization on the example of the first year of mini-basketball trainings. In the course of complex control the level of indicators of physical health, physical development and physical conditioning was revealed, which was determined by standard methods among 60 children of 6-7 years old before and after the first year of mini-basketball training according to the adapted program of Children and Youth Sports School for older children. The indicators, which were found out in the ascertaining experiment, will be the basis for the development and experimental implementation of organization technology for teaching and training process and model of complex control in mini-basketball during the first year of training

Keywords: complex control, the stage of initial training, early specialization, mini-basketball, physical health, physical conditioning, physical development

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Митова Елена Александровна – кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, заведующая кафедрой спортивных игр Днепропетровского государственного института физической культуры и спорта, г. Днепропетровск, Украина. E-mail:elenamitova@mail.ruMitova Elena – candidate of science in physical education and sport, associate Professor, head of Department of sports of the Dnipropetrovsk state institute of physical culture and sports, Dnepropetrovsk, Ukraine. E-mail: elenamitova@mail.ruОнищенко Виола – аспирант Днепропетровского государственного института физической культуры и спорта, г. Днепропетровск, Украина. E-mail: elenamitova@mail.ruOnishchenko Viola – graduate student of the Dnepropetrovsk state institute of physical culture and sports, Dnepropetrovsk, Ukraine. E-mail: elenamitova@mail.ru УДК 378.172
Список исп. литературыСкрыть список
1. Айрапетьянц Л. Р. Педагогические основы планирования и контроля соревнова-
тельной и тренировочной деятельностив спортивных играх: дисс. … докт. пед. наук: спец.
13.00.04 / Айралетьянц Леонид Робертович – М. - 1991 – 369 с.
2. Власов А.М. Комплексный контроль физической подготовленности и морфофунк-
ционального состояния юных баскетболистов 12-15 лет автореф. дис… к. пед.наук: спец.
13.00.04 / А.М.Власов — М., 2004 – 24 с.
3. Годик М. А. Комплексный контроль в спортивных играх [Текст] / М. Л. Годик, А.
И. Скородумова. - М.: Советский спорт, - 2010 – 336 с.
4. Губа В.Г. Особенности отбора в баскетболе / В.Г. Губа, С.Г.Фомин, С.В.Чернов. – М.:
Физкультура и спорт, 2006. – 144 с.
5. Павлова Т.В. Комплексна оцінка здібностей дітей при відборі в ігрові види спорту
на етапі початкової підготовки: автореф. дис… на здобуття наук. ступеня к. наук з фіз. вих. і
спорту : спец. 24.00.01 / Т.В. Павлова; Нац. ун-т фіз. виховання і спорту України. — К.,
2011. — 20 с.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая
теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов – К.: Олимпийская литература, 2004.
806 с.
7. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практиче-
ское применение / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2013. – 624 с.
8. Buceta J.М. Basketball for Young players. Guidelines for coaches / J.M. Buceta, M.
Mondoni, A. Avakumovic, L. Killik. – Madrid: FIBA, 2000.-358 р.
9. Spencer M. Mini Basketball. A guide to teaching and coaching. Written and Compiled By
Martin Spencer / M. Spencer. - FIBA Mini-Basketball.–2011.–255 р.
10. Giorgio Gandolfi. NBA Coaches Playbook. Techniques, tactics, and teaching points.
/ Gandolfi Giorgio. – Human Kinetics. – 344 p.
11. http://www.psysports.ru/articles
12. http://www.sportmedicine.ru/news_science/early-sport-specialization.php
13.http://sportacadem.ru/nauka/events1/rannyaya_specializaciya_ne_garantiruet_uspeha_sport
smena_v_dalnejshej_karere/
Количество просмотров: 2389
Предыдущая статьяВлияние лечебной гимнастики по системе пилатеса на структурно-функциональное состояние костной ткани приостеопеническом синдроме у больных с остеохондрозом
Следующая статьяИнновационная деятельность преподавателякафедры физической культуры в процессе физическоговоспитания студентов гсгу
Прямой эфир